.
  

© Владимир Басун

Психология оценки, выбора партнера и формирования пар
(продолжение)

15.1. Социологический взгляд на любовные отношения

А теперь, перед тем как идти дальше, хотелось бы поговорить еще об одном диалектическом противоречии, бессменно причастном к любовным отношениям.

Некоторые познавшие жизнь гуманисты, утверждая, что любовь между полами не всегда связанна с сексуальным влечением, что она может быть платонической, при этом ехидно оговариваются, что такую бескорыстную любовь действительно можно испытывать к друзьям своего пола, к родителям, детям, животным, к Богу в конце концов. Но как могут так любить друг друга те, кого сама природа сделала классовыми врагами?!

Любовные отношения мужчины и женщины, с одной стороны, предполагают и содержат в себе принятие любимого человека во всей его индивидуальности и неповторимости, заботу о нем, признание его ценности, важности, восхищение его существованием и желание в любой ситуации быть рядом с ним. С другой же стороны, та бесконечно сопутствующая отношениям мелочная торговля, подробному анализу которой и посвящена, по большому счету, эта работа, может привести к непониманию, как вообще все эти вещи любовью называют. Не зря же говорится: в любви, как и на войне, правил не существует.

Так что же со всем этим делать?! Почему любовь одновременно открывает в человеке самые светлые и нежные чувства, толкает его на благородное безумство и иногда становится самым глубоким, сакральным, скажу даже смыслообразующим переживанием; и в то же время именно в отношениях полов проявляют себя такие присущие глубинной человеческой сущности качества, как эгоизм, мстительность, злая хитрость, склонность к обману и предательству, собственничество, тщеславие, жестокость. (Для удобства дальнейшего изложения предлагаю условно назвать первую составляющую любви ее светлой стороной, а вторую — теневой.)

Объяснить причину вышеописанного противоречия намного сложнее, чем согласиться с его существованием.

И самое ближнее, что пришло автору на ум, — это перевести противоречивый предмет любовных отношений в категории социологии. Они и помогут разобраться во всем этом.

Приглашаю за собой! (Читателей, хорошо владеющих терминологическим инструментарием социологии, прошу немного потерпеть ликбез.)

Для раскрытия мысли нам понадобится определение ряда терминов.

Итак,

Социальный Статус (Опорный материал позаимствован из учебника Кравченко А.И. «Основы социологии». М.2000.) — положение человека, которое он занимает в группе, ниша или место в ее социальной структуре. Различные Статусы функционально связаны друг с другом через систему прав и обязанностей, фиксированных социальными нормами.

Например, статус друга, мужа, бойфренда, любовника, ухажера, отвергаемого ухажера.

Социальная структура общества (группы, пары) — это совокупность функционально связанных между собой пустых (т.е. не заполненных людьми) статусов.

Социальная структура существует вне зависимости от того, какие люди ее заполняют. Люди, заполняющие статусы, могут меняться, но отношения статусов, обусловленные социальной структурой, неизменны. Социальную структуру образно можно сравнить с пчелиными сотами, состоящими из взаимосвязанных, но пустых ячеек-статусов. Устойчивость социальной структуры объясняется устойчивостью потребностей людей и общества.

Приведем пример: сложившаяся система разделения труда и обуславливающая социальное неравенство система неравного распределения ресурсов предполагает наличие функциональных отношений таких статусов, как начальник — подчиненный; богатый — бедный; работник умственного — физического труда; учитель — ученик; высокообразованный, квалифицированный специалист — необразованный разнорабочий. Причем очевидно, что перечисленные ниши-статусы могут занимать реальные люди. Кадры, занимающие эти ниши, могут меняться, однако сами абстрактные ниши-статусы исторически всегда переживут тех людей, которые их в какой-то момент занимают.

Или другой пример: обусловленная известным рядом потребностей структура отношений разнополых людей предполагает такие функциональные связки статусов, как муж – жена, любовник-любовница и пр. Совершенно очевидно, что кадры, заполняющие эти статусы, могут быть заменены, но абстрактная структура пары останется той же.

Итак, социальные статусы скреплены друг с другом социальными функциями. Социальные функции учителя — учить, а ученика — учиться; начальника — управлять и нести ответственность, а подчиненного — выполнять указания; мужа (в классике) — обеспечивать семью, а жены — хранить домашний очаг, ублажать суженого.

Прошу обратить особое внимание, что реализация социальных функций регламентируется не желаниями и надеждами людскими, а правами и обязанностями статусов!

Отношения людей — носителей социальных статусов, выполняющих свойственные данным статусам социальные функции, называются социальными отношениями.

Говоря иначе, специфика именно социальных отношений и взаимодействий состоит в том, что конкретный человек выступает в них в первую очередь не как человек, сам по себе, а как представитель социальной группы, носитель соответствующего статуса. И регламентируется содержание социальных отношений, прежде всего, соответствующими правами и обязанностями, а не личными симпатиями и антипатиями людей — носителей статусов.

Например, тюремный страж как человек может в душе с пониманием относиться к заключенному. Но социальные отношения этих двоих людей как носителей своих статусов, предполагающих соответствующие права и обязанности, будут состоять в том, что преступник будет сидеть, а тюремщик — его сторожить и контролировать. Мужчина в роли брата может с пониманием относиться к супружеской неверности своей сестры, а уже в роли мужа, не одобрять (мягко говоря) аналогичное поведение своей жены.

А теперь хочу обратить внимание на следующее.

Социальные статусы, будучи взаимосвязаны друг с другом, не взаимодействуют между собой. Между собой взаимодействуют живые люди — обладатели этих статусов. В социальные отношения вступают не абстрактные статусы, а их носители — конкретные люди.

Как бы жестко ни регламентировалось соответствующими нормами поведение людей в системе социальных отношений, люди все-таки остаются людьми и параллельно регламенту они вступают друг с другом в отношения межличностные, человеческие.

Итак, Межличностные отношения — это отношения людей вне социальных статусов и ролей. Основой и содержанием межличностных отношений являются восприятие и понимание человеком другого человека в совокупности его личных, индивидуальных качеств, без оглядки на его социальный статус и социальные функции.

Хотя общество (согласно своему устройству) побуждает людей к социальным отношениям, люди не теряют возможность видеть в других именно людей.

И человек в роли строго отца, отчитывающий другого человека, находящегося в роли его провинившегося сына (социальные отношения), может простить его и не скрывать свою любовь (межличностные отношения).

Зачем я все это привел здесь? Очень даже по делу!

А теперь отгадка: теневая сторона любви фатально и неизбежно проявляется в социальных отношениях, а ее светлая сторона рождается и проявляет себя в межличностных отношениях.

Десять минут молчания и раздумий…

Очень часто психологи, исследуя свой предмет — межличностные отношения — не могут правильно их понять, не увидев за ними отношения статусные, социальные (предмет социологии).

А ведь отношения в паре — это прежде всего социальные отношения, а на фоне последних межличностные отношения могут быть как хорошими, яркими, так и совсем никакими. Но классические диадные отношения разнополых партнеров прежде всего — социальные, а уж отношения межличностные (в них, диадных) — так сложатся, как получится. Партнеры выбирают друг друга по потребительским качествам, то есть интересуются прежде всего сексуально-брачным статусом индивида, а только после этого — им как человеком.

Да и можно их понять — не до жиру им, не до задушевных посиделок, когда надо решать важнейшую экзистенциальную проблему — проблему кадрового подбора на вакансию сексуально-брачного партнера. Причем если человеку нужен друг, чтоб душу кому открыть можно было, критерии выбора совсем другие, куда мягче и гуманнее. Отношения друзей не строятся на правах требования и обязанностях, а вот отношения любовные… ну, сами знаете!

Так что повторюсь: спорный это вопрос об адекватности применения к любовным отношениям эМ и Жо слова Любовь.

16Об оптовой и розничной торговле

В нашей работе мы уже неоднократно с различных сторон показали, что люди продают, продаются, покупают, выменивают себя, выставляясь на продажу в совокупности своих ликвидных качеств.

Вышеуказанный элемент межличностного бытия нашел свое отражение и в языке. Однако некоторые слова и выражения, подчеркивающие экономический аспект отношений (приведем пример: знать себе цену…, достоин…, моя дорогая…, ты меня ценишь?…, он тебя не стоит… и пр.) совершенно легально поселились в языке, приняты, часто используются и при этом никого не шокируют. А вот такие термины, как продаваться, торговать, покупать, обменивать, использовать, цена, сделка, доплата и пр. — почему-то, в применение к любовным отношениям, часто воспринимаются как оскорбительные.

Причем никаких качественных различий между первой и второй указанными здесь сериями слов и выражений нет. Просто выражения, перечисленные в первой серии, настолько часто и повседневно используются в отношении любовных дел, что люди привыкли к ним и даже не задумываются об их истинном значении.

А странно. По-моему, именно в этих речевых сгустках мысли наилучшим образом запечатлена суть предмета.

Для иллюстрации приведу небольшой словарик, в котором напротив имеющих хождение в нашем языке выражений будут стоять их интерпретация в терминах, понятных уже дожившим до этой главы уважаемым читателям.

Достоин  — соответствующе стоит, имеет не меньшую цену.

Ценить — признавать высокую цену, высоко оценивать.

Дорогая — я признаю, что стоишь ты дорого, субъективно высоко тебя оцениваю.

Он тебя не стоит — ты дороже.

Он не ценит меня — оплачивает ниже моей самооценки.

Ты меня не ценишь — другие готовы заплатить больше.

Они достойны друг друга — они равноценны, чаще равновысокоценны.

Никому я не нужен — либо я полный неликвид, либо, что вероятнее, я совсем не утруждаю себя рекламой.

Если я так быстро покажу ему свое взаимное желание, он подумает, что я дешевка — тариф на секс со мной стоит дороже среднего, да и зачем давать секс так, когда его можно продать?

Ну а продолжение можете придумать сами!

Итак, я утверждаю, что человек в процессе выбора партнера, полагаясь на мотивы личной выгоды, предлагает к продаже пользующиеся спросом противоположного пола собственные природные данные и приобретенные качества.

Человек в качестве потенциального полового партнера себя продает.

«Вы хоть понимаете, что вы несете? — вещал мне разъяренный моей дипломной работой МГУ-шный профессор. — Вы тут пишете, что самое интимное и дорогое в жизни человека является предметом торговли! Это что, по-вашему, все порядочные люди занимаются проституцией, что ли? Да за такие высказывания в позапрошлом веке вас бы любой порядочный джентльмен вызвал на дуэль и проткнул шпагой!»

А ведь это, кстати, хорошая идея — поговорить о проституции.

Если посмотреть в исторической перспективе, проституция всегда была неотъемлемо присуща любому обществу. Неформально о ней отзываются как о профессии, и к тому же как о профессии древней. Как бы общество ни относилось к этому явлению, какими бы жестокими мерами оно ни пресекалось, рынок тела был, есть и, поверьте мне, всегда будет.

Если говорить о юридической стороне дела, то, в зависимости от уровня демократизации государства или, если хотите, анархии, отношение к этому явлению проявлялось в диапазоне от взгляда сквозь пальцы до дикостей шариата. Кто-то считает, что пусть уж лучше доходы от проституции идут в государственную казну, чем в карман мафии. Кто-то полагает, что честный взгляд на явление и признание его существования законодательно неприемлемо в цивилизованном обществе.

Но сторонники различных точек зрения на правовой статус рассматриваемого нами социального феномена едины в одном: проституция безнравственна. Безнравственна — и все тут. Почему? Никто в этом сомневаться, думать об этом и дискутировать не станет. Разве непонятно, что тела мужчин и женщин, как и их души, являются предметом любовных и брачных отношений, которые покрыты в общественном сознании пеленой неприкосновенности, почти мистики. Взаимоотношения мужчины и женщины — это святая святых всего общественного и межличностного устройства. Это база, на которой строится счастье, создаются семьи — ячейки общества, воспроизводятся человеческие индивиды. И как можно к этому алтарю подпускать рынок? — недоумевают нормально воспитанные люди.

То, что влюбленные дарят друг другу в знак своей приверженности, нельзя продавать за деньги, да еще и кому попало.

Любовь, в том числе плотская, — это дар, а не товар.

А что, собственно говоря, делает проститутка? Пытается извлечь личную выгоду от продажи того своего качества, способности, ресурса, которым, во-первых, в изобилии обладает, а во-вторых — который пользуется в обществе, не буду скромничать, огромным спросом. Вот художник, например, продает свой талант, свои картины; певец — свой голос; строитель — свои умения и выносливость; учитель — свои знания, умение их передать и заинтересовать своим предметом. Спортсмен продает умение быстро и ловко двигать своим телом, грузчик продает силу своих мышц, мануальный терапевт — умение по нужной программе взаимодействовать с телом пациента.

Любая трудовая деятельность — всегда пример самопродажи. А люди творческих профессий вообще душу свою продают.

Каждый из существующих специалистов предлагает к продаже те таланты, умения, способности, которые востребованы обществом и из которых можно извлечь выгоду. В противном случае деятельность квалифицируется уже не как профессия, а как хобби. Большинство граждан трудоспособного возраста львиную долю своего времени тратит на продажу себя: продажу того, что они умеют, того, что у них хорошо получается.

А вот почему слесарь не зарабатывает себе на жизнь игрой на скрипке, научный работник — спортивными рекордами, врач — строительными работами?

На чем зиждется появившееся на заре цивилизации разделение труда? Конечно же, на том, что люди рождаются с различными задатками, в зависимости от направленности развивают в себе различные способности. Продавать всегда проще и выгодней ту часть своего тела, души, ума, которая у тебя лучше развита, больше способна, ярче выражена.

Вот наша проститутка и продает то… ну, вы сами знаете что. А что касается вреда для своего и чужого здоровья, то назовите мне профессию, которая этим не грешит. Любая профессия связана с риском, и не только для здоровья. Проститутка может заразить и заразиться, но это с тем же успехом может случиться и с врачом.

Только не говорите, что заразиться туберкулезом от какой-нибудь давно пережившей все показатели средней продолжительности жизни старушки в хосписе намного благородней и гуманней, чем подцепить хламидиоз в молодых и страстных объятиях на празднике жизни.

К чему клоню?

Да уж, по-моему, понятно, к чему.

Наворачивается самый адекватный для данной темы вопрос: в чем качественные различия между продажей проституткой себя на несколько часов (скажем по-другому — обменом возможности попользоваться собой на деньги) и продажей себя порядочной девушкой (или юношей) в порядке долгосрочного договора?

Если быть смелее, надо переформулировать вопрос: А есть ли вообще здесь качественные различия?

По-моему, только количественные.

Итак, посмотрим:

1. И проститутка, и порядочная девушка не подарят себя никому просто так.

Если порядочная девушка или проститутка подарили себя просто так — значит, они считали, что тот, кому они себя подарили, стоит не меньше их (т.е. уже не просто так).

2. И проститутка, и порядочная девушка не продадут себя значительно ниже тарифа.

Порядочная девушка не отдастся тому, кто ее не достоин! Например, какая-нибудь топ-модель, допустим Шифер Клава, не поменяет себя на простого смертного (согласится встречаться или выйдет замуж). Она прекрасно знает чего достойна (читайте — сколько долларов (в смысле миллионов долларов) она стоит).

3. И проститутки, и порядочные девушки оптом стоят дешевле.

Стоимость часа услуг проститутки всегда меньше, если заказываешь ее на ночь, чем, если заказываешь только на два часа.

Для того чтобы соблазнить порядочную девушку в первый день знакомства, не всегда бывает достаточно и самого дорогого ресторана. (Кстати, о птичках: бизнес дорогих кабаков строится, прежде всего, на быстром соблазнении дорогих дам.) Чтобы соблазнить ее за три недели, достаточно будет водить ее в кафе и кино. А если вы собираетесь прожить с ней много лет, вам достаточно будет поить ее дома чайком с сушками.

А почему такая разница?

Потому что в случае, если вы хотите пообщаться с ней час, а потом расстаться, то раз уж она не может рассчитывать заполучить вас, заинтересовать ее можно только доплатой. А в том случае, если у нее есть перспективы остаться с вами надолго, она уже в большей степени заинтересуется вами самим, т.е. вашими факторами самоценности.

Прошу обратить пристальное внимание на то, что рассчитывающая на долгие и серьезные отношения девушка не будет требовать с вас доплату только в том случае, если она воспринимает вас самих как ценность. А если вы для нее пустое место, то даже обещание жениться не поможет вам завоевать ее без серьезных вложений. В общем, чем дороже вы сами, тем меньше нужно доплачивать.

4. Ну и, в конце концов, факт продажи, то есть возмездной, корыстной передачи в пользование или в собственность себя, предполагающей получение взамен встречной ценности, человека, его отношения или имущества — очевиден как в случае продажи проституткой себя на ночь, так и в случае передачи нормальным гражданином (гражданкой) себя по долгосрочному договору мены.

Итак, количественная разница между продажей себя проституткой и нормальной любовной сделкой нормального человека состоит в том, что в первом случае проститутка продает себя в розницу (и поэтому дороже), а нормальная гражданка продает себя оптом, а уж совсем «порядочная девушка», которая готова отдаться только после государственной регистрации отношений, впаривает себя только самым крупным оптом, да и еще по принципу кота в мешке.

А враждебно общество и государство настроены против проституции, то есть розничной торговли ликвидным сексуальным товаром, видимо, потому, что она снимает напряженную необходимость заключать оптовые сделки.

А знаете, почему молодые и красивые не платят друг другу деньгами? Да потому, что платят они партнеру своей самоценностью. Интересно, отдала бы себя молодая красавица совершенно без доплаты уродливому старику? Конечно, нет! Ежели только в сказке про красавицу и чудовище. Но и то потому, что она знала что чудовище — это потенциальный добрый молодец.

Называть проституцию, как сейчас это принято, древнейшей профессией не совсем корректно. Возмездная продажа и корыстный обмен пользующегося популярностью женского тела имели в древнем мире не меньшее распространение, чем сейчас, только у истоков цивилизации проституция воспринималась еще не как профессия, а как неотъемлемая часть общественного уклада. Я имею в виду так называемую проституцию из гостеприимства (у нецивилизованных народов) и традиции священной проституции (у народов древнего Востока). По ходу развития цивилизации, по мере усиления тенденций расслоения общества и разделения труда проституция стала для кого-то ведущим занятием. Да и сами проститутки стали расслаиваться: от самых дешевых проституток-рабынь до дорогих (красивых, образованных) гетер (например, в Древней Греции).

Прошли века. Кто-то сегодня продает себя за стакан у Трех вокзалов в розницу, а кто-то (самые удавшиеся экземпляры) идет в так называемый модельный бизнес, смысл которого — отточить до совершенства внешние данные, полученные от природы нахаляву, и рекламировать себя самым наилучшим образом. Ну и продаются действительно хорошие модели, как правило, за целые состояния (и преимущественно оптом).

А теперь немного удивлю читателя выводами, которые хочу сделать из этой главы.

Такая нелицеприятная аналогия меж проститутками, людьми разных профессий и обычными строящими отношения женщинами (или мужчинами) рассмотрена вовсе не с целью дискредитировать последних, а, наоборот, с целью реабилитировать моральный облик и социальный статус проституток..

И еще интересная штука.

В обществе в одинаковой мере не уважают и проституток (которые дают всем попало за деньги), и шлюх (которые тоже всем попало, но так). Так что получается, эти женщины получают статус дна общества вовсе не из корысти. Ведь и те, кто за деньги, и те, кто бескорыстно, если называть вещи своими именами, — опущенные. С другой стороны, никто не посмотрит косо на тех кокетливых динамщиц, которые только дразнят. А причина тут в следующем. Как я писал выше, экзистенциальная задача самки — понравиться максимальному количеству самцов, но отдаться только лучшему, самому достойному, — короче, самцу-Альфе. Тому самому качественному, чье потомство тоже будет самым качественным.

Так что проституток не уважают не потому, что они продаются (продаются-то все), а потому, что подставляют передок недостойным особям, что создает риск загрязнения общества генетически неполноценным приплодом, что противоречит видовым эволюционным целям.

Резюме:

Итак, разница между продажей себя, скажем, порядочной девушкой и проституткой в том, что в первом случае речь идет об оптовой, а во втором — о розничной торговле. Не уважают не за то, что ты продаешься, а за то, что рискуешь размножиться от недостойного.

  

© В. Басун, 2003 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

Канал в Telegram: @PsyfactorOrg
 
.
   

© Copyright by Psyfactor 2001-2018.
© Полное или частичное использование материалов сайта допускается при наличии активной ссылки на Psyfactor.org. Использование материалов в off-line изданиях возможно только с разрешения администрации.
Контакты | Реклама на сайте | Статистика | Вход для авторов