.
  

7. Элементы стратегии миссионерской деятельности: механизмы и нормы их практической реализации

Глава из монографии Н.А. Трофимчука и М.П. Свищева «Экспансия» (М, 2000)

Право любого человека проповедовать свою религию, то есть заниматься миссионерской деятельностью, не подлежит обсуждению. Оно несомненно как с правовой, так и догматической точек зрения.

Действительно, Евангелие недвусмысленно повелевает своим последователям проводить такое служение в мире, а международные и государственные правовые акты по вопросам свободы совести (Россия здесь не является исключением) закрепляют это право как неотъемлемую часть религиозных свобод человека в демократическом обществе. Тем не менее, такой подход не предполагает отказа от критического анализа данной деятельности. При этом можно констатировать, что практика миссионерства в нашей религиоведческой литературе практически не исследовалась, хотя вполне очевидно, что за двадцать веков она могла сформироваться даже естественным образом. Вследствие изложенного, исходя из анализа соответствующей литературы и наблюдения за миссионерской практикой, мы попытаемся определить основополагающие принципы такой деятельности.

По подсчетам Джима Монтгомери — автора миссионерского проекта «Рассвет 2000», история христианства знает более 700 замыслов всемирной евангелизации, рассчитанных на реализацию только при жизни одного поколения. Осуществлялись они в разное время и в различных точках Земли, но их стратегия, методы решения поставленных задач на протяжении веков в общих чертах оставались неизменными. Добавлялись лишь новые возможности, которые предоставляла развивающаяся цивилизация, сохранялись же в неприкосновенности следующие элементы миссионерской стратегии: стратегические пункты, социальные группы, церковное строительство, финансы и общественная поддержка.

Важнейшей задачей миссионерской стратегии является определение на территории страны ключевых районов, где наиболее целесообразно вести деятельность. Как считается, идею ключевых пунктов и зон, позволяющих контролировать значительные участки пространства, привнесли в геополитику военно-стратегические теории. При этом задолго до ее теоретического оформления геополитиками миссионеры многие века строили свою работу, основывая ее на подобном принципе. Р. Адлер в своей книге «Миссионерские методы во времена апостола Павла и в наши дни», опираясь на опыт предшественников, выделил этот элемент как один из важнейших в миссионерской практике. По его мнению, еще апостол Павел основывал свои церкви в местах, являвшихся центрами мировой торговли. Эти населенные пункты были не только центрами определенной территории, но географическими точками внутри окружности, очерчивавшей еще более широкие области, которые «представляли нечто большее, чем самих себя, и всматривались в более широкие дали, чем провинциальный городишко, полностью погруженный в свои мелочные интересы». Это правило рекомендуется принимать не колеблясь, т.к. «оно является частью стратегического плана «наступления на всю страну». Сходные мысли находим и у известного американского миссиолога, профессора сравнительного религиоведения Южной баптистской теологической семинарии В.Карвера.

В глобальном масштабе для осуществления широкомасштабных миссионерских проектов выделяются целые страны или районы Земли. Если заглянуть в некоторые справочники миссионерских организаций, то можно встретить понятие «Окно 10-40». Так назван прямоугольник планеты между 10 и 40 градусами широты, протянувшийся от западного Атлантического побережья Африки через Средний Восток и Азию к Тихому океану. Эта территория является особой точкой приложения усилий христианских миссий и объявлена как крупнейшая в мире «молитвенная цель». Следует отметить, что геополитики давно неравнодушны к данному району Земли, который является ключевым с точки зрения категорий классической геополитики. Действительно, еще известный геополитик XIX в. А. Мэхэн в структуре мирового пространства выделял особую зону между 30 - 40-й параллелями — «зону конфликта», в которой неизбежно, вне зависимости от воли конкретных политиков, сталкиваются интересы империй. «Окно 10-40» почти полностью охватывает конфуцианскую и исламскую цивилизации, которые определяются как главные соперники Запада в XXI веке.

Важным элементом миссионерской стратегии является выделение определенных социальных групп и целенаправленная работа с ними. Такая миссионерская практика, как правило, официально не декларируется, но во многих конфессиях именно она последовательно реализуется и дает наиболее весомые и желаемые для организации результаты.

В настоящее время данная стратегия наиболее последовательно реализуется миссионерскими организациями, представляющими новые религиозные движения. Ярко иллюстрирует это деятельность Церкви Объединения, сформировавшей вокруг себя множество организаций, зачастую имеющих статус общественных, деятельность которых направлена на определенные социальные группы, занимающие значимое положение в обществе. Оценка их возможной роли для достижения известных целей привела также и многие традиционные конфессии к созданию разнообразных организаций типа «Христианское студенческое движение» и т. п. Та же самая идея заложена в основание почти всех просветительских миссий. При этом миссиологи следующим образом объясняют столь серьезное внимание к работе с конкретными социальными группами. Христианские общины начинают активно влиять на общество в том случае, когда в определенном сегменте общества возникает достаточно большое число их последователей или, как отмечает Д. Мак-Гавран, когда «христианская религия стала «нашей религией» для значительного сегмента внутри определенной культуры».

Р. Адлер, констатируя утвердившуюся практику целенаправленного воздействия миссий в стране пребывания на конкретные социальные группы, пишет: «Мы видели поразительный пример удивительных результатов, полученных путем разумного обращения к влиятельной группе лиц, о чем говорит история «Общества естественной опоры в Китае». Своим успехом движение во многом обязано тому, что учредители общества не теряли времени на проповедование среди грубых и консервативных сельских жителей, но предпочли заручиться поддержкой просвещенных и зажиточных чиновников». В то же время Д. Мак-Гавран, анализируя незначительные достижения некоторых церквей и миссий, указывает то, что они «завязли в областях с низким потенциалом». Кроме этого, миссиологи рекомендуют обращать особое внимание на социальные группы, принадлежащие к тем же языковым, культурным, географическим и экономическим группам, что и христиане. По их подсчетам, «около 40 миллионов китайцев, культурно близких христианам, могли бы легко оказаться под влиянием последних».

Следующая цитата достаточно ясно иллюстрирует далеко идущие цели миссионеров в работе с социальными группами. П. Джонстоун, рассматривая студентов мира в качестве особого объекта внимания миссий, следующим образом характеризует объем работы и перспективы: «Во всем мире 37 млн студентов в университетах и колледжах. Многие из них займут руководящие должности через 20 лет». Действительно, «наверное, не надо далее разъяснять,... на экономику какой страны будут сориентированы промышленность, сельское хозяйство и даже культура в сотне стран мира», подчеркивал в выступлении на парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ (1997г.) ректор Российского университета дружбы народов (ныне министр общего и профессионального образования РФ) В.М. Филиппов свою мысль о важности работы с иностранными студентами. Это направление он выделил «среди геополитических приоритетов во внешней политике любого развитого государства, стремящегося к активному сохранению и расширению зон своего экономического, политического и культурного влияния». По мнению ректора, мировая практика показала, что за этой проблемой «стоят важнейшие экономические и геополитические интересы государства». Очевидно, что из этой среды с годами в политику и бизнес будет приходить все больше людей, религиозно ориентированных, с соответствующими взглядами и установками на приоритеты международного сотрудничества.

Еще одним элементом миссионерской стратегии является стремление к увеличению количества религиозных общин. По мнению миссионеров, существует прямая связь между ростом числа прихожан и появлением новых церквей. Д. Монтгомери замечает по этому поводу: «Стратегия умножения церквей — это не просто удачная теория или теологическая доктрина. Это, прежде всего, наиболее верный путь обращения народов». По его убеждению, все программы и стратегии всемирной евангелизации должны быть направлены на то, чтобы в числе главных результатов и итогов миссионерской работы было основание новых церквей. Миссиолог Д. Хантер также весьма определенно высказывается по этой проблеме, акцентируя внимание на ожидаемых результатах не только религиозного характера: «Везде, где на протяжении последних девятнадцати с лишним столетий христианское движение делало акценты на воспитании учеников, происходили две вещи... Мы получали новых учеников и учреждали новые церкви, и одновременно росло наше влияние в обществе, и это влияние по сравнению с нашей численностью всегда было непропорционально велико. Когда же... число учеников и церквей увеличивалось медленно, вместе с этим мы не оказывали большого влияния на общество!».

Данная стратегия находит выражение в документах миссионерских конференций. Например, в январе 1989 года в Сингапуре прошел форум под общим наименованием «Международные консультации по всемирной Евангелизации — 2000». На его заседаниях обсуждались различные задачи миссионерского движения, в том числе необходимость неуклонного увеличения числа религиозных общин. Речь шла о создании 3,5 млн новых церквей в дополнение к 2,5 млн, уже имеющимся в мире. Все это помогает понять тактику корейских и американских миссионеров на Дальнем Востоке, которая определялась стремлением создать как можно большего числа (пусть даже малочисленных) общин, используя это как один из методов привлечения людей не только к вере, но и в определенную конфессию. В настоящее время данная стратегия настойчиво реализуется зарубежными миссионерами в Китае путем насаждения большого числа т.н. «домашних церквей».

Важнейшими составляющими успеха деятельности миссий являются финансы и общественная поддержка — элементы во многом взаимозависимые. Система финансов кардинальным образом влияет на отношения между миссией и теми, с кем она вступает в контакт. Например, практика государства, связанная с налоговыми льготами для церквей и их жертвователей, ставит деятельность миссий в прямую зависимость от экономического положения в стране и ее внутренних и внешнеполитических приоритетов. Так, экономический кризис 1997 года в Р. Корея повлек за собой сокращение финансирования и снижение числа посланных за рубеж миссионеров. Когда корейское общество переключило внимание на внутренние проблемы, в Дальневосточном регионе ощутимо снизилась активность корейских миссий. В 1998 — 1999 гг. из Хабаровского края на родину выехало около половины миссионеров корейской национальности.

Уровень общественной поддержки реализуемых миссией программ самым серьезным образом сказывается на ее финансовом состоянии. Как известно, общественные симпатии по большей части напрямую связаны с государственными интересами. Следовательно, задачи, решаемые миссиями, не могут радикально противоречить этим интересам. В свою очередь финансы миссий — это рычаг воздействия, позволяющий удерживать под своим влиянием созданные за рубежом церкви. К тому же, построив, например, здание, приобретя иную недвижимость, т.е. осуществив финансовые вложения, миссия не без основания считает, что обосновалась на данной территории прочно и теперь ее не так легко удалить отсюда. Это обстоятельство также позволяет апеллировать к правительству своей страны за поддержкой в случае возникновения угрозы существования миссии на том основании, что ее граждане и организации могут понести прямой экономический ущерб.

Организация сбора средств — очень важный элемент жизнедеятельности миссий. Во многом кампания по сбору пожертвований базируется на общественной поддержке и строится на психологических факторах. Как отметил О. Дж. Смит, основатель Народной церкви в Торонто: «Люди никогда не будут жертвовать бюджету. Им необходимо воодушевление». Главная задача церкви — доказать полезность и эффективность миссионерского проекта, отчитаться о правильном расходовании средств.

Принципы завоевания общественной поддержки, организации работы по сбору финансовой помощи для конкретных миссионерских проектов, отчетности по ним перед жертвователями представляют важную тему исследования, т.к. являются наиболее уязвимыми местами жизнедеятельности миссии. Знание особенностей в этих вопросах поможет государству или какой-то части общества определить эффективные приемы противодействия тем миссиям, которые в своей деятельности допускают противоправные действия. Вот пример. Большая часть финансовой поддержки для миссионеров поступает из средств, пожертвованных, как правило, членами зарубежных религиозных общин. В соответствующих случаях могут быть изысканы реальные основания для формирования у жертвователей убеждения в бесперспективности финансовой поддержки миссионерской работы в каком-либо регионе или стране из-за нецелевого использования денег конкретными исполнителями, уклонения их от налогов, нарушения моральных и нравственных норм и законов. Действительно, такие факты периодически обсуждаются в центральных и местных российских СМИ, но зарубежная общественность по большей части остается об этом в неведении. Потенциальны любые формы противодействия, основанные на дискредитации миссий в глазах общественности и, следовательно, ограничивающие базу для сбора пожертвований и их финансовые возможности.

По оценкам специалистов, наиболее эффективными способами религиозной пропаганды являются христианские радиопрограммы и кассеты, распространение литературы и организация заочных библейских курсов.

По данным миссиологов, в мире работает более 1,5 млрд радиоприемников, и почти каждый человек имеет к ним доступ. Многие церкви обязаны началом своей деятельности радиопередачам. Это также одно из немногих средств христианского миссионерского проникновения в закрытые для них страны. Более 13 крупнейших агентств участвует в международном вещании на 211 языках при объеме вещания 8,5 тыс. часов в неделю. По оценкам, приведенным на Международных консультациях по евангелизации мира в Сеуле в 1995 году, «менее чем за 10 лет число языков, на которых проводится вещание, выросло со 170 до 249. Ожидается, что в скором времени проповедь по радио охватит 97% мирового населения».

Распространение кассет — важное средство миссионерской работы и обучения. Действует большое количество международных агентств, занимающихся производством и распространением кассет. Наибольшего эффекта эта форма работы достигает среди народов, к которым по каким-либо причинам ограничен доступ миссионеров, среди малочисленных народностей, а также среди неграмотных. Крупнейшая организация, работающая в данном направлении, — сеть Global Recordings (GRn), объединяющая 21 национальное агентство. В настоящее время записи выпускаются на 4562 языках и диалектах.

Заметный рост числа христианских радиостанций, вещающих непосредственно на территории России, приходится на конец 80-х — начало 90-х гг. Как правило, они финансируются из-за рубежа. В качестве конкретного примера рассмотрим деятельность созданного в 1992 г. в г. Хабаровске филиала американской христианской международной миссии «Дальневосточное агентство христианского вещания» (Far East Broadcasting Company-FEBC). Филиал входит в русский отдел миссии. FEBC — одна из крупнейших христианских радиокомпаний в мире, с ежегодным оборотом более 112 млн долларов. Начиная с 1945 года, миссия ведет вещание более чем на 150 языках народов мира, 17 международных трансмиттеров FEBC расположены в четырех странах мира. В свою очередь Хабаровский филиал является штаб-квартирой Ассоциации христианского вещания (АХВ). В структуру АХВ на начало 2000 г. входят радиостанции и корреспондентские пункты в 10 городах России и Украины. Кроме непосредственного вещания в России, русский отдел FEBC и АХВ ведут ежедневные передачи со 100-киловаттного передатчика о. Сайпан (США), способного достигать любой точки территории РФ и стран СНГ.

Программы большинства христианских радиостанций в России носят светско-религиозный характер. Стратегия христианского радио, а именно сочетание светских и религиозных программ, состоит в расширении аудитории слушателей и пробуждении у них религиозного сознания. Хотя такое христианское вещание не имеет четко выраженной конфессиональной направленности и декларируется как внеконфессиональное, по своей сути оно в большинстве случаев является протестантским.

Литература играет важную роль в укреплении и распространении религии. Более половины всех евангельских христиан частично связывают свое обращение с христианской литературой. Кроме того, в западном обществе утвердилось представление о том, что христианская литература сыграла важную роль в «падении коммунизма», поэтому данная деятельность миссий находит там широкую общественную и материальную поддержку.

Распространением литературы наиболее успешно занимаются различные библейские общества. Существует более 120 национальных библейских обществ, которые осуществляют свою деятельность в 200 странах. Ввоз и распространение литературы зачастую осуществляется вопреки действующим в стране законам. За год библейские общества распространяют десятки миллионов Библий и других христианских изданий, что оказывает огромное духовное воздействие на людей и способствует увеличению количества религиозных общин во всем мире.

В России действует несколько Библейских обществ. В частности, своей активностью выделяется Библейская лига (The Bible League) — крупнейшая международная организация, издающая и распространяющая христианскую литературу. Филиалы Лиги имеются в Москве, Новосибирске, Хабаровске. По некоторым оценкам, благодаря ее деятельности в различных странах мира в среднем за год около 130 тысяч человек становятся членами церквей и создается более 800 новых религиозных общин. Миссия получила известность в мире в связи с организацией нелегальной доставки литературы в Китай. До 1997 года она имела несколько филиалов и издательскую базу в Гонконге.

Библейское образование является важной составной частью работы миссий. Западный стиль в организации семинарий и библейских колледжей для подготовки христиан на практике стоит больших денег. В связи с этим многие миссии организуют упрощенные формы обучения, например, программы TEE (экстенсивное богословское образование), которые ведут свое начало из Латинской Америки, где они появились как формы обучения пасторов, большую часть времени занятых в церкви. Программы быстро распространились по всему миру и превратились в учебные курсы, рассчитанные на все уровни, — от элементарных до присваивающих дипломы. Одна из известнейших миссий, осуществляющих обучение по методикам ТЕЕ, — Сенд Интернешнл (Send International), учебные материалы которой используются во всем мире.

В Хабаровске Сенд Интернешнл активно сотрудничает с церквами Евангельских христиан баптистов (ЕХБ). Совместно с «Южной баптистской конвенцией» миссия финансирует деятельность и курирует учебный процесс в открытом в 1994 г. Дальневосточном библейском колледже, региональном учебном заведении. Студенты — молодежь церквей ЕХБ Дальнего Востока.

Обращает на себя внимание один из результатов в деятельности названного учебного заведения. Дело в том, что под воздействием зарубежных миссионеров-преподавателей в процессе учебы меняется богословская ориентация некоторых верующих. Большинство членов церквей ЕХБ Дальнего Востока традиционно относятся к так называемым общим баптистам, американские же миссионеры представляют частных баптистов. Между ними существуют принципиальные догматические разногласия. По-разному, например, толкуется учение о предопределении и об оправдании верой. Частные баптисты разделяют кальвинистскую доктрину предопределения, согласно которой спасение обретает лишь часть людей, заранее к нему предопределенная Богом. Общие же утверждают, что смерть Иисуса Христа искупила грехи всех людей, а не только предопределенных к спасению, и дальнейшая их судьба зависит от их свободной воли. Доктринальная разница носит принципиальный характер, поскольку оказывает существенное влияние на миропонимание верующего. Чтобы глубже разобраться в последствиях такой мировоззренческой дифференциации, следует обратиться к работе М.Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». Здесь необходимо отметить, что такая переориентация скажется впоследствии на ментальности человека. Плохо это или хорошо — проблема отдельного исследования. Следует обратить внимание лишь на то, что традиционное баптистское вероучение в этом важном вопросе совпадает с православным.

На столь важные тенденции в формировании догматических установок баптистов обратили внимание участники духовно-назидательной конференции Евро-Азиатской федерации союза евангельских христиан- баптистов , прошедшей 2 мая 1997 г. в Кишиневе. В обращении к церквам ЕХБ конференция высказала следующую озабоченность: «... открытие границы, большое количество постоянно работающих западных миссионеров создали благоприятные условия для широкого проникновения в церкви ЕХБ различных форм либерального богословия. Наибольший риск для наших церквей представляют образовательные и издательские программы, проводимые зарубежными миссионерами. Помощь, оказываемая Западом в этих двух направлениях, через несколько лет скажется изменением богословской ориентации в церквах нашего братства». В подтверждение вышеприведенного вывода можно также привести мнение помощника председателя Союза церквей ЕХБ РФ Павла Болохова, который в феврале 1998 года в беседе с корреспондентом религиозного информационного агентства «Благовест» высказал опасение, что русскому баптизму угрожает кальвинизм: «Кальвинистская сотериологическая доктрина о Спасении (т.е. о невозможности его потери верующими в случае греховного образа жизни) проникает в евангельско-баптистские церкви России, традиционно придерживающиеся арминианства — учения о том, что Спасение, дарованное Иисусом Христом, верующие могут потерять». Если своевременно не предпринять конкретных решительных действий, то не исключено процветание кальвинизма в России, утверждает Болохов, добавляя при этом, что «именно так рассматривают и понимают ситуацию многие зарубежные миссии и организации, полагая, что это — вопрос времени». В связи с угрозой проникновения идей кальвинизма в поместные церкви российских баптистов некоторые лидеры общин Союза ЕХБ считают целесообразным создать в Москве при духовном центре специальную комиссию, которая приняла бы меры для защиты арминианского вероучения.

Продолжая рассматривать тему религиозного образования, выделим еще одну форму обучения — библейские заочные курсы (BCC). Относительное удобство, легкость в использовании почты в различных частях мира позволило с большой эффективностью использовать эту форму миссионерской деятельности. По оценкам миссиологов, ВСС оказывают сильное влияние на участников образовательного процесса в плане обращения или укрепления в христианской вере. Заметную роль ВСС сыграли в распространении христианства в Р. Корея. Около 400 тыс. жителей страны прошли через эту форму приобщения к христианской вере. По заверениям миссионеров, заочное обучение оказалось самым простым и удобным способом для привлечения последователей других религий, в частности мусульман. Есть сведения о 300 центрах, рассылающих курсы ВСС по переписке.

Следует обратить внимание на такую форму работы миссий как благотворительность. Хотя религиозный аспект филантропической деятельности, как правило, не декларируется, многие организации не скрывают, что «служение должно быть направлено на распространение Благой Вести среди тех, кому оказывается помощь, а также на основание церквей или... на их укрепление». Усилия религиозных организаций, направленные на проведение благотворительных акций, способствуют формированию в общественном сознании их позитивного имиджа и установлению взаимоотношений, в том числе с представителями властных структур. Последнее повышает авторитет религиозного объединения и вызывает большее доверие к нему у людей, с которыми оно контактирует. Вследствие этого многие религиозные группы начинают заявлять о себе прежде всего путем проведения акций благотворительного характера.

Например, миссия Сейфа (CEIFA Ministry International) из США попыталась развернуть широкомасштабную работу в Хабаровском крае как благотворительная организация, при этом проявила настойчивость в стремлении заключить договор с администрацией края. Религиозный аспект в своей деятельности представители миссии категорически отрицали. На первом этапе сотрудничества предлагалось доставлять только гуманитарные грузы и распределять их среди населения через государственные социальные службы. Для выяснения истинных мотивов и целей миссии потребовалось тщательно изучить документы, характеризующие ее деятельность. Их анализ показал, что главная, основная задача организации — распространение религии, проводимое одновременно с оказанием гуманитарной помощи. Уже перевод и расшифровка аббревиатуры C.E.I.F.A. — Christian Evangelism In Frontier Areas — Христианский Евангелизм в пограничных областях — достаточно ясно обрисовал ее задачи. В рекламных буклетах Сейфы, распространяемых в США, один из ее руководителей Дэвид Раньан отмечает, что эта организация является одновременно религиозной и гуманитарной: «Религиозный аспект заключается в следующем: мы хотим посредством физической помощи продемонстрировать любовь Иисуса Христа ко всему человечеству, а также дать людям возможность узнать, как принять Иисуса Христа как своего личного спасителя через Библию, христианскую литературу и личное свидетельство. Нашей целью не является призыв к какому-либо определенному вероучению или отказу от Русской Православной Церкви и других христианских организаций в России. Напротив, наша цель — привести людей Дальнего Востока России к Иисусу Христу с тем, чтобы в дальнейшем они могли стать прихожанами выбранной ими церкви». Документы бюро юридических услуг налогового управления г. Спрингфилда штата Иллинойс, где Сейфа состоит на учете с 1993 г., также свидетельствовали, что она зарегистрирована и действует исключительно с религиозными целями и освобождена от налогов штата.

В связи с изложенным обратим внимание на п.3 ст. 18 закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.), где говорится, что «Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций...». Однако государственные структуры, вступая в контакт и договорные отношения с подобными объединениями, зачастую поддерживают не столько их благотворительность, сколько становятся косвенными пособниками распространения религиозных взглядов, исповедуемых их членами или конфессиями, стоящими за ними. В подтверждение приведем пример из этого же ряда. Представители римско- католической церкви на Дальнем Востоке появились вслед за «Католической службой милосердия» (Catholik Relief Services — CRS) из США, организацией, завоевавшей известность реализацией совместно с администрацией края своих благотворительных проектов. Официальным спонсором CRS являлся Департамент сельского хозяйства, которому было поручено осуществлять программу гуманитарной помощи правительства Соединенных Штатов Дальнему Востоку. Формально «Католическая служба милосердия» не является религиозной организацией, однако в состав совета директоров входят влиятельные представители католической церкви и ее деятельность контролируется советом католических епископов США.

Вплотную к благотворительности по эффективности привлечения общественного внимания и симпатий примыкают медицинские миссии. Этот вид деятельности религиозных организаций был одним из главных в течение многих лет. Во многих регионах мира это был единственный способ, позволяющий миссионерам въехать в страну. Практика использования медицины в интересах миссионерской работы актуальна и в наши дни. В концепции развития региональных центров миссионерского взаимодействия, изложенной в одном из информационных бюллетеней ассоциации «Духовное Возрождение» задачей медицинского служения определяется — «основание новых церквей и евангелизация».

Существует ряд форм работы миссий с молодежью — студенческие миссии, миссии для детей, христианские лагеря. В частности, во многих городах РФ действует миссия «Христианские международные лагеря России» (ХМЛР), которая поддерживает тесные контакты с миссией ХМЛ США, совет ассоциаций которой имеет официального координатора в России. Согласно информации ХМЛР, в 1996 году более 7 тысяч детей в возрасте от 8 до 16 лет провели несколько недель в 57 христианских лагерях, организованных в 49 городах страны. В создании и деятельности лагерей принимали участие 292 протестантских религиозных объединения различной направленности. При этом, согласно статистике ХМЛР, в христианских лагерях в среднем 57% воспитанников были неверующие, а в некоторых эта цифра достигала 100%. Организаторы христианских лагерей зачастую обращаются за поддержкой в социальные структуры государственных органов. Полагаю, что христианские лагеря следует рассматривать как одно из направлений образовательной деятельности. С учетом реализуемых в них программ, которые по большей части носят религиозный характер, при взаимодействии с их представителями необходимо руководствоваться принципом обеспечения светского характера государственного образования, обусловленного Конституцией и статьями закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», которые объявляют создание и функционирование подобных заведений частным делом граждан.

В ряду методов работы миссий выделим ориентированные на использование национальных организаций. Миссионерская деятельность, осуществляемая под лозунгами религиозного ренессанса, нередко поощряет культурное и национальное возрождение этнических групп населения в стране пребывания миссионеров. На Дальнем Востоке РФ это нашло отражение в работе с немецкой, польской, корейской диаспорами, претворяясь в жизнь посредством создания или активизации деятельности уже существующих культурных центров и церквей, ориентированных на определенную национальную категорию граждан. В целях воспрепятствования естественным процессам ассимиляции национального меньшинства, особенно молодежи, миссионеры обучают их национальному языку, знакомят с культурой и искусством, и тем самым укрепляют религиозные, языковые и иные связи с родиной предков.

Можно отметить, что в последнее время наблюдается координация деятельности корейских национальных организаций и некоторых церквей, организованных миссионерами этой же национальности. В Хабаровске существует корейский национальный культурный центр «Единство», объединяющий определенную часть российских корейцев. Известно, что в Корее заинтересованы в возрастании влияния этого центра на всю корейскую диаспору. Возможность достижения этой цели видится в опоре на корейские церкви, что вполне обосновано, т.к. большинство российских граждан и лиц без гражданства этой национальности находятся под их влиянием. При финансовой поддержке различных христианских ассоциаций из Южной Кореи прихожане церквей Хабаровска, корейцы по национальности, систематически посещают Сеул. По утверждению корейских пасторов, правительство Республики Корея принимает участие в финансировании таких поездок.

Миссионеры провели большую работу по сплочению корейской диаспоры в крае. В частности, создано несколько профессиональных ассоциаций: корейской культуры, корейских врачей, бизнесменов, педагогов, женщин. Церкви, образованные пасторами из Республики Корея, стали местом концентрации российских граждан корейской национальности. В некоторых общинах их количество составляет от 30 до 50% от общего числа прихожан. Для них проводятся специальные богослужения на национальном языке без переводчиков. Практически все корейские пасторы организовали группы по изучению корейского языка. Обучающиеся школьники и студенты в результате специфической религиозной обработки, сопровождающей учебный процесс, в конечном итоге становятся прихожанами этих же церквей. Церковь «Полное Евангелие» организовала группы по изучению восточных единоборств. Тренерами являются корейские миссионеры. В тренировочный процесс включаются элементы религиозного культа.

Важнейшей целью работы миссий является проникновение в сферу образования, что вполне объяснимо с точки зрения возможностей этой системы по эффективному внедрению определенных ценностных ориентаций в умы детей, только начинающих вырабатывать свои жизненные принципы. Действующее законодательство РФ провозглашает светский характер системы государственного образования и ограничивает деятельность религиозных объединений в образовательных учреждениях. Вместе с тем, как показывает практика, существуют различные способы преодоления ограничений. В частности, российские вузы, направляя студентов в США по линии студенческого обмена, зачастую заключают договоры с учебными заведениями теологической направленности, где россияне помимо своего желания подвергаются религиозной обработке. В качестве примера можно привести Сан-Муновский университет в Республике Корея, с которым поддерживает контакты Хабаровский государственный технический университет или колледж Святого Кларка в США, с которым Хабаровский государственный педагогический университет осуществлял обмен преподавателями и студенческими работами.

Система школьного образования после 1991 привлекла внимание многих иностранных миссионерских центров. Ассоциация христианских школ: «Сострадание», «Дверь надежды», «Религиозные книги для России» — малый перечень западных христианских организаций, фондов и объединений, нашедших приют в наших школах. В период с 1991 по 1995 годы на средства и по программам подобных организаций было проведено более 50 региональных и федеральных образовательных конференций, в которых приняли участие свыше 25 тысяч учителей и руководителей образовательных учреждений. С декабря 1993 г. в соответствии с протоколом намерений между Министерством образования РФ и исполкомом христианского общественного проекта «КоМиссия» (США) в ряде регионов России, в том числе и на Дальнем Востоке (Хабаровский край, Амурская и Магаданская области), в учреждениях народного образования работали американские волонтеры указанной организации. Христианский общественный проект «КоМиссия» был создан в 1992 году в целях расширения российско-американского гуманитарного сотрудничества в области образования по инициативе ряда религиозных организаций США.

Факты подписания чиновниками подобного рода соглашений вызывают недоумение. Действительно, в случае с «КоМиссией» изначально, несмотря на декларации, главная цель деятельности организации была очевидна. Согласно данным, взятым из общедоступного справочника, CoMission-протестантская межконфессиональная организация, распространяющая свою деятельность на страны СНГ. «Они призывают христиан прийти в каждую из 120000 школ СНГ. Этот массовый «десант» поможет организовать семинары для школьных учителей, включая демонстрацию фильма «Иисус» и обучение учителей по новой программе «Христианская этика и нравственность». Еще в январе 1993 года популярный еженедельный американский журнал «Newsweek» следующим образом охарактеризовал деятельность «КоМиссии» в сфере образования в России: «60 американских миссионерских, просвещенческих и других евангельских организаций объединились под эгидой «КоМиссии»... Со своими, где-то 35 миллионами школьников, Россия представляет собой огромный рынок для предприимчивых американцев и, за отсутствием других, он достался им. По теории приезжающие американцы должны готовить учителей к преподаванию христианской этики, а не доктрины... Но фактически педагогические учебники «КоМиссии» почти ничего не говорят о нравственности... Вместо этого все в учебниках направлено на то, чтобы шаг за шагом привести учеников к «добровольному» принятию Иисуса «как Спасителя и Господа».

Международные миссионерские организации все большее внимание уделяют использованию телекоммуникационных спутниковых технологий и глобальных компьютерных сетей. Первое позволяет осуществлять вещание на огромные территории, второе является одним из трудно контролируемых каналов влияния. Так, в период принятия закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» по сети Интернет зарубежные миссии распространяли тенденциозную информацию о готовящемся законе, а также инициировали религиозных лидеров к массовым обращениям с протестами в правительство и к Президенту РФ. Популярный американский проповедник Б. Грэм осуществил несколько глобальных миссионерских акций с использованием спутниковых средств передачи информации, что позволило принимать его проповеди одновременно в нескольких десятках стран мира.

План осуществления проекта всемирной евангелизации известного харизматического проповедника М. Серулло основан на использовании спутников. В его рекламном проспекте акции, получившей название говорится, что «спутниковая технология превратила мир в маленькую общую деревню, где информация может передаваться со скоростью света из Саудовской Аравии в Бразилию или из Брюсселя в Нью-Йорк». Программа реализации проекта представлена следующим образом: «мир делится на 10 регионов, сходных по географическому положению, языку, культурному сходству и молитвенной направленности....мощные спутники будут осуществлять передачу на огромные территории. Наш первый громадный удар в этом мощном замысле будет направлен на регион Евразию. Территория, в прошлом доминированная коммунизмом, теперь будет... использована для провозглашения свободы от греха...».

Образование фонда «Эвен-Эзер» и его деятельность в восточных регионах России — наглядное подтверждение тезиса об использовании религиозных объединений и проводимой ими миссионерской деятельности в геополитических целях.

Фонд помощи «Эвен-Эзер» (Ebenezer Emergency Fund — EEF), что в переводе c иврита означает «камень помощи», основан швейцарцем Г. Шеллером. Центральный офис находится в Англии. Деятельность фонда носит международный характер, филиалы EEF имеются во многих странах мира. В России филиал зарегистрирован в 1996 г. в Хабаровске под наименованием «Общественный фонд экстренной помощи последователи Эвен-Эзера» и Новосибирске. Начало работы в РФ относится к 1991 году. В 1993 году из Одессы в Израиль был отправлен первый корабль с евреями-репатриантами. На сегодняшний день при содействии Всемирного еврейского агентства «Сохнут», Дальневосточное представительство которого действует в Хабаровске, перевезено более 14 тысяч российских граждан, в том числе из дальневосточного региона около 4000 человек.

Объявленные задачи фонда в России по большей части носят гуманитарный характер (помощь инвалидам, малообеспеченным пожилым людям), но в действительности являются лишь сопутствующими в масштабной деятельности по поддержке репатриации российских граждан в Израиль. Волонтеры фонда занимаются поиском евреев, желающих выехать из страны, помогают им в оформлении необходимых документов, покупке билетов, отправке вещей, размещении в гостинице и т.д. В Израиле клиентов EEF принимает Министерство абсорбции.

Власти Израиля, агентство «Сохнут» отказываются комментировать деятельность «Эвен-Эзер». Более того, на официальном уровне со стороны «Сохнут» к фонду демонстрируется неприязненное отношение. Но фактически они взаимодействуют между собой, вплоть до финансовой поддержки. Правительственные организации также доброжелательно относятся к «Эвен-Эзер». Это объясняется тем, что усилия фонда отвечают их планам по репатриации в страну еще не менее 4 млн евреев. Деятельность EEF получила одобрение Кнессета, однако его поддержка была обусловлена требованием: волонтеров обязали не проводить религиозной работы среди евреев. Данное ограничение неизменно исполняется фондом и оговаривается в контрактах работников. «Эвен-Эзер» входит в число организаций, на которые распространяются льготы правительства Израиля, связанные с репатриацией.

Официально программы фонда финансируются из добровольных пожертвований общественных организаций, граждан, верующих, миссий. Вместе с тем, по утверждению активистов фонда, хорошо информированных о принципах его деятельности, часть средств для нужд «Эвен-Эзер» поступает от еврейских организаций через посредство христианских, в частности через так называемых мессианских евреев. Многие богатые иудеи, не желая переезжать в Израиль, в знак солидарности с репатриантами финансируют EEF как структуру, оказывающую содействие этому процессу.

Фонд заявляет о себе как о внеденоминационной организации. В действительности к работе подключены и используются возможности христианских объединений, их личные контакты. Волонтеры, как правило, набираются в протестантских церквах. Консультанты из числа этой категории верующих есть во многих городах мира, в том числе и в России. Обращает на себя внимание использование в работе «Эвен-Эзер» в РФ членов пятидесятнических церквей харизматической направленности и сотрудничество с представителями организации «Сохнут».

Анализ деятельности EEF дает основания утверждать, что Израиль использует христианские харизматические церкви, находящиеся под влиянием шведского центра «Слово Жизни», для решения вопросов репатриации евреев. Отчетливо просматривается разносторонняя заинтересованность лидера центра — пастора У. Экмана, который инициировал «еврейское служение» и обосновал его догматически. В некоторой степени это была теологическая переориентация общепринятого христианского понимания роли иудеев в божьем плане спасения человека.

Действительно, ориентация харизматических общин, в том числе России, на содействие евреям в их стремлении вернуться на историческую родину инициировал У. Экман. Последний является пастором церкви «Слово Жизни» — одной из самых крупных в Швеции, основателем библейского центра «Слово Жизни» в Упсале. Экман — один из авторитетнейших харизматических лидеров в мире. Его центр в начале 90-х годов предпринял значительные усилия по распространению своего влияния в России. По некоторым оценкам, было инвестировано около 40 млн шведских крон в изготовление и доставку в РФ разнообразной христианской литературы и на иные мероприятия, которые содействовали распространению в среде христиан веры евангельской, т.е. пятидесятников, харизматических идей. Решающее значение для утверждения аналогичных церквей в Сибири и на Дальнем Востоке сыграла поездка в 1992 году шведских миссионеров — представителей центра «Слово Жизни» по маршруту Абакан — Хабаровск на арендованном агитпоезде, ранее принадлежавшем передвижному центру ЦК ВЛКСМ по работе с молодежью. В тот же период центр Экмана, не скупясь, финансировал поездки многих российских верующих в Упсалу, доставлял общинам гуманитарную помощь и вручал дорогостоящие подарки церквам, расположенным принять харизматические доктрины. За короткое время произошло усиление харизматического движения в российских общинах ХВЕ и вслед за этим последовали расколы во многих из них. Группы верующих во главе с пасторами, последователями данного движения, образовали собственные религиозные объединения.

Как уже говорилось, «еврейское служение» харизматиков было соответствующим образом аргументировано Экманом на догматическом уровне. Смысл теологических аргументов сводится к тому, что евреи должны собраться в Израиле, а обязанность христиан им в этом деятельно способствовать, что соответствует воле Бога. В отличие от более традиционных христианских конфессий, которые, основываясь на теории «замещения», пренебрегают выполнением этих библейских предписаний, харизматики сосредоточивают внимание на том, что Бог благословит тех из людей, которые окажут помощь израильтянам в возвращении.

Следует заметить, что в силу особенностей движения, влияние на харизматических верующих облегчается тем, что может ограничиваться небольшим кругом лиц — лидеров церкви или даже одним пастором. Объясняется это его особым статусом. Харизматический пастор в церкви, как правило, пользуется непререкаемым авторитетом, а руководство общиной строится на принципах единоначалия. Вследствие этого основная работа шведского центра была направлена на пасторов и служителей, находящихся под влиянием «Слово Жизни», и организована в двух центрах — национальном и международном. Последним является Упсала. В России центр харизматического движения — Абакан. В процессе обучения кроме прочего формируются мотивации еврейского служения.

Важным элементом воздействия на верующих являются посещения ими Израиля, начавшиеся по инициативе Экмана. Харизматические лидеры церквей из разных стран ежегодно совершают туристические поездки на «землю обетованную», где для них проводятся семинары, встречи, собрания. Так, в 1996 году в Иерусалиме состоялся семинар, на котором присутствовало около 800 пасторов и представителей харизматических церквей, в числе которых было 125 россиян. В июне 1997 г. там же при участии россиян прошел семинар, на котором были рассмотрены вопросы: «Современная ситуация в Израиле», «Библия о земле обетованной», программа «Операция Жаботинский в России», которая также направлена на содействие в репатриации. Следует отметить, что использование церквей в реализации программ фонда «Эвен-Эзер» официально не декларируется. После регистрации филиалы начинают действовать как бы независимо. Эта же программа заявлена для исполнения непосредственно центром Экмана при участии церквей «Слово Жизни».

Израильские власти уделяют большое внимание семинарам харизматиков. Так, в 1996 году перед участниками выступали представители правительства, мэр Иерусалима, советник двух президентов Х. Хервест, Б. Бегин — сын М. Бегина, а на концертах — ведущие артисты страны. 800 участников семинара совершили поездку в Хеврон. На семнадцати автобусах, в сопровождении двух БТР харизматические лидеры из многих стран практически провели политическую акцию. В Хевроне состоялся митинг. Перед христианами выступали иудеи — представители мэрии, которые, ссылаясь на Библию, доказывали историческое право израильтян на Хеврон, призывая на этом основании христиан оказать помощь евреям в их противостоянии арабскому давлению.

В России зарегистрировано 2 филиала EEF: в Новосибирске и Хабаровске. Район деятельности последнего охватывает восточную часть страны вплоть до Читы и Иркутска, где по вопросам своей деятельности фонд поддерживает контакты и имеет волонтеров в 60 религиозных общинах различных населенных пунктов. Руководители филиалов фонда в России периодически встречается с консулом Израиля по вопросам репатриации, поддерживают контакты с представителями «Сохнут».

Таким образом, вполне очевидно, что правительство Израиля при посредстве У. Экмана, церквей, созданных вследствие миссионерской деятельности шведского центра «Слово Жизни», фонда «Эвен-Эзер», использует христианское харизматическое движение для репатриации евреев. Равным образом в России происходит целенаправленное вовлечение верующих некоторых харизматических церквей в исполнение библейских пророчеств относительно Израиля для решения его геополитических задач.

Резюмируя сказанное, следует отметить, приведенные материалы и факты, характеризующие деятельность миссий, свидетельствуют о том, что осуществляемые ими программы евангелизации России должны стать предметом тщательного изучения со стороны не только научных религиоведческих центров, но и органов власти (в центре и на местах), ответственных за сохранение России как целостного, суверенного государства с присущими ее народам национально — культурными и духовно-религиозными традициями и ценностями.

««« Назад   Оглавление  

Канал в Telegram: @PsyfactorOrg
 
.
   

© Copyright by Psyfactor 2001-2018.
© Полное или частичное использование материалов сайта допускается при наличии активной ссылки на Psyfactor.org. Использование материалов в off-line изданиях возможно только с разрешения администрации.
Контакты | Реклама на сайте | Статистика | Вход для авторов