.
  

7. Послесловие

Глава из монографии Н.А. Трофимчука и М.П. Свищева «Экспансия» (М, 2000)

Масштабы миссионерской деятельности, ее успехи и неудачи в свете геополитики приобретают четкий смысл. Ее направленность и цели являются отражением геополитических помыслов государств и соответствующих структур. Миссионерская деятельность легко соотносится с системой глобальных интересов государств и, следовательно, расшифровывает их далеко идущие цели. В любом случае она всегда оказывается полезна для анализа и прогнозирования геополитических процессов в определенных странах или регионах.

Анализ работы миссий, особенно в плане отдаленных результатов, показывает, что своей деятельностью они формируют религиозно- политические лобби, характер которых сопряжен с религиозными особенностями. Так, деятельность западных миссионеров способствует созданию у определенной части россиян позитивного отношения к стране, пославшей миссионера, в том числе и на основе религиозных симпатий, что безусловно даст свои плоды в будущем. С годами в политику и бизнес будут приходить все больше людей религиозно ориентированных, с соответствующими взглядами и установками на приоритеты международного сотрудничества. По данному поводу очень точно заметил католический священник, автор книги «Бизнес и Евангелие», директор Института религии и общественной жизни (США) Ригерд Днеон Нейхауз заметил: «Часто трудно понять, где кончаются нравственные предписания и начинаются политические указания».

В свою очередь нашим политикам следует иметь в виду, что вполне реально сформировать на религиозной основе пророссийское лобби, особенно в странах ближнего зарубежья, ориентирующегося на Русскую Православную церковь, которая наследует линию «Москва — третий Рим». Оно несомненно будет нацелено на более тесное сближение и развитие сотрудничества с Москвой. В контексте решения этой задачи государству следует изыскать формы и методы для более решительной защиты интересов РПЦ, прежде всего в ближнем зарубежье, противодействовать целенаправленной деятельности некоторых государств по снижению ее авторитета или вытеснению с территорий традиционного влияния.

Необходимым условием активного интегрирования России в систему АТР является привлечение в Дальневосточный регион иностранного капитала. Процесс формирования благоприятных условий для осуществления инвестиций потребует создания для этих стран не только экономических, но и политических условий. В последних придется учесть, что в большинстве стран АТР велико влияние различных религиозных организаций как на общество в целом, так и на политические системы этих государств. Вследствие этого судьба зарубежных миссионеров может стать одним из тех острых моментов, которые будут влиять на позиции иностранных государств в вопросе о сотрудничестве.

При исследовании рассматриваемой проблемы становится достаточно очевидным тот факт, что для одних стран использование отдельных элементов геополитики, в том числе и миссионерской деятельности, является средством реализации и закрепления их социокультурных преимуществ, для других они могут, или даже должны, стать орудие компенсации своих слабостей. При этом, когда мы говорим о каких-то элементах геополитики, следует констатировать, что неизученным является вопрос, каково соотношение между ее сильными — экономическими, военно-политическими и тонкими — социокультурными, например, религиозными и конфессиональными составляющими. Как, взаимодействуя, образуют они единое геополитическое поле, скрепляющее вместе различные этносы и регионы. Данная формулировка вопроса вызвана тем, что геополитические сдвиги, влекущие кардинальные изменения, иногда происходят значительно раньше военно-политических, в результате не явного действия слабых составляющих. Действительно, в настоящее время в некоторых регионах России в результате постепенной религиозной переориентации определенной части населения происходят скрытые социокультурные сдвиги, нарушающие единство геополитического поля, каким является русский этнос. В то же время следует иметь в виду, что единство между религиозно-идентичными территориями и народами может носить выраженный и долгосрочный характер даже не будучи подкрепленным теми или иными официальными соглашениями.

Несомненно, что проблемой геополитического порядка является то, что Дальний Восток в настоящее время испытывает определенное давление протестантизма, усиленное культурным влиянием Западной цивилизации. В миссионерской деятельности это давление приняло довольно агрессивную форму. В итоге речь идет о насаждении индивидуалистской культуры, чуждой некоторым высшим коллективным ценностям, присущим российской ментальности и религиозной традиции.

Рассматривая меры возможного противодействия деструктивным процессам, напрямую связанным с данной проблемой, необходимо обратить внимание на следующее. В сфере межрелигиозных отношений, также как междукультурного обмена, действуют законы неэквивалентного обмена, когда одна сторона — донор, как правило, пользуясь слабостью партнера, осуществляет экспансию определенных норм ценностей, а другая — реципиент, больше впитывает чужие ценности, чем предъявляет свои . Например, на современном этапе своего развития Дальний Восток России как религиозная культура представляет из себя реципиента. Как показывает история, культура — донор, как правило, ратует за политику «открытых пространств», тогда как представитель второй разновидности, стремясь сохранить культурно-религиозную самобытность, нередко вынужден компенсировать свою слабость протекционистскими манерами, идеологическим контролем, более закрытым типом общественной организации. В настоящее время Россия испытывает на себе эффекты деморализации при полной открытости контактам с Запада. Мы сможем сохранить и защитить свою идентичность во взаимоотношениях с культурой-донором, только прибегнув к тактике избирательного социокультурного протекционизма. В отношениях с Западом Россия должна всячески подчеркивать свою цивилизационную особенность и защищаться с помощью особого рода «социокультурных фильтров», прозрачных для информации, касающейся новых технологий, но не прозрачных или полупрозрачных для информации, способной напрямую воздействовать на систему, основанную на традиционных религиозных ценностях и в целом на всю аксиологическую сферу. Сегодня последняя у нас меняется под воздействием извне значительно быстрее, чем технологии. Более того, информационное воздействие на сознание наших граждан различными миссиями, центрами, фондами осуществляется непосредственно с территории нашей страны, а не из-за рубежа, как это было при СССР.

В качестве примера успешного внедрения Россией защитного «социокультурного фильтра» можно привести принятие в 1997 г., несмотря на противодействие Запада, Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Предыдущий Закон РФ 1990 г. полностью отстранил государство от контроля за характером религиозных процессов в стране. Как справедливо отметил А.Е. Себенцов в своем комментарии к новому закону, «... полная открытость России для обмена духовными ценностями оказалась за пределами разумного, открыла путь для духовной агрессии» . Переосмысление роли религии в социально-политических процессах привело общество не только к осознанию, но и конкретным шагам в этой области, направленным на защиту российских национальных интересов, как они понимаются подавляющим большинством граждан нашего общества. Данный критерий должен стать определяющим в подходе к решению вопросов, возникающих при взаимодействии политики и религии или их составляющих. Гражданскому обществу, к которому мы стремимся, не претят мировоззренческие различия. Диктатура закона должна определять поведение в обществе, а не идеология, особенно там, где ведется насаждение насилия, национализма, возбуждение национальной или религиозной вражды. Только при таких условиях мы станем свободными, независимо от национальной или религиозной принадлежности и у всех нас одна страна, одно отечество.

Протестантские миссионерские организации и пасторы Кореи и США, деятельность которых отмечалась на территории Хабаровского края в период с 1990 г.

1. «Библейская лига». Зарегистрировала свой устав в Хабаровске в апреле 1997 г. Создание филиала инициировано одноименной организацией из США (The Bible League). Филиалы миссии имеются во многих странах мира. Штаб-квартира находится в США (16801 Van Dam Road, South Holland, Illinois, 60473, USA). В странах СНГ филиалы также расположены в г.г. Киеве, Москве, Новосибирске. Миссия занимается распространением библейской литературы. Директор «Библейской лиги» по странах СНГ Вальдемар Курц, (Rev. Waldemar Kurz, director of CIS Ministries).

2. Хабаровское отделение миссии «Интеракт Министрис Инк.» (InterACT Ministries, Inc.). Головной офис находится в США, штат Аляска. Направленность деятельности — издание религиозной литературы на языках малочисленных народов, религиозное просвещение коренных жителей Сибири и Дальнего Востока. Директором «Интеракт Министрис в России» являлся Чесли Вилиам Льюис.

3. Хабаровская Библейская Миссия Славянского Евангельского Общества (СЕО) Действовала в Хабаровске с конца 1993 года. В соответствии с уставом являлась отделом российско-германо-американской Миссии СЕО с центром в г.Мытищи Московской области. Штаб-квартира расположена в США (Slavic Gospel Association, P.O.Box 1122 Wheaton, Illinois 60189, USA). СЕО занималась распространением религиозной литературы, финансировала деятельность некоторых церквей, принимала участие в различных гуманитарных акциях. Директором Хабаровского отделения являлся Седлецкий П.К.

4. Южно-Сибирская Миссия (Southern Siberian Mission). Миссия пыталась развернуть деятельность в крае в области профессионального религиозного образования. На Дальний Восток миссионеры были направлены Центральным Библейским Обществом (Central Bible, Inc.) штата Орегона США (P.O. Box 9070, 1230 N.E. 3d St., Suite A 152 Bend, Oregon 97701). Директор миссии Мел Лой (Mel Loy).

5. Китайская Христианская Миссия. В Хабаровске миссию возглавлял Пан Лоренс. Штаб квартира находится в г. Реталума шт. Калифорния США.

6. Христианская международная миссия «Дальневосточное агентство христианского вещания» (Far East Broadcasting Company). С 1992 года в Хабаровске действует филиал русского отдела миссии (FEBC Russian Ministries, 15700 Imperial Highway, Box 1, La Mirada, California 90637-0001), который возглавляет Руди Винсом (Rudi J.Wiens).

7. КоМиссия (CoMission — Поручение). Христианских общественный проект «КоМиссия» был создан в 1992 году в целях расширения российско-американского гуманитарного сотрудничества в области образования по инициативе ряда религиозных организаций США.

8. Южная Баптистская Конвенции США. Конвенция активно сотрудничает с Объединением церквей Евангельских Христиан Баптистов Дальнего Востока. Отдел иностранных миссий Южной баптистской конвенции (Foreign Mission Board of the Southern Convention Jerry A. Rankin, P.O. Box 6767 3806 Monument Avenue, Richmond, Virginia 23230 — 0767 (804) 353-0151) с 1996 по 1996 годы представлял Ренди Ковингтон (Randy W Covington). Последний создал в г. Хабаровске студенческий образовательный центр, который действует по настоящее время.

9. «Сейфа Министрис Интернешнл» (Ceifa Ministry International, Bethalto, IL 62010, USA). Американская христианская миссионерская организация, распространяющая гуманитарную помощь. Ее представители действовали в крае с 1994 по 1996 гг.

10. «Send International», прежнее название Far Eastern Gospel Crusade, (36210 Freedom Road, P.O. Box 513 Farmington, Michigan 48332). Миссия сотрудничает с Объединением церквей Евангельских Христиан Баптистов Дальнего Востока.

11. «Совет Корейских Баптистских Зарубежных Миссий, США» (Korean Baptist Overseas Mission Board, USA, Inc., 14232 Marsh Lane, Suite 422 Dallas, Texas 75234, USA). Корпорация создана в 1992 году для участия в христианской и образовательной деятельности в и за пределами США. Представитель в г.Хабаровске Ли Пол Джи Янг (Lee Paul Ji Young) в 1996 г. организовал и зарегистрировал церковь.

12. Корейская Баптистская Церковь Всемирная миссия (Korean Baptist Church of the World Mission, 1735 Saratoga Avenue San Jose, CA 95129). Миссионер, гражданин США, Ким Янг Гын (Young Guen Kim) в 1993 году организовали в Хабаровске одноименное религиозное объединение.

13. Баптистская посредническая миссия «Бэптист Мид-Мишинз» (Baptist Mid-Missions, 7749 Webster Road, P.O.Box 308011 Cleveland, OH 44130-8011). Посланец этой миссии Поллард Дэн Роберт (Pollard Daniel Robert) является пастором построенной на средства «Бэптист Мид-Мишинз» церкви в порту Ванино Хабаровского края.

14. «Корейский Окружной Совет Ассамблей Бога в США» (Assemblies of God Korean District Coucil, 9625 Lakewood BLVD., Downey, CA 90240, USA). Является частью «Генерального совет Ассамблей Бога» с головной организацией в г. Спрингфильде, шт. Миссури (The General Council of the Assemblies of God, 1445 Boonville Avenue, Springfield, Missouri 65802-1894). В Хабаровском крае несколько церквей учреждены миссионерами данного совета. Кроме того, пастор Ли Чон Кун (Cong Kun Lee), явился инициатором создания, а затем директором объединенной духовной семинарии, которая действовала 5 лет.

15. «Корейская церковью Лехай Велли» (Korean Church of Lehigh Valley, 1987,Schadt Ave. Whitehall PA 18052, USA). Миссионер данной пресвитерианской церкви гражданин США, пастор Чой (Choi Tae Hyung) в январе 1997 года образовал в Хабаровске церковь.

16. «Баптистское Библейской содружество» (Baptist Bible Fellowship Internatijnal, P.O. Box 191, Springfield, MO 65801, USA). В 1997г. в Хабаровске обосновался американский пастор Уорли Уорт (dr.Worth Worley). Миссионер провел 16 лет в Р. Корее и 12 лет в Сингапуре, открыв там десяти церквей и два колледжа.

17. «Миссури Синод». Лютеранское религиозное объединение. Действуют в Хабаровске с 1993 г., более активно с 1996 г. Пастор Хабаровской церкви «Берег надежды» Стинбок Элен Глен (Sneenbock Elmer Glen) является представителем американской лютеранской церкви из города Сиэтла.

18. Церковь «Грейс» (Благодать). Одна из крупнейших религиозных общин г. Хабаровска основана американским гражданином Чунг Джуном ( Jun Kyu Chung), миссионером Корейской церкви «Грейс» в Норволке, США (Grace Korean Church, The United Presbytery in U.S.A., 15711 S.Peoneer Blvd. Norwalk, CA 90650).

19. С целью подготовки миссионеров для работы в России и других странах в Р.Корея созданы миссионерские центры, объединяющие родственные по вероучению церкви, в которых осуществляется подготовка пасторов и их семей, а также централизованное финансирование. Известны две из таких организаций, подготовившие несколько миссионеров для работы в Хабаровском крае — «Миссия для русских» (Mission for Russians, 501 Heeseong Bld. Yoksam-dong, Kangnam-Ku, Seoul, Korea 135-080), директорат которой состоит из представителей 17 протестантских церквей и «Санангнурийская миссия для России», также управляемая советом директоров.

20. Генеральная ассамблея пресвитерианских церквей в Корее (The General Assembly of Presbyterian Church in Korea, 887-8 Sinjung- 50Dong, Yangchun-Gu, Seoul, Korea, Lee Jong Taek,chairman). Включает в себя представителей церквей различных регионов Кореи. В частности, одним ее членов является Сеульская Ассамблея, приславшая несколько миссионеров в Хабаровский край.

21. Пресвитерианская Генеральная Ассамблея Кореи (The Presbyterian General Assembly of Korea,#981-56 Pang Bae 3Dong Se Cho Ku, Seoul 137-063, Korea). Направила в Россию миссионера Кан Нам Су (Kang Nam Soo), который стал пастором Хабаровской церкви «Полное Евангелие». Одновременно выполнял функции заведующего учебной частью «Объединенной духовной семинарии».

22. Корейская Евангельская церковь «Святость» (The Korea Evangelical Holiness Church, 890-56 Daechi-Dong Kangnam-Gu, Seul, Korea). Пастор — Ху Чан Юк (Chan Yuk Hur) прибыл в г.Хабаровск в апреле 1996 года. Имеется филиал Сеульской духовной семинарии в г.Москве.

23. Христианско-пресвитерианское религиозное собрание (совместное) Республики Корея. Головная организация находится в г. Сеуле. Объединяет различные протестантские церкви для совместного осуществления миссионерской деятельности. Данную религиозную организацию в Хабаровске представлял Сим Юн Сок, пастор Сеульской церкви «Пенчон Пенсен». В Хабаровске Сим организовал пресвитерианскую церковь «Мир», одновременно возглавлял Ассоциацию корейских пасторов.

24. Нам Ил Ву, пастор Хабаровской пресвитерианской церкви «Христианство». Реконструировал приобретенное на инвестиционном конкурсе нежилого здания под церковь, получив на эти цели $150.000 из Р.Кореи.

25. Ассоциацию пресвитерианских церквей Кореи (The Presbyterian Church of Korea, 135 Yunji-Dong, Chongro-Ku,Seoul 100-470 Korea) в Хабаровске представляли Сон Чжун Сик (Jung Sik Son) и Сон Ын Ен (Eun Yong Song). Последний был пастором Хабаровской церкви «Аминь». Явился инициатором создания в г. Хабаровске корейского образовательного центра и церкви Ханин, состоящей только из граждан Р.Кореи. Сон Чжун Сик в Корее являлся пастором Сеульской церкви «Донсин». В Хабаровске образовал церковь «Миссия». В 1997 году был выдворен из России за систематическое нарушение законодательства.

26. Пресвитерианская церковь «Пуниэль». Прихожанами данной церкви являются члены общества глухих. В числе ее учредителей миссионеры из Р.Корея: Ким Ман Зо.

27. Хабаровскую Евангельско-пресвитерианскую церковь «Ханаан» возглавлял пастор Ким Дон Хеб (Dong Hyub Kim).

28. Христианский совет Кореи (Christian Counsil of Korea). Штаб квартира находится в г. Сеуле. Учрежден с целью сохранения самобытности религиозных организаций и сотрудничества руководителей ортодоксальных и реформированных церквей, а также осуществления совместной деятельности по объединению Севера и Юга и сотрудничеству церквей КНДР и Р.Кореи. Совет имел до 1997 года в г.Хабаровске представителя: Кан Нам Су (Kang Nam Soo).

29. Совет протестантских церквей Кореи (The Council of Protestant Denominations in Korea, #802 Keum Chang Bldg. 328-1 Dangsandong 6 Ga, Youngdeungpo-ku, Seoul, Korea, Chung Chang Kap, president). Управляется синодом и советом. Объединяет различные протестантские церкви Кореи по советам, для обсуждения и решения внутренних и внешних единых интересов протестантских церквей. По направлению совета в Комсомольске-на-Амуре в церкви «Источник Жизни» работает пастор Ли Чжин Чже (Lee Jin Jae). До прибытия в Хабаровск был пастором Сеульской церковью «Сео» (Seo Seoul Church), входящей в Совет Корейских пресвитерианских церквей (реформированных) (Council Korean Presbyterian Church (Reformed). Ли Чжин Чже организовал церкви в г. Комсомольске — на — Амуре и в г. Солнечном.

30. Христиане веры евангельской представлены различными церквями, объединенными в «Корейские ассамблеи Бога», управляемыми Генеральным советом (Korea assembies of God, General Council, 222,Pyung-Dong, Chong-Ro-Ku,Suite 304, Seoul,Korea). Главным руководящим органом всех церквей и организаций, относящихся к данной конфессии является Генеральное Собрание. Сфера его влияния распространяется на всю территорию Р.Кореи. Председатель Генерального собрания является главой данной религиозной конфессии. Церкви этого религиозного направления тесно связаны с корейскими церквями данной конфессии США. Представители данного религиозного направления в Хабаровске: Кан Сук Чжун, работал преподавателем в семинарии «Пасторские курсы». Участвовал в подготовке корейцев, граждан КНР, для ведения миссионерской работы в Китае. Несколько раз выезжал с территории России в Китай. Являлся заместителем председателя ассоциации корейских пасторов. Пастор церкви «Полное Евангелие» с 1992 года Ким Сам Бин, (Kim Sang Bin), направлен в г.Хабаровск Сеульской церковью «Гукон». Одновременно является директором Хабаровской семинарии «Пасторские курсы». Мюн Гван Хюн (Gwang Hyun Myung) направлен церковью «Гукон». Образовал церкви в с.Тополево и п.Восточном Хабаровского района.

31. Всемирная ассамблея «Евангельская миссия Илия». В Хабаровске церковь возглавляет южнокорейский пастор Ким Чжон Хон (Kim Jong Heon). Миссия, направившая его, находится в провинции Канвондо, г.Вонджу. По своему вероучению это религиозное течение близко к адвентистам. В Корее многие конфессии не признают данного религиозного течения и ведут с ним борьбу

32. Методисты. Миссионерская деятельность в России находится в ведении Главного управления христиан-методистов (The Korean Methodist Churh Central Annual Conference, Methodist Building,64-8 Taepyung-Ro, 1-Ka, Jung-Ku, Seoul, Korea). Управляется советом епископов корейских методистских церквей, епископ-президент Чжен Тае Квак (Jun Tae Kwak). В г.Хабаровске и крае работает несколько представителей этих церквей из Р. Корея. В частности, церковь «Юль-Мок» учредил пастор О Чан Гук (Chang Gook Oh), который был направлен церковью Юль-Мок города Инчона (Songlim-dong, Dong-gu, Inchon-city, Korea). Являлся руководителем миссионеров, направленных Главным управление христиан-методистов Р.Корея в Хабаровский край. Пастор Лим Чжин Хо (Jin Ho Lim) в 1996 г. учредил в городе церковь «Надежда». Церковь «Вифезда» руководит пастор Пак Чжон Хун (Jong HoonPark). Инициатором создания церкви «Светлая», зарегистрированной в июле 1994 г явился пастор Син Хюн Мюн.

33. Корейская методистская церквь г. Сеула (The Korean Methodist Church, 13-25, Yoido-dong, Youngdung po-ku Seoul, Korea,150-010, president Sundo Kim). В г.Комсомольске - на -Амуре находился представитель данной церкви Ким Хэ Кун, который в 1995 году образовал религиозную общину.

34. Ассамблея восславления мировой христианской культуры и искусства. Пак Ен Дэ (Young Dae Park,),пастор пресвитерианской церкви Sung San, профессор истории и теологии представляет в крае данную миссию. Ассамблея активно работает в области культуры и искусства, проводит выставки, концерты, конкурсы. Осуществляет международные неправительственные обмены по культуре и искусству. Имеет филиалы во многих странах мира. В Сеуле находится по адресу: Сачогу, Пано-дон,712-2. В Хабаровске Пак в 1995 году образовал церковь «Святая гора», которая представляет из себя скорее арт. клуб, чем религиозное объединение.

««« Назад   Оглавление

Канал в Telegram: @PsyfactorOrg
 
.
   

© Copyright by Psyfactor 2001-2018.
© Полное или частичное использование материалов сайта допускается при наличии активной ссылки на Psyfactor.org. Использование материалов в off-line изданиях возможно только с разрешения администрации.
Контакты | Реклама на сайте | Статистика | Вход для авторов