.
  

5. Миссионерство и новые культы в России

Глава из монографии Н.А. Трофимчука и М.П. Свищева «Экспансия» (М, 2000)

Появление новых религиозных культов на Западе восходит к рубежу 60-70-х годов. Всплеск новых культов в США, Западной Европе бросил вызов секуляризации. Исследователи выделяют четыре основных направления религиозных инноваций: во-первых, быстрый рост евангелических фундаменталистских и «пентекостистских» движений; во-вторых, возрастание популярности, преимущественно среди молодежи, восточных религий: индуизма, буддизма и др.; в-третьих, распространение групп и движений, превозносящих «человеческий потенциал»; их отличает стремление «развить неиспользованные ресурсы человеческой личности» путем осознания ею самой себя, при этом использовались достижения вульгаризованной психологии и практика аскезы, комнемпляции, заимствованные из восточной мистики; наконец, появление авторитарных сект и культов, сосредоточенных на личности харизматического лидера, обладающего значительной властью над своими Адептами. Этот экстраординарный религиозный «порыв», первоначально возникший на основе контркультуры и студенческого движения и вышедший затем за их пределы, в «средние» и «средневысшие слои», не был кратковременным религиозным всплеском. Перед социологами встала проблема исследования «нового религиозного сознания» (в различных эмпирических работах это явление фигурирует также под названиями: «возвращение к священному», «новый религиозный фермент» и т.п.). Основная задача заключается в том, чтобы исследовать, какому типу социальных потребностей отвечает этот феномен, каковы его связи с кризисом, переживаемым современностью, а также изучить не только религиозные, но и социальные последствия этих движений: способны ли они оказать влияние на эволюцию общества?

Возникшая на рубеже 60-70-х годов в США волна «нового религиозного сознания» нахлынула, хотя и с некоторым опозданием, в европейские страны, где приобрела определенную специфику, в зависимости от культурной и религиозной обстановки в этих странах. Во Франции известное оживление религиозных интересов молодежи начинается в 1972-1975 гг.

«Новое религиозное движение» во Франции, как, впрочем, и в США, характеризовалось большим эмоциональным накалом: все вовлеченные в него группы делали акцент на активности каждого, на его внутреннем опыте и на взаимной поддержке в крепко сплоченной группе. При этом представители движений относились весьма сдержанно к возможностям рациональной мысли и анализа в поисках аутентичности сознания. Успех ориенталистских сект и течений во Франции (хотя здесь они и не получили такого распространения, как в англосаксонских и Скандинавских странах) был связан с тем, что они предлагали те формы мобилизации субъективности в поисках «внутренней истины», которые представлялись «освобождением» от господства рационального.

На Западе основными причинами появления новых религиозных культов связывали с секуляризацией, общим кризисом общества и церкви в 60-е годы. Пентекостистские (троицына дня) харизматические, евангелические движения, по мнению Й.-Х.Фихтера и Р.Беллаха, были результатом религиозного обмана верующих традиционными религиями, хотя ни контркультура 60-х годов, ни новые культы выработать новую систему ценностей не смогли. Приверженцами новых религиозных культов на западе были выходцы из «средних слоев». В США, как и в странах Западной Европы, новые религиозные движения зарождаются среди университетской, привилегированной или полупривилегированной молодежи, пользующейся «продленным» обучением. Исследователи состава новых религиозных движений в США дают нам схожий портрет их участника: «Белый, принадлежащий к среднему классу, холост, 20 лет, употребляет наркотики, в большинстве случаев уже имеет какой-либо религиозный опыт». Одна из основных причин генезиса этого движения — несоответствие системы образования молодежи рынку труда и обществу в целом. Из того факта, что процесс образования становится более продолжительным, выходит за «порог», социально детерминированный потребностями экономической системы в рабочей силе, молодежь чувствует себя находящейся на «социальной стоянке», выход из которой видится все менее и менее определенно. Такое положение способствует самоорганизации возрастной группы, ориентированной на длительное социальное состояние, а не на переходный промежуточный период (от жизни в семье к супружеской и профессиональной жизни).

На рубеже 70-х годов и в новых религиозных движениях происходит «смена декораций». Ориентализм не исчезает, но все большее развитие получают направления, основанные на эмоциональном воззвании к Христу. Однако, хотя на первый взгляд «движение Христа» кажется противоположным контркультуре, в сущности оно разделяет многие ее черты: вера в субъективность как в «ключ» от реальности, представление о возможности исключительно эмоционального познания Христа, музыкальное выражение интенсивности жизни и эмоций, чувство своей принадлежности к «изолированной культуре», «избранному поколению» являются первым шагом новых времен, которые наступят, когда Благая Весть распространится по миру; во всем этом сказывается и ностальгия по идеализированному сельскому миру.

Примерно такой же точки зрения придерживается А.Тоффлер, Т.Роззак, Д.Белл, М.Элиаде, хотя каждый говорит по-своему в силу разных исследовательских задач. А.Тоффлер смотрит на новые культы как на рынок спиритуальных товаров со всеми его позитивными и негативными чертами. Речь идет о неограниченном числе вероучений и религиозно-мистических практик для удовлетворения широкого спектра индивидуальных и общественных потребностей: от экстатических переживаний до самых причудливых мировоззрений, от экзотических восточных монашеских объединений до тайных религиозных орденов и полувоенных организаций. Тоффлер предвидел возможность использования подобных «спиритуальных товаров» в качестве средств террористической и антигосударственной деятельности.

Жизнь оправдала худшие из этих опасений: сектанты из Ананда марга стали совершать самосожжения, мотивированные политическими амбициями их теократически настроенного лидера Саркара; в Италии был раскрыт антигосударственный заговор массонской ложи П-2, была доказана ее причастность к крушению экспресса и взрыву железнодорожного вокзала; в Гайане произошло массовое самоубийство членов секты Джима Джонса «Народный храм». Цепь трагедий на почве религиозного экстремизма тянется по сей день: совсем недавно в Швейцарии сожгли себя сектанты «Храма Солнца».

Т.Роззак считал, что благодаря развитию новой религиозности в русле молодежной контркультуры, распространению магии и оккультизма, позволяющих осуществить «спирикуальную трансформацию всех сторон социальной жизнедеятельности современного человечества».

Д.Белл полагал, что социокультурные перемены в будущем непременно породят новые религии Укажем на известного религиоведа М.Элиаде, который анализировал современные религиозные новации в контексте общекультурных сдвигов, принимающих, по его словам, форму своеобразных «мод культуры». К ним помимо нетрадиционных религиозных представлений он относил новые литературные и художественные мировоззренческие и эстетические идеи. В целом все это составляет, согласно его выводу, новую парадигму общественного сознания и духовно-практической деятельности.

Новые культы в СССР стали появляться в 70-е годы. Особую активность проявили такие организации как Международное общество сознания Кришны, Дети Бога, Международная коллекция санясинов, Церковь саентологии, Миссия божественного света, Ананда-марга, правда их активно поддерживали Международная амнистия и Фонд помощи политзаключенных в СССР.

Одним из первых миссионеров, приехавших в СССР в 1971 году был Прабхупада Свами. Он же дал инициацию первым последователям кришнаизма. В это же время приехала представитель санясинов англичанка Томас с произведениями основателя Раджниша и с магнитофонными записями его проповедей. Уже тогда в научной литературе отмечалось, что последователи этих групп порывали родственные и семейные связи, склонны к антиобщественному поведению в связи с нарушением психики.

Однако пик распространения новых культов пришелся на рубеж 80-90-х годов, в «расцвет» перестройки, когда М.С.Горбачев, Р.И.Хасбулатов, А.И.Руцкой, Ю.М.Лужков, О.Лобов наперегонки обнимались с Муном, Асахарой, саентологами, мормонами, свидетелями «новой» истины и т.д. и т.п. Затем чиновники ниже рангом эту заезжую братию стали приглашать к себе по городам и весям необъятной России. Появились хаббард-колледжи, ассоциации, союзы, общества, за которыми стояли те же Мун, Асахара и т.д. С уходом с политической сцены КПСС бывшие «верные ленинцы» бросились кто в демократы, кто в саентологию, кто в мормоны, кто в иеговисты, кто в «семью любви». Так в октябре 1996 г. был проведен второй Всемирный форум фонда Горбачева, главная идея которого — «контроль над мировыми религиями — контроль над человечеством». Вместо национальной религиозной этики на втором Всемирном форуме были выдвинуты идеи глобальной этики — некий набор «основных ценностей», разделяемых мировыми религиями. «Этика» эта демонстративно противопоставлялась заповедям Иисуса Христа. Фонд Горбачева и другие разработчики «Организации объединенных религий» проектировали ее по образцу ООН. Она («организация объединенных религий»), провозглашает епископ Свинг, будет распространять свет мировых духовных традиций, включая язычество и оккультизм в мире, крайне нуждающемся в свете. «Организация объединенных религий» намерена осуществлять глобальный контроль над всеми религиями мира, вынуждая их принимать решения, выработанные в интересах избранного меньшинства. Она предлагает объединять людей всех религий на принципах масонского единомыслия, а тех, кто не разделяет его, — изолировать. По своей сути «Организация объединенных религий» направлена прежде всего против Православия, единственной христианской религии, сумевшей в значительной степени сохранить чистоту заповедей Христовых и активно противостоящей духовному разложению, которое несет иудейско-масонская цивилизация западного мира. Недаром при обсуждении пунктов сопротивления концепции «Организации объединенных религий» обсуждалась реакционная роль Православной церкви на примере событий в Югославии.

Штаб-квартира единой мировой церкви расположилась в Соединенных Штатах Америки, в городе Сан-Франциско, в местечке Президио, недалеко от американской резиденции Фонда Горбачева. Факт размещения церкви антихриста именно в Сан-Франциско не случаен и имеет глубоко закономерный и показательный характер. В настоящее время этот город является мировым центром сатанизма, в нем находится особый «храм» сатаны и резиденция черного папы «Церкви сатаны» Энтони Ла Вея. Кроме того, в Сан-Франциско построен один из крупнейших в мире масонских «храмов», на фасаде которого изображен символ сатаны. И наконец, этот город стал международным центром содомии, местом международных фестивалей гомосексуалистов и лесбиянок. Ежегодные массовые шествия содомитов по городу официально разрешены властями. В городе существуют целые кварталы, заселенные только садомитами.

Идеологический вакуум породил чувство пессимизма, бесперспективности жизни, психологических ощущений хрупкости окружающего мира. Сквозь их призму человечество предстает соединенным в единое целое, внутренне противоречивое, но цепко связанное между собой в решении исторических судеб. Общими стали для определенной части населения кризис гуманизма, разрушительный для существования человека и культуры. Россия, великая мировая держава, стоит на перекрестке: назад пути нет, но и окончательный выбор необходимо закрепить. За очень короткий период времени страна переместилась из одного исторического периода в другой:

— исчезло единое великое государство, определявшее во многом в последние столетия геополитическую картину мира;

— радикально изменились государственное устройство, институты власти и ее атрибуты, идет бурный процесс государственного строительства, формирование нового правопорядка;

— разрушены прежняя политическая система, государственная идеология. В стране образовался идеологический вакуум, разрушающий душу народа, исчезла система приоритетов и ценностей, которую пытаются заменить западными ценностями; стремительно меняются соотношение форм собственности в РФ и вся система социальных взаимоотношений. Очень часто эти изменения происходят в острой, конфликтной обстановке, готовят почву для социального взрыва;

— сохраняются межнациональные противоречия внутри России и проблемы взаимоотношений с бывшими республиками СССР, ныне суверенными государствами;

— коренным образом изменились и положение нашей державы в мировом сообществе, ее взаимоотношения с иностранными государствами. Россию пытаются вычеркнуть из списка великих держав, лишить прежней роли в мировой геополитике. Ведущие державы не заинтересованы в России как передовом, технологически развитом, мощном государстве, им не нужен столь мощный конкурент.

Но главное — ослаблен духовный потенциал Нации, та основа, на которой издревле покоилась мощь Нации и Государства. Сегодня только формируется Национальная Идея, цель и стратегия развития Человека, Общества, нации, государства, переосмысливается и их роль в человеческой цивилизации.

Кроме того, традиционные религиозные системы остаются достаточно холодными к страданиям людей. Блеск храмов не остановил массовую секуляризацию. В них не остановлены расколы, порождающие недоверие и разочарование простых верующих, не смогших найти ответы на духовные вопросы вне традиционных религий, а в новых культах ему обещают все проблемы решить сразу и сейчас.

В отличие от мировых религий в новых культах иные формы и организации, а именно: центры, миссии, колонии, коммуны, «семьи». Нет и традиционного церковного богослужения. В культовой практике должны принимать участие все верующие, от них требуется усердное усвоение нового вероучения, но особый акцент ставится на практической деятельности (миссионерская работа, пополнение бюджета религиозной организации и др.).

Самыми общими характеристиками, по мнению многих исследователей новых религий, являются:

1. Во главе стоит харизматический лидер, который уверяет, будто он получил новое уникальное «откровение» относительно бога и реальности. По его мнению, каждый, кто не разделяет его взглядов, не просто заблуждается, но и является последователем Сатаны.

2. Лидер создает особую «семью» или коммуну, в которой его называют «отцом». Нередко вступающие в нее принимают новые имена.

3. Руководитель устанавливает обязательные для всех непреложные нормы поведения, но вовсе необязательно следует им сам. Обычно он живет в несравненно лучших условиях, чем его последователи.

4. Группа придерживается аполиптического взгляда на мир. Члены организации часто отказываются от собственного имущества и меняют место жительства.

5. Применяется определенная техника контроля над поведением обращенных, обычно включающая изоляцию от внешнего мира. Последователи культа рассматривают такую технику как религиозную дисциплину. Люди, к нему не принадлежащие, — как «промывание мозгов».

Специфика организации и повседневной практической деятельности нетрадиционных культов позволяет выявить и конкретные причины, которые ведут людей к ним. Каждый культ — это сплоченный коллектив, вдохновляемый «групповыми» целями. Вступив в него, человек ощущает себя как бы частицей «общего дела», избавляется от чувств одиночества, приобщается к тем ценностям и взаимоотношениям, которые, по его мнению, давно забыты окружающим миром. Руководители общин понимают притягательность подобных чувств и настроений и настойчиво рекламируют свои организации как оазисы «подлинной человечности», прообразы грядущего коллективизма, спасительные колонии небожителей. Такие призывы привлекают людей, измученных равнодушием и черствостью окружающих. Тем более что реклама, на которые тратятся огромные деньги, сочетается с тщательно отработанной системой вербовки на улицах, вокзалах, в метро, учебных заведениях, стадионах, клубах, домах культуры.

Однако как только человек попадает в мир «особых отношений», то за рекламным обликом «подлинного отца» все четче начинают проступать черты беспощадного диктатора. Деспотизм носит всеобъемлющий характер, он закрепляется и идеологией культа, и внутренним распорядком, и системой репрессивных мер. Кроме того, эффективность распространения культов объясняется удачным сочетанием крайне примитивного, буквалистического толкования христианства с необычайно агрессивными методами воздействия на личность, цель которых в подавлении критического чувства и мыслительных способностей человека. Высший закон для члена секты — слово наставника, неповторимого спасителя, небесного избранника. Стремясь обеспечить безраздельное влияние, лидеры делают все, чтобы физически и духовно изолировать членов общины от внешнего мира, отвратить от прежних ценностей и привязанностей, парализовать всякое личностное самосознание.

Это достигается предельно насыщенной программой различных групповых мероприятий. Она включает «семинары», совместные молитвы и собеседования, повторение одних и тех же гимнов, зубрежку библейских высказываний и прослушивание записей уроков лидера, лекции о принципе веры. Кроме того, верующего заставляют собирать пожертвования на улицах, попрашайничать, распространять литературу и др. День планируется так, чтобы верующий ни на минуту не оставался наедине с собой. К этому следует добавить постоянное недосыпание, скудное питание, ночные собрания. Руководители общин стремятся поставить под контроль все переживания, раздумья, интересы своих подчиненных, назойливо вмешиваются в их самые интимные отношения, регламентируют даже чувства взаимных симпатий, право выбирать друзей и любимых, особенно вне общины. Жесткие меры применяются против недостаточно лояльных, сомневающихся. Тогда идут в ход угрозы, запугивание, давление, телесные наказания, лишение сна и питания. Не случайно многие исследователи нетрадиционных религий отмечают их антигуманный характер.

Таким образом, самыми общими причинами появления и распространения нетрадиционных культов в России являются социальные, гносеологические, психологические факторы, среди которых наиболее значимыми, по нашему мнению, это социально-политические, духовно-идеологические условия жизни человека, реализации его политических и гражданских прав, с одной стороны, а с другой — активность международных центров новых культов, использующих несовершенство существующего законодательства Российской Федерации, по закреплению своих миссий на необжитой ими территории. Кроме того, эффективность распространения новых религиозных движений объясняется удачным сочетанием крайне примитивного, буквалистического толкования христианства, буддизма с необычайно агрессивными методами воздействия на личность, цель которых состоит в подавлении критического чувства и мыслительных способностей человека.

В поисках духовной опоры многие проходят причудливый путь, о чем свидетельствует популярность восточных религий и оккультизма, идей переселения душ и опытов гуру, практика гаданий по кристаллам и медиумических сеансов. Но эти суррогаты только усиливают у людей чувство растерянности.

Динамика изменения численности организаций нетрадиционно-религиозного направления за последние пять лет показывает: если по количеству последователей новые культы уступают традиционным религиям, то по темпам роста числа организаций они превосходят другие образования. Увеличение из числа идет за счет внутрироссийских новообразований, оттока верующих от традиционных религий.

В основе различения религиозных движений лежит связь с той или иной культурной традицией. Одни из них тяготеют к Западу, другие — к Востоку, третьи — коренятся в российской почве. Есть и такие, которые представляют собой как бы синтез элементов различных культур и конфессий (интерконфессиональные). Специфичны они и по своей идейной направленности, по характеру функционирования как духовных явлений. Одни могут быть с той или иной степенью определенности отнесены к мистико-экстатическим культам, другие — к «рационалистическим», паранаучным.

В целом новые религиозные движения восточной ориентации в российском обществе находят сторонников. Многие из них не имеют государственной регистрации и доставляют органами власти не меньше беспокойств, чем сатанистские или практикующие современную магию движения западного происхождения. Даже отдельные факты использования ими наркотических средств для религиозных ритуалов требуют повышенного внимания к их адептам на государственной границе, к религиозной практике.

Это связано и с тем, что новые культы появляются постоянно. Так, в конце 1999 г. в Волгограде неким Яшар Паша объявлено о создании религиозно-философского общества «Танрызам». По мнению Яшар Паши, ни одно из религиозных учений на достигло желаемой Богом цели, а Танрызам, объединив во единое целое все мировые религии, бахаизм, иеговизм, конфуцианство такой цели. Точка отсчета золотой эры человечества: 9 декабря 1999 г., когда все религии вольются в одну священную книгу Танрызам и будет установлена райская жизнь на земле. Сам Яшар Паша, гражданин России, имеет вид на жительство в Турции, считает себя мессией конца старого света, видел Бога. Недалеко от Стамбула в Мраморном море есть остров, который назван Яшар Пашей Танрызам. Это будет государство-музей, на нем будут построены храмы всех религий. В течение 9 тысячи лет все государства мира объединяться в единую конфедерацию Танрызам. В это же время на земле начнется райская жизнь.

В марте 2000 г. мир облетела страшная весть: в Уганде около 600 членов секты «Восстановление десяти господних заповедей», представляющей смесь католицизма и местных верований, в ожидании конца света после вечери кончили жизнь самосожжением. Руководитель секты Дж.Кибютери скрылся.

Новые религиозные культы в России, а мы проанализировали деятельность только некоторых, нашли благодатную почву для своего распространения и развития, влияя на национальное самосознание, историческую память и духовные ценности россиян. Подавляющее большинство новых культов стремятся охватить молодежь. По материалам исследований Григорьевой Л.И., молодежь до 30 лет составляет в среднем от 50 до 90%.

Именно молодежь является той социальной группой, среди которой ведется основная миссионерская работа по поиску новых членов. Молодым людям, членам новых культов, свойственны высшие нравственные идеалы. Они верят в добро, справедливость, взаимопомощь, чистоту отношений, бескорыстие.

В новых культах молодежь привлекает своеобразная романтика, система тайных инициаций, экзотичность, экстравагантность восточных культов, экзотика.

Уровень образованности среди последователей достаточно высок: лица с ученой степенью или высшим образованием в среднем составляют 30-40%, со средним, среднеспециальным, не законченным высшим от 50 до 70%. Людей с невысоким уровнем образования незначительное количество. Следует добавить, что в нашей стране этот феномен в последние годы стимулировался еще одним фактором. Воспитанная в годы социализма безусловная вера печатному слову, при жесткой цензуре и недоступности не только религиозной, но и философской, религиоведческой литературы немарксистского направления, породила, с одной стороны всеядность, с другой — неумение сориентироваться в море коммерциализованной печатной продукции. Подобная ситуация среди читающей, образованной части населения создает дополнительную почву для восприятия эклектичных доктрин нетрадиционной религиозности.

Еще одной особенностью новых культов является сегодня увеличение в составе общин количества мужчин, особенно в руководстве и активе организаций. В исследуемых направлениях его число составило, в среднем, от 40 до 70%. Пионерское сознание, свойственное с точки зрения психологов, в большей степени именно мужчинам, вероятно, определило их численное преобладание в организациях нетрадиционно- религиозной ориентации. Одной возможной причиной, объясняющей этот показатель, может быть и то, что мужчины более уязвимы эмоционально, менее устойчивы в ситуации дистресса.

Анализ динамики изменения численности организаций нетрадиционно- религиозного направления за последние пять лет показал, что если по количеству последователей «новые» культуры сегодня значительно уступают традиционным религиям, то по темпам роста количества организаций они являются самой быстрорастущей группой. Исходя из выявленных тенденций можно предположить, что в ближайшие годы рост численности организаций нетрадиционно-религиозной ориентации не прекратится, а увеличение числа разновидностей может продолжаться за счет внутрироссийских новообразований.

Проблемы распространения новых культов часто поднимается в средствах массовой информации. Это связано с тем, что молодые люди, попавшие к ним, как правило, оставляют родительский дом. Родители, объединившись в комитеты по спасению своих детей, требуют принятия мер, ограничивающих деятельность зарубежных миссионеров и их организаций на территории России.

Принятый в России Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» в какой-то мере начал регламентировать деятельность новых религиозных движений.

Однако его применение вызвало резкий протест с применением политических, экономических санкций со стороны США. Акт «О международной свободе вероисповедания» преследует как раз эти цели, что явится неприкрытым вмешательством во внутренние дела государства.

По типу организации выделяются движения, имеющие централизованную структуру, четкую иерархию, где власть духовных харизматических лидеров носит авторитарный характер. В других — имеется значительная свобода для индивидуальной инициативы и самовыражения рядовых членов организации. Однако предложенная типология носит условный характер. Не каждое из новых религиозных движений, сочетая свойства различных типов, поддается однозначной квалификации.

В целом выделяются интерконфессиональные религиозные образования, религиозные культы восточного происхождения, западно-христианской ориентации и религиозные образования отечественного происхождения. Такая классификация помогает сориентироваться в калейдоскопе новых культов, подчеркивает их отличительные, характерные черты, типичными для которых могут быть: изменение концепции Бога (например, подмена понятием Абсолюта), концепции человека (в частности, утверждение его изначально божественной сути), концепции спасения (так, на смену вероятного загробного воздаяния приходит обращение к прикладным методикам изменения сознания и психического состояния личности, дающим реальное чувство облегчения и успокоения в этом мире и сейчас).

Подчеркнем, что если традиционные религии имеют глубокие корни в психологии, менталитете, в быту, системе праздников и обрядов, типе и способе мышления этноса, в литературе и искусстве, то новые культы, особенно зарубежного происхождения, не имеют ничего общего в народе. Они вытесняют традиционную религию, притом достаточно агрессивно, поскольку борьба ведется за жизнь, за территорию, за влияние на людей.

Рассмотрим некоторые новые культы, созданные в России под руководством зарубежных миссионеров.

««« Назад   Оглавление  

Канал в Telegram: @PsyfactorOrg
 
.
   

© Copyright by Psyfactor 2001-2018.
© Полное или частичное использование материалов сайта допускается при наличии активной ссылки на Psyfactor.org. Использование материалов в off-line изданиях возможно только с разрешения администрации.
Контакты | Реклама на сайте | Статистика | Вход для авторов