© Игорь Молчанов

Гелиопсихология: солнечный фактор в нашей жизни

Испокон веков люди понимают, что жизнь на Земле порождена и поддерживается Солнцем. Но знаете ли вы, что от цикла солнечной активности могут зависеть революции, количество разводов, частота серийных убийств и эффективность политической пропаганды? Что же такое гелиопсихология?

влияние солнечной активности на психику человека
Влияние солнечной активности на человеческую психику, социум и общественно-политические процессы поистине колоссально.

Оглавление

  1. Зарождение науки о влиянии солнечной активности
  2. Теория Чижевского о влиянии Солнца на общественно-исторические процессы
  3. Основные гипотезы А.Л. Чижевского
  4. Солнечная активность и психические эпидемии
  5. Учение А.Л. Чижевского и современная наука
  6. Литература

влияние СолнцаЗарождение науки о влиянии Солнца

Тривиальна мысль, что жизнь на Земле зависит от Солнца, — это знали еще древние. Тысячелетия назад люди заметили связь между знамениями и массовыми событиями. Например, эпидемическими болезнями.

Древние люди порой превосходили нас остротой в искусстве наблюдений за явлениями природы и мастерством логических выводов. Это подтверждает тот факт, что система предзнаменований у всех народов и во все времена тождественна в смысле объектов, знаменующих события. Это подтверждают сохранившиеся документы за последние 5000 лет, начиная с египетских папирусов и заканчивая документами хаотичного ХХ века. Для китайца и для русского летописца, для галла и монгола луч полярного сияния или круг около Солнца знаменовали одно и то же — грозную беду от морового поветрия, войны или другого несчастия. Также давно замечено, что моровые болезни всегда сопровождались определенными явлениями природы.

Начальные симптомы почти всегда были одни и те же. Эпидемии всегда начинались с «потрясений и чудес», предсказанных звездочетами. Так, по мнению ученых далекого прошлого, чума всегда имела отношение к звездам, к тайнам космоса. В Европе просыпались вулканы. Неожиданно и невесть откуда появлялись тучи насекомых, они пожирали урожаи. В хрониках XIV века некий Вилани из Флоренции рассказывает о «настоящем ливне из гигантских черных гусениц с восемью ножками, укус которых ядовит».

Триумф черной смерти, художник Питер Брейгель
Картина «Триумф смерти» художника XVI века Питера Брейгеля отражает социальные потрясения и хаос во время эпидемии чумы, опустошившей средневековую Европу.

В 1342 году чумной ветер подул над Эгейским архипелагом. От него умирали люди и животные. Хронисты писали, что на небе появился огненный шар. Он пролетел 100 км на глазах у многочисленных свидетелей и взорвался, распространяя вокруг «ядовитые тучи и пары». Через пять лет во Франции произошло землетрясение, в небе были видны «изрыгающие огонь предметы, похожие на отрубленные головы, вилы и трезубцы». В это же время происходили невиданные миграции крыс, которых называли «странниками»: они кусали людей прямо на улицах. Через год огромный раскаленный «столб» появился и некоторое время парил над папским дворцом в Авиньоне...

В то время этим событиям приписывали исключительно религиозный характер. Периодичность стихийно-катастрофических явлений природы была замечена не так давно — около 150 лет назад. И уже современная наука попыталась доказать, что подавляющее большинство физико-химических процессов и коллективных реакций живых организмов на Земле всецело обусловлены воздействием солнечной радиации.

В XIX веке ученые начали изучать влияние Солнца на экономику и общество. Это направление исследований восходит к работам британского экономиста и статистика Уильяма Стэнли Джевонса (William Stanley Jevons), который утверждал, что «коммерческие кризисы» происходят с периодичностью, соответствующей солнечной. Он разработал теорию, объясняющую экономическую цикличность. При жизни Джевонса экономические кризисы происходили с интервалом в раз в 10-11 лет (1825, 1836-39, 1847, 1857, 1866), что в целом соответствует среднему солнечному циклу. В своих статьях Джевонс исследовал «историю коммерческих кризисов 10-11-летнего периода» почти до начала XVIII в. Это «красивое совпадение», как он его называл, утвердило его убежденность в том, что изменения солнечной активности влияют на колебания урожайности и на коммерческие торговых циклы.

влияние солнечной активности на экономические процессы
Экономические рецессии в США и других странах с развитой экономикой чаще происходят около циклических максимумов солнечной активности. Рис.: Mikhail Gorbanev [14]

В начале ХХ века российский ученый А.Л. Чижевский выдвинул гипотезу о связи эпидемий чумы, оспы, холеры, гриппа, малярии, дифтерии с периодической деятельностью Солнца. Он также установил зависимость динамики общей смертности (в нее включаются все случаи смерти: голод, убийства, самоубийства, болезни) от 11-летнего цикла солнечной активности. Наибольший подъем смертности приходится на 2-й год после максимумов, затем смертность повышается на 5-й год максимумов и, наконец, имеет место за 1-2 года до максимума. Электрические и магнитные поля, беспорядочно бороздящие земную поверхность и атмосферу в дни прохождения пятен через центральный меридиан Солнца, вызывают увеличение числа внезапных смертных случаев и резкое обострение течения многих болезней.

Конечно, Солнце — не причина эпидемий, оно лишь способствует более быстрому их назреванию и распространению. Наше дневное светило также не стоит называть «убийцей людей». Космические факторы лишь дают толчок, который, падая на ослабленный организм, приводит его к гибели. Для здорового человека эти влияния — ничто, или почти ничто. Гибнут слабые и больные, — говорил Чижевский. После солнечных вспышек чаще умирают люди с болезнями нервной системы и мозга, через два-четыре дня после извержений на Солнце гибнут больные с болезнями кровообращения, старчески дряхлые, а также резко повышается число самоубийств людей с нервными расстройствами.

Резкое увеличение числа разводов также падает на эпохи максимального напряжения в солнцедеятельности, иногда отставая от года максимума на 1-2 года, что находит свое объяснение в ходе бракоразводного процесса.

Теория Чижевского о влиянии Солнца на общественно-исторические процессы

гелиопсихологияТот факт, что извержения и взрывы на Солнце оказывают значительное влияние на социальные процессы, был установлен Чижевским в 1915-1919 гг. на основания изучения громадных статистических материалов. Он обратил внимание на то, что две русские революции начала ХХ века (1905-07 и 1917) и несколько крупных европейских революции XIX века (1830, 1848, 1871) приходились на годы максимальной солнечной активности.

Чижевский внимательно изучил имеющиеся записи солнечных пятен и солнечные наблюдения, сравнивая их с бунтами, революциями, сражениями и войнами в более чем 70 странах на пяти континентах в период с 500 г. до н.э. по 1922 г. И обнаружил, что значительный процент революций, а также то, что он классифицировал как «самые важные исторические события с участием большого количества людей», случались в 3-летние периоды около максимумов солнечных пятен.

Чижевский предложил разделить одиннадцатилетний солнечный цикл на четыре фазы:

  1. Трехлетний период минимальной активности (около солнечного минимума) характеризуются пассивностью и «автократическим правлением».
  2. Двухлетний период, в течение которого люди «начинают организоваться» под новых лидеров и «одну тему».
  3. Трехлетний период (околосолнечный максимум) «максимальной возбудимости» революций и войн.
  4. Трехлетний период постепенного снижения «возбудимости» до тех пор, пока люди не станут «апатичными».

Благодаря последующим исследованиям, Чижевский пришел к выводу, что корреляции с солнечными циклами можно найти у очень разных природных явлений и человеческих активностей. В своих работах он составил список 27 из них — от урожая до эпидемий и смертности [1-3]. Он изучил историю многих народов. Его труды не были оценены в свое время. Но и спустя столетие, они не утратили своей актуальности.

В работах Чижевского тесным образом переплелись общая биология, физиология, медицина, психология, с одной стороны, и геофизика, метеорология и астрономия — с другой. Его по праву считают основателем многих наук: гелиобиологии, гелиопсихологии, гелиомедицины и других. Все они изучают причинную связь между вспышками на Солнце и земной активностью (массовыми явлениями в природе и обществе).

Основные гипотезы А.Л. Чижевского:

  1. Наиболее значимые периоды в жизни народов протекают циклично и синхронно, и связаны с циклом солнечной активности.
  2. Апогей исторических событий — войн, революций, массовых волнений, великих переселений народов, масштабных социальных кризисов и т.д. — наступает при максимуме солнечной активности, когда на Солнце наблюдается наибольшее число солнечных пятен, и спадает в годы их минимума.
  3. Распространение эпидемий, циклические изменения в общей смертности людей также зависят от активности Солнца.

Главнейший вывод Чижевского — солнечный период влияет на историю и массовое поведение человечества. Возможно, это вам покажется удивительным, но раздоры и согласия в семьях или организациях, бурное или мирное течение парламентских заседаний, чередование либеральных и консервативных правительств в разных странах, разгар битв или перемирие на фронтах войн и революций — все они в среднем зависят от состояния центрального тела нашей системы, от изменений, вносимых им в физическую среду Земли.

Колебания в личной жизни индивидов также в той или иной степени подчинены ходу периодической деятельности Солнца. Это особенно отчетливо видно на примерах из жизни великих государственных деятелей, полководцев, реформаторов. Можно взять биографию, например Александра Македонского, Наполеона, Гитлера и др., и проверить соотношение между перипетиями жизни конкретного лица и изменениями кривой количества пятен на Солнце.

Солнечная активность и психические эпидемии

гелиопсихологияИндуцированные психозы, распространение идей, подъемы и спады разного рода общественных движений, бунты, забастовки, эмиграции... Очень давно замечено их сходство с инфекционными заболеваниями, периодически охватывающими разные территории. Еще Тит Ливий писал, что социальные конфликты подобны заразительному мору.

Понятие психических эпидемий вошло в обиход благодаря психиатру В.М. Бехтереву и А.Л. Чижевскому. Бехтерев анализирует психические эпидемии как бы изнутри, исследуя механизмы внушения, самовнушения и взаимовнушения (которое в современной психиатрии называется индуцированным психозом). А Чижевский делает акцент на внешние, объективно существующие факторы массовых психозов, среди которых главным выделят космический фактор: «солнцедеятельность».

По мнению Чижевского,

психическая эпидемия — особое состояние массового сознания, характеризующимися однотипными проявлениями в больших группах людей.

Согласно его классификации, психические эпидемии бывают:

  • военные,
  • революционно-политические,
  • религиозные,
  • религиозно-исторические,
  • нервно-психические,
  • истеро-сексуальные,
  • эпидемическое распространение идей,
  • психопатические [4].

Он отмечал, что «вся интеллектуальная и социальная жизнь человеческих сообществ проходит под знаком эпидемий. Эпидемия не исключение, а общее правило, почти не имеющее исключений… Психическая эпидемия с течением времени переходит в другую форму массовых умственных движений — эпидемию психопатическую».

влияние солнечной активности на психические эпидемии в истории
«Сотни людей начали прыгать и танцевать в Страсбурге в 1518 году. Женщины и мужчины. На рынках и улицах, днем и ночью, они не ели и не пили, а только двигались в неистовой пляске Святого Вита. Ее назвали танцевальной чумой» (Даниэль Спеклин (1536-1589), «Страсбургская хроника»). На немецкой гравюре XVII века изображена психическая эпидемия истерического танца на погосте около церкви. Обратите внимание на отрубленную руку, которую раскачивает человек слева от танцевального круга.

Психическая эпидемия переходит в психопатическую потому, что к массовому движению присоединяются люди с явными нарушениями психики, тогда создается впечатление, что все участники массового движения просто обезумели, «все подражают поведению сумасшедшего, все продолжают его дело, а между тем еще совсем недавно все они мыслили здраво и трезво». Возникает массовое заражение.

А.Л. Чижевский приводит многочисленные примеры массовой психической заразительности [17].

Мании:

  • Культ Вакха в Древнем Риме, II в. до н.э., который сенат полностью запретил в 186 г. до н.э. из-за страшных последствий;
  • Тюльпаномания в Голландии, XVIII в., привела к эпидемии самоубийств из-за потери имущества и разорений на этой почве;
  • Радиомания 1923–1924 годах.

Психические эпидемии:

  • Всеевропейская боязнь светопреставления, около 1000 г.;
  • Неистовая пляска святого Витта в Европе XIII и XVII вв., в немецком городе Эхтернах до сих пор ежегодно в мае отмечают день «прыгающих святых»;
  • Самобичевания в Европе XIII–XV вв.;
  • Тарантизм в Италии XV в.;
  • Кликушество в России XVII в.;
  • Самосожжение раскольников в России XVII в.;
  • Воровство в Англии XVII в.;
  • Икота в Моравии XIX в.;
  • Самоубийства во Франции и России в XIX в.;
  • «Клондайкская чума» ХХ в.;
  • Эпидемические самосожжения в Древней Индии, Японии, Корее.

Массовые умственные движения:

  • Влияние художественной литературы, например, книг Ричардсона «Кларисса Гарлоу» и Гете «Страдания молодого Вертера» на умы и психику читателей: сам король наводил справки о здоровье литературного персонажа Клариссы, а роман Гете породил эпидемию самоубийств из-за несчастной любви.

Эпидемическое распространение идей. Например,

  • N-лучи Блондло — история самообмана ученых после открытия Рентгеном в начале ХХ в. Х-лучей.

Все эти и многие другие массовые психозы, по мнению Чижевского имеют связь не только с тиранией идей или с общественной предрасположенностью к девиантному поведению, но и с влиянием «солнцедеятельности», что он наглядно показал в таблицах и графиках.

А.Л. Чижевский: «Нет такой области в человеческой жизни, где бы психическая инфекция не проявила бы себя в виде психических эпидемий: политика, парламентаризм, военное дело, коммерция, искусство и т.д».

Переработав огромный исторический материал, Чижевский не только проследил ритмику солнцевлияния на всплески массовых движений на протяжении всей известной человеческой истории как на Западе, так и на Востоке, но и обратил внимание на то, что «не общественное мнение движет идею, а идея приводит в движение огромные человеческие массы, помыкая ими». В частности, он отмечал, что эпидемии коллективных убийств проявляются в трех сферах: военной, политической и религиозной, что является следствием «тирании абстрактной идеи».

Религиозные войны в средневековой Европе, революции, гражданские войны начала ХХ в. — для Чижевского это события одного порядка.

С полным перечнем исследованных Чижевским массовых явлений можно ознакомиться в его работах (см. Сравнительные таблицы. Психические и психопатические эпидемии).

Массовые движения возникают не произвольно по отношению к эпохам солнцедеятельности, а имеют наибольшее число шансов вспыхнуть тогда, когда деятельность Солнца либо находится на известном уровне, либо претерпевает резкие изменения. А.Л. Чижевский установил, что крупнейшие исторические события имеют определенную тенденцию совпадать с максимумом солнечной активности. Чтобы убедиться в этом, достаточно сопоставить даты революций и гражданских войн с астрономическими данными.

влияние солнечной активности на социальные процессы
Революции и пятна на Солнце
График среднего числа солнечных пятен за год и революционные события 1785-2020 гг., которые совпали с солнечными максимумами. Рис.: Mikhail Gorbanev [14]

Согласно Чижевскому, массовая человеческая деятельность обнаруживает параллелизм с ходом деятельности Солнца. Причем первая обычно ровно на один месяц опережает последнюю. Причины месячного упреждения деятельности человеческих масс пятнообразовательной активности Солнца до сих пор не выяснены окончательно. Предполагают, что оно вызвано влиянием на физико-химическую среду Земли т.н. невидимых солнечных пятен. Во всяком случае этот загадочный эффект опережения подтверждает, что наша нервная система очень чувствительна к таким воздействиям.

Особенно показательны психические эпидемии, имеющие сексуально-религиозную почву. Еще в ХІХ веке обратили внимание на то, что в некоторые эпохи без всяких на то хорошо ощутимых социальных причин половая преступность резко повышается. Увеличивается число групповых изнасилований, убийств на сексуальной почве, растет количество коллективных сексуальных оргий.

Массовые половые психопатии были известны во все времена. В Библии мы встречаем легенду о гибели Содома и Гоморры. Эпидемии разврата процветали в средние века. Так, во Франции во времена Карла Великого (771-814) не было ни одного города без нескольких десятков публичных домов. На улицах Парижа не было прохода от публичных женщин. Изнасилование девушки считалось вполне невинным поступком. Часто бывало так, что в одном и том же находилась школа для детей и публичный дом. Этому обстоятельству было обязано повальное распространение гонореи и сифилиса в Средневековье.

Известны массовые сексуальные эпидемии на Востоке. Описана всеобщая половая психопатия во Франции в 1848 году. Описаны эпидемия мастурбации в Германии, эпидемия изнасилований 1903 г. и т.д. Бывали и педерастические эпидемии — повальный гомосексуальный разврат эпидемически распространился по Риму в 218-222 годах, а в конце ХІХ века — среди солдат Бразилии и Колумбии.

А.Л. Чижевский: «Чем интенсивнее бьет ключ общественной жизни, тем чаще и глубже охватывают ее коллективные безумия»

С солнечными периодами тесно связаны и массовые религиозные психозы. Все крестовые походы, кроме шестого, были совершены в периоды максимальной активности Солнца. Это же относится и к эпидемиям самобичевания, прокатившимся по Европе в 1260, 1296, 1333, 1349-1352, 1414 годах. Во время самобичевания, по словам хроникеров, сановные и простые, богатые и бедные, старые и молодые, даже дети бродили по улице без одежд. Каждый имел только повязку вокруг пояса и кожаную плеть, которой бичевал свою плоть со слезами и вздохами, до изнурения, иногда до полной кровопотери. Городские хроники средних веков рисуют подробные картины таких покаянных шествий.

Описания хроник подтверждают хорошо сохранившиеся фрески с изображениями картин всеобщего религиозного помешательства того времени: черное с кроваво-красным оттенком небо, разрушенные города и покинутые села, по которым в конвульсиях пролетают хороводы смерти Святого Ги. Мужчины и женщины подпрыгивают, держась за руки, извиваются в судорогах, затем падают на землю полумертвые; они видят демонов и ангелов, им кажется, что они тонут в крови, что красный цвет и музыка сводит их с ума...

черная смертьВсеобщее исступление было связано также с кровавыми и зловещими политическими событиями и преступлениями, которые разоряли те же самые страны. Это были всеобщие бедствия и кризисы. Никто точно не знал, сходили ли люди с ума в результате войн, или это войны рождались вследствие всеобщего сумасшествия. Не вынеся сцен всеобщего помешательства, многие хоронили себя заживо. Другие уединялись в замках, где искали забвения в диких оргиях. В обезлюдевших городах людоеды питались трупами; в Париже, например, они собирались на улице Транс-Ноннэн. В сельской местности чудовища с человеческой внешностью сосали мозг мертвецов. Некоторых из них сожгли, а их дома оказались забитыми черепами жертв.

Периодически вспыхивали и эпидемии «охоты на ведьм» Колдовские процесс в это время приобретали какой-то бредовый оттенок, палачи и жертвы погружались в одни и те же кошмары, судьи беседовали с демонами и начинали видеть то же самое, что и подсудимые. Так было во Франции. Так было в России. Так было в Испании. Так было в Италии — в то самое время, когда Леонардо да Винчи рисовал проект крыльев для человека, а Рафаэль писал своих мадонн, во Флоренции сжигали до трехсот колдунов в день. Эксперты и судьи были такими же безумцами, как и обвиняемые. Толпы народа осаждали трибуналы и требовали крови. Людей, которые никогда не видели друг друга, обвиняли в совместных жестоких преступлениях и шабашах.

История Земли знает мрачные страницы, когда жажда крови и убийств охватывала миллионы — и тогда воздвигались горы рук и языков, отрезанных у своих противников; живых людей бросали в печи для обжига извести — связками по десять человек; в лагеря медленной смерти помещали миллионы людей, единственным недостатком которых была форма черепа, цвет кожи или принадлежность к определенной касте. Вирус безумия заражал и инквизиторов, и их жертвы. И в 1516, и в 1914, и в 1917, и в 1937, и в 1940...

В соответствии с солнечной периодичностью развивались также суды Линча, еврейские погромы, пики массовых репрессий.

Принято считать, что в массовых убийствах виновны деспотичные лидеры и полубезумные вожди. Однако многие историки утверждают, что эти психические эпидемии были всегда делом широких масс, а правительства обычно лишь следовали народным настроениям.

Не следует думать, что сила воздействия солнечного фактора одинакова всегда и везде. Не Солнце, а социальные процессы в конечном итоге обуславливают общественные явления. Роль Солнца сводится лишь к регулировке их во времени, в пространстве и интенсивности. По-видимому, особенно сильно его влияние сказывается лишь в периоды крупных потрясений общественного организма или социальных перестроек и наоборот, ослабевает в спокойные эпохи. Возможно, определенные виды солнечной радиации усиливают скрытые низменные наклонности человека — тщеславие, сладострастие, жестокость, жажду наживы. Выяснение этого — задача будущих исследований.

Массовые религиозные психозы случались не только в средние века. Так, в одной Америке только за ХІХ столетие можно насчитать до 10 психопатических эпидемий на религиозной почве. Но постепенно, со снижением массовой религиозности, они уступали место эпидемиям финансовым, когда басни о легкой наживе охватывали умы миллионов.

Указание на связь между помрачнением солнечного диска и изменением цен на рожь мы находим еще в хрониках Древнего Рима. Широко известна эпидемия во Франции в 1717 году, когда некоего Джона Ло, выпустившего акции мифической торговой компании, осаждали толпы жаждущих наживы герцогов и графов. Все знают знаменитые «золотые лихорадки» ХІХ и начала ХХ-го веков. А современные спекулятивные трансы на территории постсоветских стран, когда сотни тысяч людей вкладывали все свои сбережения в финансовые пирамиды?

Как же узнать, к каким поступкам и действиям более склонны человеческие массы в течение каждой эпохи солнечного цикла? Эти вопросы изучает гелиопсихология. Она рассматривает предрасположенность к определенному поведению человеческих масс как функцию энергетической деятельности Солнца.

Так, например, установлено, что в зависимости от солнечных периодов в общественном поведении обнаруживаются определенные тенденции: к пассивному созерцанию или к массовому действию. Существует и переломный момент, когда массы переходят из статического состояния в динамическое. А.Л. Чижевский назвал его «гелиотараксисом», когда интеграция нервно-психической энергии масс находит свою разрядку в социальных поступках.

Конечно, не Солнце заставляет людей что-либо делать — к этому их побуждают сугубо земные, социальные обстоятельства. Оно лишь инициирует цепную реакцию действий, конкретный смысл которых к этому моменту вызрел. Обнаружен также и феномен «усталости масс» после больших социальных потрясений, когда на какое-то время люди становятся невосприимчивыми к громким лозунгам и призывам к борьбе за очередное «светлое будущее». В другие же годы, наоборот, некоторые научные, культурные, бытовые идеи или религиозно-политические учения распространяются по характеру эпидемии, вызывая повальное увлечение.

Гелиопсихология может найти свое применение в военной области. Завоевательные походы, совершенные в эпоху минимума солнцедеятельности, в большинстве случаев доставались победителю легко и просто, — утверждает Чижевский. В эпоху минимумов выигрывали лишь те страны, которые могли выдвинуть талантливых полководцев. Случаи бескровных завоеваний также обычно совпадают с эпохой наименьшей деятельности Солнца. История колониальной политики Европы очень хорошо подтверждает это правило. В такие моменты особенно удивляет то обстоятельство, что народы, гордые своим прошлым и сильные своим настоящим, покорно и робко терпят великие обиды и унижения.

Политическое планирование и прогноз — еще одна область практического приложения законов, открытых гелиопсихологией. Чижевский писал, что для этого мы можем использовать знания о том, к какого рода поступкам и действиям более склонны человеческие массы в течение каждой эпохи солнечного цикла. Допустим, что задачею какой-либо политической партии является приход к власти в какой-либо стране. Для такой цели имеются агитаторы, литература, денежные средства и проч. Партия дает ход этому механизму пропаганды и ждет результатов, и часто ждет тщетно. Затраченные средства и человеческая энергия не дают ожидаемого результата.

Конечно, этому отсутствию результата можно дать сколько угодно объяснений. Но если бы об этом спросили у человека, который бы знал основы гелиопсихологии, он бы сказал, когда следовало бы пустить в ход механизм пропаганды. Так, взвесив экономическое о политическое положение страны, можно указать с большой точностью, когда следует начинать агитацию и когда нужно доводить ее до крайней степени напряжения, чтобы получить наибольший эффект влияния. Такой человек мог бы сказать, что в трехлетнюю эпоху минимума солнечной активности самое ничтожное количество шансов на благоприятный исход пропаганды. Он мог бы сказать, что в трехлетний период падения максимума ждать положительных результатов от пропаганды тоже очень трудно, ибо максимум уже прошел и нервно-психическая предрасположенность масс к восприятию идей и социальной динамике идет на убыль.

Таким образом, шесть лет солнечного цикла было бы выкинуто как время, наименее благоприятствующее развитию массовых движений. В это время имеет место наименьшая чувствительность масс к влиянию социальных раздражителей. Следовательно, перед партией мог бы возникнуть вопрос о том, насколько она богата средствами и людьми, чтобы жертвовать ими при наименьшем числе шансов на успех.

расцвет и упадок коммунизма в Европе
Социализм в Европе - основные вехи
Подъем и упадок коммунизма в Европе в ХХ веке. Рис.: Mikhail Gorbanev [14]

С другой стороны, начинать пропаганду идей в самую эпоху максимума было бы слишком поздно, так как идеи распространяются и углубляются в массах не так скоро. Они требуют для своей прививки некоторого времени. Если начать пропагандистскую деятельность в период максимума, то решительный момент, когда можно вплотную подойти к захвату власти, придется опять-таки на эпоху падения максимума, что также должно считаться неблагоприятным, ибо наибольшая активность масс и наибольшая интенсивность массовых движений уже пойдут на спад.

Отсюда следует заключить, что наиболее благоприятным периодом для начала пропаганды является эпоха назревания максимума, начинающаяся через 1-2 года после года минимума солнечной активности и длящаяся от 2 до 3 лет. Во всяком случае, можно сказать, что эта эпоха и следующая за ней эпоха максимума являются в наибольшей степени располагающими к восприятию массами политической агитации.

Учение А.Л. Чижевского и современная наука

Долгое время академическая наука не признавала открытия Чижевского, его труды не принимались научным сообществом. Советская власть всегда с подозрением относилась к его идеям, поскольку они не совпадали с царившими тогда марксистскими воззрениями. Ведь причины революций, согласно его теориям, были не в классовой сознательности пролетариата, а объяснялись «какими-то пятнами на Солнце». И можно было сделать вывод из его работ, что сама идеология Коммунизма — это не «единственно верное учение», а «психопатическая эпидемия» и «тирания абстрактной идеи».

Сам Чижевский подвергся репрессиям в сталинские времена, обвинялся в «лженауке» и «научных фальсификациях». В 1943 году был арестован и осужден на 8 лет лагерей за «контрреволюционную деятельность», в 1962 году полностью реабилитирован.

На протяжении десятилетий споры вокруг его работ то утихали, то разгорались с новой силой. Но сегодня появляется все больше и больше подтверждений того, что многие гипотезы Чижевского оказались верны.

Развилась наука гелиобиология, изучающая влияние активности Солнца на земную жизнь. Был открыт «солнечный ветер» (поток ионизированных частиц), который вызывает магнитные бури на Земле, воздействующие на живые организмы и на психику человека. Например, установлено, что во время геомагнитной бури согласованность (т.н. когерентность) в работе различных частей головного мозга снижается в 2–3 раза. Это приводит к росту длительности решения задач, рассеянности внимания, снижению интенсивности, производительности и уровня креативности труда, неадекватным решениям (в том числе в политике и экономике) [16].

Еще в 20-х годах ХХ века французские ученые доказали влияние солнечных бурь на частоту убийств и самоубийств. Солнечная радиация изменяет нервно-психический тонус и может нарушить неустойчивое психическое равновесие некоторых людей, склоняя их к таким поступкам. Сегодня активно изучается зависимость динамики серийных убийств от периода активности Солнца.

В 1930-х годах тоже во Франции случайно было замечено, что частота инфарктов миокарда и инсультов у пожилых людей резко возрастала в дни, когда в работе местной телефонной станции наблюдались сильные нарушения вплоть до полного прекращения связи. Впоследствии было установлено, что нарушения телефонной связи происходят во время магнитных бурь. На этом основании был сделан вывод, что инфаркты и инсульты также связаны с магнитными бурями.

В 1950-х годах немецкие ученые Рейнгольд Рейтер и Карл Вернер проанализировали около 100 000 автокатастроф установили резкое увеличение их количества на второй день после солнечной вспышки.

Вспышки на Солнце приводят к ухудшению физиологического и психологического состояния сотен миллионов людей, обострению хронических заболеваний, настроений пессимизма. Пагубное влияние сильных солнечных излучений, о котором когда-то писал Чижевский, ныне доказано.

Появились научные доказательства связи солнечного цикла с распространением эпидемий. В частности — с пандемиями гриппа. В 2006 году Джон В.К. Йунг (John W K Yeung) исследовал циклы солнечных пятен и возникновение пандемического гриппа А в предыдущем столетии (1946-1947, 1957 и 1968 годы) и подтвердил гипотезу 11-летних пандемических циклов. В физике Солнца хорошо известно, что циклы солнечных пятен также имеют регулярные периоды около 11 лет. Вывод Джона Йунга гласит, что количество солнечных пятен позволяет выявить вспышки эпидемий гриппа между 1700 и 2000 годами нашей эры [5].

Дэниел П. Хейз (Daniel P Hayes) в 2009 году развил эту гипотезу и обнаружил, что 11-летние циклы пандемии гриппа А связаны с солнечным влиянием на уровень витамина D у людей, который увеличивается или уменьшается вместе с ультрафиолетовым излучением [6].

Немецкий психолог С. Эртель (S. Ertel) в 1998 году опубликовал большое исследование «Космофизическая корреляция творческой деятельности в истории культуры». Эртель проанализировал закономерности создания выдающихся произведений культуры и научных открытий за период с 1400 по 1800 годы. Он обнаружил наличие приблизительно 10-летних периодов творческой активности в западноевропейской и китайской живописи, поэзии и науке. Как правило, пики творческой активности в Китае совпадали с пиками в Западной Европе. Поскольку китайская цивилизация долгое время не была связана с европейской, должен существовать некий синхронизирующий внешний фактор. Эртель делает вывод, что таким фактором являются изменения солнечной активности [7].

Словацкие ученые Эмиль Палес и Мирослав Микулецкий (Emil Páles, Miroslav Mikulecký, 2004) исследовали появление великих поэтов в истории Аравии, Персии, Китая и Японии. В истории поэзии была обнаружена периодичность около 500 лет. Более того, оказалось, что волны поэтического творчества на Западе и на Востоке синхронны последние 3000 лет. Удивительно, но эта периодичность была известна еще до 800 г. до н.э. жрецам Вавилона, которые приписывали ее влиянию богини Инанны. «Набор психологических симптомов, характерных для полового созревания, повторяется в глобальном (мировом) масштабе в эти исторические эпохи каждые 500 лет, — пишут ученые. — «Одно из возможных объяснений — космофизический фактор, влияющий на нейроэндокринную систему мужчины» [8].

Тот же Мирослав Микулецкий в своей работе 2009 года «Солнечная активность, революции и культурный расцвет в истории человечества» изучил исторические данные из двух временных периодов, касающихся революций в Европе и Китае, и восьми периодов развития науки и искусства, зарегистрированных в пяти географических регионах. После чего сравнил их с временными изменениями количества солнечных пятен (т.н. «числа Вольфа»), данные наблюдений которых существуют еще со II века до нашей эры. С помощью математических методов было оценено время достижения пика для каждого набора данных. Статистически достоверный результат: в полном соответствии с гипотезой Чижевского, революции достигали своей кульминации вблизи солнечных максимумов, в то время как культурный расцвет обычно отчетливо проявлялся вблизи солнечных минимумов [9].

Влияние пятен на Солнце на социальные процессы
Волны революций и солнечная активность. Крах коммунизма и «Арабская Весна» совпадают с максимумами солнечного цикла. Рис.: Mikhail Gorbanev [14]

Сегодня известно, что планетарные изменения климата (которые непосредственно зависят от солнечной активности), могут вызывать не только засухи и наводнения, но также войны и гражданские конфликты. Существуют статистические результаты, связывающие, например, вспышки гражданских конфликтов в Африке с годовыми колебаниями местной температуры [10, 11].

В работах Михаила Горбанева [Mikhail Gorbanev, 12-14] рассматривается корреляция между циклами солнечной активности (измеряемой количеством солнечных пятен на поверхности Солнца) и временем экономической рецессии в США и других странах. Выяснилось, что вероятность рецессий в странах «Большой семерки» (G7) значительно увеличивается во время и после солнечных максимумов, что позволяет предположить, что они могут вызвать ухудшение условий ведения бизнеса.

Так, за последние десятилетия (с 1935 г.) все 7 циклических максимумов солнечной активности близко совпадали с рецессиями в США, таким образом предсказывая (или вызывая?) большинство из них. С 1948 года всем 6 максимумам солнечной активности предшествовали минимумы уровня безработицы в США, а всплески уровня безработицы следовали с задержкой в 2–3 года. В мировом масштабе за последние годы (по которым имеются данные) 4 максимума солнечной активности совпадали с минимумами уровня безработицы в странах G7, за которыми следовали его всплески в течение 2-3 лет. С 1965 года, когда для всех стран «Большой семерки» доступна последовательная датировка рецессии, почти 3/5 рецессий начались в течение трех лет, близких к максимальным солнечным пятнам, и после них.

В то же время глобальный экономический и финансовый кризис, вызванный пандемией коронавируса COVID-19, совпал с циклическим минимумом солнечной активности, как и предыдущий глобальный кризис 2007-2009 годов. А до того сразу после минимума солнечной активности начался азиатский кризис 1997-98 гг. По мнению Горбанева [14], это также согласуется с теорией А.Л. Чижевского. Согласно ней, минимумы солнечного цикла могут характеризоваться «спокойствием людей» и даже апатией. Такое стремление к отказу от риска, похоже, соответствует финансовым кризисам. Хотя эпидемия COVID-19 спровоцировала текущий кризис, это была политика «великой изоляции», превратившая кризис здравоохранения в самый глубокий экономический и финансовый кризис в современном мире. Т.е. из всех возможных вариантов ответа на смертельную пандемию человечество коллективно выбрало и реализовало наиболее пассивный и «апатичный» вариант перехода к глобальной изоляции.

Российский экономист Владимир Белкин проанализировал связь колебаний мировых цен на нефть за период с 1861 по 2016 годы и обнаружил сильные устойчивые связи с одиннадцатилетними циклами солнечной активности. Годами резкого снижения цен на нефть являются годы, непосредственно следующие за годами максимумов солнечной активности и годы её минимумов. Автор объясняет выявленную им связь негативным влиянием магнитных бурь и штилей на психическое и физиологическое состояние людей и, как результат, ростом настроений пессимизма на экономических рынках. Соответственно, «годы максимумов числа Вольфа (максимумов магнитных бурь с внезапным началом) и их минимумов (магнитных штилей) должны быть годами резкого ухудшения динамики макроэкономических показателей, включая снижение цен на нефть» [15].

Нет сомнений, что в будущем будут получены и другие доказательства влияния солнечной активности на психику человека и социальные процессы.

Литература

  1. Чижевский А.Л. Солнечные пятна и психозы. 1928
  2. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1973.
  3. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия. М., 1995
  4. Чижевский А.Л. Шишина Ю.Г. В ритме Солнца. М., 1967.
  5. A hypothesis: Sunspot cycles may detect pandemic influenza A in 1700-2000 A.D
  6. Influenza pandemics, solar activity cycles, and vitamin D
  7. Cosmophysical correlation of creative activity in the history of culture
  8. Periodic emergence of great poets in the history of Arabia & Persia, China and Japan
  9. Solar activity, revolutions and cultural prime in the history of mankind
  10. Climate for conflict
  11. Quantifying the Influence of Climate on Human Conflict
  12. Sunspots, unemployment, and recessions, or Can the solar activity cycle shape the business cycle?
  13. Can solar activity influence the occurrence of economic recessions?
  14. Shifting Pattern of Extraordinary Economic and Social Events in Relation to the Solar Cycle
  15. Cycles of Oil Prices and Magnetic Storms: Mechanism and Facts of Strong Ties (1861-2015 Years)
  16. Влияние магнитных бурь на электрические потенциалы головного мозга
  17. Психические эпидемии и циклическая деятельность Солнца

Похожие статьи: