© Аннет Прен, Кьелд Фреденс

Управление эмоциями

музыка мозгаФрагмент книги А. Прен и К. Фреденс. Музыка мозга. Правила гармоничного развития. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.

Как лучше понять себя и достичь своих целей в карьере и жизни? Сочетая в себе музыкальное мышление и актуальные исследования работы мозга, эта книга способна вдохновить вас на успешные перемены в жизни. Ваш мозг и только он — ключ к успеху. То, что происходит внутри него, определяет, насколько успешно вы контролируете свою жизнь. Основная задача этой книги — продемонстрировать вам, как мозг работает, реагирует на стимулы и как вы можете это использовать. Для этого авторы исследовали, как мыслят и планируют музыканты, которым удается очень гармонично сочетать и координировать несколько активностей.

Трогаем эмоциональную струну

Порой музыкант решает полностью погрузиться в ту или иную эмоцию. Наиболее убедительными и впечатляющими становятся те концерты, в которых исполнитель передает свою эмоциональную вибрацию аудитории. Внутри каждого из нас все время латентно присутствуют все эмоции, и мы — следуя примеру музыкантов — должны научиться решать, на какие из них обратить особое внимание (и, следовательно, оживить) в тот или иной момент. Интенсивность эмоций можно усиливать или ослаблять, нажимая на другие клавиши «внутреннего фортепиано»; таким образом, их следует считать скорее внешними проявлениями происходящих процессов и ваших привычек, нежели правдивыми свидетелями ситуаций. В этой главе мы расскажем, как конструктивными способами питать свои эмоции, и поможем понять, насколько важную роль они играют в вашем мозгу.

Система оповещения высокой чувствительности

Эмоции представляют собой превосходный механизм обратной связи. Они дают вам знать о вашем душевном состоянии  и  при  необходимости  сами  призывают  изменить их. Эмоции — это программы действий. Однако, вопреки расхожему мнению, их не следует воспринимать как «истину» о вас или о ситуации, в которой вы оказались: ни одной «правильной» интерпретации или восприятия той или иной конкретной эмоции не существует и не может существовать.

Эмоции чрезвычайно чувствительны, их легко пробуждает к жизни нажатие на любую другую клавишу нашего «внутреннего фортепиано». Например, если мыслительные паттерны неконструктивны, ваши поступки и действия могут привести к тому, что вы почувствуете себя униженным и подавленным. Если цель кажется вам недостижимой, это активизирует мозжечковую миндалину, и вас охватывает паника. Если ваше тело вялое и неэнергичное, настроение ухудшается. Если ваш фрейминг ситуации отнюдь не позитивен и в результате ее восприятие не способствует вашему успеху, вы можете страшно перепугаться. Если вы не обучены создавать ви´дение будущего, это занятие может вызвать тревогу и беспокойство — мысли о будущем также будут вас пугать. Если кто-то попирает ваши ценности, это, скорее всего, приведет к взрыву гнева. И если вы не выработали у себя привычку обращать внимание на свои успехи и впоследствии воскрешать их, то наверняка чувствуете себя несостоявшимся и, следовательно, ощущаете подавленность.

Эмоции легко пробуждает к жизни нажатие на другие клавиши «внутреннего фортепиано».

Об этом надо помнить всегда. В следующий раз, почувствовав, что боретесь с негативными и трудными эмоциями, попробуйте нажать на другие клавиши своего «внутреннего фортепиано».

Большинство людей, к сожалению, поступают с точностью наоборот. Когда им грустно и они чувствуют злость, страх и т. д., они продолжают играть на клавише «Эмоции», еще сильнее сосредоточивая внимание на этих негативных чувствах, еще больше говоря о них и пытаясь понять, в чем же дело. В качестве эксперимента попробуйте вместо этого осознанно переместить фокус на одну, две или три другие описанные в этой книге клавиши и посмотрите, куда вас это приведет.

Остерегайтесь эмоционального гриппа

Кроме того, не следует забывать, что эмоции обладают способностью передаваться от человека к человеку. Мы, люди, заражаем друг друга не только простудой или гриппом, но и эмоциями. Особенно те, кто взаимодействует друг с другом тесно и регулярно. Самыми заразными в этом плане являются коллеги, друзья и супруги. Пагубные взаимоотношения зачастую работают как медленно действующий яд, в то время как позитивные, вознаграждающие отношения оказывают на ваше здоровье весьма положительный эффект.

Подумайте, чем бы вам хотелось заразиться? А чем совсем не хотелось бы? Тщательно выбирайте круг общения! И помните, что на вас влияют не только эмоции других людей, но и их реакция на ваши эмоции.

Заражение эмоциями происходит через так называемый разомкнутый цикл в нашем мозгу. Если в системе возникает разомкнутый цикл, она в своем самоуправлении опирается на внешние источники. В нашем теле есть также системы замкнутого цикла, например кровеносная система, при этом все, что происходит в системах кровоснабжения других людей, никак не влияет на вашу. А разомкнутый цикл еще называют взаимной адаптацией между людьми.

Психолог Дэниел Гоулман считает, что у каждого из нас имеется «межличностный радар» и что чем сильнее наша эмоциональная связь с тем или иным человеком, тем активнее идет взаимный обмен; а самый мощный обмен имеет место между теми, кто много времени проводит в обществе друг друга. Например, знаете ли вы, что от 50 до 70% рабочей атмосферы в офисе напрямую зависит от начальника и его поведения? Чем не пища для серьезных размышлений? И если вам когда-либо приходилось присутствовать на вечеринке, где гостей принимала злая или безразличная хозяйка, то вы отлично знаете, о чем мы говорим, — скорее всего, вы просто не могли дождаться, когда уже можно будет уйти!

Общение с человеком изменяет нервные пути в вашем мозгу. Причем оно влияет не только в эмоциональном, но и в биологическом плане. Исследования показали, что у женщин, долгое время работающих бок о бок, вырабатывается одинаковый менструальный цикл. Имеет место синхронизация взаимодействующих биологических систем. Больше того, ближайшее окружение оказывает влияние не только на уровень наших гормонов, но и на работу сердца, ритм сна и иммунную систему. И если вы способны направить свои эмоции в позитивную сторону и привнести в них лучшее, что есть в других людях, возникает резонанс. Это означает, что вы находитесь в гармонии с самим собой и с теми, кто вас окружает. Вместе с тем, направляя свои эмоции к негативу, вы отвечаете за распространение диссонанса, иными словами, дисгармоничного настроения. Так что резонанс и диссонанс имеют отношение не только к музыке, но и к нашей с вами жизни.

С этой точки зрения также полезно всегда следить за тем, какие эмоции вы переживаете в данный момент, каковы ваши текущие ценности, что пробуждает в вас энтузиазм. И исследовать, что движет другими людьми. Кроме того, пора четко определиться, куда вы хотите прийти (→Ви´дение, Цели, Ценности), а также понять, как вы собираетесь туда попасть (→Мысли, Тело, Восприятие, Успехи). Имейте в виду, что вы постоянно эмоционально заражаете не только других, но и самого себя. Конструктивные привычки помогут вам направить свои эмоции в конструктивную сторону. Если, например, вы знаете, что вас очень легко вывести из себя, постарайтесь взрастить на этот случай какую-то альтернативную эмоцию: спокойствие, одобрение, любознательность или что-то еще. Просто сфокусировав внимание на спокойствии, вы усиливаете это чувство. Это просто потрясающе! И полностью соответствует логике мозга: на чем вы сосредоточены, того и будет в вашей жизни больше.

Просто сфокусировав внимание на спокойствии, вы усиливаете это чувство.

Здесь стоит вспомнить о весьма распространенной теории, будто негативные эмоции, скажем, гнев, нельзя сдерживать, что их «отыгрывание» помогает избавиться от них и почувствовать себя лучше. Нам советуют: «Кричи, ори, визжи, топай ногами!», не держи злость в себе, дай ей выход, дай волю своим эмоциям, и избавишься от них. Но в действительности этот метод малопригоден, поскольку, фокусируясь на той или иной конкретной эмоции, вы лишь усиливаете ее и испытываете чаще и в большем объеме. Исследование, проведенное в университете Айовы психологом Брэдом Бушманом, показало, что студенты, которых просили «выпустить пар» и дать выход своему гневу, впоследствии были намного агрессивнее тех, кто, испытав эту негативную эмоцию, в течение двух минут сидел в полной тишине. Как это метафорически сформулировал психолог Ричард Уайзмен, эмоциональная разрядка не погасит огонь гнева или злобы — напротив, она подольет в него масла.

Как на эмоции влияют жесты

Жесты важны для эмоций. Даже самое незначительное изменение может серьезно повлиять на то, как вы себя чувствуете. Исследования в области воплощенного познания, или познания человека как телесного материального субъекта, показали: чтобы испытать ту или иную эмоцию, необходима соответствующая деформация лицевых мышц. Иначе говоря, чтобы почувствовать себя счастливым, нам надо выразить эту эмоцию мимически.

Важно также и то, как часто вы улыбаетесь. Улыбаться можно двумя способами: либо искусственно, нарочно, либо по велению своего эмоционального мозга. Это отлично известно любому неврологу, которому приходилось лечить пациентов, у которых одна сторона лица парализована. Такой больной не может улыбнуться по команде, но если он услышит хорошую шутку, его лицо осветит широкая улыбка. Как же такое возможно, если лицевые мышцы не работают? Обычно это объясняется тем, что мышцы лица не парализованы; просто нервные связи, управляемые усилием воли пациента, не доходят до этих мышц. А вот забавная история или хороший анекдот достигают его эмоционального мозга, который по-прежнему сохраняет связь с лицевыми мышцами.

По мнению психолога Мартина Селигмана, существует два вида улыбок: «дюшенова» (искренняя улыбка) и улыбка «пан-американ» (фальшивая улыбка). Для «дюшеновой» улыбки характерно движение вверх уголков губ и появление морщинок в уголках глаз. Ответственные за это мышцы называются скуловой и круговой мышцей глаза соответственно, и управлять ими усилием воли чрезвычайно трудно. А улыбка «пан-американ» не обладает ни одной из характеристик «дюшеновой»: она больше напоминает вызванную судорогой гримасу вроде тех, какие мы видим у низших приматов, когда они чувствуют страх и угрозу. Исследование, проведенное в Калифорнийском университете, показало, что по улыбкам студентов в выпускных фотоальбомах — искренним либо фальшивым, — можно довольно точно предсказать, какими будут их семейная жизнь и личное благополучие в ближайшие 30 лет.

По улыбкам студентов в выпускных фотоальбомах можно прогнозировать перспективы их личного благополучия.

«Может ли улыбка избрать президента?» — именно таким вопросом задался Брайан Маллен. И он с коллегами принялся оценивать мимику и жесты трех телеведущих в процессе президентской предвыборной гонки 1984 года, в которой участвовали Рональд Рейган и Уолтер Мондейл. Ученые обзвонили зрителей по всей стране, спрашивая их, за кого те голосовали, а затем внимательно изучили поведение трех телеведущих. Двое из них вели себя вполне нейтрально, но последний, Питер Дженнингс, говоря о Рейгане, использовал явно более позитивную мимику и жесты, чем когда говорил о Мондейле. Исследование показало, что тем самым Дженнингс довольно мощно повлиял на американцев, убедив их проголосовать за Рейгана.

Но если жесты и мимика других людей способны продвигать их точку зрения, может, это под силу и вам? Несомненно! Как вы думаете, что будет, если исследователи попросят испытуемых оценить качество разных наушников и при этом потребуют, чтобы одни сидели неподвижно, вторые кивали головами (как бы говоря «да»), а третьи качали головой (как бы говоря «нет»)? Вы, наверное, уже догадались, что испытуемые, кивавшие головами, дадут устройствам более высокую оценку, чем те, кто отрицательно качал головой. Это еще один наглядный пример воплощенного познания, о котором мы говорили выше (→Тело).

Если у нас уже выработалась на что-то позитивная или негативная точка зрения, наши жесты могут сыграть существенную роль в усилении этого мнения. Когда мы выражаем позитивную точку зрения, мы киваем головой и наши телодвижения становятся более плавными. Когда мы высказываемся по поводу чего-то негативно, мы отрицательно качаем головой и наше тело делает более резкие движения. И когда другие люди оценивают нас на основании наших жестов и мимики, спокойные и плавные движения интерпретируются ими как движения сердечного человека, а резкие и отрывистые — как равнодушного и неприятного.

Изменения лицевой мускулатуры влияют на наше душевное состояние, потому что мышцы создают в эмоциональных функциях мозга открытый, незамкнутый контур. Если, прослушивая сообщение на автоответчике, вы улыбаетесь, то наверняка воспримете его более позитивно, нежели если на вашем лице в этот момент будет недовольная гримаса. Если вы счастливы, но не имеете возможности улыбаться, интенсивность этого чувства будет намного меньше. Психолог Роберт Зайонц даже доказал, что для изменения своих эмоций достаточно пропеть один-единственный гласный звук. Пропойте «а» или «е» раз двадцать, и ваше настроение улучшится; пропойте «у», и оно станет хуже.

Изменения лицевой мускулатуры влияют на наше душевное состояние.

Лимбическая система мозга косвенно соединена с мышцами тела. Эмоции добавляют движениям ритм и экспрессию. Рукой можно двигать более или менее экспрессивно, и эти невербальные сигналы нередко бывают выразительнее вербальных.

Раньше исследователи считали: «Я счастлив и поэтому улыбаюсь». В отношении многих людей это действительно так. Эмоции часто обнаруживают себя, так сказать, изнутри наружу. Но на сегодня эта формулировка важным образом изменена: «Я улыбаюсь и благодаря этому становлюсь счастливым». Эмоции, по сути, могут создаваться — и заражать нас — обратным путем, снаружи внутрь. Ваша мимика является настолько мощным модулятором эмоций, что вы можете использовать ее, чтобы стать счастливее.

Но будьте осторожны! Суть не просто в том, чтобы «надеть» на лицо улыбку — это будет фальшивая улыбка, улыбка «пан-американ». Относитесь к мимике как к мощному инструменту влияния на свое состояние; натренируйте его для конкретных ситуаций и используйте параллельно с игрой на «внутреннем фортепиано».

Ваш постоянный эмоциональный дисплей

Что происходит, когда двум людям на редкость легко общаться друг с другом? Они слушают, двигают руками и ногами, вертят ладонями, теребят одежду и делают многое другое. Но все это они делают особым образом: их движения ритмично скоординированы. Они словно вместе танцуют один и тот же танец. Они находятся «на одной волне». Синхронизированы даже тон и громкость их голосов, и эти ритмы поддерживают их слова и обогащают беседу дополнительными нюансами.

Уильям Кондон, пионер в области, именуемой ситуационной синхронностью, называет такое явление культурными микроритмами, поскольку они культурно обусловлены и, следовательно, относятся к категории благоприобретенных. Когда двум людям приятно и хорошо общаться и взаимодействовать друг с другом, это означает, что между ними царит взаимопонимание, и в разных ситуациях степень этого взаимопонимания может возрастать либо снижаться. Два человека, между которыми возник контакт и взаимопонимание, согласовывают свои энергетические уровни и копируют друг друга, и это дает сигнал о взаимном признании и общности на подсознательном уровне.

Нам бы хотелось немного задержаться на теме взаимопонимания. Это не только нечто, порой связывающее вас с другими людьми; это также то, что вы испытываете по отношению к самому себе. Люди очень часто бывают своими злейшими критиками и судьями. И, пытаясь изменить свою жизнь, они делают это путем приказов и команд: «А ну возьми себя в руки!» (→Мысли) Они поселяют внутри себя эдакого «адского коуча». А к вам это относится? Как вы обычно говорите с самим собой: уничижительно и высокомерно или, напротив, с уважением? Вам нравится чувствовать, что вы идете по пути саморазвития, сталкиваясь с трудными задачами, или вы считаете, что вам просто нужно это пережить, да и покончить с этим? Вы постоянно жадно учитесь у жизни и адаптируете свои стратегии или же предпочитаете продолжать делать все привычным способом?

Взаимопонимание, которого вы достигаете с самим собой и с окружающими, оказывает большое влияние на ваши эмоции. Подумайте, каково это — чувствовать, что находишься с кем-то «на одной волне»? Что из сказанного другим человеком может стать для вас мощным мотивом? Расшифруйте, что характерно для таких ситуаций — и конструктивно используйте эти знания, постоянно корректируя и настраивая свое взаимодействие с самим собой и окружающим вас миром.

Ряд исследований продемонстрировал возможность с довольно большой точностью предсказать долговечность брака, просто наблюдая за тем, как разговаривают супруги тогда, когда они в чем-то не согласны друг с другом. Если дискуссия ведется с употреблением уничижительных терминов или если один из супругов в ответ на слова другого закатывает глаза, прогноз будет не из оптимистичных. И совсем другое дело, если они открыты друг другу, общаются с уважением, умеют слушать — тогда прогноз будет намного более многообещающим.

Сегодня ученые много говорят о микромесседжах, маленьких, незаметных посланиях — зачастую подсознательных, — которые передаются от человека к человеку без слов. Так, исследователи из Массачусетского технологического института подсчитали, что каждый из нас ежедневно отправляет от двух до четырех тысяч таких микромесседжей в форме жестов и  интонации.

Мы ежедневно отправляем от двух до четырех тысяч микромесседжей.

Рассмотрим такой сценарий. Человек выступает на собрании, а остальные якобы слушают, но при этом ведут себя весьма красноречиво. Большинство даже не смотрит на оратора. Некоторые постоянно поглядывают на часы, другие возятся с мобильными телефонами. Кто-то, возможно, вообще пересаживается с места на место. На эмоциональном уровне выступающий это, конечно, замечает, хотя все происходит подсознательно и без слов, и, следовательно, сформулировать и изменить что-либо крайне трудно.

Если вы когда-либо посещали курсы общения, то, возможно, выполняли такое упражнение: человеку говорят выйти и подготовиться к небольшой речи перед группой, а эта группа (его будущая аудитория) договаривается поначалу проявлять к выступлению большой интерес, но потом, в назначенный момент, начать относиться к нему с безразличием. Что же происходит в аудитории в этот момент? Энергетический поток, имевший место в начале презентации — взаимодействие между оратором и слушателями, — мгновенно ослабевает. В результате полный воодушевления выступающий сбит с толку, он в замешательстве и сомнениях. Вот насколько мощны  микромесседжи!

Они чрезвычайно важны, потому что заработать авторитет оратора или коуча и сделать так, чтобы тебя слушали, не так-то просто. Здесь нужен мандат, который выдает аудитория. Любой опытный оратор скажет вам, насколько это разные вещи — когда входишь в зал с аудиторией, заряженной позитивными эмоциями по отношению к выступающему, или в зал, где собрались люди, которые едва знают, кто вы такой.

Чемпион мира по чтению микромесседжей

Микромесседжи — один из главных переносчиков эмоциональной инфекции, и в этом деле их очень поддерживает мозжечковая миндалина.

Как уже говорилось, миндалина служит своего рода механизмом предупреждения, сигнализацией нашего мозга. Когда случается что-то неожиданное или угрожающее, миндалевидное тело тут же реагирует на это страхом, и человек отказывается от дальнейших действий, становится пассивным или чрезмерно осторожным.

Миндалина подсознательно считывает эмоциональный аспект буквально со всего в нашей жизни.

Миндалина — чемпион мира по извлечению эмоционального смысла из невербальных сообщений; она делает это со скоростью света. Эти процессы не входят в вербальный диапазон — они совершаются подсознательно. А потом мы получаем сигналы от нервных путей в нашем теле, и оно имитирует соответствующие пережитые эмоции. Так и происходит заражение. Миндалина подсознательно считывает эмоциональный аспект буквально со всего, что нас окружает в жизни.

Например, когда мы смотрим на фотографию испуганного лица, миндалина реагирует мгновенно. Сделай мы в этот момент МРТ-сканирование, оно показало бы, что наш паттерн мозговой активности выглядит так, будто это мы напуганы, хоть и не так сильно, как бедняга на фото. Ответственность за это несут зеркальные нейроны мозга. Это они копируют все, что только увидят в непосредственной близости.

Эксперименты с обезьянами, проведенные еще в 1990-х годах, показали, что при сканировании мозга одна и та же зона наслаждения подсвечивалась не только каждый раз, когда обезьяна ела банан, но и когда она наблюдала за другой обезьяной, поедавшей фрукт. Иными словами, наблюдение за тем, как кто-то другой выполняет действие, возбуждает ту же зону мозга, которая активируется, когда мы делаем это сами. И при виде перепуганного человека мы рефлексивно копируем его эмоции.

Сегодня нейробиологам известно, что все эмоции латентно присутствуют в нас на протяжении всей жизни. Тот факт, что вы можете выбрать другую эмоцию вместо доминирующей в настоящий момент, в значительной мере является необходимым условием рефрейминга (→Восприятие). И научившись смотреть на свои эмоции со стороны или сверху вниз («с точки зрения вертолетчика»), вы сможете увидеть их по-новому.

Пираты в море эмоций

Вы прекрасно знаете, что происходит, когда срабатывает ваша внутренняя сигнализация. Тело напрягается. Сердце бьется быстрее. Мысли носятся по кругу, они заводят вас еще сильнее. Вы начинаете сердиться или у вас портится настроение — и очень сильно. Психологи утверждают, что нас, людей, можно «захватить и угнать» — в точности как морские пираты угоняют корабли. Только на этот раз все происходит в море эмоций, а главаря пиратов зовут миндалевидным телом.

Мозг человека устроен так, что любая новая задача, благоприятная возможность или желание вызывают некоторую тревогу. Мозжечковая миндалина — это механизм сигнализации, который имеется у всех млекопитающих; она управляет нашими реакциями в форме борьбы или бегства и, следовательно, играет решающую роль в выживании. Эксперименты показывают, что миндалина делает выводы намного быстрее, чем мыслящий мозг. Исследователи-неоконструктивисты во главе с психологом Джозефом Леду объясняют это тем, что в нашем мозгу имеются две важные цепи: короткая и длинная. Короткая проходит через часть промежуточного мозга под названием «таламус» от органов чувств прямо к миндалине. Длинная, прежде чем достигнуть миндалевидного тела, проходит через весь головной мозг, что, понятно, занимает больше времени. Таким образом, когда мы видим что-то, воспринимаемое нами как опасность — скажем, медведя, — сообщение направляется в миндалину по короткому маршруту. Миндалевидное тело дает сигнал об опасности и отключает другие потребности, и наше тело насыщается кортизолом (гормоном стресса) и адреналином, которые подготавливают его к действию в условиях чрезвычайной ситуации. А функции мозга, ненужные в данном положении (например, связанные с пищеварением, сексуальным желанием, интеллектуальными мыслительными процессами), блокируются. Смысл сообщения максимально очевиден — действуй немедленно. Осознанное понимание ситуации приходит позже.

Мыслящий мозг и миндалевидное тело объединяет множество связей. Но от миндалины к мыслящему мозгу идет больше связей. Это означает, что миндалевидное тело может «потопить» наше осознанное мышление, посылая ему мощный поток микромесседжей.  Эмоциональная реакция в миндалине нередко возникает еще до того, как мыслящий мозг успевает понять, что происходит. Это полезно и удобно, если мы лицом к лицу сталкиваемся с медведем, но совсем ни к чему, если опасность имеет чисто символическую природу, например, когда мы выступаем перед аудиторией, проходим медицинское обследование, знакомимся с человеком или исследуем новые поведенческие паттерны. Однако миндалина не видит различий между физической и символической угрозой.

Миндалина не видит различий между физической и символической угрозой.

Как же мы можем повысить толерантность миндалевидного тела по отношению к опасностям символического свойства? Во-первых, можно поговорить с собой так, чтобы ослабить напряжение и успокоиться (→Мысли). А еще можно произвести рефрейминг ситуации,  охарактеризовав ее не как «опасную», а как «интересную, возбуждающую». Вы также можете натренировать способность определять, когда миндалина вот-вот активируется, и вовремя менять фокус внимания (→Восприятия). А еще можно подготовить полезный репертуар дыхательных упражнений и в нужные моменты использовать его, чтобы вызвать ощущение внутреннего спокойствия (→Тело). Иными словами, играя на своем «внутреннем фортепиано», вы можете при желании заставить миндалину в своем мозге успокоиться и расслабиться.

Каждая новая для человека задача, желание или возможность вызывают некоторую настороженность, а порой и беспокойство. Относительная потеря статуса, уверенности, самостоятельности, чувства единения и справедливости также могут привести к подобной реакции. Пробуждение миндалины в этих случаях совершенно нормально, это характерно для каждого человеческого существа. Однако следует сказать, что люди по-разному интерпретируют этот опыт и, испытав его, по-разному действуют.

  • Некоторые склонны драматизировать свою тревогу и считать, что с ними, должно быть, что-то не так.
  • Другие делают вывод: «Это просто не для меня». Иными словами, они ставят знак равенства между своим «я» и собственным поведением и отказываются пробовать какие-либо иные варианты поведения.
  • Некоторые ощущают тревогу и неопределенность ситуации, но все равно действуют, возможно, при поддержке каких-то других клавиш своего «внутреннего фортепиано», например «Восприятие» (успокаивающий рефрейминг), «Мысли» (активизация внутреннего диалога), «Тело» (глубокое, ровное дыхание), «Ви´дение» (фокусировка на более широкой картине), «Успехи» (воссоздание в памяти ситуаций, когда достиг успеха, а не боялся и нервничал).
  • Некоторые позволяют чувству тревоги стать определяющим фактором; они раз за разом выбирают задачи и новые возможности, которые возбуждают миндалевидное тело в их мозгу, считая, что именно это принесет им наибольшую пользу.

А к какой категории в большинстве случаев относитесь вы? И к чему это обычно приводит?

Сохранение эмоций в низком разрешении

Мозжечковая миндалина отвечает за наше подсознательное эмоциональное научение. Представьте, что вы стали свидетелем серьезной автокатастрофы, в которой пострадало много людей. Несколько месяцев спустя вы встречаете человека, которого не знаете, однако же при виде его почему-то испытываете неприятное чувство. А просто ваша миндалина узнала в нем одного из участников той жуткой аварии, и мозг тут же отреагировал мощными эмоциями, которые вы тогда пережили. Или, например, когда-то вы съели несколько креветок и отравились и с тех пор испытываете подсознательное отвращение к этим существам. Или вас в детстве много критиковали и теперь, став взрослым, вы неадекватно реагируете даже на незначительную критику. У вас в школе был на редкость злой и неприятный учитель с острым носом, и теперь вы на подсознательном уровне терпеть не можете остроносых людей. Во всех этих случаях ваш мозг соединяет два аспекта, которые иначе никак не связаны между собой. Как гласит правило Хебба, «нейроны, которые вместе возбуждаются, связаны друг с другом» (→ Восприятие).

Из этого следует, что неприятный опыт и переживания мешают нашему саморазвитию. Они оставляют на миндалине следы — как пережитых нами эмоций, так и сделанного нами выбора. Именно из-за этого мы с удивительным упорством раз за разом принимаем в критических ситуациях одни и те же решения. Например, вы просите сына прибраться на столе. Тот отвечает: «Сейчас». Через несколько минут вы повторяете просьбу. Он повторяет тот же ответ. И продолжает лежать на диване — рядом с захламленным столом. А вы чувствуете, что вот-вот взорветесь. То есть ваша мозжечковая миндалина уже начала действовать. Вас охватила эмоция, от которой, как вам кажется, уже не уйти и не избавиться. Как если бы существовал некий сценарий, четко описывающий все, что дальше произойдет, и все, что вы будете делать, а вам остается только следовать этому сценарию! Обидно, не правда ли?

Здесь очень важно знать, что миндалевидное тело хранит эмоциональный опыт, что называется, в низком разрешении: картинка вроде бы та, но только какая-то нечеткая. Это значит, даже если текущая ситуация лишь в малой степени напоминает ту или иную неприятную ситуацию из прошлого, мозжечковая миндалина распознает ее как такую же — и для борьбы с ней запускаются те же эмоции, как и в тот раз. Ветка в лесу кажется вам змеей. Любое замечание начальника воспринимается как угроза — ведь предыдущий босс постоянно критиковал вас в присутствии коллег. Выбор изначально выглядит как нечто пугающее, потому что вам в прошлом уже приходилось принимать трудное решение и душа у вас буквально разрывалась.

Эта волшебная доля секунды

Но сегодня нейробиологи определили, что существует все-таки доля секунды, в течение которой человек может отказаться от выбора деструктивного эмоционального импульса.

Эмоциональные импульсы, которые возникают внутри нас, черпают силы из так называемых схем. Схема — ментальная модель нашего опыта; привычка, выгравированная на нашем разуме. Схема сортирует информацию и создает определенный порядок. Она также дает нам структуру для объяснения того, что мы воспринимаем, и обеспечивает нас планом будущих реакций. У нас есть схемы для езды на велосипеде, для составления графика ежедневных дел, для питания и т. п.

Большинство таких схем представляет собой кратчайшие пути в нашем разуме: если привычка доведена до автоматизма, сознание легко выбирает правильную схему. При этом некоторые схемы возвращают нас к эмоциональным паттернам, которые мы привыкли использовать, но они вовсе не обязательно оптимальны в той или иной конкретной ситуации.

Давайте подробнее рассмотрим эту волшебную долю секунды — и минуты, которые ей предшествуют. Вот традиционная поведенческая модель:

Стимул → Реакция

А вот модель расширенная:

Стимул → Выбор Реакция

Но мы хотели бы расширить эту модель еще больше:

Состояние и выбор состояния → Зарождение мыслей и эмоций → Стимул → Выбор Реакция

О чем говорит данная схема? В каждый момент своей жизни человек пребывает в определенном состоянии. Попробуйте вспомнить хотя бы сегодняшний день. Вы прошли через вереницу самых разных состояний. Возможно, проснулись не в лучшем настроении. Потом, выпив чашку кофе или сделав утреннюю пробежку, почувствовали себя счастливее, да и мыслить стали четче. Затем по пути на работу застряли в пробке, и это вызвало у вас чувство раздражения. Но потом вы услышали по радио песню, которая напомнила вам о первой любви, и испытали совсем другие, в высшей степени позитивные эмоции. Состояние чрезвычайно важно для ваших чувств и эмоций, и очень важно знать, что оно меняется по много раз за день, что существуют своего рода «якоря» (запах кофе, клаустрофобия или старая песенка), которые легко могут перенести вас из одного состояния в другое. (Вы, конечно, помните, что состояние включает в себя три основных компонента — тело, речь и фокус, — на которые мы с вами можем активно влиять, (→Тело).

Следующий этап — зарождение мыслей и эмоций, — наступает прежде, чем вы серьезно сосредоточитесь на какой-то мысли или эмоции. Именно на этом этапе можно почувствовать, что скорее всего произойдет, если вы будете продолжать в том же духе и направите свою энергию в эту сторону. А самое главное — на данном этапе ваше внимание, сознание и активный выбор могут изменить направление так, чтобы вы в итоге не угодили в плен старых предсказуемых реакций, а вместо этого встали на другой, новый путь.

Потренировавшись, человек может развить способность чувствовать и оценивать потенциальные эффекты как своего состояния, так и зародышей своих мыслей и эмоций.

Допустим, накануне вечером, готовясь к сегодняшнему заседанию, вы допоздна не спали, а теперь видите, что другие пришли на него совершенно неподготовленными. Вы чувствуете, как внутри вас закипает раздражение. Это точка, в которой вы можете активно произвести некоторые внутренние корректировки. Например, можно сосредоточиться на ценностях, которые вы поддерживаете, выбрав такой подход к делу (→Ценности), подумать о том, что подвластно либо неподвластно вашему влиянию (→Мысли), или слегка отмежеваться от создавшейся ситуации, тем самым изменив угол зрения на нее и ослабив раздражение и внутреннюю напряженность (→Восприятие, →Ви´дение, →Тело).

Иными словами, у вас есть выбор. И если вы не произведете внутренние корректировки, то посеете семена конкретных мыслей и эмоций, и тогда даже совсем слабый стимул может привести к сильным и нежелательным (но вполне предсказуемым) реакциям. Внимательно и осознанно относясь к своему состоянию, вы можете в самом начале предотвратить угон своего корабля этим коварным пиратом — миндалевидным телом вашего мозга.

Все это означает, что наше поведение — результат процессов, которые зарождаются задолго до традиционной стадии действия стимула. Следовательно, чтобы стать настоящим хозяином своего поведения, мы должны сами решать, каким будет каждый из этих этапов.

  • Состояние: на этом этапе вы наблюдаете. «Каково мое текущее состояние? Как я себя чувствую? Как ведет себя мое тело? Каков мой фокус? Что я говорю и какой веду внутренний диалог? И что мне надо откорректировать, чтобы мое состояние стало более конструктивным и подходящим в данной ситуации?»
  • Зарождение мыслей и эмоций: на этом этапе вы нажимаете на клавиши «Ви´дение» и «Ценности». Вы предсказываете, как, скорее всего, будут развиваться события, и принимаете основанный на ценностях выбор.

«Зачатки каких мыслей и эмоций я в себе ощущаю в данный момент? Что произойдет, если я буду и дальше способствовать их росту и развитию? В каком направлении я тогда пойду? То ли это направление, в котором я хотел бы идти? Если нет, какое это направление? И что мне нужно, чтобы я в итоге оказался там, где хочу оказаться?»

  • Выбор: спрогнозировав таким образом свою «автоматизированную реакцию», вы можете выбрать другой путь. Конечно, вы вряд ли легко, как по мановению волшебной палочки, перейдете на новый образ действий. Но постепенно, шаг за шагом вы непременно разовьете в себе способность быть по-настоящему внимательным и мудрым на этих первых трех этапах. Постоянно спрашивайте себя: «Что дает нужный результат? Какой эффект это оказывает? Не стоит ли мне попытаться выйти из ситуации? Взять тайм-аут? Обратиться вбегство?Сказатьчто-нибудьещевслух(илипросебя)? Изменить фрейминг?» Сделайте свой выбор.
  • Стимул: с этого момента наступает время стимула, который вы предвидели и к которому сумели неплохо подготовиться. Так поприветствуйте же его! Вы знали, что он придет. И считайте это подарком судьбы, поскольку у вас появился отличный шанс отрепетировать совершенно новый для вас репертуар.
  • Выбор: теперь вам  снова надо принять решение:

«Какова должна быть моя реакция? Чем она должна отличаться от того, что я обычно делаю? Как сделать, чтобы моя реакция и я сам были в хорошем смысле непредсказуемыми и конструктивными, чтобы моя эффективность и влияние достигли максимального уровня? Как то, что я говорю, способствует моему включению в интеллект-карту собеседника? Как мне сохранять уважительный тон?»

  • Реакция: на этом этапе вы применяете свою реакцию на деле. Обратите внимание на эффект. Оставайтесь в продуктивном состоянии.  Будьте любознательны и заинтересованны, накапливайте опыт. Благодаря этой модели вы, подобно запасливой белке, собираете и накапливаете полезный опыт. Этот опыт очень важно хранить и помнить, поскольку так вы учитесь, делая выводы типа «В следующий раз этого должно быть больше» либо, напротив, «В следующий раз этого должно быть меньше».

На первый взгляд наша модель может показаться довольно сложной, но, когда вы привыкнете к этому процессу, то увидите, что на самом деле все не так страшно. Конечно, потребуется практика, и поначалу ваша мозжечковая миндалина, скорее всего, еще пару раз угонит ваш корабль в море эмоций. Старые привычки прокладывают в мозгу широченные магистрали, и именно поэтому, чтобы научиться реагировать и поступать иначе, нужна серьезная переподготовка, нужно время.

Но есть и хорошая новость: как только вы поймете, какие принципы регулируют ваши эмоциональные привычки, вы уже не будете чувствовать себя беспомощной жертвой прежних реакций. Первый шаг — осознание, после чего можно начинать действовать по-новому.

Встав на этот путь, не забывайте работать над способностью замечать мельчайшие нюансы своего саморазвития, чтобы можно было праздновать успехи и постепенно наращивать новые навыки и компетенции (→Цели). А если вдруг обнаружите, что оказались не на том пути, на котором хотели, то сможете самостоятельно протоптать в лесу новую тропинку (→Восприятие).

«Морской конек», живущий в вашем мозгу

По утверждению ученых около 20% людей живут с гиперактивной мозжечковой миндалиной. Это означает, что их миндалевидное тело реагирует на стимулы и раздражители чаще и острее — страхом, неприятным усиленным сердцебиением и негативными предчувствиями.

Исследователи также знают, что если мать во время беременности переживет сильный стресс, то ребенок рождается с увеличенной миндалиной. Короче, говоря о страхе и размерах миндалевидного тела в нашем мозгу, следует помнить, что исходные условия у всех разные.

И все же человек способен повлиять и на размер своей мозжечковой миндалины, и на уровень ее активности. Для этого очень полезно знать, что представляет собой гиппокамп (по-гречески «морской конек»; он назван так по причине внешнего сходства с этим существом). Гиппокамп — часть лимбической системы головного мозга, он играет ключевую роль в способности ориентироваться в пространстве и запоминать информацию. Если в гиппокампе создаются новые клетки и связи, вы можете стать умнее и лучше контролировать себя. Так что рост этого «морского конька» в высшей степени желателен.

Каждый, кто видел, как двигается морской конек, знает, что это на редкость равномерное, успокаивающее, расслабляющее, даже медитативное зрелище. Так представьте себе свой гиппокамп в виде успокаивающего морского конька! Целый ряд исследований показал, что между миндалевидным телом и гиппокампом существует обратная связь: когда первое увеличивается, второй уменьшается. Миндалина отвечает за подсознательное эмоциональное научение, а гиппокамп — за осознанное.

Между мозжечковой миндалиной и гиппокампом существует обратная связь.

Благодаря этой обратно пропорциональной связи, когда вы помогаете своему гиппокампу увеличиваться, ваша мозжечковая миндалина становится меньше. И что действительно замечательно, человек и правда может стимулировать рост гиппокампа. «Морской конек» в вашем мозгу увеличивается в размерах, когда вы занимаетесь спортом, едите здоровую пищу и достаточно спите. Он также растет, когда человек медитирует. Физические упражнения способствуют вырабатыванию в организме особого химического вещества — белка под названием «нейротрофический фактор головного мозга», который повышает пластичность нервных клеток и ежедневно приводит к появлению в гиппокампе более двух тысяч новых нейронов27. Вам может показаться, что это не так уж и много, но если учесть, что каждая нервная клетка имеет десять тысяч связей, понимаешь: такой прирост несет в себе неоценимые дополнительные возможности для приобретения новых знаний.

Иначе говоря, быть активным и гармоничным, сохранять и приобретать здоровые привычки, отказываясь от привычек дурных, — отличные инвестиции, позволяющие нам каждый день создавать «новые мелодии».

Игра на клавише «Эмоции»

Нажимая на эту клавишу, вы, словно музыкант, настраиваетесь на свои эмоции — и на эмоции других людей. Вы обращаете внимание на жесты, мимику и микромесседжи. Вы осознаете роль миндалевидного тела и помните, что оно способно серьезно снизить продуктивность вашего поведения. Вы понимаете, что все эмоции латентно присутствуют в вас все время, что они тесно связаны со всеми другими клавишами вашего «внутреннего фортепиано» и что эмоции, которые вы испытываете в данный момент, в значительной мере зависят от вашего собственного выбора. Вы также знаете, что эмоции легко и просто передаются от одного человека к другому, и постоянно следите за тем, как игра на остальных семи клавишах вашего «внутреннего фортепиано» изменяет эмоции. Вы знаете о волшебной доле секунды, когда все можно изменить, и по возможности используете эти знания.

Вам также известно, что нейроны,  которые  вместе возбуждаются, связаны друг с другом. Это относится к негативным жизненным событиям (например, к подсознательному отвращению к креветкам, которыми вы когда-то отравились). Но, к счастью, это относится и к событиям позитивным. Подумайте о человеке, которого по-настоящему любите, и ваш мозг отреагирует соответствующей эмоцией. Создайте приятную для вас ситуацию или займитесь чем-нибудь, что приносит вам удовольствие, и позитивные эмоции возникнут снова, словно сами собой. Вы не можете скомандовать себе стать счастливым, но можете приняться за то, что делает вас таковым, и благодаря этому создавать восходящие спирали позитивных эмоций.

Музыканты постоянно развивают способность быстро изменять эмоции. Играя одно и то же музыкальное произведение, они часто и без труда переключаются с эмоции на эмоцию и благодаря этому могут выбирать и проникаться чувствами, которые наиболее полезны для исполнения той или иной музыкальной темы. Хороший музыкант может быть задумчивым в одну секунду, тосковать в следующую, затем стать безумным и неистовым, а потом — счастливым и расслабленным. Конечно, это требует высочайшего уровня эмоциональной гибкости. Как писал Карл Филипп Эммануэль Бах (сын великого Иоганна Себастьяна): «Музыкант не может тронуть душу других людей, если не затронет свою собственную». Это касается любых мощных и значимых коммуникаций между людьми. Если вам хочется, чтобы окружающие на эмоциональном уровне почувствовали, что´ вы пытаетесь им сказать, почувствуйте это сами. И тогда в дело вступят зеркальные нейроны, которые заразят вашими эмоциями других людей.

См. также:

© А. Прен и К. Фреденс. Музыка мозга. Правила гармоничного развития. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.
© Публикуется с разрешения издательства