.
  

© А. В. Федоров

Права ребенка и проблема насилия на российском экране

««« К началу

11. Приложения

Приложение 1. Анкета «Насилие на экране и несовершеннолетняя аудитория»

Автор разработки вопросов и схемы анкетирования: д.п.н., профессор А.В.Федоров. Проведение анкетирования поддержано Program of Individual Research of The John and Catherine MacArthur Foundation (grant N 03-77894-000- GSS).Время проведения анкетирования октябрь-ноябрь 2003 года.

Обоснование логики вопросов

При составлении теста была намеренно избрана закрытая форма анкетирования (где после конкретного вопроса следовали несколько вариантов ответов, из которых нужно было выбрать один или несколько). Это было связано с тем, что большинство школьников, как правило, не способно компактно и быстро изложить свою точку зрения относительно своих медиапредпочтений, следовательно, для четкой формулировки ответов нужно дать группу наиболее вероятных вариантов.  Кроме того, из-за унифицированности анкета закрытого типа требует значительно меньшего времени на заполнение, чем аналоги открытого типа, и легче поддаются итоговой обработке. анкета была условно разбита на три части: «Ориентации и предпочтения учащихся по отношению к изображению насилия на экране», «Отношение учащихся к насилию на экране, причины и следствия контакта с экранным насилием», «Учащиеся и изображение насилия на экране: ситуативные тесты».

Структура анкеты была выбрана по следующим соображениям:

Раздел № 1. «Ориентации и предпочтения учащихся по отношению к изображению насилия на экране»:

1) вначале школьникам предлагается довольно обширный (40 названий) список российских и зарубежных фильмов, около половины из них — популярные комедии и мелодрамы, не содержащие сцен насилия, в других же (триллеры, фильмы ужасов, криминальные и военные драмы), насилие, напротив, нередко выходит на первый план развития действия; основываясь на том, что фильмы данного списка часто идут по российскому телевидению, имеются в видеопрокате и в продаже на видеокассетах и DVD Video CD , можно предположить, что учащиеся, которых в той или иной степени привлекает зрелище насилия на экране, назовут в числе любимых картины именно такой направленности;

2) аналогично составлен и список популярных среди молодежи компьютерных игр: предполагается, что учащийся, выбравший в качестве любимой  построенную на драках и перестрелках игру Doom , не может отрицательно относиться к показу насилия на экране;

3) после косвенного выяснения отношения учащихся к показу насилия на экране, далее представляется логичным переход к прямым вопросам 3-5, чтобы с их помощью узнать, в фильмах, телепередачах, компьютерных играх каких стран (в списке из 40 стран отсутствуют названия многих африканских, азиатских и латиноамериканских стран по причине того, что их экранная продукция чрезвычайно редко попадает на российский экран и не тиражируется на видеокассетах/ DVD/ Video CD ), жанров, тем, по мнению школьников, содержится больше всего сцен насилия; логика их последовательности такова: зная кинематографическую державу (к примеру, США), выбранную тем или иным учащимся, исходя из современного российского аудиовизуального репертуара, где американская продукция составляет большинство и содержит немалое число сцен насилия, можно догадаться, какие жанры и темы (скорее всего, развлекательной направленности) будут названы далее.

4) выяснив знание аудиторией жанрово-тематических компонентов, которые чаще всего сочетаются на экране с изображением сцен насилия, можно перейти к конкретному вопросу 6 — о наиболее популярных у учащихся героях из violent films ; для этого предлагается список, полностью составленный из картин, содержащих сцены насилия (то есть данный список является частью общего списка, составленного для ответа на первый вопрос); если учащийся ориентирован прежде всего на американские триллеры, фильмы ужасов, то наверняка в числе его любимых герои типа Терминатора или Рембо;

5) зная тип выбранного учащимся героя (к примеру, Терминатора или Рембо), с большой долей вероятности можно предположить, что в качестве главных понравившихся черт его характера будут названы (в ответах на вопрос 7) сила, решительность, смелость и т.д., и немалое число школьников, сделавших  такой выбор, хотят походить на него во взглядах на жизнь или поведении (вопрос 8);

Раздел № 2. «Отношение учащихся к насилию на экране, причины и следствия контакта с экранным насилием»:

1) сначала путем прямого вопроса выясняется число учащихся, которых привлекают или не привлекают сцены насилия на экране; наиболее вероятная гипотеза: если отвечая на вопросы первой части теста, школьники выбирали в качестве любимых фильмы, компьютерные игры, содержащие сцены насилия, а в качестве главных героев называли, к примеру, Терминатора или Рембо, ответ на данный вопрос будет положительным;

2) в зависимости от ответа на данный вопрос, учащимся предлагается выбрать из списка факторы, привлекающие или отталкивающие их в сценах экранного насилия; здесь можно предположить, что привлекать может развлекательность зрелища или рекреация, а отталкивать — страх перед видом крови, насилием, преступностью;

3) исходя их многочисленных наблюдений в кино/видео/компьютерных залах, можно предположить, что учащиеся, ориентированные на развлечение с помощью экранного насилия, предпочитают общаться с экраном в компаниях приятелей (от трех и более человек), поэтому такой вариант ответа кажется наиболее вероятным при ответе на следующий вопрос;

4) далее следуют вопросы, касающиеся причин просмотра насилия на экране и психологического состояния после такого просмотра; если исходить из особенностей психологии тинэйджеров (стремление к самоутверждению, к  подчеркиванию своей «взрослости» и т.д.), нельзя надеяться, что все опрошенные в подобной аудитории признаются в том, что они хотят общаются с экранным насилием из-за какой-либо своей ущемленности и оказываются после просмотра в подавленном, ожесточенном настроении; скорее всего, в своих ответах немалое число учащихся захочет подчеркнуть, что экранное насилие никоим образом не отражается на их психике;

5) естественно, что в случае такого ответа, учащийся будет утверждать, что он не стремится надолго запоминать сцены насилия и не склонен слишком часто обсуждать их с кем-либо, но если уж обсуждает, то в основном с друзьями: психология подростка не позволяет ему ставить на первое место в качестве собеседника родителей или учителей;

Раздел № 3: «Учащиеся и изображение насилия на экране: ситуативные тесты».

Особенность этой части анкетирования в том, что учащиеся оказываются в гипотетической игровой ситуации выбора. Некоторые вопросы данной части теста могут показаться несерьезными, шуточными (к примеру, вопрос о кличках домашних животных). Однако сделано это намеренно, для своего рода разрядки между вопросами более серьезного характера.

1) вопрос о видеокассете с единственным фильмом, который учащийся хотел бы взять с собой на необитаемый остров, в какой-то степени повторяет вопрос 1 части 2 (со списком из сорока популярных фильмов, содержащих и не содержащих сцены насилия), однако сама игровая ситуация, когда школьник должен, пусть даже в воображении, в течение длительного времени иметь в своем распоряжении только один фильм, может изменить характер его предпочтений: далеко не всякий человек, предпочитающий смотреть фильмы с насилием в обычной жизни, захочет остаться, к примеру, с «Рембо» на необитаемом острове;

2) шуточная ситуация с выбором имени для домашнего животного тем не менее, позволяет получить косвенное представление о степени популярности тех или иных киноперсонажей у несовершеннолетних участников опроса;

3) ситуация с типом реакции учащихся при просмотре сцен насилия на экране, бесспорно, в значительной степени дублирует прямой вопрос об их отношении к экранному насилию из части 2, но сделано это намеренно, так как предполагается, что если респондента привлекают сцены насилия на экране, то он, скорее всего, в предполагаемой ситуации не станет выключать телевизор или отводить взгляд от экрана, если там будут показываться такого рода эпизоды;

4) аналогичный характер имеет и ситуация с гипотетическими съемками учащихся в сценах экранного насилия: предполагается, что человек, отвергающий насилие на экране, не захочет сниматься в такого рода экранной продукции, и наоборот;

5) ситуации со спорами о причинах и влиянии агрессии и насилия в обществе и о запрете показа насилия на экране также рассчитаны на подтверждение ответов предыдущих частей теста (респондент, который предпочитает смотреть сцены насилия на экране, наверное, не станет указывать экранное насилие в качестве причины роста преступности в обществе, не придаст особого значения его влиянию и не потребует вмешательства цензуры);

6) последняя ситуация теста предлагает учащемуся определить возраст своего будущего ребенка, с которого он бы разрешил ему смотреть сцены насилия на экране; наиболее вероятным здесь представляется вариант, когда респонденты — любители насилия на экране — выбирают самый низкий возрастной ценз или вообще выступают за отсутствие всяких запретов.

Основные цели опроса

Раздел № 1. «Ориентации и предпочтения учащихся по отношению к изображению насилия на экране»:

1. Выяснить степень популярности у учащихся экранной продукции (фильмов, компьютерных игр), содержащей сцены насилия; полученные данные помогают учесть реальные предпочтения аудитории, обратить внимание на конкретные произведения, жанры и темы, которые пользуются успехом у данной аудитории, а, следовательно, оказывают максимальное воздействие (нравственное, психологическое и т.д.).

2. Определить, в какой степени экранная продукция разных стран, жанров и тем ассоциируются у учащихся с экранным насилием; полученные результаты во многом показывают степень приобщенности респондентов к экранной культуре и их умение ориентироваться в их тематическо-жанровом спектре.

3. Выявить основные типы и черты характеров экранных персонажей, предпочитаемых учащимися, в том числе и тех, на кого респондентам хотелось бы походить; логично, что при разработке спецкурса для школьников, посвященного теме экранного насилия, нами учитывались проявившиеся тенденции, особое внимание уделялось типичным произведениям-фаворитам, герои которых числились в любимцах у данной аудитории.

Раздел № 2. «Отношение учащихся к насилию на экране, причины и следствия контакта с экранным насилием»:

4. Определить число учащихся, которых привлекают и отталкивают сцены насилия на экране: при этом количество первых должно в значительной степени совпадать с числом юных зрителей, предпочитающих героев кровавых триллеров и фильмов ужасов, список которых приведен в первой части анкеты.

5. Обнаружить главные факторы, привлекающие учащихся в сценах насилия на экране (развлекательная, рекреативная, компенсаторная, информационная функции, динамика, темп действия, актерская игра и т.д.); полученные результаты нужны для сопоставления их с материалами письменных работ, устных бесед, чтобы точнее констатировать самооценку аудиторий причин своих предпочтений и их подлинную подоплеку, выявленную в результате всего исследования.

6. Обнаружить главные факторы неприятия учащимися сцен  насилия на экране (что также важно для разработки и проведения спецкурса для школьников).

7. Выяснить тип компании, в которой учащиеся предпочитают смотреть сцены насилия на экране, причины и следствия (психологическое состояние, размышления, обсуждение) такого рода просмотров; это важно для сравнения самооценки аудитории с результатами анкетирования в целом.

Раздел № 3: «Учащиеся и изображение насилия на экране: ситуативные тесты».

8. Выявить, в какой степени учащиеся, положительно относящиеся к экранному насилию, готовы, пусть даже гипотетически, остаться в течение длительного времени «один на один» с фильмом типа «Рембо» или «Терминатора»; полученные результаты позволяют судить о том, насколько прочны  текущие экранные предпочтения аудитории по отношению к произведениям, содержащим сцены насилия.

9. Выяснить тип реакции респондентов во время просмотра  сцен насилия на экране; полученные результаты должны подтвердить ответы аудитории на ключевой вопрос второй части теста (о положительном или отрицательном отношении к экранному насилию).

10. Узнать о степени воображаемой готовности школьников сниматься в сценах насилия; полученные результаты также должны подтвердить  ответы аудитории по поводу положительного или отрицательного отношения к экранному насилию.

11. Определить мнение учащихся относительно причин проявления насилия и агрессии в обществе, влияния показа сцен насилия на экране на увеличение преступности, запрета показа насилия на экране (в том числе и по отношению к своим будущим детям); анализ результатов ответов тоже позволяет подтвердить тенденции, проявившиеся в ответах аудитории на ответы первых двух частей теста.

Вопросы анкеты «Насилие на экране и несовершеннолетняя аудитория»

Раздел 1. Ориентации и предпочтения учащихся по отношению к изображению насилия на экране.

1. Какие из перечисленных ниже фильмов Вам нравятся больше всего (назовите не более трех) ?

1. Американская дочь 21 Назад в будущее
2. Белое солнце пустыни 22 Никита
3. Бриллиантовая рука 23 Однажды в Америке
4. Все будет хорошо 24 Основной инстинкт
5. Десперадо 25 От заката до рассвета
6. Джентльмены удачи 26 Пираты ХХ века
7. Дракула Брэма Стокера 27 Прирожденные убийцы
8. Игрушка 28 Пятница, 13
9. Иди и смотри 29 Рембо
10. Ирония судьбы 30 Сабрина
11. Король лев 31 Сердце ангела
12. Кошмар на улице Вязов 32 Служебный роман
13. Красотка 33 Скорость
14. Крестный отец 34 Список Шиндлера
15. Криминальное чтиво 35 Твин Пикс
16. Леон 36 Терминатор
17. Любовь 37 Тутси
18. Маленькая Вера 38 Шербургские зонтики
19. Молчание ягнят 39 Эмманюэль
20. Москва слезам не верит 40 Я шагаю по Москве

Если Вы нравится еще какой-то фильм, укажите его название.

2. Какие из перечисленных ниже компьютерных игр Вам нравятся больше всего (назовите не более трех) ?

1. Doom
2 Tetris
3. Aladdin
4. Tennis 
5. Другая игра (укажите название)
6. Любимых игр нет, т.к. не имею к ним доступа

3. В фильмах, телепередачах, компьютерных играх каких стран, по вашему мнению, содержится наибольшее число сцен насилия?

1. Австралия 21 Латвия
2. Азербайджан 22 Литва
3. Аргентина 23 Мексика
4. Армения 24 Молдова
5. Белоруссия 25 Норвегия
6. Болгария 26 Пакистан
7. Бразилия 27 Польша
8. Венгрия 28 Россия
9. Великобритания 29 Румыния
10. Вьетнам 30 США
11. Германия 31 Сербия
12. Грузия 32 Словакия
13. Египет 33 Узбекистан
14. Индия 34 Украина
15. Испания 35 Франция
16. Италия 36 Чехия
17. Казахстан 37 Швейцария
18. Канада 38 Швеция
19. Киргизия 39 Эстония
20. Китай/Гонконг 40 Япония

4. Жанры каких фильмов, телепередач, компьютерных игр, по Вашему мнению, наиболее часто сочетаются с изображением сцен насилия?

1. Трагедия 9. «Ужасы» («хоррор»)
2. Драма 10. Шоу катастроф
3. Мелодрама 11. Фантастика
4. Комедия 12. Сказка
5. Детектив 13. Притча
6. Триллер 14. «Экшн» (жанр активного действия)
7. Вестерн 15. Смесь жанров
8. Мюзикл 16. Другой жанр (какой именно?)

5. Темы каких фильмов, телепередач, компьютерных игр, по Вашему мнению, наиболее часто сочетаются с изображением сцен насилия?

1. Военная 11. Педагогическая
2. Географическая 12. Политическая
3. Историческая 13. Приключенческая
4. Космическая 14. Производственная
5. Криминальная 15. Психопатологическая
6. Любовная 16. Религиозная
7. Мистическая 17. Современная
8. Молодежная 18. Спортивная
9. Научно-техническая 19. Экологическая
10. Нравственная 20. Эротическая

6. Главные герои каких фильмов Вам нравятся?

1. Десперадо 11. Пираты ХХ века
2. Дракула Брэма Стокера 12. Прирожденные убийцы
3. Иди и смотри 13. Пятница, 13
4. Кошмар на улице Вязов 14. Рембо
5. Крестный отец 15. Сердце ангела
6. Криминальное чтиво 16. Список Шиндлера
7. Леон 17. Твин Пикс
8. Молчание ягнят 18. Терминатор
9. Однажды в Америке 19. От заката до рассвета
10. Основной инстинкт 20. Никита

7. Какие черты характеров героев фильмов, указанных в вопросе 6, Вам нравятся?

1. Беззаботность 11. Практичность
2. Верность 12. Принципиальность
3. Доброта 13. Решительность
4. Жестокость 14. Сила
5. Красота 15. Смелость
6. Находчивость 16. Трудолюбие
7. Обаяние 17. Ум
8. Оптимизм 18. Хитрость
9. Отзывчивость 19. Целеустремленность
10. Правдивость 20. Цинизм

8. В чем Вы хотели бы походить на героев фильмов, указанных в вопросе 6?

1. В поведении
2. Во взглядах на жизнь
3. В отношении к людям
4. В профессии
5. Во вкусах
6. В манере одеваться
7. В манере говорить
8. В чем-то ином (в чем именно?)

Раздел 2. Отношение учащихся к насилию на экране, причины и следствия их контакта с экранным насилием.

9. Привлекают ли Вас сцены насилия на экране?

Да Нет Затрудняюсь ответить

10. Что именно привлекает Вас в сценах насилия на экране?

1. Развлекательная функция 6. Динамика, темп действия
2. Идентификационная функция 7. Мастерство режиссуры
3. Информационная функция 8. Актерская игра
4. Компенсаторная функция 9. Мастерство каскадеров
5. Рекреативная функция 10. Привлекает что-то другое (что именно?)

11. Что именно отталкивает Вас в сценах насилия на экране?

1. Ненависть к любому насилию 4. Убежденность, что насилие на экране влияет на рост преступности в обществе
2. Неприятие вида крови, изуродованных насилием людей 5. Боязнь насилия в любом виде
3. Нежелание испытывать неприятные эмоции 6. Иная причина (какая именно?)

12. С кем Вы предпочитаете смотреть сцены насилия на экране?

1. В одиночестве
2. С друзьями
3. С близким другом (подругой)
4. С родителями
5. С учителями
6. С незнакомыми людьми
7. В другой компании (какой именно?)

13. Вы смотрите сцены насилия на экране:

1.  В хорошем настроении
2. В плохом настроении
3. Назло родителям и учителям
4. В нормальном состоянии, от нечего делать
5. По иным причинам (каким именно?)

14. В каком состоянии Вы обычно находитесь после просмотра сцен насилия на экране?

1. Агрессивности 6. Расстроенности
2. Веселья 7. Оживления
3. Замкнутости 8. Безразличия
4. Подавленности 9. Ожесточения
5. Взволнованности 10. Мое состояние не меняется

15. Как долго Вы размышляете о сценах насилия, увиденных на экране?

1. Сцены насилия на экране забываются сразу после просмотра
2. Сцены насилия на экране запоминаются на  непродолжительное время
3. Сцены насилия на экране запоминаются надолго
4. Другая реакция (какая именно?)

16. Обсуждаете ли Вы с кем-либо сцены насилия на экране?

Нет, никогда Да, иногда Да, регулярно

17. С кем Вы предпочитают обсуждать сцены насилия на экране?

1. С друзьями/другом/подругой
2. С родителями
3. С учителями
4. С незнакомыми людьми
5. С другой компанией (какой именно?)

Раздел 3. Учащиеся и насилие на экране: ситуативные тесты

18. Вы в одиночку отправляетесь в длительную научную экспедицию на необитаемый остров, и Вам разрешено взять с собой только одну видеокассету с записью одного фильма. Какой из перечисленных ниже фильмов Вы возьмете с собой?

1. Американская дочь 21 Назад в будущее
2. Белое солнце пустыни 22 Никита
3. Бриллиантовая рука 23 Однажды в Америке
4. Все будет хорошо 24 Основной инстинкт
5. Десперадо 25 От заката до рассвета
6. Джентльмены удачи 26 Пираты ХХ века
7. Дракула Брэма Стокера 27 Прирожденные убийцы
8. Игрушка 28 Пятница, 13
9. Иди и смотри 29 Рембо
10. Ирония судьбы 30 Сабрина
11. Король лев 31 Сердце ангела
12. Кошмар на улице Вязов 32 Служебный роман
13. Красотка 33 Скорость
14. Крестный отец 34 Список Шиндлера
15. Криминальное чтиво 35 Твин Пикс
16. Леон 36 Терминатор
17. Любовь 37 Тутси
18. Маленькая Вера 38 Шербургские зонтики
19. Молчание ягнят 39 Эмманюэль
20. Москва слезам не верит 40 Я шагаю по Москве

Если Вы хотите взять с собой какой-то другой фильм, укажите его название.

19. Каким именем экранного персонажа Вы могли бы назвать одного из своих домашних животных?

1. Бэтмэн 6. Супермен
2. Джерри 7. Терминатор
3. Дракула 8. Фантомас
4. Рэмбо 9. Анжелика
5.  Кинг Конг 10. Другое имя (какое именно?)

20. На экране идет сцена насилия. Какова Ваша обычная реакция?

1. Плач
2. Смех
3. Выключение звука телевизора
4. Выход из комнаты/зала
5. Спокойное продолжение просмотра
6. Отвод взгляда в сторону
7. Выключение телевизора, переключение на другую программу
8. Иная реакция (какая именно?)

21. Вам предлагают сняться в фильмах или телепередачах, содержащих изображение насилия. Ваш ответ на это предложение?

1. Нет, мне противно смотреть на насилие даже на экране, тем более сниматься в таких сценах 6. Да, если мои родители не узнают об этом
2. Да хотелось бы, но я стесняюсь 7. Нет, потому что предпочитаю эротические сцены
3. Нет, потому что лишен(а) актерских способностей 8. Нет, потому что у меня сегодня плохое настроение
4. Да, потому что сцены насилия мне нравятся 9. Да, потому что всегда мечтал(а) появиться на экране
5. Да, если мне хорошо заплатят 10. Другой ответ (какой именно?)

22. Вы участвуете в споре о причинах проявления насилия и агрессии в обществе. Какую точку зрения вы поддержите?

1. Причина проявления насилия и агрессии в обществе в нарушении психики человека
2. Причина проявления насилия и агрессии в обществе в показе сцен насилия на экране
3. Причина проявления насилия и агрессии в обществе в том, что насилие изначально заложено в природе человека
4. Причина проявления насилия и агрессии в обществе в материальном неравенстве людей
5. Иная причина (какая именно?)

23. Вы участник спора о том, приводит ли показ сцен насилия на экране к увеличению преступности в обществе. Какую точку зрения Вы поддержите?

1. Показ сцен насилия на экране, бесспорно, приводит к увеличению преступности
2. Показ сцен насилия на экране  приводит к увеличению преступности в малой степени
3. Показ сцен насилия на экране не приводит к увеличению преступности, так как преступность была и до изобретения кино и телевидения
4. Показ сцен насилия на экране приводит к увеличению преступности, но только среди психически больных людей
5. Показ сцен насилия на экране не приводит к увеличению преступности, так как вызывает у зрителя отвращение к насилию
6. Другой ответ (какой именно?)

24. Вы — государственный цензор в области кино, телевидения, видео, компьютерных игр. Какую точку зрения Вы поддержите?.

1. Показ сцен насилия на экране надо запретить, так как это делает людей жестокими и агрессивными
2. Пусть все остается как есть
3. Надо запретить только самые жестокие фильмы, передачи, компьютерные игры
4. Показ насилия на экране возможен, но дети должны быть от него изолированы
5. Показ насилия на экране возможен, но только для взрослых и после 12 ночи
6. Насилия на экране может быть и больше, чем сейчас, ничего страшного не случится
7. Другое мнение (какое именно?)

25. Вы стали взрослым человеком, у Вас растет сын или дочь. Какую точку зрения Вы поддержите?

1. Разрешить ребенку смотреть сцены насилия на экране с самого рождения
2. Разрешить ребенку смотреть сцены насилия на экране с 10 лет
3. Разрешить ребенку смотреть сцены насилия на экране с 15 лет
4. Разрешить ребенку смотреть сцены насилия на экране с 18 лет
5. Запретить ребенку смотреть сцены насилия на экране вообще

««« Назад  К началу  

Канал в Telegram: @PsyfactorOrg
 
.
   

© Copyright by Psyfactor 2001-2017.
© Полное или частичное использование материалов сайта допускается при наличии активной ссылки на Psyfactor.org. Использование материалов в off-line изданиях возможно только с разрешения администрации.
Контакты | Реклама на сайте | Статистика | Вход для авторов