.
  

© А.Ю. Панасюк

Гипноз и гипнотическое воздействие
6. Технология и техника гипнотизации

««« К началу

Под «технологией» в данном случае понимаются общие принципы и условия гипнотизации, а под «техникой» — конкретные действия гипнотизера.

Одно из важных условий эффективного достижения цели гипнотизации — наличие у гипнотизера и гипнотизируемого особых черт личности.

Поскольку известно, что ведущую роль в успешной гипнотизации играет авторитет гипнотизера в глазах гипнотизируемого, то можно полагать, что сам процесс гипнотизации наступает до внушения сна — за счет тех действий гипнотизера, которые направлены на формирование у гипнотизируемого, с одной стороны, доверия к себе (позитивное отношение в большей мере на рациональном уровне), а с другой — расположение к себе (позитивное отношение на эмоциональном уровне). Обладание способностью (или — владение техниками) расположения людей к себе — техниками аттракции — залог успеха при гипнотизации.

Другой важной чертой характера гипнотизера для достижения эффекта гипнотизации является уверенность в себе (в успехе своего дела) и способность к директивному (приказному) воздействию. Наличие этих качеств — необходимое условие для достижения состояния гипноза.

С другой стороны, наличие определенных черт личности у гипнотизируемого может способствовать эффекту гипнотизации. Прежде всего речь идет о таком качестве, как гипнабельность, которая являет собой частный вид другого качества — внушаемости. При этом следует отметить, что внушаемость бывает как состоянием личности (временным явлением у данного человека), так и свойством личности (относительно постоянным — в течение многих лет). В последнем случае говорят о внушаемой личности, которая характеризуется прежде всего склонностью к подчинению, конформизму (следованию за мнением других людей), а также и другими качествами.

Отсюда, чем более выражены перечисленные выше черты у гипнотизируемого, тем эффективнее гипнотизация. Видели, наверное: на сцену к выступающему с опытами гипнотизеру поднимаются из зала люди, которые (многие из них) буквально за секунды оказываются в гипнозе — это происходит благодаря совпадению необходимых качеств гипнотизера и потенциального гипнотизируемого.

Поскольку основной принцип гипнотизации — создание условий для уменьшения притока информации в сознание гипнотизируемого, то эффективность этого процесса зависит от эффективности средств достижения инактивации сознания.

Все методы «изоляции» сознания от «ненужной» информации можно разделить на две группы.

Первую группу методов можно было бы назвать группой методов «центрального действия». Принцип: вызвать торможение нервных клеток центральной нервной системы, в частности — коры головного мозга, поскольку они ответственны за сознательную деятельность. К числу конкретных техник сюда относятся прежде всего вербальное внушение, осуществляемое как в гетерогипнозе, так и в автогипнозе («Вы очень хотите спать... спать...»; «Я очень хочу спать... спать...»). Кроме того, тот же эффект можно вызвать сенсорной перегрузкой — посылкой непрерывно действующего сигнала: постоянный звук метронома, звук падающих капель, монотонный звук прибоя либо сигнала, воздействующего постоянно и достаточно сильно, что достигается непрерывным всматриванием в какую-либо блестящую поверхность.

Вторую группу методов инактивации сознания можно было бы назвать методами «периферического воздействия». Принцип: блокировка рецепторов органов чувств (зрения, слуха...), что приводит к резкому уменьшению притока нервных импульсов в мозг, в кору головного мозга; результат — инактивация. В самом деле: закройте глаза — и будет блокировка зрительных рецепторов, в мозгу уменьшится число активно действующих нейронов. А если еще и уши заткнуть... — еще лучше для инактивации сознания. А если при всем при этом лишить человека обоняния, осязания (погружением тела в специальную жидкость), то наступит полная сенсорная депривация и человек просто уснет (сознание инактивируется полностью) и будет видеть сны — продукты активного подсознания.

К этой же — второй — группе следует отнести и приемы саморасслабления, в частности приемы миорелаксации — самопроизвольного расслабления скелетных мышц, что также уменьшает приток импульсов в мозг человека.

Отсюда и конкретные техники гипнотизации:

а) создать условия в помещении (приглушенный свет, возможность использовать монотонные звуковые сигналы и т.п.);

б) испытуемого лучше положить, чем посадить в кресло, а тем более — гипнотизировать стоя, поскольку релаксация достигается лучше, когда нет необходимости напрягать мышцы тела;

в) одежда не должна стеснять, давить где-либо;

г) испытуемому предлагают либо закрыть глаза (при технике сенсорной депривации), либо неотрывно смотреть на яркий предмет (не на электрическую лампочку, а, например, на стеклянный шар);

д) производится вербальное внушающее воздействие:

«Перед Вашими глазами я держу предмет, на который Вы смотрите. Мой голос Вы слышите ясно и отчетливо. Если Ваш взгляд «теряет» предмет, Вы снова направляете его на предмет и удерживаете на нем. Расслабьтесь и слушайте мой голос. Я бы хотел, чтобы Вы расслабились. Во всем теле Вы ощущаете это расслабление. Вы расслабляетесь все больше, фиксируясь на предмет и слушая мой голос, Вы чувствуете себя все расслабленнее. Мышцы Ваших ступней расслаблены, мышцы Ваших ног, рук, кистей расслаблены, все Ваше тело расслаблено.

А теперь Вы ощущаете, что Вам хочется спать. Вы становитесь все более сонным. Внимательно вслушивайтесь в мой голос. А теперь на Вас наваливается тяжесть, Ваше тело становится тяжелым. Ваши ступни, ноги, все тело становятся тяжелыми. Приятное тепло охватывает Ваше тело. Вы думаете о сне. Приятное тепло охватывает Вас, как при засыпании. Ваши веки становятся тяжелыми, Вы сонны, Ваши веки тяжелые, тяжелые, тяжелые. Думайте о сне только о сне, о сне и ни о чем другом.

Теперь Вы не можете держать глаза открытыми, потому что Ваши веки становятся все тяжелее и тяжелее, все тяжелее. Вы хотите спать,

Вы все больше хотите спать. Ваш взгляд туманится, глаза жжет, Вы плачете. <...> Дышите глубоко и медленно, глубоко и медленно. С каждым вдохом Ваш сон все глубже, Ваши глаза уже закрыты. Вы засыпаете, спите, спите» .

Или — более короткая формула:

«Смотрите мне в глаза, Ваш взгляд становится тяжелым, тяжелым, Ваши руки становятся тяжелыми, Ваши ноги становятся тяжелыми, все Ваше тело становится тяжелым. Ваши глаза устали, но не закрывайте их, если еще это можете сделать. Ваши веки тяжелы, как свинец. Вы будете спать, спать!» .

При этом важно отметить особенности речи гипнотизера: он должен строить свои фразы таким образом, чтобы свести к минимуму напряжение, связанное с пониманием слов; чем проще фраза, тем легче реализовать заложенную в нее команду.

Вызывая гипнотическое торможение подобными техниками, гипнотизер стремится сохранить при этом контакт с гипнотизируемым, добиваясь наличия раппорта — особого вида связи гипнотизера с гипнотизируемым, когда последний слышит только слова первого и выполняет только его команды. Вот пример внушения раппорта: «Вы совершенно расслаблены, совершенно свободны, Вы спите. Хотя Вы спите, Вы можете со мной говорить. Вы можете отвечать на мои вопросы не просыпаясь, не просыпаясь. Вы говорите, как люди говорят во сне». И именно наличием раппорта гипнотический сон отличается от физиологического сна, во время которого у спящего нет обратной связи с окружающими его людьми.

К числу специальных техник для поддержания раппорта можно отнести подстройку (своеобразное копирование поведения гипнотизируемого гипнотизером на первой стадии усыпления).

Эффективность речевого воздействия повышается при учете каналов доступа — своеобразного внутреннего языка мышления гипнотизируемого, который можно выявить до начала гипноза через анализ его взгляда.

После наступления гипнотического сна нередко гипнотизер проводит диагностику его глубины следующей техникой: «Вы не сможете поднять руку, она очень тяжелая, она налита свинцом. Попытайтесь ее поднять, и Вы не сможете это сделать... Попробуйте ее поднять... Попробуйте... и Вы не можете это сделать... Попробуйте...» или то же самое на попытку расцепить руки или открыть глаза. Для той же цели используется весьма объективный показатель — наличие или отсутствие анестезии (потери чувствительности к боли): «Вы ничего не чувствуете... Вы не чувствуете боли... Я колю Вас иглой, но Вы не чувствуете боли...», и если при уколе не сработает защитный безусловный рефлекс отдергивания руки — человек находится в достаточно глубоком гипнотическом сне.

Осуществив во время гипнотического сна (или гипнотического транса) необходимые внушения и таким образом достигнув поставленной цели, гипнотизер переходит к технике выведения гипнотизируемого из состояния сна, произнося примерно следующее: «Сейчас я Вас разбужу. Постепенно Ваше состояние транса смягчится, я буду считать от пяти до одного. Когда Вы проснетесь, Вы будете чувствовать себя здоровым, отдохнувшим и не будете испытывать никаких неприятных ощущений. Вы будете себя чувствовать так, как будто сладко и долго спали. А теперь я считаю и на счет «один» Вы проснетесь: пять... четыре... Вы начинаете просыпаться... три... два... один! Откройте глаза!».

Говоря о технике гипнотизации, нельзя не затронуть проблему, поднимаемую практически каждый раз, когда речь заходит о гипнозе: любого ли человека можно загипнотизировать?

7. Гипнотизация помимо воли гипнотизируемого

Вне всякого сомнения, если гипнотизация будет происходить против воли (желания) гипнотизируемого, то вероятность достижения гипноза почти нулевая. Но — «почти», ибо если гипнотизируемый достаточно гипнабельный по своему складу личности человек (см. предыдущий раздел), а у гипнотизера резко выражены необходимые ему черты личности, то при достаточно длительном воздействии можно достичь цели гипнотизации — вызвать гипнотический сон. И этого же эффекта можно достигнуть при постоянном воздействии на человека монотонными раздражителями (звук падающих капель, метроном и т.п.) Представьте себе: человек находится в изолированном небольшом помещении, слабый, слегка приглушенный свет, постоянный звук метронома или иной малодифференцированный звук (но не резкий, не громкий, а монотонный, постоянно «тикающий»). Одновременно в динамике также постоянный, слегка приглушенный голос гипнотизера, произносящий: «Вы хотите спать... Вас тянет в сон...». И все это не пять минут, а час, второй, третий... И надо уметь «отключаться» от внешних раздражителей (владеть теми же приемами медитации), уйти в свои мысли, поставить вполне осознанно своеобразный блок между своим сознанием и этими внешними сигналами, чтобы противостоять этому суггестивному (внушающему) воздействию. Не каждый это сможет сделать. И если Вы хотите знать, можете ли Вы также блокировать подобные воздействия, то проведите эксперимент: читая эту книгу, включите телевизор, чтобы там что-то говорили, включите достаточно громко... Можете осознавать прочитываемое? Не мешает диктор телевидения? Если не мешает, — хорошо, можете противостоять внешним воздействиям, уйти от внешних раздражителей (как это делает автор: пишет эти строки при говорящем телевизоре... о чем это он там? — о съезде какой-то партии).

Несколько легче достигнуть гипнотизации, когда она осуществляется помимо (а не против) воли человека, т.е. когда человек не выражает стремления к взаимодействию с гипнотизером, но и не проявляет активного сопротивления.

И совсем легко это сделать (опытному гипнотизеру) тогда, когда человек согласен гипнотизироваться.

Вот так можно ответить на достаточно часто задаваемый вопрос: любого ли человека можно загипнотизировать? Любого, если будет его желание гипнотизироваться, а гипнотизер будет обладать для этого профессиональными качествами; практически любого, не сопротивляющегося гипнотизации; некоторых даже сопротивляющихся, но при создании особых условий (например, сенсорной депривации и т.п.), следовательно, невозможно загипнотизировать некоторых сопротивляющихся (владеющих техникой «медитационной изоляции») даже при создании особых условий; невозможно загипнотизировать в очень редких случаях не сопротивляющихся сознательно гипнозу (вполне возможно, что этому сопротивляется их подсознание); невозможно загипнотизировать в очень редких случаях, когда гипнотизер и гипнотизируемый обладают выраженными чертами характера, которые прямо противоположны необходимым для гипноза; всех остальных загипнотизировать профессионалу не стоит никакого труда (даже Ваш покорный слуга в 19 лет, только что назначенный старшим фельдшером в дом психохроников, без труда загипнотизировал больную, отказывавшуюся есть, и скормил ей целую тарелку оставшегося от ужина пюре... Правда, он при этом не смог сразу вспомнить, как выводить из гипноза (вот страху натерпелся), но потом вспомнил, и все кончилось хорошо. Так что это не сложно, если, конечно, не забыть технику...).

8. Постгипнотическое состояние

В постгипнотическом состоянии различают два аспекта: постгипнотическую амнезию и постгипнотическое внушение. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

8.1. Постгипнотическая амнезия

Как правило, после гипнотического сеанса наступает гипнотическая амнезия — забывание того, что происходило с человеком во время гипноза. На самом же деле человек не «забыл», что было, а не знает, что с ним происходило во время гипноза, поскольку его сознание было выключено, а все, что внушалось, адресовалось информационному полю подсознания. Однако если гипнотическое состояние было не глубоким, т.е. сознание выключено не полностью (как это бывает при гипнотическом трансе), то, пробудившись, человек может «вспомнить» — воспроизвести некоторые фрагменты этого сеанса гипноза. Чтобы этого не произошло (когда это необходимо в психотерапевтических целях), человеку, прежде чем пробудить его, внушают, что он «ничего не помнит, что с ним происходило в гипнозе».

В результате, различают спонтанную постгипнотическую амнезию (самопроизвольную, когда гипноз был глубоким) и внушенную постгипнотическую амнезию.

А теперь — о постгипнотическом внушении.

8.2.  Постгипнотическое внушение

Здесь речь пойдет не о процедуре внушения после гипнотического сна, а о действии того внушения, которое проводилось во время гипноза, действии, которое проявляется уже после гипноза. Отсюда, точнее было бы говорить о «постгипнотическом состоянии», а не о «постгипнотическом внушении»; но сильны стереотипы, принято говорить именно так («постгипнотическое внушение»), а не иначе. Мы же с Вами, говоря «постгипнотическое внушение», будем всегда иметь в виду «постгипнотическое состояние» (постгипнотические действия) — состояние психики человека, вызванное предшествующим гипнотическим внушением.

Дело в том, что внушенные в гипнозе установки, желания, потребности могут действовать и после выхода человека из гипноза («Когда Вы проснетесь и если увидите..., то у Вас возникнет желание сделать...»). При этом важно, что, совершая поступки, внушенные в гипнозе, человек, не зная их истинной причины, начинает придумывать для себя объяснение, почему он сделал так. Вот пример, используемый Вашим покорным слугой на лекциях для доказательства своим слушателям, как часто мы придумываем себе объяснение своего поведения.

«Послушайте “Притчу о зонтике“. Некая женщина лечилась у психотерапевта от нервного заболевания. Он ее лечил гипнозом. Женщина пришла на очередной сеанс лечения. Правда, день был дождливый, поэтому она пришла с зонтиком, сложила его, повесила в приемной на вешалку и прошла к врачу в кабинет. Тот ее усадил в кресло, усыпил (выключил сознание) и стал ей внушать то, что было положено по лечению. А затем решил провести небольшой опыт. Он ей внушил, что, когда она проснется и выйдет в приемную, она возьмет свой зонтик и раскроет его. Вот такую программу поведения он заложил в ее подсознание. Естественно, женщина об этом ничего не знала, она проснулась, поблагодарила врача, вышла в приемную, сняла с вешалки зонтик и... раскрыла его (естественно).

— Простите, зачем Вы это сделали? — спросил ее врач. Женщина была в замешательстве, ибо она сама не знала, почему она так сделала. Но надо знать психологию людей! Наверное, больше всего на свете они не любят говорить, что не знают, почему они поступили так, а не иначе. „Что ж, я уж совсем того, что ли...“ — и придумывают объяснение. Придумала и эта женщина. Но поскольку она была в некотором замешательстве, то сначала она придумала явную нелепость:

— Я хотела посмотреть, нет ли в нем дырки.

— Да, но ведь это Ваш зонтик, — продолжал вести свою „игру“ врач, — и Вы знаете, что в нем никакой дырки нет.

— Верно, верно, доктор! Конечно же!.. Я раскрыла его, чтобы посмотреть: высох он или нет, — наконец нашлась женщина.

Понятно. Женщина придумала вполне приемлемое объяснение своему поведению. Но не это интересно (хотя и любопытно). Возникает другой вопрос: можно ли, не прибегая к помощи врача, ей доказать, что она придумала это объяснение, что она говорит неправду? Нет и нет. Ибо она сама теперь в это придуманное объяснение верит. В самом деле, возможно ведь такое, что мы открываем зонтик, дабы убедиться, что он уже просох? Вполне возможно. Следовательно, это придуманное объяснение в отличие от первого (явная глупость: „посмотреть, нет ли в нем дырки“) может иметь право на существование. А раз может — значит, имеет, решает сознание (как видим, и оно не без пороков). Ибо в нем нет истинного мотива поведения. Но оно — сознание — не хочет выглядеть плохо в глазах других людей, поэтому путем перебора возможных объяснений (зачем люди открывают в помещении зонтик) находит вполне приемлемое. И теперь женщина свято верит в это объяснение, на костер пойдет убежденная, что именно поэтому она его раскрыла в приемной.

Но мы-то с вами знаем, что это не так. Но доказать ей — невозможно (не прибегая к помощи врача). И эта ситуация — причина многих конфликтных ситуаций вроде той...»

Прервем на этом лекцию, поскольку наш интерес в данном случае — не то, как люди придумывают объяснение своего поведения в конфликтной ситуации, а что люди вообще могут «вести себя» не по своей воле, под влиянием гипноза и — главное — не знать об этом (и придумать для себя, для окружающих причину, как это женщина с зонтиком.)

А для нас сейчас важно следующее: так в принципе можно внушить многие действия (а не только раскрыть зонтик в помещении). И будут ли они — эти действия — реализованы или нет, это зависит от двух факторов: а) от силы внушения (величины ценности послушания гипнотизеру) и б) от степени выраженности тех собственных ценностей, с которыми может вступить в противоречие ценность послушания (ведь не для всех же людей ценность «не убий» является сверхвысокой ценностью, для кого-то она «просто высокая», а для кого-то — «так себе... средняя»). Вот, например, человеку внушили, что, после того как он проснется и увидит, как гипнотизер снимает очки, он должен подойти к окну и его раскрыть. Как очевидно, в постгипнотической реализации этой команды не было проблемы, поскольку действие «открыть окно» не вступало в конфликт с какими-либо собственными ценностями.

А если: «когда гипнотизер снимет очки, то Вы должны подойти к человеку, одетому в... взять у него из рук брошюрку и разорвать ее...»? И это скорее всего будет реализовано, ибо у большинства «брошюрка» — не Бог весть какая ценность. А тогда вот еще: «когда по телефону Вы услышите мелодию песни „Летите голуби, летите“, Вы должны подойти к окну, открыть его и полететь, как птица. При этом Вы никуда не упадете, Вы полетите, как птица...» и человек в результате такого гипноза, сняв после телефонного звонка трубку и услышав мелодию, подходит к окну, открывает его и... бросается вниз! «Нелепое самоубийство!» — в вечерних газетах.

Да, это то, что называют зомбированием. Причем современная техника гипнотизации достигла такого совершенства, что вовсе нет надобности человека предварительно погружать в гипнотический сон, все делается тоньше и «изящнее». Но принцип тот же — следствие гипнотического внушения, зомбирование. Например, перед человеком ставит такую проблему, для решения которой ему сейчас необходимо максимально сконцентрировать свое внимание; в результате — в бодрствующем состоянии — возникает состояние нормальной доминантности, что сопровождается сужением сознания — благоприятным условием для словесного внушения, проговаривания кем-либо определенных фраз, но таким образом, чтобы человек их слышал (ухом), но не обращал бы на них внимания (ибо решал в этот момент сложную задачу). И тогда эти фразы проникают в подсознание, и оттуда начинают влиять на поведение человека.

Панасюк А.Ю. Кто мы, какие мы — в зеркале эзотерической психологии. М., 2005

««« К началу

Канал в Telegram: @PsyfactorOrg
 
.
   

© Copyright by Psyfactor 2001-2017.
© Полное или частичное использование материалов сайта допускается при наличии активной ссылки на Psyfactor.org. Использование материалов в off-line изданиях возможно только с разрешения администрации.
Контакты | Реклама на сайте | Статистика | Вход для авторов