.
  

© Артем Ковтун

Войны идеологий

Официальная история всегда неправдива и используется пропагандой для достижения политических целей.

Весь аппарат культурных идей заточен под внушения нужных смыслов. Художественная литература, кино, smm, книги политологов — все это пляшет под общую дудку. Никакой историк не сможет оступиться и поставить под сомнение общепринятые факты — в любой стране это угроза существующей пропаганде, ведь все пазлы давно и плотно уложены в общую картину.

Но этико-идеологические понятия народа настолько глубоко сидят в нас, что никак их не закрасить, не подкрасить, не перекрасить.

войны идеологий

Глубинные понятия о жизни, метафорически изложенные в религиях; эмоциональное восприятие различных символов, цветов, звуков, геометрических линий; наши ритуалы; понятия о добре и зле — это открытая каждому книга. Которая позволяет сделать вывод о прошлом объективнее, и точнее понимать свое, индивидуальное, будущее.

Вступление

Мы таки да, разберемся какую роль в эволюции выживания человека играют: климат, рельеф, водные пути, народное представление о мире, религия, торговля, открытые пространства и горные долины. Почему человек это по сути механизм агрессивного освоения внешней среды, где гуманизм используется как выгодная идеология сотрудничества индивидов и не более. Когда выгода от сотрудничества меньше выгоды от пожирания близкого — дружба, любовь и общие ценности мгновенно забываются.

Это позволит иначе глянуть на современную геополитику, смысл жизни индивида, суть общества, суть государственной машины и отдельных социальных институтов. Мы поднимемся на понимание системы уровнем выше, над человеком гуманным, над историей отдельных стран. И с вершины каждый сможет понять свое, дать более реалистичные ответы на практические вопросы жизни, ежедневного быта.

Гармония хаоса, как суть бытия всего.

Раздел вводной логики

Обобщая природу мира до совокупности явлений какие только можно себе представить, возможно сделать вывод, что весь мир это некая взаимосвязанная система. Где все, что существует — закономерно. Где текущее бытие предопределено причинами. А будущее это лишь звено в общем процессе непрерывного и неизбежного взаимодействия и трансформации.

Сохранение существующего события, возникновение нового — это факт лучшей жизнеспособности этих явлений, а прекращение явлений это факт их нежизнеспособности. Любое событие, что есть фактически это гармония. А то, что исчезло — стало почему-то не нужным, не гармоничным.

Любое явление можно представить как часть целого, где часть выполняет свою функцию в существовании явления уровнем выше. Система уровнем выше является решающим фактором по отношению к частным, а по поведению частных событий можно понять и поведение целого. Детально понятие систем раскрыто в «Теории системного анализа».

Взаимодействие систем заключается в обмене информацией, энергией. Где источник коммуникации (взаимодействия) отдает часть себя (ту энергию, которую передает), изменяя этим получателя коммуникации. Любое явление существует, если оно взаимодействует, любое взаимодействие обоюдно. Взаимодействуя, системы меняют внешнюю среду для своих частных и то, что было нужно вчера, сегодня уже отмирает, что бы дать будущее новой сути.

Система, условно состоящая полностью из одного частного при новых неблагоприятных условиях для этого частного — полностью отомрет. Чем больше различных частных — тем больше система может проявить гибкость: среагировать на самые возможные новые неблагоприятные факторы, отбросить уже не нужные частные, и сохранить свою суть и роль в системе уровнем выше (сохранить потребность в себе как частичке нечто большего). Кибернетики подметили, что любая система со временем усложняется, и ее частные становятся более специализированными, система как бы проходит через огонь, воду и медные трубы и после каждого испытания становится еще жизнеспособнее, еще гибче. Таким образом, второй закон термодинамики говорящий о неминуемой хаотизации (упрощении) упорядоченной системы со временем (например, остывание чашки чая) не совсем точен. Потому что любой хаос это лишь непонимание новых законов системы и новой структуры взаимодействий. Ведь любая система со временем усложняет свои законы, так как та, которая не усложняется — отмирает рано или поздно при наступлении для нее нового, ранее несуществующего, критически убийственного фактора.

Происхождение жизни на Земле живое, как форма неживого, с такими же закономерностями.

Представляя человека как частное явление всего мира можно сделать важное предположение. Человек и человечество это природный путь усложнения материи, такая форма материи, которая лучше сохраняет свое естество в условиях постоянно меняющейся внешней среды.

Человечество существует в условиях относительно стабильной цепочки систем: планета Земля — Солнечная система — Галактика — Космос. Возможно, наш убийственный фактор еще не настал и венец органики не Человек, а грибы или вирусы. Когда (рано или поздно, судя по истории планеты) произойдет удар астероида, то они скорее выживут чем вымрут, а люди скорее вымрут чем сохранят себя. Грибы с вирусами и сейчас обладают куда более сильной способностью выживать и сохранять суть своей популяции. Почему же человек так усложнился, если природе было бы достаточно вирусов и грибов?

В условиях среды обитания на планете Земля оставались формы взаимодействия материи, которые смогли проявлять свою гибкость в отражении угроз внешней среды. Через склонность менять свои параметры не меняя сути. Как железо остается железом при ковке и плавке и в руде, так и амеба остается амебой, отращивая новое щупальце или перемещаясь по поверхности воды. Такая гибкость изменения формы без изменения сути, безусловно, позволяет сохранять явление, лавируя между негативными факторами. Чем больше негативных (непривычных, новых, не таких как были) факторов система может отсекать тем она априори выживаемее. К. Ю. Еськов в книге «Удивительная палеонтология: История Земли и жизни на ней» детально описывает процесс «гибкизации» материи и выделения ее в новый тип — органику. То, что выживало — со временем усложнялось и позволяло расширять инструменты защиты от внешней среды. Как огонь в процессе химической реакции распространяет себя, так и наиболее успешная органика вытесняет менее успешную. В книге Еськова, с очень жестким критическим подходом к гипотезам, описывается возникновение современной человеку флоры и фауны, каким образом органика изменила «неживой мир» рельефа, циркуляции тепла, воздуха, и влаги на планете. Это наша первоистория, понимание которой не только важно для понимания истории цивилизаций, но и отложено в глубинных понятиях неосознанного каждого человека.

Зарождение именно органики — из именно неживого

Все теории можно свести в две группы: импорт извне и самостоятельное производство на планете. Если импорт извне, значит самостоятельное производство было не только ранее на другой планете, но и в условиях очень схожих с земными (в момент посева чужой популяции на нашу планету). Если носители популяции (например, вирусы на кометах?) зародились в иных условиях, но выжили в наших (через эволюцию стали абсолютно адаптированными), то почему «жизнь» не возникла везде, где только возможно и везде где только возможно достигла эволюционной стадии полной совместимости между собой? И далее усложнив свою форму достигла и самоосмысления, разумности в нашем понимании? Такого единства сверх-формы, разумности — не наблюдается в космосе на текущий момент. Хотя, вполне возможно «жизнь» существует на любой планете и даже звезде, но только в форме принципиально не поддающейся пониманию человеком. Сугубо логически, из теории системного анализа, можно придти лишь к одному выводу. Земная органика это усложнение именно земной неживой материи в процессе коммуникации между собой и с космосом.

Развивая теорию системного анализа в теорию коммуникации систем можно заключить, что в процессе коммуникации система взаимодействует не вся (отдавая себя всю, она исчезнет в этом случае), а лишь некой своей частью. И система получатель коммуникации взаимодействует лишь некой своей частью (ведь взаимодействуя полностью — система исчезнет, полностью станет частью нового образования). Значит, в местах коммуникаций возникают «каналы коммуникации», насыщенные энергией более, чем вне канала передачи энергии-информации. С теорией коммуникаций как я ее вижу пересекаются и современные физические понятия. Есть хорошая и легкочитаемая книга С. Хокинга, Л. Млодинова «Кратчайшая история времени».

Если представить электро-магнитное поле (как мы его понимаем сейчас) то атомы и молекулы в канале коммуникации получают избыток энергии или теряют ее, становясь ионами. Ионы, особо активно реагирующие со своими противоположными зарядами, — объединяются, создавая новое образование. И так вплоть до гармоничного объединения аминокислот в молекуле ДНК, где каждая аминокислота может среагировать только со своим партнером и никак больше. Планета Земля, получая излучение из космоса, неминуемо выводится из электромагнитного равновесия. Возникают избыточно заряженные частицы, которые по закону сохранения энергии не могут никуда деть избыток энергии, кроме как в усложнение систем в рамках планеты. Солнце не только выращивает пшеницу, но и вырастило всю органику в целом, усложнило неживое до живого, также как до того поменяло саму каменную форму планеты.

Как из амебы вырос примат

В процессе реакции земных систем с внешней средой планеты (и как следствие усложнением систем планеты) на планете возник именно такой, а не другой набор климатогеографических условий, а впоследствии флоры, и далее фауны. Биопопуляция, состоя из отдельных особей, по сути является единым метаорганизмом. Где более успешные особи выступают локомотивом перемен и ведут за собой остальную толпу. Используют ресурсы внешней среды активнее, чем менее успешные особи. Для интересующихся: детально эволюция биологических популяций рассмотрена в статье В. В. Жерихина, А. С. Раутиана «Филоценогенез и эволюционные кризисы». Хоть эта статья и глубина глубин, очень полезна, но написана для специалистов и насыщена специфической лексикой, непередаваемо сложной для обывателя. Рассмотрим эволюцию животного в человека короче и проще — самостоятельно.

Растительность на планете в том виде как мы ее знаем — возникла лишь относительно недавно (от возраста планеты). Еськов и много разных научно-популярных фильмов исчерпывающе рассказывают о роли цветковых растений в формировании современного нам мира. Они дали принципиально новую пищевую цепь. Результатом которой, прежде всего, стало резкое увеличение кормовой растительной массы. Животное получило те самые излишки производства о которых мы знаем из истории человечества. Животному было достаточно тратить уже не все свое время на пищу и передачу генов, но освобождало время для лучшего поиска генов и лучшего сохранения такого индиго-потомства — для социализации. Такие социальные виды фауны эффективнее отбирали «лучших из лучших» и могли эффективнее сохранять такое качественное потомство, не транжирить комбинации генов. Популяция становилась еще гибче, более быстро реагировала, захватывала все больший ареал обитания.

В рамках любой биологической популяции всегда есть специализация особей. Суть популяции в этом и состоит, что все одинаковые, но немного разные. Кто-то лучше адаптирован к холоду, а кто-то к теплу, кто-то лучше дерется, а кто-то рисует. Кто находится на краях чашки Петри (баночка где биологи выращивают вирусы) больше и лучше выращивает новые клетки, те кто находится в эпицентре питательной массы — лучше выращивает тело в толщину. Суть протосоциальных, популяционных, ролей не изменилась со времен бактерий, но проявила себя в новой форме в животном мире богатого цветочкового леса. Растениеядные получили много пищи и стали группой защищаться от хищников лучше. Хищникам пришлось кооперироваться. Причем одно без другого не развивалось бы, не было бы необходимости. И тем и тем, пришлось выработать некие сигналы взаимопонимания, а главное — некую общую идеологию поведения (что есть хорошо, а что есть плохо).

Дуалистическое развитие всей биопопуляции (совершенствование хищников и добычи) привело к определении факта выгоды, когда матери не нужно искать корм, а ее роль защищать и развивать ребенка, пока еду добывает самец. Эффективность такой специализации у млекопитающих можно увидеть, сравнивая развитость млекопитающих и например птиц, или рептилий. Птицы даже в колониях не ощутили потребности к общению, обмену информацией, а млекопитающие даже в условно небольших группах слонов или гиен ощущали потребность в обмене информацией для лучшего разделения ролей.

Первобытный человек. Появление фундамента нашего мировоззрения

В советских и других историях первобытного мира человек изображается голым, сирым и убогим, прячущимся от саблезубого тигра. Мол, малочисленный и загнанный зверями, он питался лишь падалью (и потому придумал камнями дробить кости черепа, где четвероногие хищники не могли достать мозг) и собранными растениями. Но наблюдение за обезьянами современности показывает, что социальная организация приматов позволяет им стать наиболее крупной популяцией в любой среде и особо не бояться любых хищников. Воистину человек или примат — царь зверей.

Судя по археологическим находкам Олдувайской культуры (Африка) предполагают, что человек начал использовать самостоятельно сделанные орудия труда около 2,7 млн. лет назад! Если условно предположить, что миграция стада «людей умелых» лишь 100 метров в год, а прирост населения 1 человек в год на 100 человек — то за 100 тыс. лет новые приматы заселили бы из Африки всю Сибирь (10 тыс. км), и их численность стала бы миллионов десять. Не так уж и мало было людей на планете миллионы лет тому назад! Люди вероятно еще со времен приматов заселяли всю планету насколько могли, но некие невзгоды заставили людей в отдельных регионах взять и обколоть камень. Распространение умелых людей также произошло вероятно настолько быстро — насколько их способ общения позволял передать передовую идеологию выживания. Ашельская культура 1,7 млн. лет — 0,1 млн. лет назад уже найдена во Франции, Испании, Кавказе, Ближнем Востоке, Казахстане, Корее и Индии.

В то время человек уже использовал огонь. Все наши идиомы, представления, страхи и восторги, все то глубинно-психическое об огне — возрастом миллион лет. Почему у костра уютнее говорить? Почему зарево огня тревожит даже человека, которому он не угрожает? Почему борьба с огнем почетна, а с водой менее почетна? Ответы выработали наши предки так давно, и так прочно вписали в психические структуры мозга, что никто из нас сознательно наверно не сможет их переосмыслить, что бы автоматически испытывать иные эмоции.

Но и такая глубина нашей этики лишь второй шаг. При наблюдении за различными современными культурами, историей древних понятий, я сделал вывод, что базовая этика добра и зла соотносится прежде всего со светом и темнотой. Какая глубина этого понимания? Возможно это еще доприматные психические рефлексии, когда хищник выбирал ночь для скрытной атаки и сеял угрозу. История нашей этики, нашего кодекса понятий, или назовем это религией — уходит корнями во времена до-человечности. А огонь это первый мистический опыт управления природой путем неких действий. Когда зло (темнота) волей человека становилась (добром). Не понимая полной сути процесса — человек уже управлял им, поясняя то, что наблюдал фактически — в абстрагированных образах. Предположу, что с такого опыта мистики началось наделение людьми всех явлений природы духами, и родился подход «не эмпирического» понимания мира.

В любом случае точно ясно, что чем древнее наши культурные коды, тем они значимее формируют нашу современную идеологию, современное представление о мире. Тем сложнее переучиться, если еще это в принципе возможно. Чем новее этическое понятие тем легче его заменить, чем старее тем выгоднее его не менять, но трактовать по новому, приспособить. Инфовброс можно сделать сегодня один, а завтра другой. Но если люди праздновали начало весны, то лучше и Пасху назначить к этому времени, наделив для своих целей уже свежим смыслом.

Причины и предпосылки Эволюционных рывков

Локальные верования, анимизм, демонология, понятие рода, как начало абстрактного понимания мира.

Если история «человека умелого» началась так давно, а людей было вполне много для создания сообществ, то почему за столь долгое время не появилось сверх цивилизаций (нет никаких их следов, но есть следы первобытных стоянок)? Значит, к тому не было потребности, и использование простейших палеолитических навыков позволяло жить и выживать. Учитывая, что каждый человек тех времен должен был быть максимально трудозанят в поисках пищи и выполнении социальных функций по размножению, то взаимные военные действия (как фактор сплочения людей, ведь звери и так уже подчинены) просто невозможны. Гибель нападавших делает нерациональной добычу короткого запаса еды, а регулярные большие запасы из охоты и собирательства были невозможны только потому, что стадо-жертва не стала бы так много убивать и таскать фруктов — это лишняя трата энергии, и долго запасы не сохранятся. Люди не объединялись, потому что особо вражды не было, ведь не было что брать. Ситуация как с прайдом львов, и ограничение по количеству популяции примерно такое же, судя по стоянкам первобытных людей. Видимо отсюда и идет понятие рода.

Войны каннибалов наблюдались европейцами в Латинской Америке. Судя по описаниям впечатлений (в т.ч. из художественной литературы современной тем временам) агрессивные воины, с развитой системой боя это был не только удел достаточно крупных и развитых племен (можно кем-то пожертвовать: десятью из тысячи, но не двумя из пяти), но и их битвы не были направлены на захват территории и заселения своими людьми, ибо например у лесных племен не было навыков выживания на реке. Завоеватели не могли получить культурные знания о выживании на новой территории, не могли внушить свои культурные знания для подчинения завоеванных племен. Общей идеологии не было, у каждого был свой набор духов исходя из условий проживания.

Можно утверждать, что без резкого изменения условий жизни палеолитический человек заселял пригодную территорию, и не более чем конкурировал за право сбора пищи на территории, скорее саморегулировал свою численность, чем стремился вырастить побольше населения. Но уже были зачатки, базисы современных понятий о жизни, причем явно оформленных в религиозно-мистическую форму (абстрагированное, метафорическое описание непонятных явлений).

Чем далее человек подмечал закономерности бытия, тем дальше усложнялся понятийный аппарат в той форме в которой его мог представить человек. Понятие дня и ночи, усложнилось в понятие времен года, сухие высокогорные зоны с отсутствием бактерий и кислородноголодными галлюцинациями определяли зону насыщенного обитания духов, низменности с гниющими останками и зараженной водой выражали места скопления злых духов. Причем такие наивные понятия приносили конкретные практические плоды, иначе их не было бы вовсе. Непонятные беды и блага кодировались в мифы и легенды для передачи знания потомкам.

Базовые геометрические узоры тех эпох (например, черниговская керамика всемирно известной Мезенской стоянки, 20 тыс. летней давности) есть кодировка, сокращение идеологических понятий. Наскальные рисунки изображали важные явления буквально и это не художества, это сложная техническая задача для племен охотников постоянно занятых сбором пищи. А орнаменты и узоры передавали некий ритм явлений. Наверно, каждый из нас может сказать, что волнистая линия это спокойное движение в динамике, а ломанная линия уже более энергична. Интересный анализ первобытных значений цвета есть у Б. А. Базыма в «Цвет и психика». Известный вам М. Люшер (цветовой тест Люшера, показывал много раз) своей работой доказал, что человек воспринимает цвета одинаково, с лишь небольшими отличиями в зависимости от налета цивилизации. Насколько я понимаю (тему звуков для себя не раскрыл еще), и звуки также схоже воспринимаются у разных народов (резкий звук тревожнее мягкого).

Как возникла современная Цивилизация Людей

Резкий скачок археологических находок относится к после ледниковому периоду голоцену, который начался около 12 тыс. лет тому и продолжается до сих пор. Относительно резкое изменение условий существования ускорило природный отбор. И вынудило человека искать не только подножный корм, но и учиться производить его самостоятельно. На эту тему есть отличнейшая по манере изложения и охвату материала книга Д. Деймонда «Ружья, микробы и сталь» (получила Пулитцеровскую премию) где, в том числе, анализируются климатические предпосылки возникновения земледелия в районе Плодородного Полумесяца (междуречье Тигра и Евфрата, проще говоря — Ирак или Месопотамия).

Учитывая, что при ледниковом периоде климатические зоны сдвигались — то в районе современного Ирака во время ледникового периода был благоприятный климат для самопроизрастания злаков. Социальные общины, населявшие такую богатую землю, безусловно обладали большей популяцией и могли защищать свои земли от атак голодных соседей. Голодным соседям был мотив нападать — ведь успех и потеря половина войска могла означать добычу запаса еды на годы (сколько можно унести зерна). А вот собирателям дикого зерна проводить экспансию за границу было нецелесообразно — там просто не было столько еды как у них. Такое общество собирателей зерна также не имело серьезного мотива к усложнению, как и общество охотников или рыбаков — известные им навыки позволяли выживать и так. Но навыки наблюдения за всходами, ролью воды, годовыми циклами и прочим уже были явно сложнее, чем у племен охотников или рыбаков. И сейчас в современной культуре можно проследить следы различных понятий у охотников, рыбаков, и систематических собирателей растительной пищи. У одних на этническом уровне ценится скорость, хватка, физическая сила, а у других труд, семейные ценности, вдумчивый подход к решению задач. В зависимости от того какие навыки позволяли выживать при конкретном образе жизни, который задавался природными условиями ареала обитания.

В Китае во время ледникового периода в бассейне Хуанхэ такое системное собирательство растений вероятно возникнуть не могло — ведь и сегодня циркуляция течений (Камчатское) охлаждает Китай сильнее чем Ирак (находятся в примерно одинаковых широтах). Моделирование течений (гипотезы об этом) показывает, что при запечатывании Берингового пролива при сильном оледенении Северного полушария возможна циркуляция холодных течений до Японии сверху-вниз, а ниже (юг Китая) уже была зона пассатов которая при влажности и тепле формировала джунгли, но не степи в районе Тайваня, Гонконга, современной границы Китая и Вьетнама. Возможно в районе Сахель (или современной Сахары) во время оледенения была степная зона, в которую влагу приносил Гольфстрим (над теплыми течениями всегда влажный воздух), отклонявшийся ледовой шапкой от современного пути — к Пиренейскому полуострову, и далее вдоль западного берега Африки к Гвинейскому заливу, внутрь Средиземного моря.

Не зря в регионе Сахель (северо-западная Африка) также возникли древние цивилизации. А древняя культура австроазиатов пошла вслед за своей климатической зоной на юг, колонизируя Полинезию (исток колонизации относят к Тайваню и началу ледникового периода). В северном Китае, междуречье Хуанхэ и Янцзы — не находят ни археологических, ни лингвистических, ни древне-этических свидетельств о развитых обществах времен 12 тыс. лет до н. э.

После отхода ледника на север климат приобрел современные характеристики. И регион междуречья в Ираке стал засушливее. Имея опыт сбора подножного зерна люди были вынуждены приобрести опыт точечного увлажнения почвы и сознательного посева культур. Для этого потребовалось осознание более высших идеологических понятий нежели раньше. Понадобилось вести систематическое наблюдение и учет за севооборотом, рассчитывать движение воды по каналам, договариваться между собой о совместном труде на принципиально новом уровне. Древнейшая из известных письменностей — клинопись начиналась как знаки для записи урожая, складирования и потребления зерна. Никакие иные идеологические идеи через письмо не передавались (пропаганда или запись фольклорных этических понятий). Многобожие как свод понятий о мире еще было наследником мистических метафор реальных частных явлений жизни, где у каждого явления была своя метафора в форме духа, а у каждых обособленных общин — свои предпочтения по духам.

Земледелие, как регулярный системный источник пищи, дало еще один избыток производства ключевой в истории человечества. Избыток позволил выделить (кормить; занять не ручным, а умственным трудом) знатоков сельского хозяйства, знатоков идеологии, которые меняли выгоду знания на выгоду товара от крестьянина. Наличие производства еды (и их регулярных запасов) привлекло агрессоров снаружи и сделало необходимым кормить еще и армию для обороны. Экспансия наружу была пока еще не целесообразна. Ведь орошение и сельское хозяйство велось пока что лишь в очень благоприятном для этого регионе, людьми с тысячелетним опытом знания и сбора полезных растений, в частности злаков. Избыток растительной пищи и необходимость тяжелого труда на поле или оросительном канале привела к одомашниванию сельскохозяйственных животных. Производственная революция набирала обороты. Идеологически сформулировалось понятие о задачах общины, планируемых путях решения проблем, характеру облегчающих труд инструментов. Я склонен определить человека мыслящего не с времен палеолита и изобретения ним каменных орудий — а с времен растениеводства. Человек уже не просто совершенствовал один тип орудий из подсобных материалов (камень, кость), но поставил на процесс регулярное изобретение ранее немыслимого, плановое создание полностью искусственных форм.

Все новые явления естественно закрепились в понятийном аппарате населения в виде все тех же метафор о богах и духах. Но необходимая централизация общества внесла принципиально новый уклад и в мир демонов. Если и раньше между духами была вражда и дружба как между людьми (эдакое описание примеров жизненных ситуаций и правильного их разрешения), все были примерно равны, или сильнее по ситуации. То теперь важным моментом стала безусловная иерархизация богов и выделение априори главенствующих, пока что как первых среди равных, как наиболее успешных членов одной общины! В мифологии Вавилона есть четкие моменты, когда в драке богов побеждает бог-скотовод (Мардук), а не бог-воин или рыбак.

Вероятно к этому периоду истории (а не раньше) можно отнести также возникновение культа предков. Важнейшему понятию современной жизни. Безусловно необходимое для выживания почитание стариков-носителей сложных знаний. В племенах охотников такое почитание к альфа-самцам, наиболее сильным и ловким. Если в джунглях Амазонки вождь это преимущественно — лучший воин, то у всех наследников иранских племен вождь это старейшина. У викингов-пиратов вождь это сильный и опытный богатырь, то в Китае есть культ «ди», поклонение предкам на уровне основы любой китайской религии. В статье «Історія українського прапору» мы анализировали норманнский след в украинском этносе и заметим, что у украинцев наряду с Вече (советом старейшин) главным является все же князь воин, а в былинах воспеваются «Три богатыря», но не мудрый столетний учитель. Сельскохозяйственный след в этике украинцев есть, но предположу, что ввиду доступности территории, он был подавлен кочевниками или народами-пиратами.

Как государственная идеология эволюционировала от родовой до интернациональной

Эволюция религии как свода общественных понятий о жизни, закодированных в метафоры и мифы хорошо прослеживается на примере Китая. В книгах Я. Я. М. де Гроота «Демонология древнего Китая», и В. А. Рубина «Идеология и культура древнего Китая. Четыре силуэта» достаточно исчерпывающе можно увидеть эволюцию понятийного аппарата индивида и общества, как следствие новых необходимых взаимоотношений для ведения совместного сельского хозяйства. Рассмотрим эволюцию государственной идеологии на примере Китая детальнее. Это удобно так как во время становления государств Китая уже была письменность и весь цикл прослеживается. А подробный экскурс важен для рейтингования значимости отдельных наших стереотипов о роли индивида в обществе, его жизненной миссии, правах и обязанностях государства. Почему тема саморазвития в Украине не так популярна как кунг-фу (перевод: усердное занятие, вникание в проблему) в Китае, но приемлема тема о тоталитарности власти, неотвратимости власти над индивидом.

Если растениеводство и животноводство возникло в Плодородном Полумесяце благодаря климатическому сдвигу поясов, то в Китае не смотря на сегодняшнюю активную пропаганду исключительности Поднебесной Империи (сложился стойкий образ, что когда в Украине обезьяны рвали бананы, в Китае уже придумали бумагу) не только не удается найти логическую связку факторов способствующих самостоятельному земледелию, но и отсутствует археологическое доказательство всей цепочки перехода от охоты до растениеводства.

Например, не ясно, каким образом в Китае возникла бронза, она просто появилась (как завезенная снаружи), есть разрыв археологических находок между некачественной и резко высококачественной бронзой. Как будто некие люди завезли бронзу «что была» и с ней жили очень долго, а потом другие пришельцы снова завезли в Китай передовые технологии. Более того, лингвисты отмечают, что китайский язык того времени был однороден на территории всей империи того времени. А так бывает только при завоевании внешними соседями с централизованным привнесением новой культуры. Когда язык развивается самостоятельно, в нем со временем образуется множество диалектов, он ветвится и распадается на дерево языков-потомков-диалектов.

Также и демонология Китая XV-X века до н. э. достаточно отличается в зависимости от региона. А культ почитания предков «ди» уже общий для всех. При необходимости коллективного труда в растениеводстве появилась потребность в развитии индивида (хорошего члена семьи, где каждый на своем месте, а не только все охотники-воины). Первые общины прото-государства развивались из рода земледельцев, где все в городе-государстве реально были друг — другу родственниками, кланом. В Шумере города-государства появились на 2 500 лет раньше, в Греции на 1000 тыс. лет позже, в Украине через 2 000 лет после Китая (такая очередность вступления в Игру Цивилизаций). Чуть ли не одновременно с первым государством Китая (государство Шан) появилось учение о личной (изнутри мотивированной) эффективности члена общества — конфуцианство (учение Кун-цзы, — учителя Кун). Основа конфуцианства — служение семье и своему роду. Сама структура государства была как объединение родов, где у каждого свое поле.

С разрастанием такого государства управления родами усложнилось. Возникла потребность в понятиях централизованного контроля больших масс людей. В письменных источниках наблюдается, что сначала учение о личной эффективности приспосабливалось к новым задачам. Через учение Мэн-цзы, учение Кун-цзы — трансформировалось в учение Мо-цзы (моизм), которое семьей стало называть всю страну и быть хорошим членом семьи стало значить — быть хорошим членом всего государства. Увеличение количества населения и эффективности хозяйства мотивировало также развитие соседних государству племен. Пан-семейный подход, моизм, китайский протокоммунизм по Марксу — показал свою нежизнеспособность таким угрозам. Отдельные части государства не были подготовлены к единой обороне всего периметра. Советский опыт также показывает несостоятельность идей «государственной семьи». Настоящий коммунизм (или хотя бы моизм) у нас так и не сложился, уперся в социалистические идеи братства — согласно тем предпосылкам, что были на нашей территории. Как мы выше предположили — наша этика состоит почти полностью из этики кочевника или пирата, но не из этики земледельца. Коммунизм в России и Украине был обречен изначально!

При захвате государством Чжоу (тот самый агрессивный сосед, что научился земледелию у первого государства) государства Шан возникла необходимость такой надстройки над общей этикой которая решала бы две важных задачи: обоснование власти пришельцев над пан-семьей, совершенствование государственного управления для отражения будущих атак соседей. Источники пишут, что чжоуские захватчики целенаправленно (выделили людей, поставили задачу) придумали новую идеологию и распространили ее в массах. Возник «легизм» — учение о жестком государственном и централизованном управлении, но как бы на благо всего народа, всей пан-семьи. А новый чжоуский правитель обосновывался как заслуженно усыновивший шанцев, мудрый сосед как бы взял на воспитание детей пьяницы-отца, и это тоже как бы было в интересах старой пан-семьи и каждого индивида в отдельности.

Именно такая идеологическая легитимизация новой власти предмет всех информационных воен и современных в частности. Внедряется легенда, которая делает нужное поведение толпы — единственно верным.

Но и это не конец. В дальнейшем, когда Китай покорял этнически другие народы, легизм уже себя исчерпывал, ведь эти народы не проходили подготовительный цикл из раннекитайских религий, не были пан-семьей, которой было бы выгодно и жесткое управление и люба власть чужого отца. Применялось и полное уничтожение покоренных народов (вырезали всех полностью), что бы культура, чуждый понятийный аппарат был искоренен. Но такое расточительство рабочей силой не эффективно.

Китаем снова была перенята успешная импортная методика. Даосизм (краткая суть: сверчок знай свой шесток, это твой путь) во внутренней политике успокаивал волнения народов, их недовольство положением вещей. А буддизм стал инструментом внешней политики, ведь его понятия объединяли понятия всех этносов (вот даже среди европейцев много буддистов). До применения Китаем буддизм был успешно применен при объединении Индии иранскими захватчиками, которые вытеснили местное население «дравидов» сначала из Северо-Западной Индии и Пакистана, а позже смогли установить контроль за всей Индией кроме ее юго-восточной части. Привнесенная иранскими захватчиками общественная этика (веды) воспринималась как чуждая и разделяла государство на две касты: пришельцев и покоренных. Мы знаем, что раб работает хуже искренне желающего работника, который с энтузиазмом да огоньком, да верой в необходимость результата — горы может свернуть. Потому иранская каста трансформировала двукастие в брахманизм (многокастие по заслугам и социальной роли, а не по этнической истории верований), а далее и в буддизм, объединяющий все касты в единый конгломерат, отличный от соседних империй и позволяющий легко присоединять соседей.

Такая роль религии (способствование присоединения иных народов) активно используется и христианством и исламом, но например не используется иудаизмом, потому классической интернациональной империи у иудеев быть никогда не может и не будет! Такие вот пережитки прошлого, глубины идеологии, — запрещающие будущее.

Серьезнейшая суть монотеизма, единого Бога. Как всеобобщающее понятие Добра и Зла для общества

Опыт централизованной религии соединяющей в себе общие понятия для очень разнородных племен возник впервые тоже в районе Плодородного Полумесяца около 3 000 лет назад, за 1 500 лет до возникновения в Китае первого прото-государства и через тысяч 5 лет после активного развития растениеводства. Как первое государство мира наверно можно назвать Шумер, который возник 4000 лет до н. э. Шумеры уже знали колесо, и весь наш мир завязан на колесе, его идее вращения («оборот»: торговый, речевой, метафорический). Те народы, кто не знал колеса, имеют крайне мало слов и понятий в языке обзначающее процесс перетекания из крайности в крайность. Все современные цивилизации мира — потомки шумеров.

Прямым эволюционным наследником Шумера есть Вавилон. 2000 лет до н. э. в Вавилоне возникает единый Бог — Мардук, он же Телец, бог скотоводов, тот самый из Ветхого Завета. Это первый централизованный бог, уже имевший в багаже богатейшую идеологию добра-зла (свет-тьма), идей явлений (разные духи), понимание индивида и общества (мифы о жизни богов, как психические модели поведения). Более того, Мардук, — сын Ану, Энлиль и Энки — богов Шумера которые были Триадой, источником которой есть Дуализм богов двух первичных океанов (света и тьмы) Тиамат и Апсу, официально — женские и мужские начала — или инь и ян, которое переняли китайцы. Понятие пустоты когда нет ни добра, ни зла, в колонии Ирака (Китае) стало Шуньятой: гармонией причины и следствия. То самое постоянное перетекание инь в ян; в каждом инь есть ян и наоборот; чем сильнее станет ян, тем потом сильнее станет и инь (после черной полосы — белая, это и наше общее все-европейское наследие иранских идей). Шуньята есть то самое лучшее (более крутое, чем легизм) понятие общности у буддистов, то чем они смогли интернационализировать империи. Есть некая гармония, есть, так как есть. Согласитесь, крутая философско-политическая идея? Куда уж там нашим современным конструкторам идеологий. Будь то Ломоносов или Конституция США. Потому нет и пока не намечается резких перемен, улучшения общественного договора в государствах на нашей планете. Философски мир находится около уровня 1870-х годов, когда начался капитализм.

Но и у Вавилона, как все же родоначальника идеологий мира, возникла не менее крутая идея. Ею пользуется Западная Цивилизация (христианство и ислам как наследник христианства), и эта идея успешнее Буддистской по факту сегодняшнего дня и его обозримых перспектив. В качестве понятия монотеизма был выведен Бог-сын. Сын предыдущих монотеистических богов, полигамии, где дуализм это мужское и женское начало отца-матери. Единая идея тут пересекается с биологической реакцией скрещивания генов, культурных пластов отца и матери в единое мировоззрение ребенка. Более того, как мы знаем — ребенок всегда прав, его интересы превыше всего, в этом инстинкт продолжения рода и вообще выживания популяции. То что ребенок говорит — то есть добро, а что ему не нравится — это зло. Добро и Зло у монотеистического бога меняется в зависимости от интересов Бога! Кто сильнее тот и прав, это наша современная поговорка и христиан, и мусульман (у буддистов все же не так). Мы живем по этой этике и целесообразно проявлять прагматический эгоизм (детально «Национальная идея как социальная парадигма»), сознательно планировать свое добро, зло, и их взаимное перетекание друг в друга, — в какой ситуации зло-это-добро и наоборот. Капитализм это такой же «Мэн-цзы переходной период» от псевдо-гуманизма к экономической (энергетической) выгоде от действий человека. Это обосновывает и иерархичность общества, и движение из грязи в князи, и приемлемость государством врать, если ситуация требует, и приемлемость заставлять силой самых слабых идеологически членов общества жертвовать собой в общих интересах. Цель превыше всего и крутись как хочешь, — достойный пройдет. Так или иначе, по факту — именно эта идеология выживания есть сильнейшей и прогрессирует в нашем обществе. Но для оформления ее в новую сверх-религию необходима воля группы-лидера (когда это решение будет единственным спасением от неких угроз, или наиболее выгодным из всех решений), власть разработает коммуникации, легенду и внушит идею населению. Как и было в свое время в Китае с переходом от конфуцианства к моизму, и от моизма к легизму. Такой же централизованный подход мы видим в Крещении Руси, продвижению Англией протестантства и так далее.

История информационных войн: как история идеологии, общественного договора, политической карты, мировоззрения индивида, и как наиболее успешный метод выживания

Идеология всегда сопутствует и есть причиной любых действий человека. Зачем я это делаю? Почему? Трансформация общественной идеологии от частных индивидуальных необходимостей (новых убийственных угроз), передаваясь через детей выживших (идеология не выживших отмирает), становится общественной. Общество даже заинтересовано что бы централизованно способствовать укреплению новой всеобщей идеи жизни и выживания. Но такая поддержка, как государственные дотации убыточных государственных предприятий. Конкурентность идеи поддерживается штучно, но действие угрожающего фактора всегда наращивается и рано или поздно государство уже не может помогать выживать действующей идеологии — наступает кризис. Много новых угроз, в которых быстренько вырабатывается нужная идея (меняйся или быстренько умрешь) и далее опять распространяется через детей. Воскрешение Феникса (или Иисуса из известной нам метафоры), и даже все тот же старина …кругооборот. Прелесть исторических понятий людей в том, что это объективно единые идеи. Ложные (искусственные, субъективные) идеи отмирали вместе с носителями. Государства постоянно то консолидируются, то распадаются, то снова консолидируются в новой форме. На основе этого основана полуправда мунданной астрологии (полуправда, ведь, цикл зависит от социологических причин, а не сугубо астрономических).

Внедрение своей идеологии означает покорение чужого народа, установления контроля над их мозгами. Иностранный захватчик, даже захватив вавилонян силой, — не смог бы управлять ними, ведь каждый ребенок знал, что мировая суть, мировой порядок вещей уничтожит захватчика, что жить под неправильной верой значит загодя умереть, ведь нарушится объективный кодекс выживания в суровом мире, основанный на скотоводческом деле, как новейшем достижении науки. Например, в легенде описывается метафора: против Мардука восстал Ирру (бог войны) и в мире начались напасти, народу стало тяжело жить по всей Вавилонии, пока Мардук не вернулся и не навел привычный порядок. Пишут, что это первый явный пример определения Ангела и Дьявола, добра и зла на этическом уровне у индивида.

Ассирия для успешности атаки на Вавилон наверно впервые применила межгосударственную идеологическую войну (типа той, что сейчас в Украине). Ассирия как своего бога внушили Ашшура — огнедышащего (воинственного) бога, который был назначен отцом Мардука (Энки) охранять младенца, причем Ашшур это дед Мардука, более опытный предок. Под такой религией захваченные вавилоняне должны были воспринимать захват как проявление мудрости, закономерности: дед-воин открыл глаза внуку-колхознику, позаботился о нем. Нет нужды сопротивляться захватчикам, это не захват а освобождение от заблуждения, перспектива светлого будущего. Причиной такой мутации идеологии (которая всегда объективна) есть смена условий жизни государства — не только развитые соседи требовали милитаризации, но стало возможным выносить технологии на экспорт — захватывать земли менее развитых соседей. Ассирия захватила Вавилон в 1223 г. до н. э., а еще в 1 700 — 1 300 гг до н. э. иранцы уже вторглись в Индию. Великое расселение иранцев началось (википедия).

Информационно-идеологическая война с тех пор продолжается непрерывно. Спуская сверху-вниз кодекс поведения (что есть добро, а что есть зло) для народа, объективно выработанный у себя веками, и силой успешностью захвата доказуемый покоренному народу.

Около 2 000 лет до н. э. из района Вавилона была экспортирована ведийская религия в Северную Индию (бог Митра). Она содержит в себе много общих элементов с другими индоевропейскими мифологическими традициями: персидской, греческой, римской, кельтской, германской. Дальнейший экспорт земледельческой культуры, как описывалось выше, произошел в Китай. Популярный в кино древний Египет (который не так уж и древний как и Китай) ввел единого бога Атона 1300 лет до н. э. Прямым наследником культа Тельца стал Ваал, бог Финикии и далее наследника Финикии — Карфагена. Возникает также прото-исламская религия около 800 лет до н. э. на территории Персии (в честь этого бога назван современный Ормузский пролив, который ведет в Персидский залив). Ахура Мазда (зороастризм, пророк Заратустра) уже напрямую есть Бог Света (светлого, созидательного начала), лидера народа святых борющегося против вселенского зла, неверности идеалам Света.

Христианство возникает для борьбы с Ваалом-Тельцом, негодность старой религии пояснили народам — сменой эры Тельца, на эру Рыб (все как бы закономерно, по календарю; да еще и неизбежно — по ходу времени), хотя бог-с-рыбой был уже до Христа. Кстати сейчас как раз время смены на эру Водолея, не это ли новая капиталистическая религия или эра Водолея это транс-национальные корпорации, соцсети и полная глобализация? Новая религия, этика, которая будет отвечать новым задачам построения общества. Религия, которая разнесется детьми выживших. И тут можно уже по особому глянуть на старение и вымирание населения развитых стран, сдерживание населения Китая, но рост населения Африки, увеличение мусульманских иммигрантов в Европу. Грядет принципиально новая идеология-религия? Какие намечаются ее основные идеи, какие задачи, почему это будет выгодно всем?

Для борьбы с христианством в Аравии наследие зороастризма переродилось в ислам в VII веке н. э. Но также, было объективное обоснование устарелости христианства. Мусульманские проповедники говорят, что «наша Святая Книга свежее чем Библия, у вас устаревшая версия, мы передовые». Возможно популярность Престола Святого Петра у франков в VIII веке также вызвана необходимостью противостоять людям, организованными под централизованной религией — мусульманам.

Христианство при распаде Римской империи распадается на свои ветки, легитимизирующие власть в каждом из осколков империи и внушающих свои особенности общественной жизни (вызванные особенностями климата и рельефа), обосновывающих праведность борьбы с врагом. В процессе борьбы за морские торговые пути с Испанией и Священной Римской Империей (европейской католической гегемонией) в конце 1370-х возникли новые ветки религии — протестанство, а далее в 1510-х лютеранство. Ислам также разделился на шиитов и суннитов, отвечая региональным потребностям задачам, стоящим перед ними. Борьба внутри католицизма была крайне жестокой и продолжалась до современности. Отголоски этой борьбы до сих пор есть в разделении белых на два примерно равных анклава испаноязычных и англоязычных людей. Борьба между православием и католицизмом, христианством и исламом, буддизмом и исламом — продолжается до сих пор. Религия это как питательная среда которую до сих пор умело направляют в нужном государству русле, конструируя отдельные идеологические надстройки. Как в нашем регионе, например, — идею единства славян.

Почему сложилась современная геополитика конкуренции идей?

Война, которая стала активной с момента системного земледелия и животноводства, это следствие интересов получить больше благ, расширить ареал кормления. Первичный такой интерес проявляется в торговле. Торговля и экономическое взаимодействие — это первейший этап проникновения чужой культуры в страну. Когда население знакомо с культурой агрессора (системой понятий, которые доказывают, что агрессор законный правитель) уже возможно проводить силовое подчинение. Такая угроза проникновения культуры это «расплата» за взаимное экономическое усиление торгующих стран.

Климато-географически на планете есть различные по плодородности регионы. Чем больше такие регионы коммуницируют между собой, тем больше их знания обогащаются (как Китай импортировал новые знания, или как Египет), не нужно придумывать велосипед самому, можно его перенять.

Торговля в Средиземном море

Изначально благоприятный регион Западной Африки (Гольфстрим поставлял тепло и влагу, отклоняясь ледниковым щитом к югу) был одним из пионеров человеческой цивилизации. В Западной Африке металлургия возникла около 1 500 лет до н. э. в Эгаро, что на запад от массива Термит в Нигере, железо стали выплавлять здесь 500 лет до н. э. Выплавка железа была известна в области между озером Чад и Великими Африканскими озерами между 1000 и 600 годами до н. э., гораздо раньше, чем в Египте. К 500 году до н. э. культура Нок на плато Джос уже знала железо. Более того, пишут, что в Центральной Африке производство железа могло быть известно еще 2 500 лет до н. э. Вспомним, что Китай 1 500 лет до н. э. только осваивал первые государства, а в Египет и бронза, и железо попадали вместе с завоевателями.

Между плодородными регионами: побережьем Западной Африки, Северной Африки не могло не существовать торговли с Плодородным полумесяцем. Поискав ответы мы узнаем, что финикийцы (семиты) не только основали цепь городов-портов по побережью Северной Африки, но и смогли обогнуть всю Африку до нашей эры. Финикия (современный Израиль и Палестина) образовалась около 3000 лет до н. э. с момента зарождения централизованных религий (а значит и сложного государства, сильной специализации труда) в Вавилоне. Наибольшего расцвета Финикия достигла к 800 г. до н. э. Что могло ее стреножить? В этот момент Красное море начала контролировать Персия с централизованной религией Зороастризма. Вероятно Финикии оставалось торговать только в Средиземном море и за Гиблартаром. Но и на основе этой торговли возник богатый Каргфаген. Культ Тельца в котором происходил еще из Вавилона, и против религии которого римляне были вынуждены внедрить христианство.

Морской фактор в развитии Китая

В Китае и Юго-Восточной Азии до сих пор наиболее развиты приморские и приречные города. Собственно так обстоит дело во всем мире. Если сейчас железная дорога как-никак конкурирует с морским и речным транспортом, то в эпоху телег преимущества мореходов были просто колоссальны. Приморские государства в Юго-Восточной Азии такие как Дай-Вьет и Тямпа (современный Вьетнам), не смотря на кажущуюся крохотность, были с древности уверенными мореходами. Вероятно, с момента становления крупных государств и централизованных религий общества достигли такого уровня классовой неравности, что возник сильный спрос на продукты роскоши. Взаимопроникновение культур делало возможным импорт технологий, а впоследствии импорт уникальных товаров для таких технологий. Таким образом, мировая торговля как локомотив цивилизаций могла возникнуть сразу около 3000 лет до н. э. и стала каналом распространения культуры, войн и миграций Вавилона. Заметим, что это за около 2 000 лет до возникновения первых китайских государств (Шан и далее Чжоу), который и возникли в руслах Янцзы и Хуанхэ, словно привнесенные по морю. Можно ли предположить, что вавилоняне именно прямо получали выгоду со своих колоний, как греки пшеницу из Причерноморья? Если так делали греки, то почему так не могли делать вавилоняне? В любом случае, сложился крупнейший мировой торговый путь из Азии в Европу. Водные коммуникации и сейчас выгодны (танкерный, контейнерный флот, СПГ-перевозки), но в древности (когда альтернатива не железная дорога, а арба или верблюд) это было особо сильное конкурентное преимущество.

Успешное внедрение идеологии по управлению именно широкомассовым государством сделало Китай фактически единым центром Азии. Китайский император считал любых других правителей своими вассалами. На таких условиях он принимал и первых европейцев, и давал мандат японским правителям на управление Японией (Япония отставала от Китая лет на 1000, и поднялась только благодаря захвату США торгового пункта в Японии и организации торговли лишь в 1880-х). Наличие спроса из Европы на отношения с Китаем развило как морской путь по современному маршруту (через Маллакский пролив), так и Великий Шелковый путь по суше. Народы вдоль торговых путей попали на активный трафик как товаров, так и идеологических понятий. Пан-евразийская торговля дала толчок Средней Азии и государствам Юго-Восточной Азии. При этом успех европейских империй зависел от того кто контролировал торговлю с Азией. Можно предположить, что это вечный (из-за географии) и ключевой фактор — и на сегодняшний день. Например, при запуске Северного морского торгового пути (короче в неделях, чем путь через Суэц), вдоль северного побережья России, у России появятся сильнейшие выгоды, север России заселится людьми.

Битва за Суэцкий канал

Установление контроля за морским путем через Красное море началась сразу же с момента зарождения крупных государств и единых религий 3000 лет до н. э., со времен вавилонского бога Мардука. Финикия по сути была морской торговой колонией царств из Плодородного Полумесяца. Которая освоила побережье Средиземноморья вероятно за каких-то полтысячи лет. Осуществляла торговлю с высокоразвитыми государствами Западной Африки (Гвинейский залив), и даже обплывала Африку вокруг. Стоит отметить, что путь вокруг Африки сложен из-за специфических ветров с обеих сторон континента и особых направлений течений. Так, Южная Америка была открыта только потому, что плывя с севера и вдоль Африки португальцы отклонились на запад, огибая встречное течение и выплыли к другому континенту. Вероятно те же финикийцы торговали с Индией, используя режим пассатов (в разное время года гонят то к Индии, то к Африке). Это говорит о том, что у данного народа уже были крепкие знания о географии, организации людей для стройки флота, учете финансово-торговых потоков и прочего. Эти мореплаватели не только должны были знать как плыть в Китай, но и как мы выше рассматривали — экспортировали иранскую культуру в Китай около 1 500 лет до н. э.

Со времен начала конкуренции мировых религий в политической борьбе государств около 1500 — 800 лет до н. э. полем битвы религий стал будущий Суэцкий пролив и Красное море. Побеждал тот у кого была эффективнее идеология государства. В Палестине (опорная база контроля за Красным морем) тоже на первые роли выходили иудеи с монобогом Яхве, которого они противопоставили филистимилянскому монобогу Дагону, богу рыбоводства, сельскохозяйственному аналогу Тельца. В дальнейшем Яхве подчинил Христос, благодаря установлению новых порядков силой Рима, что в дальнейшей истории человечества также происходит непрерывно. Даже Клаузевиц, военный генерал, обратил внимание, что война есть средство принудительного разворачивания пропаганды.

Распад Рима, вознесшегося благодаря морской торговле, на Западный Рим — морской и Византию. Византия наследница идеологий Греции, которая все время римского превосходства сохраняла свой особый пантеон из Зевса, который противопоставлялся Юпитеру. Соответственно и христианство распалось на католиков и православных. Доход Византии и ее житие было до тех пор пока она торговала с Китаем по суше. И пала после возникновения на цепи этой торговли кочевых народов. В Западном Риме достаточно быстро было сформированы пан-европейские государства (в 400-800 гг н. э.), ведь новый уровень технологий позволял развивать сельское хозяйство не только в долинах рек в степях (распространившиеся там железные орудия позволяли корчевать леса, и вообще все стало продуктивнее), а новая религиозная идея (кодекс общественных понятий) смог уже выстраивать сложнее отношения на основе понятия частной собственности, отношения индивидов к государству. Наемный работник для себя будет всегда продуктивнее чем раб, в этом главное достижении новой идеологии. Достижение, которое, чем дальше, тем больше развивалось (с Реформацией и современной юридическо-нормативной светской властью).

Торговые государства Европы как передовики идеологий

Опорными пунктами в торговле от Европы выделялись Генуя (Бургундия), Венеция, а за обладание Палестиной (опорный пункт для контроля Красного моря) шли серьезнейшие бои против турков-сельджуков, пришедших из Средней Азии, развившиеся на сухопутной торговле с Китаем. Начало Священной Римской империи 962-й год (Германия; престол благословлен Папой Римским за что Франция пробовала впоследствии воевать), а уже в 1095 г. начался первый поход на Иерусалим, ведь ислам возникнув в 610 г., уже в 639 г. принес первые плоды — арабы завоевали Египет. Только в 732 г. под Пуатье наконец остановили их прямое вторжение в идеологически не объединенную Европу. Как мы помним из статьи по Истории Украины («Історія українського прапору») в тоже время скандинавы рвались в обход Германии по Украине и Днепру к торговле с Византией, через будущее Владимиро-Суздальское княжество (это оно первенец современной России, а не Московия) к торговле по Волге со Средней Азии (и Китаем), к торговле с Персией (а через нее с Индией). Норманны в Украине тоже для объединения завоеванных славян (slave раб с латыни, потому славяне?) и как торговый посредник Византии крестили Русь (страну руосов или шведов), внедрили новую идеологию, объединяющие и разные города разных пиратских кланов, и завоевателей с покоренными.

Далее идеологическими передовиками стали турки, основательно закрепившись в Малой Азии, подчинив себе Византию, Север Африки, выйдя на Балканы. Конечно, у них была сила — вся торговля шла через них. Их торгпред в Европе — Венеция стала одним из значимейших государств Европы. С около 1250-х годов уже были предпосылки к полному оттеснению Европы от мировой торговли. Что вынудило торговать через Балтику, Волгу и Среднюю Азию. Известнейший Ганзейский союз (и далее его, по факту, немецкий город Великий Новгород) образовался в 1241 году. В это время на территории современной России происходил процесс подчинения Золотой Орде. Орда была богатая, потому что тоже была на торговом пути с Китаем, и так усилились, что захватила и богатый Китай. Ведь в то время предполагается климатический сдвиг, который сделал степи региона северной Средней Азии, Монголии богатыми на корм лошадям, скотоводческая популяция резко выросла.

В то время Бургундская династия (наследница одного из первичных франкских государств) была мостом между Провансом и Нидерландами через всю Европу. Торговля юг-север, Франция-Германия — способствовали богатству этой династии. Но закрытие торговли через Суэц ослабило ее и постепенно ее сожрали крупные государства-соседи. Бежала бургундская знать почти мгновенно, в 1143 г. получив в управление Португалию.

Именно с Бургундии начинается собственная история Португалии. Пока в 1200-1300 гг шла драка в Европе (стало не хватать денег, ведь торговлю обрубили) и за торговлю с турками. Португалия также борется за свои границы. Вероятно, решающим стимулом перехода от нерегулярных торгов с Западной Африкой и пассивного знания о возможности дальнего и длительного плавания в Индию — стало обнищание страны от сильной войны с Кастилией.

Оценивается, что Португалия начала колониальную экспансию в 1415 году на основе арабских знаний (наследники финикийских знаний, а те плавали везде) после разгрома Кастилии при поддержке уже Англии (которая поднималась на торговле вслед за всей цепочкой Ганзейского союза, Нидерландов). Но думаю, что бругундцы не спроста выбрали себе приморское государство на краю Европы, с выходом в Атлантику, ведь бургундцы были профессиональными торговцами, имели старые связи с Нидерландами и Англией. Приняли на своей территории в 1300-х орден тамплиеров, бежавший из Франции (на то время тамплиеры уже были кредиторами Европы, ввели в обиход векселя — не металлические деньги).

Лет за 50 португальцы пришли к государственной идее по захвату плацдармов на Западном побережье Африки, все ближе продвигаясь к югу, держа на прицеле путь в Индию. Специально заслали монахов разведать морской путь, монахи добрались в Индию по суше и вернулись оттуда по морю в Мозамбик, который и сейчас перевалочный пункт торговли с Китаем.

В 1488 году португальцы впервые приплыли в Индийский океан. А с 1503 г. по 1511 г. было отправлено уже 13-ть «армад», торговых конвоев. Крупнейшие из них были по 20 кораблей. Это безусловно был «Большой куш», начавший становление как Португалии, так и Нидерландов, а позже Англии как мировых гегемонов!

После войны Кастилии с Португалией — испанские государства прошли через процесс консолидации (добавился Арагон, Гранада). Осознавая источник богатства Португалии (к тому времени лет 100 активно торговавшая с Африкой, и лет 10 получающая мега доходы от конвоев в Индию), Испания ищет свои пути обогащения. Берет под контроль Нидерланды (контроль балтийской торговли), юг Италии (торговля с турками). Европейские страны не могут этому препятствовать, так как на то время Испания была передовой военной страной, а Франция, Англия, Германия, Польша были ослаблены войной между собой и с турками (не могли выйти наружу с экспансией, оказались замкнуты на континенте). Осада Вены в 1529 году была впереди, а Испания уже в 1519 году целенаправленно и осознанно отправляет кругосветную экспедицию, продолжая поиск Западного Пути в Индию. Настолько сильной была выгода, что колониальная экспансия как пан-европейская идеология сформировалась за считанные десятилетия.

Одновременно с этим осуществлялось усиление морали испанского народа, его организации в сильнейшей религиозности, централизации функций государства на уровне практически современных. Собственно с 1500-х суть религиозного катехизиса в католическом мире практически не изменилась, это был как последний прорыв в идеологии, больше Европе никто не смог поставить таких угроз, которые потребовали резкой переоценки ценностей общества. Это есть повод к осмыслению затяжной идеологической отсталости католиков и католической Латинской Америки. С очень большой вероятностью их подход к жизни будет вытеснен более свежими версиями христианства. Менее религиозными протестантами и мультикультурными США (все религии равны и это дает возможность делать интернациональные империи).

Весь XVI век (1500-е) Португалия воевала с Турцией на море за торговые посты в Индии, чем крепко подорвала турецкое могущество. И вероятно здесь мощнейшим фактором было наличие корабельной древесины. Которая поставлялась вероятно из Балтики, но и Европы в целом. Турция была же вынуждена импортировать лес, например, из Ливана. Как позже доступ к углю помог Британии с крейсерами, так и лес помог Португалии, а вслед за ней Нидерландам, и даже Англии построить крупные флота.

Согласно отличной книги А. Штенцеля «История войн на море» борьба Англии и Нидерландов за балтийскую торговлю (попеременно в союзах то с Данией, то со Швецией, то с Россией), очень быстро и очень резко мотивировала упорядочить свой государственный строй, менталитет народа, вывести понятия на новый уровень ради создания боеспособной военно-морской машины. Последовательно приходили как к различным тактикам боя, и нужным для этого кораблям, так и к системе государственного бюджета на финансирование флота и централизованного обучения народа и команд кораблей.

Преимущества в борьбе идеологий государств (мировых религий), которые вывели Европу, а в дальнейшем Англию как первую среди равных европейских стран в мировые гегемоны, — испытывают кризис с времен Реформации и оформления протестанстских форм католицизма. Успехи Британии в Индии которые сделали возможным промышленную революцию буржуазии все же не достигли того результата как раньше — захватчик не ассимилировал покоренную страну со своей культурой полностью. По оценке Деймонда европейцы проиграли в колонизации Юго-Восточной Азии как раньше выиграли в Северной и Южной Америках из-за вирусов. Ранее народы Америки вымерли (в эпидемиях погибло около 95% населения Америк), а в новом времени европейцы не смогли физически заселить Азию из-за непереносимости вирусов. Но на мой взгляд суть все же в отсутствии такой новой религии которая бы одинаково приемлема была бы и для предыдущей религии Европы и для Азии, сделала бы новый конгломерат народов единым полностью и навсегда.

Кризис эффективности идеологии Западной Цивилизации, какие были попытки сменить мирового гегемона, какие идеологические и силовые войны могут быть?

Британия смогла экспортировать новый подвид религии лишь в Северной Америке. Где под идеей новой страны объединяющей все этносы в «переселенцев» возникли США. Флаг США до сих пор прямо копирует флаг торговой Ост-Индской компании. В Азии лучшими успехами Британии была также вариация религии, когда государство-шеф объединяло местные племена технологической культурой, единило через сеть единых дорог, школ, больниц. Такая же тактика удалась у Франции например во Вьетнаме. Фактически колониализм Франции и Британии создал из крайне дробленных Индии и Вьетнама целостные государства. Но установить ментальную связь захватчик-покоренный не удалось ввиду слабости новой религиозной парадигмы, слабости силы новых идей выживания.

История еще не окончена. Войны Наполеона, Первая мировая, Вторая мировая — за контроль над Суэцким проливом и средней Азией продолжаются до сих пор. Ирак, Сирия, революции Северной Африки, война в Югославии, даже наверно Украина — это борьба европейских стран за идеологический контроль издревле важного торгового пути. Европа сохранила важные опорные пункты в Азии. Сингапур наследник Стрейтс-Сетелментс, есть Гонконг, Макао, присутствие США в Японии. Интерес Европы к колонизации Востока это давление на Китай конца XIX века, когда в Китае сделали прототип украинского майдана в виде восстания боксеров (ихэтуаней). Националисты подняли бунт и о чудо европейские страны тут же заранее были готовы к интервенции (а Россия обогнала всех и ввела именно свои войска в Пекин). Выжать Россию из Азии с мощной идеей «Желтороссии»: объединяющей европейскую Россию, Китай, и даже Индию, — удалось только через революцию 1917 и войну Японии с Россией руками всего мира. США промышленно раскачали Японию с конца XIX века, создавали ей войска для противовеса России, и закрепления своего влияния на Востоке.

Но Китай так просто не взять благодаря наличию у него развитой идеологической системы. До тех пор пока не возникнет новая религия — Китай будет стоять. С помощью России (уже советской) и Германии он смог отбить евро-американо-японскую интервенцию в Китай времен 1926-1927 гг (Европа и США установили контроль над Китаем через «милитаристические клики»). И СССР (китайским коммунистам) и Германия (китайским националистам) высылали танки, самолеты, военных инструкторов, сталь, все необходимые военные товары. Германия хотела свою колонию, СССР продолжить дело России с Желтороссией, пока это было выгодно обе страны сотрудничали. Но в дальнейшем китайские коммунисты изгнали кайшистов-националистов на остров Тайвань. СССР вроде смогли продвинуть свою партию к власти, но не срослось.

Выживание Китая в целом способствовало независимости всего региона: и Индии, и Индонезии, и Вьетнама. Мало кто знает, но Нидерланды в 1945-1949 серьезно воевали с Индонезией и лишь уход той под протекторат США закончил войну. Франция при поддержке США воевала во Вьетнаме практически непрерывно с конца 1940-х годов и до 80-х. Вьетнамская война как ее показывают в кино лишь малая толика правды (пропагандистский трюк — полуправда, недосказанная правда), она и началась раньше, и закончилась существенно позже. Можно даже сказать, что мировая война за пан-евразийскую торговлю просто переместилась из Европы в Азию, и не закончилась до сих пор.

Роль Китая как мирового гегемона началась с официального конца Второй Мировой войны. Получив организованный народ под новой-старой идеологией (как мы помним — коммунизм, коммуна по сути зародился в Китае еще 1000 лет до н. э.) — Китай получил мощный базис возврата под свой контроль региона планеты, который он утратил лет на 300.

Для начала Китай отбил попытку СССР продолжить дело России. СССР, объединяя различные народы под коммунизмом и интернационализмом (пытались сделать новую религию, наверно это была самая реальная попытка со времен ислама), — предполагал «включить» Китай в соцлагерь на правах младшего партнера. Но ведь идеология коммуны — родилась в Китае, и по законам жанра — именно они могли продвигать ее в мир, это та правда, которую будет знать в глубине этики каждый китаец.

Малоизвестно, что Афганская война СССР 1979-1989 гг. это результат сложнейшего мирового кризиса, который был намного серьезнее, чем разрекламированный Карибский кризис с ракетами на Кубе. СССР к 1978 г. окружил Китай про-советскими государствами точно так, как сейчас НАТО сделали с Ираном. И в 1978 г. Китай принимает ключевое решение о партнерстве с США. Отныне и до сих пор эти страны нуждаются и не могут друг без друга, практически совместно экономически колонизируя, например Латинскую Америку и Африку. Во время вьетнамско-китайской войны (войсками Китая руководил Дэн Сяо Пин) Тихоокеанский флот СССР (аж 30 современных боевых кораблей; когда такое было еще?) стоял в боевой готовности в Тонкинском заливе, а за ним наблюдала авианесущая ударная группа флота США. Войска СССР были в боевой готовности вокруг сухопутных границ Китая, войска Китая были отведены вглубь территории, что есть тактикой защиты от вторжения, когда под удар основные силы не подставляются. Упорное освобождение Афганистана советскими войсками не спроста, это было решение вопроса — мировой гегемон СССР или нет, получит Азию, или нет. Не получил и распался.

Среднюю Азию формально заняло НАТО, но на практике выгоду от этого получил Китай (трубопроводы из Туркменистана, возрождение сухопутного Шелкового пути, например). После победы Китая над СССР в азиатской схватке, Китай активнейшее начал развивать свою промышленность в кооперации с США. США дав Китаю роль гегемона в регионе — получил с этого и свои выгоды, взял меньшее, лишь доступное, а не все, как хотели европейцы. Победа Китая над СССР есть подоплекой резкого роста Японии, Китая, Южной Кореи и прочих азиатских тигров — усиление роли нового торгового пути США-Азия (не зря США захватывали Панаму и рыли канал).

На текущий момент доля капитала Китая в экономиках Океании, Казахстане, Средней Азии — по условным оценкам от 30 до 70%% в разных странах. Наращивается присутствие Китая и по сей день, он глубоко проник не только в Африку и Латинскую Америку на пару с США, но и в Европу. Можно сказать, что мировой гегемон это связка Китай и США. Стойкая ли это система? Никакая система не бывает стойкой, ведь ее внешняя среда постоянно меняется — как мы помним из начала этого длительного рассказа. Возможны (и они будут) переформатирования коалиций. Видится крепкая выгода единения Европы и России, поддержка России как балансира для Китая, договоренность Европы и арабского мира (который пока что под США и Китаем). И такие явные возможности — совсем не то, что описывает З. Бжезинский в книге «Великая шахматная доска», или Б. Обама в книге «Дерзость надежды. Мысли об возрождении американской мечты». Однако, читая эти книги между строк можно получить и общие сведенья по мировой политике, ее проблематике, так и увидеть, например, формулировку Обамой новой пан-имперской идеологии мультикультурализма в США (Франция наиболее копирует это в Европе, в целом как тренд у белых). Этой идее уделяется практически вся предвыборная книга, вся суть политического курса США. Кого они хотят присоединить, защищаясь от какой угрозы? Будут ли Объединенные штаты Северной и Южной Америки? Считаю, что просто за счет мультикультурализма — нет, этого не будет — это лишь подвид старой религии, простое совокупление, но не принципиальная смена общественного строя, мировоззрения масс.

Заключение. Какая выгода индивиду от изучения темы?

Наверно такого исторического пробега достаточно для аргументации ключевой роли идеологической борьбы в борьбе за выживание народов. Религия как катехизис для народа объединяет в себе весь свод исторической этики, детально структурирует добро и зло для народов, определяет идеологические возможности для экспансии народа. Страны-новаторы в объективно рациональной идеологии (выгода всем, а не только правительству) всегда (!) достигали преимущества. До тех пор, пока соседи не перенимали новую практику, совершенствовали ее и разваливали государство-гегемон. Государство-гегемон в условиях оттеснения его от кормушки и развала снаружи ощущало еще более сильное давление внутри: в условиях ограничения доходов отдельные части страны начинали межусобицы.

Это важно для понимания современных перспектив Европы. Если Европа не найдет новых идей, который смогут объединить бедных и богатых, левых и правых, мусульман и католиков — она развалится в межусобицах. Разговоры о выходе Франции и даже Германии, или всей Северной Европы из еврозоны не утихают. При этом новые идеи должны быть экономически выгоднее старых, очень жестко отметать старый подход, быть лучше, чем у соседей по планете. И у Европы пока что самый сильный мотив такие идеи найти!

Этот исторический экскурс представляет причины мировых событий не результатом гуманистических стремлений (как описывает версия историй всех стран), а банальной борьбы за место под солнцем, пищу и корм для своих людей, для своей кланово-родовой общины. В момент войн и тем более впоследствии история всегда (!) гуманизирует некие события. Как сейчас описывают установление демократии, или проведение майдана, или выборы в Крыму — сугубо с гуманистических позиций. Люди этому верят, как верили тысячи лет раньше (с времен нападения бога-деда из Ассирии на бога-внука Вавилона), и более того при наличии информации в свободном доступе в Интернет — не поддают никакому сомнению ни прошлые, ни текущие события. Так, ребята, — новую идею не слепить. Мелкими разводками населения только оттягивается конец.

Как мы видим — ничто не пропадает в никуда, и намного более достоверную картину мира обыватель легко может составить при желании САМ. Необходимо лишь увидеть в этом объективный интерес и регулярно тратить немножко времени. Объективным интересом к идеологии у рядового индивида есть повышение его выживаемости чтением между строк информационного манипулирования ним.

© , 2015 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

Канал в Telegram: @PsyfactorOrg
 
.
   

© Copyright by Psyfactor 2001-2017.
© Полное или частичное использование материалов сайта допускается при наличии активной ссылки на Psyfactor.org. Использование материалов в off-line изданиях возможно только с разрешения администрации.
Контакты | Реклама на сайте | Статистика | Вход для авторов