© Евгений Чекулаев

Физиология нимба

Во многих религиозных традициях (не только христианских) принято изображать значимые фигуры с сиянием вокруг головы. Это сияние, или нимб, является своего рода «знаком отличия» и символически указывает на некоторые особенные качества его «носителя».

религиозный нимб

К своему удивлению, я до сих пор не встречал убедительного объяснения, как и почему возник этот символ. Википедия пишет в статье «Происхождение нимба», что «...мнения ученых расходятся: одни полагают, что этот иконографический символ божественности ведет свое начало от мениска (μηνίσκος) — круглого металлического помещенного горизонтально кружка, которым греки прикрывали выставленные на открытом воздухе статуи для защиты их от непогоды и от птичьих нечистот; другие ищут происхождение нимба в щитах, которые обыкновенно привешивались на спину людям, удостоившимся триумфа; третьи думают, что нимб первоначально явился как очень уместный атрибут в изображениях божеств, представлявших собой небесные светила, и уже потом сделался принадлежностью не только всех вообще олимпийцев, но и тех смертных, которые взяты или достойны попасть на небо.

Всего вероятнее, что нимб обязан своим происхождением народному верованию греков, воображавших себе, что тело богов, когда они являются в человеческом образе, испускают от себя ослепительный блеск и бывает окружено сияющим облаком...»

Между тем все достаточно просто. Нимб как явление объясняется естественнонаучными причинами, и вполне реально провести эксперименты с повторяющимися результатами.

Три источника и три составные части (с)

Нам понадобятся следующие факты, известные из физиологии зрения.

  1. Глазное яблоко в режиме бодрствования непрерывно, примерно 5 раз в секунду, совершает хаотичные микродвижения, и направление взгляда 5 раз в секунду меняется на величину порядка градуса или чуть менее. Эти движения называются мИкросаккады. Человек их не осознает и «выключить» не в состоянии. Более того, любые способы затормозить, «выключить» микросаккады (например, медикаментозно) приводят к торможению и отключению сознания.
  2. Если зафиксировать глазное яблоко и сохранять неподвижной видимую глазом картинку, то происходит «выцветание» светочувствительных рецепторов сетчатки глаза, на сетчатке запечатлевается «послеобраз», а яркость и контраст в воспринимаемой картинке довольно быстро снижаются. Вплоть до того, что за несколько десятков секунд глаз перестает видеть. Вернуть «утраченное» зрение очень легко: достаточно изменить картинку, либо сдвинуть направление взгляда, либо просто моргнуть. Если же в неподвижной картинке меняется небольшая деталь, то именно эта деталь оказывается наиболее (или единственно) видимой.
  3. В центре глазного дна имеется область максимальной остроты зрения, т.н. «желтое пятно». Когда человек с интересом разглядывает какой-либо объект, то направление взгляда совершает довольно большие  скачки — так, чтобы значимые точки объекта проецировались на желтое пятно. Такие скачки называются мАкросаккадами. Они вполне могут быть произвольными. Характер макросаккад связан с тем, куда направлено внимание.

«Слушатель в трансе»

Представим ситуацию. Есть Оратор, который говорит что-то значимое. Фон сзади него светлый, яркий. Например ― белая ярко освещенная стена или небо. Голова Оратора малоподвижна. Расстояние до зрителей/слушателей ― несколько метров (десятков метров). Если все внимание направлено на аудиоинформацию, то зрение становится менее активным, состояние Слушателя может приблизиться к трансовому, и макросаккады в это время могут прекратиться (за ненадобностью). Взгляд Слушателя пристально ― чтобы ничего не пропустить! ―  и почти неподвижно направлен на фигуру (силуэт) Оратора. При этом на сетчатке глаза у Слушателя этот силуэт запечатлевается на длительное время, запечатлевается посредством выцветания рецепторов. Где спроецирован яркий фон, там чувствительность снижена, где спроецирован темный силуэт, там чувствительность высокая.

Учтем теперь феномен микросаккад. Как мы помним, это хаотичные непроизвольные микродвижения глазного яблока примерно 5 раз в секунду. Если направление взгляда чуть-чуть сдвигается, например вправо, то правее темного силуэта Оратора будет виден  яркий «подсвеченный» полуконтур. Он возникает из-за того, что яркий светлый фон в этом месте попал на невыцветшие рецепторы, сохранившие высокую чувствительность. Если затем взгляд смещается влево или вверх, то оказываются «подсвеченными» соответственно левая граница или верхняя.

В результате наш Слушатель-В-Трансе наблюдает фигуру Оратора, окруженную по контуру светлым мерцающим ореолом. Если вдруг Слушатель переключит свое внимание с аудиоинформации на ореол, то наверняка транс закончится, макросаккады возобновятся, и ореол окажется вне фигуры Оратора и быстро «растворится»-пропадет. С другой стороны, если аудиоинформация не отпускала внимание слушателя, то по окончании «сеанса» он наверняка сохранит в памяти то самое реально наблюдавшееся сияние контуров — нимб.

От частного к общему

Несмотря на микро- и макро-саккады, несмотря на «слепое пятно» и неравномерность чувствительности на сетчатке ― воспринимаемая нами картина не «прыгает», выглядит цельной и геометрически стабильной. Получается, что на пути от сетчатки к воспринимаемому сознанием образу зрительная информация претерпевает довольно глубокую обработку, в том числе «синхронную компенсацию саккад», сшивание фрагментов, выравнивание яркости, а также трехмерное восприятие. Похоже, что видим мы не просто «поток кадров» с сетчатки глаза.

Для нормального восприятия зрительной информации необходимо, чтобы сознание выбрало  некую смысловую модель наблюдаемой картины. И каждый следующий «кадр» с сетчатки обновляет и уточняет фрагменты этой модели, как школьник наносит подробности на контурную карту. И вот эту предложенную сознанием и обновляемую посредством зрения модель мы и воспринимаем.

© Евгений Чекулаев, 2017 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора