© Т. Дуткевич., О. Савицкая

6. Гуманистическая психотерапия

««« К началу

Гуманистическое направление психотерапии базируется на ценности актуальной ситуации, ощущений и опыта клиента, с верой в его конструктивные силы. Как отмечает Г.Онищенко, в центре гуманистического подхода является человек, его личность. Но внимание уделяется ее настоящему, вере клиента в свои силы [34].

В рамках этого направления различают три основных течения: собственно экзистенциальную («переживающую»), центрированную на клиенте (роджерианскую) и гештальт-терапию.

Главной целью экзистенциальной психотерапии является помощь клиенту в поиске смысла жизни, осознании своей личностной свободы и ответственности и в раскрытии своих потенций как личности в полноценном общении. Одновременно задачей экзистенциальной психотерапии выступает безусловное признание личности клиента и его судьбы важнейшим, уникальным явлением, существование которого является самоценным [34].

Позиция психотерапевта отмечается пониманием клиента в семантике его собственного внутреннего мира, образа «Я» и действительности. Главное внимание уделяется текущему моменту жизни клиента и его актуальным переживанием, как отмечает А. Ф. Бондаренко [9]. Сложность позиции психотерапевта заключается в том, что психолог должен уметь сочетать свое понимание клиента со способностью к конфронтации с тем, что называется «ограниченным существованием» в клиенте.

Представители европейской и американской экзистенциальной психологии отрицают значения любых психотехник в психотерапии, а лишь подчеркивают значение процессов понимания, осознания и принятия решений, т.е. тех личностных действий, которые отрицают «методику» психотерапии, не требуя ничего, кроме умения выслушивать и сопереживать.

К. Роджерс в центр своей психотерапевтической практики поставил личность клиента, которая чувствует свою беспомощность, закрытость для истинного общения и т.п.. Основной гипотезой К.Роджерса стало то, что отношения между клиентом и психотерапевтом является катализатором, условием позитивных личностных изменений [9]. Роджерс определяет главную цель психологической помощи как обеспечение становления «полностью действующей личности», помощь личностному росту, благодаря которому человек сам решает свои проблемы, а второстепенная цель — создать соответствующий «психологический климат», терапевтические отношения. Внимание концентрируется не на проблемах человека, а на его личности.

Основное требование к психотерапевту при этом — отказаться от проигрывания любых ролей и стараться быть самим собой.

Структура психотерапевтического процесса состоит из семи этапов:

  1. Заблокированность внутренней коммуникации, отрицание имеющихся проблем, отсутствие желания изменений.
  2. Самовыражение, когда клиент в атмосфере принятия начинает понемногу открывать свои проблемы, чувства.
  3. Развивается самораскрытие и принятие себя клиентом во всей своей сложности и противоречивости, ограниченности и незавершенности.
  4. Развивается процесс отношения к собственному феноменологическому миру как к своему, т.е. преодолевается отчужденность от собственного «Я» и, как следствие, возрастает потребность быть самим собой.
  5. Развитие конгруэнтности, самопринятия и ответственности, установление внутренней коммуникации, поведение и самоощущение «Я» становятся органичными, спонтанными. Происходит интегрирование личностного опыта в единое целое.
  6. Личностные изменения, открытость себе и миру, клиент становится конгруэнтным с миром и собой, открытый собственному опыту [9].

Роджерианський подход нашел широкое применение в решении конфликтов, в работе с подростками.

Гештальт-психотерапия направлена на усиление психологических позиций личности, расширение личностного самосознания и имеет ярко выраженную функциональную направленность.

Главной целью гештальт-терапии является помощь человеку в полной реализации своего потенциала. В ней выделяются вспомогательные цели:

  • обеспечение полноценной работы актуального самосознания;
  • смещение фокуса контроля вовнутрь, поощрение независимости и самодостаточности;
  • выявление психологических блоков, которые мешают росту и их преодоление.

А. Ф. Бондаренко отмечает, что в гештальт-терапии психотерапевт рассматривается как «катализатор», «помощник» и соавтор интегрированной в единое целое, в «гештальт» личности клиента. Психотерапевт старается избегать непосредственного вмешательства в интимные чувства клиента, пытается облегчить выявление этих чувств.

  К началу