© С.В. Уманский

Слоны и горе

Горе и утрата сопровождают жизнь человека. Так было, так есть и так будет. Как пережить горе. Приемы интроспекции, как методы психологического исследования издавна применялись в психологии. Наблюдая за собой, за своими внутренними переживаниями, без каких-либо дополнительных инструментов, начинаешь лучше понимать своих пациентов и происходящее с ними. Это касается и горюющих пациентов, перенесших утрату.

Скорбящие родственники и другие близкие люди. Одни делают мемориальные уголки и сохраняют в «нетронутом» виде комнаты покойных, другие, наоборот, стремятся избавиться от всего того, что напоминает об утрате.

А иногда они спрашивают, что делать с портретами умерших, их вещами, письмами…

Все индивидуально — это психологически, а вот психофизиологически — однозначно-закономерно. Я об этом уже писал в своей статье «Возьми паука в руку», или еще раз о научности психотерапии.

Память, как и восприятие — субъективна. И образы памяти могут меняться или спонтанно со временем или под воздействием психотерапии. Но кое-что может задерживать печальные образы нашей памяти.

Как правильно поступить психотерапевту, что посоветовать. Все зависит от человека, от его близости к умершему, его желания забыть или помнить, жить или мстить и т.д.

Я бы хотел привести свой опыт интроспекции данной ситуации. Мое отношение к данной проблеме, перекликается с проблемой фобических расстройств (в психофизиологических аспектах), особенно в тех ситуациях, когда горе становится осложненным.

Это такой коротенький рассказ, зарисовка.

***

Слоны и горе.

Уманский С.В.

Я давно собираю слонов. У меня их целое стадо — из дерева, камня, кости, металла, фарфора, кожи и еще бог знает из чего. Дарят друзья, знакомые, пациенты. Иногда покупаю сам, если слон мне очень понравится. Любимые стоят на моем письменном столе.

Один из таких слоников — изящный, с тонкой резьбой по камню был подарен мне старинной подругой и стоял передо мной. Недавно подруга тяжело заболела и умерла. Когда я смотрел на этого слона, у меня начинало щемить сердце.

Подаренного подругой слона я заменил другим — янтарным. Сделанный из одного куска янтаря с артефактами древности, новый слон звал меня в Калининград к моим друзьям, которых я давно не видел.

Стало легче.

***

Иногда я рассказываю эту коротенькую истории своим пациентам.

См. также:

Тяжелая утрата и горе. Психологические и клинические аспекты

© , 2013
© Публикуется с любезного разрешения автора