.
  

© Нина Рубштейн

Почему люди женятся?

Почему люди женятсяФрагмент книги Н. В. Рубштейн «Жизнь вдвоем или Где совершаются браки?». М.: Генезис, 2007.

Вступление в брак — это один из обязательных пунктов сценария, заложенного в большинство из нас с детства. Эта книга написана для тех, кто задался вопросом, нужен ли ему (или ей) брак, а если нужен, то зачем и для чего, какой в этом смысл и необходимость конкретно для него.

Женитьба — это один из обязательных пунктов сценария, заложенного в большинство из нас с детства, и ежедневно подкрепляемого социумом. Процесс формирования этого сценария подробно описан в моей книге «Сценарий твоей жизни, или Как хочешь, так и будет»[1].

Социальные стереотипы, которые влияют на наше представление об отношениях между мужчиной и женщиной — культ семьи и свадьбы — мы с детства впитываем через сказки, фильмы, рекламу и реальную жизнь.

Подавляющее большинство людей следует этой программе автоматически, то есть, не задумываясь, подходит ли это им? И, разумеется, не воспринимая свою жизнь как следование некой программе, сценарию. Если человек не может вступить в брак, или его брак не так удачен, как хотелось бы, он может даже испытывать чувство вины и стыда, страдать от мыслей о своей неполноценности и невезучести.

Чувство (независимости, неполноценности, успешности и др.) — это внутреннее состояние, которое внешними обстоятельствами может быть только спровоцировано, но рождено и закреплено стереотипными мыслями и поступками, которые человек не может и не хочет преодолеть.

Это чувство может быть очень слабым, особенно у мужчин, отстаивающих «мужскую независимость» (еще один вид программирования). Здесь хочу заметить, что человек, как правило, защищает то, чего ему недостает в его внутреннем мире, а не во внешних обстоятельствах. Такой мужчина страдает от недостатка внутренней свободы, но, не осознавая этого, ищет причины проблем вне себя.

[1]  Рубштейн Н.В. Сценарий твоей жизни, или Как хочешь, так и будет. М.: Генезис, 2006.

Чувство вины или неполноценности по поводу брака может быть очень сильным, особенно у женщины, которой с детства внушали, что ее основная роль в жизни — роль матери, а смысл жизни — дети.

Возможно, мои слова покажутся кому-то циничными, но я вижу, что в современном мире дети не являются такой ценностью, как во времена высокой детской смертности, эпидемий и войн, когда стояла проблема выживания человечества как вида.

Сейчас агрессивно насаждаются другие ценности. Нагляднее всего это можно увидеть на примере рекламы. Во-первых, это — превосходство над другими, во-вторых, страх перед болезнями, старостью и смертью (средства для продления молодости и жизни), в-третьих, стремление превратить жизнь в нескончаемую череду удовольствий.

Погоня за этими ценностями напоминает мне бег белки в колесе. Потому что удовольствий, славы, атрибутов «красивой жизни» никогда не бывает достаточно или слишком много — стоит достигнуть определенного уровня жизни, как хочется большего.

Несколько веков назад общество выбирало формы устройства, способствующие рождению большого числа детей, их выживанию и максимальному развитию, которое затем даст им самим возможность рожать и воспитывать своих детей. Залогом выживаемости была большая семья — племя. И потому была актуальна полигамия. Чем больше осеменишь — тем больше родится детей. Ну, половина из них, может быть, выживет, четверть сможет приспособиться к жизни, одна восьмая сможет защищать и кормить племя и рожать новое потомство, а пара процентов окажется настолько продвинутой, что выведет племя на новый уровень жизни.

С изменением уровня жизни необходимость в большом числе мужчин в племени отпадает: чем лучше условия жизни, надежнее домашнее хозяйство, тем меньше требуется охотников. А со временем отпадает и необходимость большого количества женщин. Им на замену приходят технические средства и богатство, позволяющее одним эксплуатировать других.

Однако потребности, отвечающие за выживание человека как вида, в наши дни, проявляются в ситуациях, когда мужчина с помощью силы подавляет женщину, чтобы удовлетворять свою биологическую активность, уже не актуальную и невостребованную.

До тех пор, пока мужчина был нужен женщине для ее собственного выживания, такое положение вещей было естественным. И оно длилось тем дольше, чем лучше мужчинам удавалось внушать женщине, что ее роль — рожать детей и вести хозяйство, что общественная жизнь и знания — не для нее.

С течением времени технический прогресс дал женщине возможность обретать другие роли, освобождая от экономической зависимости от мужчин. У мужчин оставалось все меньше средств для подчинения женщины. Сегодня их единственным средством осталась идеология. Спросите у современного мужчины, что такое настоящая женщина — и вы узнаете все об этой идеологии. Вы так же можете спросить это и у женщины — и пополните свое знание об этом.

Для меня это означает следующее.

С развитием человечества мужчина не изменился в одном: он по-прежнему больше всего зависит от своей биологической составляющей, включающей в себя потребность в сексуальной разрядке и потребность в превосходстве над другими самцами. И этим обусловлена большая часть его поведения. Весь мир — семья, политика, экономика, наука, спорт, общественная жизнь (политика, наверно, более всего) вращается вокруг биологических атавизмов, с которыми мужчины не хотят расставаться. А зачем? Ведь весь мир устроен под мужчин. Я часто слышу, как мужчины, не научившиеся строить отношения, кивают головой в сторону научных исследований: «Ну, ведь доказано же, что мужчина от природы полигамен. Что ж мы можем сделать с нашей природой?» Так и хочется ответить: «Странно, что вы не метите территорию, как только выходите из дома. И в квартире, наверное, углы не метите...».

Мужское подчинение этой самой природе особенно заметно, когда мужчины воюют за власть, хвастаются автомобилями, тем, кто больше выпил и так далее.

Слава Богу, что реализация сексуальной энергии возможна, как выяснилось, через творчество и другие каналы, кроме мочеиспускательного. Иначе на мужчине как на существе, способном осознавать себя, пришлось бы ставить крест. Я люблю мужчин и сочувствую им. И, конечно, мне проще, чем мужчине: я женщина, и этим обусловлена моя бóльшая свобода от инстинкта размножения, поскольку в женской биологической программе в отличие от мужской заложена не только необходимость рожать, но еще и растить и развивать. Тем более что, родив ребенка, я уже выполнила свою биологическую функцию, и, как говорил Эммануил Кант, когда стал импотентом, «вот теперь-то и делом заняться можно».

Безусловно, мы все подчинены некоторым биологическим программам: выжить, произвести потомство, сохранить безопасность. Однако есть еще нечто, что отличает нас от животных: это эволюция сознания. Эволюция сознания — вещь непростая, и непонятно откуда она взялась. Пока что мне удобно, как и многим другим людям, верить в то, что она дана свыше и наполнена глубинным смыслом — мы не знаем об этом ничего и можем только выбирать наиболее подходящую нам концепцию, каковых сейчас довольно много. Для меня существует некоторый симбиоз концепций: христианство + иудаизм + буддизм + учение толтеков + гештальт и процессуальная терапия. На основе такой моей картины мира я придерживаюсь убеждения, что есть потенциал, заложенный в каждом, дающий шанс каждому получить все от жизни и все для жизни. Но он реализуется только через деятельность. И именно этой деятельности служит наша биологическая сила. Именно она, трансформировавшись, расширяет и эволюционирует наше сознание. Для чего — не знаю. Пока что выбираю думать, что смысл осознавания себя заключается в том, чтобы научиться использовать все свои ресурсы. Научные исследования говорят, что человек использует только 10% от ресурса своего мозга. Что же тогда 100%?

Я не фанат цифр и достижений, однако, мне это интересно. И осознавание себя для меня давно превратилось в смысл жизни — смысл в том, чтобы наслаждаться этим процессом, замечать жизнь в каждый момент жизни и осознавать, насколько она прекрасна и наполнена смыслом, который, конечно же возможно, я сама ей и придаю.

Очевидно, что в настоящее время выживание не является высшей ценностью человечества. Более того, Земля перенаселена. Однако и те ценности, которые поддерживаются социумом (превосходство, долголетие и удовольствия), на мой взгляд, тоже нельзя назвать современными. Превосходство и долголетие — для чего? А удовольствия — лучший способ стереть грань между приятным и неприятным, перестать понимать, что это такое — удовольствие, сделать его серым, безликим.

Удовольствие — по сравнению с чем? Есть ли место браку среди этих ценностей?

Брак не актуален для выживания, потому что нет такой ценности. Не актуален для рождения детей — это не является целью человечества и ценностью, и, кроме того, часто теперь женщины предпочитают рожать без мужа... Не актуален для экономического превосходства — скорее, обуза, мешающая тратить деньги только на себя. Не актуален для получения удовольствия — какие уж тут удовольствия, когда, во-первых, члены семьи надоедают своим однообразным поведением, во-вторых, постоянно доставляют хлопоты, в-третьих, интересы все время сталкиваются.

Короче, если принять как реальность жизнь, которую мы видим по ТВ — смысл брака сводится к тому, чтобы поддерживать в человеке потребности, на которых зарабатывают производители товаров. Нежные улыбки влюбленных на фоне кетчупа, или пушистые волосенки младенца на фоне моющих средств... Эти сюжеты задевают наши потребности в эмоциональном тепле или в востребованности нашей заботы. Не осознавая этого, мы выбираем товар, реклама которого зацепила наши неосознанные эмоции сильнее всего. Рекламщиков специально обучают этим трюкам — играть на человеческих потребностях, в том числе, на потребности человека соответствовать требованиям социума.

Однако, конечно, идеология и инстинкты — это не единственное, почему люди вступают в брак. Ясно, если столько людей вступили, вступают и планируют вступить в брак, это не может происходить только лишь по причине замороченной моралью и идеологией головы или жестким требованиям организма. Идеология в настоящее время работает не так прямолинейно, как в средние века, когда приказывалось: делай то, что надо, не то Бог покарает.

Сейчас очень многие, необходимые социуму (главным образом, мужчинам) нормы жизни подаются как если не единственные, то уж точно как «естественные» способы удовлетворения самых разных потребностей человека.

Известно, что у человека существует ряд базовых потребностей, таких же важных и необходимых для выживания и полноценной жизни, как и биологические — социальные и эмоциональные потребности. Например: потребность в эмоциональных контактах, признании социальной группой, потребность в поддержке, в одобрении, чувство принадлежности к социальной группе, потребность в целостности и безопасности человека как личности. И реклама, и идеология их эксплуатируют — вглядитесь внимательно в рекламу, и вы поймете, какую именно из этих потребностей эксплуатируют в данном ролике. Прислушайтесь, на какую потребность они вам давят для того, чтобы получить от вас то, что им нужно. Вот и вся природа социальной манипуляции.

Сейчас эти манипуляции хорошо работают, в том числе и для того, чтобы принуждать человека к браку. Причем не важно, кто и что принуждает: мораль, реклама или образ жизни, родители или слабый партнер, нуждающийся в сильном. Так или иначе, с тех пор, как человек осознал свою относительную свободу от биологических основ для существования брака, все эти базовые потребности (а существуют еще и специфические индивидуальные базовые потребности, сформированные в детстве) могут быть серьезным основанием для вступления в брак, если человек надеется удовлетворить их с помощью другого человека. В этом случае каждый наделен правами и обязанностями по отношению к партнеру, что и дает людям возможность манипулировать свободой и жизнью другого.

Какие задачи решает брак?

Одни потребности толкают к браку, как к средству их удовлетворения. Есть потребности, из-за которых избегают безбрачия.

Вы можете избегать брака или безбрачия не только как явления, но и как статуса, который может препятствовать удовлетворению ваших потребностей.

Дело в том, что сильное стремление к чему-либо и сильное избегание чего-либо имеют одну и ту же природу, один и тот же смысл. Это две стороны одного и того же явления. Это — придание особого, очень значимого для человека смысла чему-либо: предмету стремления или предмету избегания. Нагружение бóльшим смыслом — атрибут всякой психологической привязанности и зависимости, в том числе и наркотической и многих других.

Как это работает? Когда человек нагружает какое-либо явление, предмет, состояние, условия, зелье или другого человека бóльшим смыслом, особым значением в своей жизни, он становится заложником этого объекта или состояния, предмета или положения. Отныне все делается для того, чтобы достичь этого или (отрицательная зависимость) избежать этого. «Это» становится символом «чего-то» очень важного для человека, символом его базовой потребности. И тогда человек отождествляется с «этим», делая «это» целью своей жизни, смыслом, основой, отдушиной, ради которой он живет. При этом объект или состояние, ради которого все это делается, реально могут и не обладать приписываемыми ему качествами, и, мало того, могут страдать от такой тяжелой ноши — быть смыслом жизни другого человека.

Главное — понимать, что искомой целью является состояние удовлетворенности. И тогда важно осознавать, что именно просится быть удовлетворенным. Именно у вас.

Когда молодая девушка говорит: «Моя потребность — выйти замуж», я ей не верю, поскольку «замуж» — это статус, символ, положение, которое дает нечто, в чем она действительно нуждается. И не факт, что именно брак это нечто удовлетворит.

Когда молодой мужчина говорит: «Моя потребность — быть свободным, поэтому я не женюсь» — я не верю ему. Поскольку для того, чтобы быть свободным, не нужны условия. Я скорее поверю в то, что его страшит свобода, поскольку признание собственной свободы несет за собой осознавание своей собственной ответственности за все детали собственной жизни, за все события. А это очень непросто — знать, что ты сам сделал свою жизнь такой, какая она есть сейчас. И что никто в этом не виноват.

Конечно, над нами потрудились наши родители (см. гл. «Сценарий твоей жизни»), однако достигнув биологической взрослости многие люди часто не достигают психологической взрослости, то есть понимания, что с родительскими программами теперь можно что-то делать: проверять их, отбрасывать ненужное, внедрять нужное и строить самому свою жизнь. Большинство же людей кивают в сторону родителей и говорят: такая судьба!!! Говорят так, что я уже начинаю верить: этот человек не может изменить свою жизнь. Он слишком отстаивает свое право не менять ее.

Я придерживаюсь убеждения, что человек — автор и творец своих состояний. Значит, выбор средств, с помощью которых он будет их создавать и достигать их очень широк: от общеизвестных, поддерживаемых социумом до не очень популярных и трудоемких.

Среди них общепризнанные — это алкоголь, деньги, богатство, положение в обществе, брак, слава, власть и пр. — дополните список сами. А непопулярные — это практики осознавания в любой традиции: индийской, китайской, мексиканской, психоаналитической, гештальтистской и так далее.

Брак — это чаще всего первое, что приходит в голову девушке, желающей сбросить родительскую опеку, обрести возможность самореализации себя как женщины, получить долгожданную поддержку от близкого человека или познать нечто новое в жизни.

Первое, но далеко не единственное и, скорее всего, не самое эффективное.

Я также не верю женатому мужчине, который говорит, что он сексуально неудовлетворен. Тем более, если он женился по любви на красивой женщине (мужчины часто говорят «Как мне надоела моя!», «Невозможно одним и тем же блюдом наслаждаться всю жизнь» и т.д.). Не верю потому, что у него есть все условия для того, чтобы быть удовлетворенным, однако он выбирает не удовлетворять ее в такой форме, которая ему доступна. Ведь поиск новых способов познания себя и партнера — это трудная вещь, которая подразумевает риск самораскрытия. Ведь для того, чтобы узнать новые грани другого (которые он сам в себе часто не знает), придется открываться самому — а это страшно! Проще не смотреть в эту сторону, изучив только обложку, и страдать от того, что брак затрудняет знакомство с другими «обложками», а без этого скучновато. Таким образом, люди, склонные менять партнеров, пытаются заменить опыт самопознания и саморазвития методом перебора, который можно сравнить с перелистыванием страниц журнала мод в надежде найти идеальный фасон. Однако это иллюзия. Во-первых, нет ни одного человека на свете, который подошел бы вам идеально, а во-вторых, как бы вы не пытались заменить качество количеством, вы постоянно будете ощущать вселенскую тоску по качеству. Это чувство вам уже знакомо, не правда ли?

Когда вы хотите есть, вам, на самом деле, все равно, как вы удовлетворите голод, если в ваше осознавание не вмешивается так называемый «образ себя». Если вы в вашем Образе Себя человек обеспеченный, то для вас удовлетворить голод — значит пойти в ресторан. Если в вашем Образе Себя вы — нищий, то вам вполне подойдет мусорный бак.

Таким образом, решающую роль в выборе объекта и средств удовлетворения вашей потребности играет собственное представление о себе, как о человеке, который «соответствует...», «должен...», «может...» — впишите то, что вы думаете о браке.

Это значит, что мужчина может нуждаться не в сексуальном удовлетворении, как ему кажется, а в поддержании образа себя, как «человека, который....» с помощью секса с определенным количеством женщин определенного внешнего вида и социального положения. Иначе он чувствует себя ничтожеством, а свою жизнь считает напрасной. И его депрессия, тянущая за собой шлейф психосоматических заболеваний, вполне реальна.

За потребностью стоит нехватка чего-то (кстати, эти потребности и называются дефицитарными) или излишек чего-то (см. ниже). Вероятно, у этого мужчины отсутствует чувство уверенности в том, что он действительно «человек, который...», без чего теряет почву под ногами. А настоящей причиной этой неуверенности является неэффективность его действий в повседневной жизни. Например, он не умеет отстаивать свое «я» перед начальником (и это для него в порядке вещей, для него это значит «сохранять хорошие отношения»). И тогда он находит причину своей ущербности в жене, срывая на ней недовольство собой — с ней ведь нет необходимости «цацкаться», как с начальником, она ведь «своя».

Другими словами, когда человек умеет эффективно справляться с ежедневными ситуациями, он чувствует себя удовлетворенным. У него просто все получается. Не без труда, конечно, и часто — не с первой попытки. Но получается.

Если же человек не умеет решать ежедневные проблемы, легко находит для себя в чем-либо неразрешимые трудности и непреодолимые препятствия, он может приписывать это любым внешним обстоятельствам и тогда никакой актуальный образ себя не покажется ему удовлетворительным. Богатые тоже плачут.

Если же говорить о девушке, которая «хочет замуж», ее истинной потребностью может быть стремление стать самостоятельной или найти в партнере понимание себя, то есть чувство собственной ценности за счет признания себя противоположным полом, или «своей», родной, близкой, нужной и так далее. А может — все это вместе. Или что-то еще.

Неудовлетворенность может являться результатом пресыщения, когда стерто понятие о границах удовлетворения, когда некуда приложить энергию для достижения удовлетворения, так как доступно все. И в этом случае лучшее лекарство — выйти из ситуации, когда все доступно. Перестать «переедать» и «ни в чем не нуждаться». Познать другую реальность — ту, в которой нет комфорта, доступности. Создать условия, в которых потребуются усилия, для того, чтобы получить удовлетворение. Тогда как раз и проявляется граница между неудовлетворенностью (истинной, когда нет объекта удовлетворения) и удовлетворенностью — когда объект достигнут. Тогда удовлетворение и становится возможным, сочным и реальным. Однако парадокс заключается в том, что люди, попадающие в ситуацию, в которой они ни в чем не нуждаются и потому теряют вкус к жизни, страшно боятся рисковать и достигать. И тогда у них есть выбор: оставаться в безопасности и скучать, либо рисковать и наслаждаться.

Часто мужчины так и говорят: «Мне надоела моя жена, она слишком доступна, мне не интересно с ней заниматься сексом». Как правило, так говорят люди, не имеющие возможности развиваться в своей социальной жизни и не имеющие смелости развивать свою сексуальную жизнь. Но этот выбор человек сделал сам: выбрал для себя простую работу, не проявляет инициативу, не меняет то, что уже давно имеет смысл поменять и в жизни вообще и в отношениях со своей женщиной, потому что боится потерять нажитое. И тогда эта неосознаваемая проблема переносится в сферу сексуальной жизни. Психологии известно, что сексуальные проблемы лечатся несексуальным путем. И так же известно, что стоит человеку научиться творчески приспосабливаться к постоянно изменяющейся среде, разрешить себе перемены и риск в жизни, разрешить себе отстаивать что-то индивидуально важное, и его сексуальные проблемы решаются сами собой.

Таким образом, чтобы избавиться от сомнений по поводу ваших отношений с браком, важно разобрать, что же такое брак конкретно для вас, какие базовые потребности вы хотите в нем удовлетворить или, наоборот, удовлетворение каких базовых потребностей для вас кажется невозможным при вступлении в брак.

В качестве упражнения выпишите 20 пунктов в пользу брака и 20 пунктов против брака. Чем больше плюсов у вас получится, тем больше ваша зависимость от другого человека и от статуса брака. Чем больше минусов — тем больше ваше избегание брака и статуса брака, означающие вашу зависимость от каких-то других статусов и явлений.

Попробуйте найти к каждому плюсу хотя бы один способ получать это без брака, а к каждому минусу — возможность удовлетворять эту потребность в браке. Это очень непростая работа. Возможно, для того, чтобы проанализировать каждый пункт полностью, вам потребуются годы осмыслений и немалый опыт пребывания как в браке, так и вне его.

Первый критерий, по которому вы можете понять, что проблемы с браком у вас решены — чувство, что вам одинаково комфортно жить как в браке, так и одному (одной). И это касается любой из сторон вашей жизни.

И после этого стиль вашей жизни — совместность или одиночная жизнь — может определяться тем, что именно вы хотите делать в жизни просто как отдельный человек, отдельная личность со своей отдельной жизнью, как именно вы хотите использовать кредит своих лет, своих возможностей и ресурсов.

Если ваша деятельность подразумевает индивидуальность в том смысле, что вы проживаете жизнь одинарно (чтобы не сказать «одиноко» — в этом слове слышится какой-то отрицательный эмоциональный оттенок) — возможно, вам подойдет именно этот опыт.

Если же вам необходима совместность и опыт совместности для вашей деятельности — возможно, лучшим выбором для вас станет брак.

Однако теоретические рассуждения тут бессильны... Понять, что именно значит для вас совместность и одинокость, и сделать на этом основании действительно правильный для данного периода жизни выбор в пользу совместности или одинокости, помогает чувственный опыт того и другого.

Возможно, вы замечали, что если человеку даже очень долго и очень убедительно объяснять что-то, чего нет в его опыте, он все равно будет сопротивляться. А если он попробует нечто сам, и узнает, каково это на опыте, то не нужно даже и убеждать. Таково свойство человеческой психики: доверять только тому, что уже есть в опыте, что опробовано органами чувств, действием, а не размышлением. Размышление может быть очень интересным и увлекательным, но само по себе, без действия, оно не несет практической ценности и не меняет вашей жизни. Размышление без опыта — это просто интеллектуальная мастурбация, приносящая интеллектуальный оргазм. И больше ничего.

Чем брак отличается от отношений?

Те, кто боится, что их проведут или загонят в угол, или те, кто громогласно заявляет о своем желании быть свободным — это люди, которые позволяют золоту ускользать сквозь пальцы. К.П. Эстес

Брак — это взаимное обещание двух людей выполнять ряд обязательств по отношению друг к другу в течение определенного срока.

Окончание этого срока может быть ознаменовано:

  • Смертью одного из супругов.
  • Изменой одного из супругов.
  • Болезнью одного из супругов (например, алкоголизмом или шизофренией).
  • Изменением статуса одного из супругов (например, обеднение, или обогащение, или заключение в тюрьму).

И так далее. Вы можете продолжить этот список всеми известными вам причинами, по которым брак может окончиться. Таким образом, у брака есть следующие признаки:

  • Конкретная точка начала и окончания.
  • Условия совместного проживания, специально оговариваемые и даже утвержденные в контракте.
  • Документальное (юридическое) оформление.

Эти три важнейших признака определяют суть и специфику этой формы совместности. Однако они точно не определяют степени комфортности этой формы совместности по сравнению с другими. Примерно везде, в любых формах, степень комфортности равновесна, просто под одним углом зрения комфортным кажется одно, а под другим — другое.

Брак дает гарантии того, что вы оговариваете при вступлении в него. И в этом (гарантированности, стабильности) есть изрядная доля комфорта, которая выражается в том, что у вас есть сексуальный партнер, у вас есть приток финансовых средств, у вас есть помощник в каких-то делах и собеседник. Гарантировано, утверждено печатью.

В то же время юридическое оформление делает довольно трудоемким процесс прекращения совместности, что ограничивает супругов в возможности менять формы совместности по первой прихоти, минутному настроению и даже созревшему желанию. И в этом есть свои плюсы и минусы.

Минус такого положения очевиден: нелегко избавиться от надоевшего супруга.

Плюс же заключается в том, что трудность расторжения брака иногда вынуждает людей учиться прощению и пониманию другого, а так же умению слушать и говорить. Еще более серьезным препятствием для расторжения брака является привычка к особому комфорту, который возможен только в браке.

Другое препятствие для развода — страх потерпеть кризис образа себя в глазах других людей, нарушив брачные обещания, разрушив брак или его традиционный вид.

В отношениях же огромную долю комфорта создает отсутствие обязательств и документов. Свобода прекратить их или изменить в любой момент. Однако дискомфортным является отсутствие стабильности, личной и сексуальной безопасности, сознание того, что партнер в любой момент может вести себя вразрез с вашими интересами и даже нанести вам ущерб.

Кроме того, в браке есть еще и экономические условия, которые могут играть как положительную, так и отрицательную роль.

В последнее время ко мне зачастили клиентки, живущие с мужчинами, которые давно уже перестали интересовать их. Мало того, они страдают от различного рода насилия — психологического, физического, сексуального, экономического. И вроде бы уже все сложилось для того, чтобы развестись, но их держат деньги: а как же я буду жить без этих денег? Это ж надо работать? А как? А где? А кем? А кому я нужна?

Если у мужчины денег меньше, чем у женщины, это может сильно влиять на самолюбие мужчины — завидуя успеху жены, он становится нытиком и раздражительным неудачником, Некоторые жены в таких ситуациях пытаются просто скрыть от мужа величину заработка, чтобы не расстраивать его. Но это не выход.

Одним словом, во всем есть свои плюсы и минусы. В браке есть мнимая гарантия и безопасность, в отношениях — мнимая свобода. Я часто вижу, что в свободных отношениях существует чудовищное рабство, а в законном браке — насилие, унижение и постоянный риск предательства.

Можно ли построить брак, в котором будут преимущества «отношений»? Что нужно сделать, чтобы отношения больше напоминали брак? Ведь самую важную роль имеет не название формы совместности, а то, как вы ее организуете, какие условия вы для нее создадите.

Разница лишь в том, что в браке условия сосуществования мужчины и женщины специально оговариваются контрактом или подразумеваются традиционным понятием, а в отношениях эти условия так и остаются неназванными до тех пор, пока не наступает кризис. Впрочем, и в браке не удается избегать кризисов из-за разночтения, казалось бы, общеизвестных понятий. И потому ни одна из форм совместности не гарантирует защиту от недоразумений, поскольку каждый человек вкладывают в эту форму содержание, которое отвечает его индивидуальным потребностям и его жизненным смыслам. Эти смыслы так же непохожи друг на друга, как и сами люди. Есть два способа уменьшить число недоразумений между партнерами:

  1. Осознать, что ваше понимание брака или отношений может очень сильно отличаться от того смысла, который вкладывает в эти слова ваш партнер.
  2. Обсудить с партнером эти понятия, выбирая то, что приемлемо для вас обоих, найти компромисс.

© 2007 Н. В. Рубштейн
© Публикуется с любезного разрешения издательства

 
.
   

© Copyright by Psyfactor 2001-2014.
Полное или частичное использование материалов сервера в online-изданиях допускается при наличии гипертекстовой ссылки на http://psyfactor.org/ Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с разрешения администрации сайта.
Контакты | Реклама на сайте | Статистика

Предлагаем льготные кредитные карты для участников зарплатных проектов. • оконные рамы со стеклопакетами