© А.А. Ткаченко

Виртуальные дискуссии в стиле нарративной терапии

Продолжение. Начало см. здесь

Дискуссия 3. О попытке психологической помощи, душе и ее существовании

Исходный пост

Продолжаем публикации звезд мировой психотерапии. Карл Роджерс, основатель гуманистической психологии: для того, чтобы стать человеком, необходимо установить контакт со своим настоящим «Я», попытаться найти себя истинного, избавившись от масок и фасадов, прислушаться к своим собственным чувствам и рискнуть избавиться от всего навязанного извне...

Карл Роджерс о наших масках, значении фразы «становиться человеком» и трудном бремени быть самим собой.

Дискуссия

— Спасибо, очень сильно.

— Спасибо. Я его очень люблю. Один из моих Учителей.

— «...я был удивлен, когда обнаружил, как точно, с глубоким психологическим пониманием более века тому назад описал проблему индивида датский философ Серен Кьеркегор. Он указывал, что мы часто встречаем отчаяние, происходящее от невозможности выбора или нежелания быть самим собой, но самое глубокое отчаяние наступает тогда, когда человек выбирает «быть не самим собой, быть другим».

— Это же не осознанный выбор? Отсюда и отчаяние, наверное.

— Почитайте самого Кьеркегора (Киркегора), какой у Сизифа выбор? )

— Много рассуждал. Хотя тот еще был... :)

— Похоже на поиск первопричины жизни личности.

— Да, поиск есть, а доказательной эффективности клиент-центрированной практически нет. Красиво, но зачем? — первый вопрос практика.

— Очень круто, Спасибо!

— Если сущность (первопричина) личности есть душа, которая для научной психологии пока «табу», то изучение и практика существования (первопричины жизни ) личности (души) вполне приемлемо. И за эффективность такой практики должен нести ответственность тот, кто ее применяет, «а доказательной эффективности клиент-центрированной практически нет» (Михаил Биккель ).

— «Сбрасывание маски, которая долгое время была неотъемлемой частью вас, вызывает глубокое волнение...»

— Получается, что «наука о душе» душу не изучает, а психологическая практика, которая ее «практикует», не имеет «доказательной эффективности»?

— Я всегда думала, что психология не изучает душу. Она, наверное, не поддается изучению. Психология и мы как ее представители помогаем людям понять себя, понять других, прийти к целостности как раз с Душой, со своим разумом, с высшими силами и с обществом, в котором живем. Задач много.

— Согласна на 100%.

— Не изучает — да. Но практикует. В этом то и проблема. Если психотерапевт не сумел в ходе сессии затронуть «струны души» клиента, считай работа равна «0».

— Струны души затрагиваются, когда клиент хочет. Раньше я думала, что всегда человек хочет по «душам поговорить». Нет, не всегда. некоторые так и говорят, что только не трогайте душу, не буду раскрывать душу. Ну как хочет, его право. Придет время. А может и не придет... Я ведь думаю так: мы разговариваем с клиентом сознание с сознанием. А наши Души тоже разговаривают. И, возможно, наши Души и организовали встречу. Т.е. можно сознательно и не затрагивать. Они все равно затрагиваются :)

— У хорошего психотерапевта они («струны души» и клиента и свои) затрагиваются чаще бессознательно. И если клиент просит этого не делать, значит именно там решение проблемы. Сознательно это корректно сделать вряд ли удастся, все происходит спонтанно, «по ситуации». Но проблема в том, что отвечать за ошибку придется только терапевту. А если нет критериев... (вообще они где то ТАМ обязательно есть)..., то очень просто можно ошибиться...

— В нашей работе психолог-клиент почти всегда ответственность 50 на 50.

— Добавлю, что часто такая ситуация возникает с прошедшими войну.

— Вот здесь я не эксперт. Я не работала с прошедшими войну. Я только с дедушкой разговаривала, спрашивала его о чем-то, книгу написала про него. И каждый раз он открывал что-то новое в своих переживаниях. Главное — не надо было его заставлять, выпрашивать. Он сам рассказывал, когда хотел. потихоньку. помаленьку. Я только слушала и смотрела ему в глаза. А он иногда смотрел пристально. А иногда отводил глаза. И что это значило, только ему ведано. Я совсем недавно спросила его, было ли ему страшно. И он так улыбнулся и сказал: «Конечно, было».

— 50/50 — да. Но это понимает только психолог, значит с него и спрос. А клиент, поскольку «не ведает», то обычно будет во всем винить психолога.

— Ничего, и это тоже обсудим:)

— Относительно дедушки могу сказать, что для него Вы скорее всего были подарком судьбы, дабы «исповедоваться». Мне пока такого подарка судьба не дает...

— Александр, ну как же не дает? Вот же.

— Дедушка мой и исповедоваться ходил в Церковь. Это уже когда бабушка умерла. И потом каждый год. Он говорил, что так легче и так надо. Там он исповедовался, а со мной по душам говорил.

— За Вас переживаю: «Людмила, я читала ваши переписки. Тоже думаю, зря ввязалась».

— Ну тогда Вы писали жестко и хлестко :) Ну ничего мы же все выдержали. Можете писать в личные сообщения. как Вам удобно будет

— Меня священники стали сторониться, а «старец» из Лавры вообще: Александр Ткаченко. — Заметки военного психолога. «Злобный старец»

— После войны иначе не получается.

— Я читаю Вашу книгу. И, конечно, очень сопереживаю. Конечно, Вам виднее, что и как. И хорошо, что Вы хоть пишете об этом. Может чуть чуть легче становится.

— Сейчас главный вопрос относительно «существования души» как «первопричины жизни личности». Думаю, что сейчас у оставшихся адекватными возвращающихся с войны это главное. Многие психотерапевты их просто диагностируют как психопатов.

— Оказалось, что написание текстов («заметок») — это главное условие остаться адекватным. Но то было на войне, а сейчас все усложнилось. Надо писать еще монографию и докторскую в придачу.

— Скорее всего Вам и нужно помогать им. Потому что они все равно будут спрашивать психолога: ты сам был на войне? А Вы были. Вы это все сами прошли. Вам и себе надо найти помощь, и еще им помочь.

— Да, я тоже читала, что Вы пишете докторскую. Для меня это вообще запредельно. Я — практик. Забыла тему, на которую Вы пишете.

— Вот это мне очень понравилось: «Сейчас главный вопрос относительно «существования души» как «первопричины жизни личности». »

— Я то помогать готов (сейчас стараемся запустить специальную магистратуру по психологии при КНУ), но бюрократическая машина и сильное сопротивление коллег...

— Ну это, может везде так. Я уже с 2000 года в частной практике. А вы, наверное, частно тоже можете организовать группы для таких клиентов. Как думаете, в группе легче или индивидуально?

— Сейчас «докторская» для меня только повод делать нечто более серьезное — «Сейчас главный вопрос относительно «существования души» как «первопричины жизни личности». На эту тему очередная монография.

— Мне очень близко о Душе.

— Если можно, интересно Ваше мнение о моей статье . Но это очень личные переживания. И мнения всех коллег тоже интересно. Покатаева О.Г. «Нуминозное как индивидуальное духовное переживание...»

— У меня уже была группа (все описано в первой монографии «Духовно-природная психотерапия»). Но это совсем другое. Здесь все гораздо масштабнее. Просто группой проблему не решить.

— дайте, пожалуйста, ссылку на монографію.

— «Если будешь меня развивать, всегда буду тебе помогать». — Воспитывать, взращивать, развивать душу — это есть «дело жизни» как «первопрична жизни личности» — т.е. «деложизненный подход» в психологии, то чем я занимаюсь последние 20 лет.. См монографии: Ткаченко А.А. Дело жизни: достижение личностью высшего предназначения. Монография. Ткаченко А.А. «Духовно-природная психотерапия»

— Я где-то бегло, а где-то не могла оторваться прочитала Вашу монографію. Вы, Александр, мне открылись с другой стороны. Вы ее написали в 2006 году? Пока каждое слово вызвало во мне отклик. Я буду тщательно читать. Сейчас редко встречаю то, что хочу тщательно читать. Спасибо!

— Первая была написана в 2001 году, вторая в 2010, 2-е издание в 2014. Успеха. Буду очень рад прочитать Ваше мнение.

Нуминозное как индивидуальное духовное переживание от встречи с …

Ваш взор станет ясным лишь тогда, когда вы сможете заглянуть в свою собственную душу. 
Карл-Густав Юнг

...а наш инструктор по йоге в Индии посоветовал мне 
практиковать йога-нидру — взгляд внутрь себя… во сне

Человек знает о существовании тела, разума и духа, и даже о существовании души. Но почему то выбирает говорить больше о том, что понимается, что исследуется, это тело, разум. Именно разумом мы всё это и объемлем. И каждый можем по-своему понимать эти феномены, к тому же форм понимания огромное множество, выбирай только.

Мне близко понимание этих феноменов Юнгом и многих его последователей. Но еще ближе аюрведический подход. Но там пока мне мало что понятно, а вот Юнгианский подход растолковывает запутанные дебри жизненной мудрости.

Я проходила панчакарму в Индии в апреле 2012 года, как положено 21 день. Панчакарма это очищение тела, разума и духа. Цель всего этого — привести свои души в равновесие, ну, в общем, привести себя в гармонию. На этом этапе у многих людей происходят разные вещи. Так как это очищение, то вся шелуха, все «доспехи, маски», которыми мы укрываем себя, слетают, мы остаёмся как голые. Кто-то голый не совсем красивый, но вот такой как есть. По Юнгу, можно предположить, что Персоны отделяются от Самости. Нет, с ними не нужно расставаться, нам еще домой возвращаться☺ но становится понятно, где я, а где не-я (после Индии стала писать «я» с маленькой буквы). В сознании идет много работы, но это процесс индивидуации, а может быть — у кого то и процесс инициации (есть заботливый доктор, который руководит твердой рукой, дает писать мантру и не разрешает «тратить ни одну минуту зря, только писать эту мантру», есть массажисты, которые заботливо обходятся с вами и с вами переживают все ваши трансформации, какие бы нелепые или ужасные они не происходили). 

Здесь же я хотела обсудить то непонятное, что произошло со мной, и как то найти этому объяснение, чтобы выглядело это более или менее нормально.

Наверное, надо начать, как принято в психологии, с описания истории болезни клиента, т.е. меня. В 43 года я поехала в Индию на панчакарму со списком болезней, которые уже замучили меня. Я — психолог-психоаналитик больше аналитического толка, замужем, у меня взрослый сын. Я работала с психоаналитиком и поняла, что это не только и не столько работа психологическая, это работа психосоматическая. Другие методы мне не давали гарантии на выздоровление, к тому же в разных местах лечились разные заболевания и очень «опасно», т.е. медикаментозно. Собрав информацию, я решила, что только Аюрведа может помочь мне хоть как то это всё разгрести, поэтому направилась на панчакарму. Т.е. подготовка моя была тщательная, основанная на отзывах знающих людей и литературе.

На 20 день моей очень тяжелой панчакармы произошел такой случай. Уже перед сном, где-то, как я называю, на пороге между сном и явью, я разговаривала со свой Душой. Этот разговор от меня не зависел, только мои вопросы и слушание всего, и даже рассуждения в момент разговора, как будто я разговариваю с другим человеком. Душа моя сказала, что у неё нет имени и пола, но при моем крещении её назвали. Она живет со мной в одном теле. Я отвечаю за свое тело и перевожу Душу из одного места начального, в другое – конечное. Моя задача — совершенствовать её. Знания, обучение — это не для неё, а для меня. А вот медитации, мантры, молитвы, служение Богу — это для развития Души. Психология — это не наука о душе, это наука об эго, о личности человека. Я спросила — значит, она зависит от нас? Она ответила — «да, но и ты зависишь от меня, я тебе даю знания как бы не откуда, когда ты их не учила, не читала, это мудрость, это интуиция, это предчувствие, всё то, что вы не понимаете. Вы не изучаете душу, нас нельзя изучить, мы вечны, мы с помощью рождения совершенствуемся. В момент смерти вы умираете телом, а мы соединяемся с Богом, потом дальше то, что рассказывают, что в момент смерти что-то видят — это соединение с душой, это вам вредно. Не надо с душой соединяться. Ты — это всё, что в тебе заложено от человечества, от предков, от родителей, от воспитания, от окружения. А я — это всё, что существует. Я не всегда с тобой буду разговаривать, это не нужно. Но я буду тебе помогать, если ты будешь меня развивать, это моя благодарность тебе. Когда ты разговариваешь с Богом, ты разговариваешь с Богом. Когда — со своими частями, то — со своими частями. Куда нацелено твое сознание — там и ты. Это твое прозрение от мантр, то что от доктора. Запомни: Душа — это я, а ты — это всё остальное, мы с тобой не должны соединяться, не надо к этому стремиться. Есть только некоторые, кто объединены, это Миссии, их мало, это опасно человеку. Не буди меня и не тревожь, не обращайся ко мне по пустякам. Но когда необходимо — обязательно обращайся. Если будешь меня развивать, всегда буду тебе помогать. Я тебе помогу, если захочешь и если будешь меня развивать».

Этот диалог мне как-то образно представился пока Душа мне всё это говорила: что наше тело как такси, мы — водители в нем, а Душа как пассажир на заднем сидении. Мы её везем от начала до конца. И наша задача как будто провести её по таким местам, которые её смогут развивать, т.е. путь всё же от нас зависит. А она выбирает от чего развиваться и что ей нравится. Этот образ был ассоциированным, т.е. я просто водителем такси везла Душу, которая сидела на заднем сидении, и разговаривал со мной, я даже посматривала на неё в зеркало заднего вида, но не видела ничего, только образ.

Таким образом, встречи с сверхъестественным могут быть: божескими, ангельскими, душевными, инопланетными, дьявольскими и вымышленными. Одни люди сразу скажут — вымышленные, другие — дьявольскими. И только некоторые призадумаются и не поспешат с выводами…

К началу

© , 2017 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора