.
  

© Артур Вафин

Моя философия

Существует как минимум три уровня идеологии: общественный, групповой, личный — персональный.

Личная или персональная идеология (англ. personal ideology) — это ваша философия жизни, о которой вы всегда можете сказать: «Такова моя философия», «Я не сделаю этого никогда, потому что…», «Я поступлю именно так и только так, потому что…».

Впервые термин «личная идеология» был введен американским психологом Сильваном Соломоном Томкинсом.

Томкинс — один из тех пионеров психологов, кто стал исследовать психологию эмоций. Без него не было бы ученика Томкинса Пола Экмана. Метод Экмана известен российскому читателю по книгам «Психология лжи» и «Психология эмоций», а зрителю — по сериалу «Обмани меня» (или «Теория лжи») с Тимом Ротом в главной роли.

Что касается Томкинса, то в России он почти неизвестен, хотя и упоминался в русскоязычной версии сериала «Элементарно», а именно в словах Шерлока Холмса, адресованных доктору Джоан Ватсон: «Ватсон, как говорил великий исследователь личности Сильван Томкинс, человеческое лицо, как пенис».

Помимо метких афоризмов Томкинс был отличным исследователем и теоретиком. Как было сказано, именно он ввел термин «личная идеология» в научный обиход.

Что такое личная идеология?

Личная идеология — это персональная философия; это сочетание биологических и социокультурных факторов, влияющих на ценности индивида. Личная идеология — это философия жизни конкретного человека. Это верно, но этого недостаточно. Определение Томкинса требует дополнения. Чтобы сделать это дополнение необходимо локализовать личную идеологию.

Личная идеология, где она находится?

Очевидно, что личная идеология находится в личности, внутри человека. Но как, и за счет чего она проявляется? Слово «идеология» является соединением таких понятий, как «идея» (прообраз) и «логос» (учение, разум, речь). Личная идеология — это единение разума и эмоций, а также общение, внутреннее общение, внутренние диалоги человека с самим собой.

Человек, теряющий контроль над внутренней речью, либо становится физически слаб, либо — в крайнем случае — сходит с ума. Вспомним патологические предбезумные размышления подпольного человека у Достоевского: «Свое собственное, вольное и свободное хотенье, свой собственный, хотя бы самый дикий каприз (курсив мой — А.В.), своя фантазия, раздраженная иногда хоть бы даже до сумасшествия, — вот это-то все и есть та самая, пропущенная, самая выгодная выгода, которая ни под какую классификацию не подходит и от которой все системы и теории постоянно разлетаются к черту. И с чего это взяли все эти мудрецы, что человеку надо какого-то нормального, какого-то добродетельного хотения? С чего это непременно вообразили они, что человеку надо непременно благоразумно выгодного хотенья? Человеку надо — одного только самостоятельного хотенья, чего бы эта самостоятельность ни стоила и к чему бы ни привела».

Выдающийся отечественный психолог Лев Семенович Выготский ввел в научный поле такой термин, как «внутренняя речь». По мнению ученого, внутренняя речь возникает из разговора ребенка с самим собой вслух во время игры. Постепенно, становясь старше, ребенок начинает проговаривать слова про себя. Следует подчеркнуть, что внутренняя речь — это речь не только про себя, но и для себя, для блага собственной души.

Внутренняя речь и личная идеология — термины означающие не одно и то же, однако они весьма близки по своему смысловому наполнению. В некотором смысле, личная идеология или личная философия — это более развитая форма внутренней речи. Идеология и философия говорят о ценностях. Внутренняя речь просто говорит.

Несколько слов о реальном и виртуальном одиночестве

В самых различных ситуациях, человек может оказаться наедине с собой. Это одиночество может быть как реальным, так и виртуальным. Реальное одиночество — это когда человек закрывается в комнате и обдумывает ключевое решение. Быть в коллективе, при этом погрузившись в себя, — это виртуальное одиночество, т.к. в физической реальности индивид находится в ситуации соприсутствия с другими.

Вопросы, страхи, решения

Как в реальном и виртуальном одиночестве не зависнуть и не впасть в ступор? Как выдержать давление одиночества? Как погрузиться в «неведомую глубь» собственного сознания и подсознания, не заблудившись при этом? Как вынести страх от осознания своей ответственности, нагрузки от принятия жесткого решения? Уместно вспомнить экзистенциальную тоску человека в рассказе Андрея Платонова: «Альберт (на его месте может быть любой: Петр, Борис, Иван, Мария, кто угодно — А.В.) открыл глаза — сначала один глаз, потом другой — и увидел все в мире таким неопределенным и чужим, что взволновался сердцем, сморщился и заплакал, как в детском ужасающем сновидении, когда вдруг чувствуется, что матери нету нигде и вставшие мутные предметы враждебно двигаются на маленького зажмурившегося человечка». В этих ситуациях помогают внутренние диалоги, умение работать с собственными ценностями, управлять своей личной идеологией, персональной философией.

Личная идеология — это общество и культура в голове человека. Общественные ценности, нормы культуры и правила поведения в группе, находясь внутри человека трансформируется в нечто свое, интимно-личное, субъектное, человеческое, в то, что вы именуете «моя философия».

Счастье и несчастье

Не следует думать, что человек становится недвижимым существом во время разговора с собой. Он вполне активен, он движется от идеи, она заряжает его. Заряд может быть позитивным или негативным. Вспомним трагикомичную историю чиновника Червякова, которую описывает Чехов. Жил да был чиновник Червяков, ходил в театры. Как-то раз довелось ему в театре чихнуть. Червякову показалось, что чихнул в лысину начальнику (генералу). Извинился. Много раз извинялся. Был прощен. Но решил, что извинился недостаточно. Извинился еще раз. Не один день извинялся. Так достал Червяков генерала, что тот молвил: «Да вы просто смеетесь, милостисдарь!» А чиновник про себя думает: «Какие же тут насмешки?.. Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Черт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей–богу, не стану!» Личная идеология маленького чиновника разрывает, душит, разъедает.

Письма Червяков не написал. Снова пришел. Генерал не выдержал, да послал Червякова, после чего тот и помер (подробности читайте в «Смерти чиновника» Антона Павловича Чехова).

Сказка ложь, да в ней намек: молодцу и мужчине, девице и женщине, учителю, инженеру, рабочему, секретарю, бизнесмену и бизнесвуман и всем-всем людям, — урок.

Личная идеология — это конструирование собственного счастья и… Увы, несчастья.

Надо уметь выбирать правильные и полезные ценности для себя.

© , 2015 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

Канал в Telegram: @PsyfactorOrg
 
.
   

© Copyright by Psyfactor 2001-2017.
© Полное или частичное использование материалов сайта допускается при наличии активной ссылки на Psyfactor.org. Использование материалов в off-line изданиях возможно только с разрешения администрации.
Контакты | Реклама на сайте | Статистика | Вход для авторов