.
  

© Михаил Вершинин

Методы вербовки и идеологической работы террористических религиозных движений в Поволжье, на примере «Хизб-ут-Тахрир»

ВЕРНУТЬ ИСЛАМ
ВЕРНУТЬ ПОЛОЖЕНИЕ

Когда я сказал, больше не ждать
Я имел в виду ...
БОЛЬШЕ НЕ ЖДАТЬ !!!!!!
Не видеть смерти братьев

Не видеть плача своих сестер
ВОССТАНЬ МУСУЛЬМАНСКАЯ «УММА»!
Встань из этой лжи

Встань с национальной гордостью
АЛЛАХ на нашей стороне
Мы никогда не пойдем на компромисс
ИСЛАМ ДЛЯ ЖИЗНИ!
ЕДИНЫЕ МУСУЛЬМАНЕ![1]

(отрывок песни активистов «Хизб-ут-Тахрира»)

Рост вооруженных конфликтов в мире носит угрожающий характер, что приводит помимо политической дестабилизации к разрушению международного правового поля. Попытки международного сообщества в лице ООН, НАТО, ОБСЕ и других структур влиять на международную политику посредством размещения воинских контингентов или ведения боевых действий с легитимными (часто «кровавыми») режимами приводит к плачевным, или как корректней выразится, весьма спорным результатам. Нарушение таких понятий, как суверенитет многонациональных государств лишь усиливает влияние религиозных и этнических конфликтов на политической арене мира. В настоящее время мы сталкиваемся с ситуацией такого рода, когда «вооруженный конфликт» в одной части планеты усиливает возможности «террористических сетей» другого региона, которые активно используют идеологию «противостояния цивилизаций» для ведения своей деятельности. Подобную ситуацию можно сравнить с «волнами от брошенного в воду камня».

Автор продолжает серию статей посвященных анализу методов вербовки в радикальные религиозные организации. Данные организации имеют разную направленность и ведут свою деятельность, как легально, так и противозаконно.

Главной задачей в нашей работе является систематизация методов вербовки и идеологической работы террористических организаций религиозного толка на территории Приволжского федерального округа РФ.

Объектом исследования станет террористическая организация «Хизб-ут-Тахрир аль ислами» или «Партия исламского освобождения». Мы рассмотрим краткую историю движения, географию распространения, идеологию, а так же методы вербовки и работы на территории ПФО РФ. Для написания данной статьи были использованы различные источники, как открытого, так и закрытого характера. Обобщенные выводы и анализ деятельности произведен учитывая факты и методы работы «Хизб-ут-Тахрир» на территории ПФО РФ.

Несмотря на то, что данная организация является ответвлением «исламского экстремизма/фундаментализма», Автор, проживший 6 лет в мусульманской (суннитской) стране, убежден в том, что «Ислам, как религия, является одной из наиболее дружелюбной и терпимой религий мира». Однако стоить отметить, что, как и у любой традиционной религии, у Ислама есть ряд проблем глобального характера. Одной, из которых является использование внешними «политическими игроками» религии, как прикрытие политической борьбы за нефтяные и человеческие ресурсы.

Краткая история возникновения террористического движения

Партия исламского
освобождения Islamic Party of LiberationРадикальное суннитское движение «Хизб ут-Тахрир ал-ислами» («Партия исламского освобождения» — «Islamic Party of Liberation») основал в 1953 г. в Аль-Кудсе, судья шариатского апелляционного суда в Иерусалиме Такиаддин ан-Набхани ал Фаластини (Sheikh Taqiuddin an-Nabhani al Falastini, 1909-1979). Незадолго до основания партии шейх ан-Набхани опубликовал книгу под названием «Послание арабов», где получили отражения его националистические воззрения об исламском утопическом государстве «Халифат».

«Хизб ут-Тахрир» провозглашает себя «политической партией, идеологией которой является ислам». Цель «партии» — содействовать возвращению мусульман к «исламскому образу жизни» («все стороны жизни должны основываться на нормах шариата») и распространению исламской веры в мире путем «духовного джихада»[2]. Первоначально основное ядро партии составляли члены палестинского отделения другой известной религиозно-политической партии «ал-Ихван ал-муслимин» («Братья-мусульмане» — «Islamic Brotherhood»).  Шейх ан-Набхани долгое время был активистом данного движения.

После основания «Партия исламского освобождения» (Далее: «партия») ставила целью построение «Халифата» за тринадцать лет — по аналогии с периодом пребывания пророка Мухаммеда в Мекке до того, как он переселился в Медину и основал исламское государство. С целью увеличения количества приверженцев молодого движения, «партийцы» активно критиковали своих конкурентов — другие радикальные движения, которые не могли построить «Халифат» за такой короткий срок. Вторым сроком для построения «Халифата» «партия» объявила в 1977 г. Отсчет построения халифатовской государственности в течение тридцати лет начинался с 1964 года, этот год был годом казни Сайида Кутба (Sayyid Qutb)[3].

После создания «Халифата» планировалась война против «неверных» или тех, кто отказывался платить налог на веру. Однако из-за того, что движение основал судья, то основной упор делался именно на идеологическую работу с представителями общественности, высокопоставленными деятелями государства и с молодежью. Причем стоит отметить, что «партию» не интересовали массы как таковые, а только «лидеры общественного мнения».

Идеология «партии» утверждает, что слабость мусульман заключается в несостоятельности их идей. На протяжении всего времени существования «партии», ее руководители позиционировали «идеологическую борьбу» с правительствами «не-халифатских» стран выше догм ислама. Традиционный классический Ислам, несмотря на историю завоевательных войн, так же, как и другие традиционные мировые религии делает упор на духовное развитие своих верующих, а не на усвоение тех или иных политических идеологий. В итоге борьба с «идейными» врагами привела «тахрировцев» к преуменьшению значимости основных догм ислама, например, таких как пренебрежение к дополнительному поклонению (навафиль, зикр) и духовному совершенствованию в целом. «Тахрировцы» стали пропагандировать борьбу, ради борьбы, а не ради распространения ислама.

Иллюстрацией данному утверждению может быть рассказ одного из видных активистов партии, который предложил шейху ан-Набхани включить дисциплину Корана в программу обучения «халакат» (организационных ячеек) партии, на что получил лаконичный ответ: «Слушай, Амин, не порть мне молодежь; партии не нужны убогие святоши».

После смерти Такиаддина ан-Набхани ал-Фаластини в декабре 1979 г. руководителем радикального движения стал палестинец Абд ал-Кадим Залум (Abad al-Qadim Zalum —  1925 — 2003 г.). Ал-Кадим Залум возглавлял «партию», проживая в Иордании. Именно под его руководством, партия активизировала свою деятельность в мусульманских странах бывшего СССР (Центрально-Азиатский регион), где уже существовали религиозно-этнические конфликты и слабые институты государственной власти[4].

После его смерти движение возглавил «Ата» Абу ал-Ришта (или ал-Рушта, или ар-Рашда) («Ata» Abu al-Rishta)[5]. Под его руководством «партия» в 2006 году поддержала террористическое движение «Хезбаллу»[6] («Ливано-израильский конфликт», «Похищение рядового Гелада») и объявила вооруженный джихад США, Израилю, Евросоюзу и России.

Активная деятельность на территории СНГ и РФ привела к тому, что в феврале 2003 года по решению Верховного суда России деятельность партии «исламского освобождения» была признана террористической и запрещена на территории Российской Федерации.

Для того, чтобы понять, чем опасна деятельность радикальных организаций религиозного характера для любого государства, необходимо рассмотреть их идеологию. В нашей работе мы обозначим основные постулаты идеологии «партии».

Идеология террористического движения

Партия исламского освобожденияКак уже отмечалось выше, основной целью деятельности «Партии исламского освобождения» является создание утопического исламского государства «Халифат» по прообразу религиозно-политической структуры времен Пророка Мухаммеда и его первых четырех преемников (до убийства халифа Али в 661 г.). Идеологи «партии» считают, что только тогда в истории ислама было установлено справедливое государственное управление с равномерным распределением общественного продукта, поскольку мусульманская община в точности следовала божественным предписаниям, а халифы избирались из самых достойных.

Последующие исламские локальные и региональные государственные объединения (например, Омейадский и Аббасидский халифаты, «халифы» Османской империи) тоже признаны Халифатами, но отошедшими от множества принципов «истинного халифата».

Согласно идеологии «партии» современные правительства мусульманских стран характеризуются как неисламские, а причиной всех сегодняшних проблем «мусульманской уммы» объявляется «отсутствие ислама в ее повседневной жизни», в том числе «отсутствие исламской системы правления». Согласно тем же источникам название партии подчеркивает стремление ее членов достичь «полного освобождения от господства неверных, которые господствуют сегодня во всех уголках мира».

В одном из документов партии утверждалось:

«Вся деятельность «партии», будь то управление государством или иные сферы, является политической деятельностью. Не обучение является основной задачей «партии», ибо это не учебное заведение. И не проповеднической деятельностью занимается «Партия». Ее дело — политика».

Глобальная цель «партии» — устранение неисламских правительств и установление исламского правления во всем мире путем воссоздания единого, основанного на законах шариата, исламского теократического государства «Халифат», первоначально в регионах с преимущественно мусульманским населением, а затем и на всей планете.

Последнее является одним из отличительных признаков «религиозного терроризма», согласно типологии терроризма[7]. Религиозный терроризм[8] в отличие от «национального» или «государственного», не ограничивается, какой либо народностью или географической территорией[9]. Его цель вся планета, а «разрешение (мандат) от Бога» делает акты религиозного терроризма наиболее кровавыми и массовыми. На протяжении последних 30 лет аналитики ООН или корпорации РЭНД[10] фиксируют стремительный рост «религиозного терроризма» по отношению к «политическому». Сейчас можно с уверенностью констатировать, что 21 век это век религиозного терроризма, который, к сожалению, частично вызван необдуманной политикой военного решения политических вопросов в странах третьего мира государствами «золотого миллиарда».

Согласно «идеологии партии», для возрождения «Халифата» на современном этапе следует изменить образ жизни и мышления каждого мусульманина (а затем — всей общины), сделав их истинно «исламскими».

«Халифат» имеет четыре принципа:

  • верховная власть восходит только к Аллаху (всемилостивому и всемогущему), и, таким образом, только к «Шариату»;
  • власть (назначение Халифа) принадлежит «Умме»;
  • назначение одного Халифа является обязанностью;
  • «Халиф» обладает исключительной властью принимать Божественные Законы, поскольку только он имеет право вводить Конституцию и различные законы».

Таким образом, речь идет о создании теократического государства с системой шариата, т.е. власти теократической элиты и «халифа». Хотя «Хизб ут-Тахрир» постоянно заявляет, что ее принципиальной позицией является отказ от насильственных форм борьбы, однако в распространяемых ею листовках и книгах слово «джихад» присутствует. В программе «партии» говорится, что с помощью джихада «партия» желает превратить страны среднеазиатского региона из «Дар аль-Куфр» (страны безверия) в «Дар аль-Ислам» (страны ислама). Распространение «партийного ислама» может включать в себя и вооруженную борьбу с неверными, если таковые отказываются перейти в мусульманство или платить в знак покорности налог («джизья»).

«Партия» не исключает установления «Халифата» в отдельном государстве, а потом постепенного его расширения. В этом случае «джихад» должен определять внешнюю политику государства, чтобы вести «дальнейшую борьбу за укрепление ислама и возвращение мусульманам отнятых у них законных прав». Конечной целью джихада является полное установление «истинно исламской»[11], т. е. халифатской формы правления на всем земном шаре.

Начальный этап и основной метод работы «партии» — культурно-просветительский («ан-нахийату сакафийа»). Помимо этого направления, поставлена задача, сформировать «правильное политическое сознание» «уммы»[12] и не мусульман; участие последних в деятельности «партии» допускается и приветствуется. «Ученики» платят 10% налог от всех своих доходов (более крупные пожертвования приветствуются).

В нашей работе мы рассмотрим географию присутствия данной террористической организации, однако стоит отметить, что ее штаб-квартира расположена в Лондоне (Великобритания). Работа в Европе ведется, как с иммигрантами, так и с их потомками, которые успели ассимилироваться. В программе «партии» говорится, что мусульмане обязаны поднять оружие и сражаться с целью устранения неугодного правителя, с целью его свержения. В большинстве стран данное движение ведет подпольную и скрытую деятельность, ощущая на себе противодействие спецслужб «не-халифатских» государств.

Базовым и классическим решением прохождения через стандартные процедуры противодействия терроризму, является вербовка женщин и лиц «не арабской» внешности[13]. С пакетом поддельных документов данные лица легко выполняют на себя возложенные функции[14] (более подробно мы рассмотрим данный вопрос в разделе «структура террористической организации»).

Достижение целей должно осуществиться в три этапа:

  • Борьба за формирование «правильного исламского образа мышления» («ас-сира ал-фткри»);
  • Революция мышления, которая должна быть совершена посредством «политического и культурного внедрения в общество»;
  • Захват власти (возможно в одной отдельно взятой стране) посредством того, чтобы все члены общества стали «истинными мусульманами» и в дальнейшем «миссия донесения ислама до остального мира».

«Партия» не устанавливает сроков воссоздания халифата, рассчитывая в этом вопросе только на «помощь Аллаха». Как уже отмечалось в данной статье, «партия» уже пыталась построить утопическое теократическое государство за 13 лет. После неудачного опыта, идеологи «партии» ушли от конкретных дат[15] и ставят «абсолютные цели» перед своими «учениками», допуская насилие по отношению к «идеологическим врагам».

Один из известных отечественных экспертов по терроризму А.А. Игнатенко[16] отмечает в своих работах, что «исламские радикалы»[17] считают свою трактовку ислама единственно правильной, и в ней присутствуют два непременных, системообразующих положения — о такфире и джихаде. «Такфир» — это обвинение в неверии (куфр) всех тех, кто не согласен с ними. При этом важно подчеркнуть, что объектом «такфира» не являются немусульмане, ведь они и так «кяфиры» — неверные. Целью «такфира» являются именно мусульмане. Другими словами, они провозглашают неверными всех мусульман, которые не следуют их извращенной  интерпретации ислама. А в этом случае мусульмане, которых «тахрировцы» обвиняют в неверии, приобретают статус вероотступников.

«Партийный такфир» распространяется на правительство, правоохранительные органы и силовые структуры Узбекистана, Египта, Алжира и т.п. «Хизб ут-Тахрир» вменяет в обязанность каждому истинному мусульманину ведение «духовного джихада» против неверных, не признающих ислам, и против «вероотступнических режимов» в Центральной Азии.

Здесь стоит отметить, что «абсолютные цели», такие как «мир во всем мире», «демократия во всем мире», «ислам во всем мире» и т.п., позволяют приспешникам этих примитивных идеологий вечно стремится к цели, без ориентирования на методы (убийства мирных граждан), результаты (межрелигиозное и межнациональное противостояние) и потраченные ресурсы (люди, деньги, время, жизни). Когда подобные методики применяются религиозными радикалами, то мы с Вами видим «одурманенных шахидов»[18] в автобусах, взрывающих мирных граждан, вызывая ответные силовые действия «не-халифатских» государств.

Причем жертвами являются:

  • ислам, как мировая религия;
  • шахид, совершивший суицидальный акт и согласно тем же канонам ислама не попадает в рай;
  • гражданские лица, которые стали «жертвами» политики.

Любое государство практически во всех случаях совершает одну и ту же ошибку, которую потом никогда не повторяет. Подобной ошибкой является переговоры с террористами. Сработав один раз, при дальнейшем применение террора, как метода устрашения населения и воздействие на государство, ведет к тому, что «государство» начинает рассматривать «умму», как некое преступное сообщество и применять к ней жесткие меры, которые, к сожалению, приводят к тому, что «когда лес рубят, щепки летят», что можно считать второй ошибкой. Ее можно охарактеризовать фразой «не все мусульмане террористы, но все террористы мусульмане»[19].

Главным отличием «Хизб ут-Тахрир» от других радикальных религиозных движений заключается в том, что основной упор в своей деятельности делается на полулегальную «пропаганду» своих целей путем распространения литературы, листовок, полемика с оппонентами, выступление в СМИ[20], работа в интернете и организация нелегальных конференций.

Только в связи со сменой руководства в 2003 году «партия» стала заявлять о возможном переходе к «военному джихаду».

Партийные идеологи включили в свой устав положение о глубокой конспирации и сохранении в секрете места пребывания лидеров. Подобное изменение отразилось на структуре «партии».

Структура террористической организации

Структура «Хизб ут-Тахрир» построена по пирамидальному принципу с применением функциональных ячеек.

Часто она включает в себя семь ступеней:

  • «совет главных руководителей»;
  • «главный руководитель»,
  • «руководитель областной организации»,
  • «помощник руководителя области»,
  • «руководитель района»,
  • «помощник руководителя района»,
  • «руководитель одной или нескольких групп обучения или учитель («старшина»)»,
  • «ученик-послушник».

Первичной ячейкой партии является ячейка — «звено» («Халька»), объединяющая обычно до пяти человек.

Обучением «ученической ячейки» занимается «руководитель группы», который подчиняется «руководителю района» и проводит занятия два раза в неделю. Раз в месяц проводится совещание «руководителей групп», в ходе которого один из них отчитывается о проделанной работе и получает от «руководителя района» новые задания. «Главный руководитель» снабжает «ячейки» литературой, распределяет финансовые средства и принимает пожертвования. «Руководитель ячейки» также выполняет функцию местного казначея и распространяет литературу. За распространение литературы и листовок рядовые члены партии (в основном это молодые люди 15-25 лет) довольно регулярно получают от своего руководства небольшие вознаграждения (практика для сельской местности — «фальшивые деньги» эквивалент 50-100 долл.), что является ощутимой финансовой поддержкой для безработных. Сумма вознаграждения зависит от результата: сколько учеников он направил на путь «восстановление Исламского образа жизни и распространение призыва к Исламу в мире». В некоторых странах СНГ за одного «активного участника» платят до 50 «фальшивых» долларов США.

Помимо «учебного звена», существует так называемая «центральная ячейка организации» («аппарат»), которая координирует деятельность местных образовательных ячеек по следующим направлениям:

Логистика — доставка людей, грузов до нужной географической точки (разработка маршрута, покупка билетов, упаковка и маскировка груза);

Политическая работа — вербовка и организация «учебных групп», распространение информации среди «учеников», проведение занятий, работа в интернете, «агитационная работа против официальных представителей местной мусульманской общины»;

Подготовка сопротивления — закупка оружия, обучение пользоваться оружием и взрывчаткой, управление наземным и воздушным транспортом,  обучение «сопротивлению при задержании» «не-халифатскими государственными спецслужбами»;

Организация общей деятельности — поиск мест проживания, организация поддельных документов (паспорт, прописка, удостоверения сотрудников СМИ и т.п.), регистрация общественных и молодежных исламских правозащитных организаций, конспиративных квартир для проживания или мест проведения «учебных занятий», изучение территории для организации терактов или покушений.

Что бы лучше понять, как функционирует «партия» — перейдем непосредственно к географии присутствия, методах вербовки и социальном портрете «ученика партии».

География присутствия, методы вербовки и социальный портрет участника террористической организации

шейх Омар Бакри Мухаммед Omar Bakri MohammedШтаб-квартира организации расположена в Лондоне (район Тотенхем). Общая численность движения в мире — от 20 000 «активистов»[21]  и до 100 000 «учеников». Организация ведет деятельность в 40 странах мира.

Во главе ее лондонского филиала стоит сириец Аль-Фасток (al-Fastuk) более известный как шейх Омар Бакри Мухаммед (Omar Bakri Mohammed, 1958 г.р.) выпускник университета Аль-Азхар появившийся в Великобритании в 1986 году, после своей депортации из Саудовской Аравии. Нововведением Омара Бакри Мухаммед было то, что в 1988 году,  на молитвенные коврики посетителям Центральной Лондонской мечети стали подкладывать англоязычные тексты листовок[22]. Автором текста был верховный амир «партии» Заллум, организатором массового распространения текста — Омар Бакри Мухаммад и его «ячейка-звено».

«Британский филиал партии» считается одним из самых благополучных и влиятельных. Данная организация последовательно выступает против участия Великобритании в военных действиях на территории Ирака и Афганистана, поддерживает «чеченских сепаратистов» и организовывает акции протеста в поддержку палестинцев (но не за «ФАТХ»[23]).

«Лидеры британского филиала партии» активно вербуют палестинцев и экс-членов «Хамаса», «Фатха» и «Хезболлы», которые разочаровались в «палестинских политических распрях». В 2007 году «партия» провела с участием 10 000 «сочувствующих» палестинцев в Рамаллахе (Палестина) в память об окончании халифата. Глава «партии» «Ата» Абу-Ришта, с 1998 года находившийся в подполье, впервые публично появился на таком мероприятии.

500px-United_Nations_geographical_subregions

 Страны, где замечена активность «партии»:

Европа — Австрия, Великобритания, Германия, Голландия, Дания, Турция;

СНГ — Азербайджан, Украина, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан и Кыргызстан;

Исламские страны — Сирия, Ливан, Кувейт, Ирак, Иран, Египет, Иордания, Тунис, Палестина, Малайзия;

Россия[24] — Татарстан, Башкортостан, Чечня, Дагестан, Чувашия, Кировская, Оренбургская, Самарская, Саратовская, Тюменская, Челябинская, Новгородская, Ленинградская, Ульяновская, Астраханская и Волгоградская области, Ханты-Мансийский автономный округ, г. Москва, Н.Новгород и Санкт-Петербург;

Другие: Северная Америка, Индия, Индонезия и Австралия.

Законодательно запрещена деятельность в следующих странах: Ливане, Египте, Иордании, Германии, России, Узбекистане, Казахстане, Таджикистане, Киргизии, Пакистане, Сирии и т.п.

Региональные центры террористической организации:

  • Великобритания (Лондон);
  • Германия (Франкфурт-на-Майне);
  • Турция (Стамбул);
  • Индия (Лакнау);
  • Саудовская Аравия (Джидда);
  • Палестина (Новый Иерусалим);
  • Малайзия (Куала-Лумпур);
  • Индонезия (Джакарта).

По мнению западных исследователей, английский и центрально-азиатский филиалы «Хизб ут-Тахрир» организуют «Совет главных руководителей» и координируют деятельность «партии».

Сотрудничество, финансирование и формирование боевых отрядов:

«Партия», с начала 90-х годов, активно сотрудничает с «Исламским движением Узбекистана» («ИДУ»), которое является одной из крупнейших террористических группировок в среднеазиатском регионе (в последние 5 лет значительно утратила свое влияние). Свое участие в борьбе с «внешним врагом» «партия» организовывает следующим образом — предоставляя финансовые средства на террористическую деятельность, а так же возможность «отдыха» (медицинские услуги) на территории третьих стран в обмен на обучение своих «активистов» военному делу.

Софинансистами деятельности «ИДУ» помимо «Хизб ут-Тахрир» выступали «Аль-Каида», афганское движение «Талибан», «Братья мусульмане» и другие террористические организации[25]. «Партийные лидеры» стараются избегать обвинения в экстремизме/терроризме и «официально открещиваются» от связи со структурами «Аль-Каиды». Однако активная деятельность среднеазиатских отделений «партии» по совместному финансированию террористических организаций и военных действий показывают, что данные движения сотрудничают.

Основной костяк боевого крыла «партии» в среднеазиатском регионе составляют  бывшие члены узбекских исламских радикальных организаций «Адолат уюшмаси» («Общество справедливости»), «Ислом лашкорлари» («Воины ислама») и «Товба» («Покаяние»)[26].

 Объявив военный джихад в 2006 году, новое руководство взяло курс на усиление «боевых возможностей» своих «ячеек». Были внесены коррективы в инструкции и приказы «партии» (периодический «партийный» сборник нормативов и указов «Управленческие инструкции») в результате чего, каждая ячейка должна была  формировать свои запасы огнестрельных и взрывчатых средств. Подтверждением данной практике служит, то что, начиная с 2003 года во время задержания «активистов партии» на территории РФ, у них все чаще стали обнаруживать инструкции по применению оружия, взрывчатка и само оружие.

Давайте рассмотрим, что происходит при создании нового «района» или «звена» партии на территории РФ. Как показывает опыт последних 5 лет после запрета деятельности «партии» на территории РФ, филиал открывают выходцы из Узбекистана, Таджикистана или Кыргызстана.

Несмотря на активную и жесткую деятельность спецслужб данных государств, «партия» активно ведет свою деятельность из контролируемых ею «районов» данных государств. Данные районы являются вербовочными и тренировочными лагерями для «активистов» движения последние 20 лет (Например:  Ош, Джалал-Абад и центры Карасукского, Араванского, Ноокатского, Узгенского районов Кыргызстана или на юге Украины в Крыму[27]).

Многие «активисты» после депортации и передаче властям своих государств уже через несколько месяцев задерживаются на территории РФ. Прежде всего, это обусловлено т.н. фондом по выкупу из тюрем. «Партия» заимствовала данный механизм у движения «Талибан». Определенный % от доходов «партии» идет в фонд, из которого выплачиваются взятки местным чиновникам, которые выпускают арестованных из тюрем.

Цели при открытии новой ячейки

  • Построение «грозди ячеек», которые сформируют деятельность нового «района»;
  • Сбор и классификация информации о лидерах местной мусульманской общины (с указанием места жительства, работы, в том числе с указанием личностных качеств человека, его склонностей и недостатков), по трем параметрам:
        • «Экономический сектор» — сбор средств и пожертвований[28] методом запугивания, угроз или «псевдо благотворительной религиозной деятельности», поиск «легальных рабочих мест» с целью конспирации основной деятельности;
        • «Политический сектор» — настраивание связей, защита и помощь по развитию «ячеек», методом угроз, шантажа, вербовки или подкупа, подготовка и помощь в организации выборов «лояльным политикам», формирование карт «района» с обозначениями мест массового скопления людей и объектов органов власти;
        • «Религиозный сектор» — сбор информации о духовных лидерах общины, подготовка и организация замены на «лояльных» «партии» богословов, устранение или запугивание «нелояльных» богословов.
  • Формирование базы данных по учебным заведениям и домам культуры — работа с религиозной молодежью вне «не-халифатских» мечетей, т.е. «формирование основы для духовного джихада» с помощью занятий, просмотра фильмов, использования книг и журналов (на русском, арабском, узбекском и киргизском языках), а так же возможностей интернета или «изучение арабского языка»[29];
  • Создание «подпольных мечетей» — формирование альтернативной системы[30] религиозной общины (мечеть, богослов, община), которая позволяет в «замкнутой» этнической или клановой группе вести идеологическую и психологическую работу с «учениками»;
  • Формирование базы для «военного джихада» — закупка, хранение взрывчатых и огнестрельных средств, настройка местной общины на «конфронтацию» с местной и федеральной властью, нагнетание «межрелигиозной розни» и т.п.;
  • Открытие новых «ячеек» в других районах (метод «отпочкования/деления»).

«Духовный джихад» является частью психологического процесса «вербовки», которая проходит в три этапа: «Размораживание», «Изменение» и «Замораживание» («Теория изменений» Курта Левина). В процессе «вербовки» личность вербуемого с помощью манипулятивных техник и воздействия на психику доводят до состояния, когда он полностью становится подконтрольным своему наставнику. Данные техники называются «техники контроля сознания»[31] и подробно изучаются в социальной психологии. В нашей работе мы не будем подробно рассматривать, как происходят изменения в психике вербуемого, отметим, что они ничем не отличаются от тех процессов, которые происходят в «деструктивных культах и сектах»[32].

«Партия» практикует к своим «ученикам» и более «мягкий вариант» вербовки, в отличие от вербовки «активистов», которым приходится выживать в психически невыносимых условиях в тренировочных лагерях «ИДУ» и «Талибана» (Например: нахождение несколько десятков часов в железной бочке и т.п.). На «учеников» воздействуют с помощью книг, листовок, газет, а так же фильмов и статей, большая часть из которых размещена на различных сайтах «партии» в интернете. Стоит отметить, что использование современных технологий становится нормой для террористических организаций. Обмен фильмами, информацией, новостями и видео-учебниками по созданию бомб является постоянной практикой практически у всех современных террористических организаций.

Например, интернет-сайт «партии» (hizb-ut-tahrir.org)[33], который она использует для распространения идей «джихада» на 6 языках. На сайте размещены:

  • «Партийные версии» материалов об истории ислама;
  • Аналитические статьи и новые книги партии представлены на арабском, турецком, английском, немецком, персидском, малайском и русском языках;
  • На сайте размещен обширный материал о массовых арестах членов «партии», в котором приводятся многочисленные примеры репрессивных действий в отношении мусульман со стороны властей и правоохранительных органов;
  • Руководители «не-халифатских» государств   характеризуется   как «еврейские кафиры», «диктаторы» и т.п.

«Заголовки» статей:

  • «Демократия по-американски это искоренение Ислама»,
  • «Последние события в Тунисе доказывают, что страна становится американским протекторатом?»,
  • «Что связывает власти Иордании и евреев?»,
  • «Основная цель геноцида в Алжире — уничтожение ислама»,
  • «Чеченская Республика: как она возродила ислам в душах людей»,
  • «Америка является государством-террористом, которое должно быть изгнано из мусульманского мира»,
  • «Действия талибов в Афганистане повышают их рейтинг»,
  • «Арафат и ЦРУ отправляют молодых парней защищать государственную безопасность евреев»,
  • «Чечня — жертва сотрудничества между Россией и США», «аль-Да`ла аль-Исламийа» («Исламское государство») и др.

В своей пропагандистской деятельности «партийцы» используют следующую религиозно-пропагандистскую литературу:

  • «Низомул Ислом» или «Ислом низоми» («Исламский порядок») — о системе ислама;
  • «Хизб-ут-Тахрир» тушунчалари» — «Понятие «партии»;
  • «Хизбий уюшма» — «Сплоченное движение»;
  • «Демократия — куфт низоми» — «Демократия — устав неверных»;
  • «Халифалк» — книга о построении «Халифата»;
  • «Иззат ва Шараф сари» или «Иззат ва Шараф сари» — книга о современном состоянии исламского мира и выводы из этого;
  • «Сиесий фикрлари» — политические мысли;
  • «Халифалик кандай тугатилди» или «Халифаликнинг тушунчалари» - «Понятие о Халифате», «Распад халифата» или как исчез «Халифат»;
  • «Сиесий ва халкаро сиеисат» или «Сиесий фикрлар» — «Политические размышления» или книга о политике больших государств;
  • «Манхаж» («Метод») — книга о том, как «Хизб ут-Тахрир» намеревается изменить общество и построить «Халифат»;
  • «Молиявий бозорлардаги бекарорлик» — о финансовых крушениях, связанных с банковскими системами и биржами;
  • «Исломий шахсия» или  «Мусломий шахсия» —  о личности в исламе;
  • «Ал-Въаи» (араб. «Сознание»), — периодический журнал, повествующий о событиях, происходящих в мире и дает им оценку с точки зрения «партии»;
  • «Хатарли тушунчалар» — («опасные понятия») книга содержит реакционные призывы к построению халифата;
  • «Стремление Америки уничтожить Ислам»;
  • Инструкции о пользовании компьютерной техникой с целью сокрытия секретной информации;
  • Инструкции о поведении при задержании и допросах;
  • Инструкции по вербовке «учеников»;
  • Схемы государственного аппарата Всемирного исламского Халифата;
  • И т.п.

Литература «Хизб ут-Тахрир», распространявшаяся в УзбекистанеЭти книги адаптированы под местные условия. Они содержат рекомендации по методам вербовки, конспиративной работе, в них сформулированы идеи необходимости возрождения халифата, а также призывы к гражданскому неповиновению и джихаду.

Фильмы, литература, инструкции и книги поступают либо из среднеазиатского региона, либо через интернет. Многочисленные иностранные форумы позволяют получить совет по различным вопросам, как организационного, так и «духовного» характера.

Характеристики и отличительные особенности членов террористической организации. Пропаганда «партии».

По мере ужесточения «репрессивных/превентивных» мер в отношении этих «активистов», «партия» перешла на более формализованную систему рекрутирования новых членов.

«Партия» не ведет открытой массовой пропаганды, а предпочитает работать индивидуально. Сначала изучается «местная религиозная община» на предмет наличия «потенциальных учеников». Новые члены «партии» набираются преимущественно из числа выпускников вузов или религиозных школ, а также из среды «маргинализированной молодежи». Идеальным контингентом для партии служат люди, уже прошедшие предварительное обучение в религиозных учебных заведениях. Каждому «новобранцу», после обучения, предлагается в свою очередь создать свою «партийную ячейку» на местах.

«Активисты партии» принимают особую присягу и демонстрируют высокий уровень фанатизма, аскетизма, дисциплины, готовности к самопожертвованию («суцид», «пытки при допросах», «поведение в суде»[34] и т.п.).

Начальный вербовочный комплект состоит из четырех брошюр, после прочтения которых «потенциальным ученикам» предлагают вступить в ряды «Хизб ут-Тахрир». На изучение каждой брошюры отводится месяц. Если «потенциальный ученик» соглашается, то он дает клятву верности «партии» на Коране, следующего содержания:

«Во имя великого Аллаха. Клянусь защищать Ислам и хранить верность ему, принимая идеи, мысли и принципы «Хизб ут-Тахрир» на словах и на деле, в его правильном управлении, вере, [клянусь] выполнять даже те решения, которые не нравятся мне, так как являюсь ее членом, [клянусь] направлять все силы на осуществление ее идей. Свидетелем моих слов является Аллах».

После произнесения клятвы «потенциальный ученик» получает статус «ученика». Вступающие также дают обязательство хранить «партийную тайну» и соблюдать конспирацию. Через три месяца «ученик», сдав экзамен, может претендовать на статус «учителя/старшины», который получает право создать «ячейку/звено/халку».

Деятельность «ячеек» регулируется «Управленческой инструкцией», которая ставит «партийную дисциплину» превыше всего. Для «активиста» дисциплина непререкаемый «закон». Достигается это системой «мысленного самоконтроля»[35], взаимоконтролем и фискальной системой, оговоренной десятком пунктов «Управленческой инструкции».

Члены «ячейки» знают друг друга только по именам или по псевдонимам. Более подробная информация о том или ином «ученике» или «активисте» доступна только «учителю». Подобная структура обмена информации в «ячейке», снижает возможность провала при арестах. Так как многие «ученики» проходят обучение на «поведение при допросах», то узнать другую информацию о структуре ячейки или «центральной ячейки/аппарата» практически невозможно. Основной контингент, попадающий на допросы к спецслужбам и правоохранительным органам представляет из себя два типа «партийцев»: «ученики» и «учителя».

Основные критерии по поиску новобранцев в обществе это бедные слои населения, где ощущается слабость государственной и классической исламской идеологии, приветствуется эксплуатация «традиционализма» в некоторых этнических группах.

Основное предпочтение отдается мужчинам, однако в случае их «ареста» и «осуждения законом» вербовщики начинают работать и с членами его семьи, в том числе и женщинами. Женщины участвуют в так называемых «пикетах» и демонстрациях, оказывая давление на исполнительную местную власть, помогают транспортировать грузы, подготовке терактов, организации «оружейных схронов» и т.п. Эксплуатация женщин выгодна по нескольким причинам:

  • Легче поддаются психологическому давлению;
  • Проще поддаются управлению и координированию;
  • Меньше внимания со стороны «не-халифатских спецслужб».

Из-за того, что в некоторых этнических группах доминирует «ярые традиционалистические и патерналистские подходы», то объектом вербовки часто выступают несовершеннолетние юноши (от 15 лет). Из них легче и проще создать «активиста партии», который будет работать во благо «Халифата».

Снижение уровня среднего и высшего образования в СНГ в целом создает почву для «легкой» идеологической обработки со стороны экстремистских группировок. 

Проявление фанатичной веры в идеалы «партии» оказывает большое впечатление на выходцев из беднейших слоев населения, для которых данный «фанатизм» служит подтверждением того, что «тахрировцы правы и следует создать исламское государство на основе шариата, в котором не будет коррупции, клановости, воровства, проституции, наркомании и прочих язв современного мира». Помимо этого упор в пропаганде делается на:

  • Несовершенство существующего порядка в мире, особенно в странах «демократии»;
  • Экономическое и духовное неравенство между Севером и Югом, Западом и Востоком мира;
  • Падение моральных и нравственных устоев, семейных ценностей в любом обществе, куда проникает западный образ жизни, с его индивидуализмом и другими «капиталистическими и демократическими ересями».

Пропаганда «партии», учитывает психологические особенности различных слоев населения в зависимости от региона. «Партийная» литература написана достаточно простым, но в то же время не примитивным языком с элементами «религиозной и богословской софистики» и распространяется на разных языках.  Вся литература снабжена ссылками на Коран и Сунну. Содержание выстроено таким образом, чтобы указать причины любых несчастий в том, что мир не следует идеологии построения «Халифата».

После объявления «военного джихада» в 2003 году «партия» стала призывать людей не бояться арестов и репрессий со стороны «не-халифатских государств и правительств». В одной из листовок говорилось: «Каждый заключенный под стражу рядовой активист партии, попадая в тюрьму, увеличивает число недовольных режимом за счет близких и дальних родственников, как минимум примерно на 50—60 человек».

«Партия» пропагандирует суицидальные атаки («шахид») своих врагов:

«Наши сторонники на пути борьбы за исламское государство не жалеют себя. Они намерены искоренять неверных на глазах у всех. Мусульмане! Мы призываем Вас к этому почетному делу чести! Призываем разорвать цепи насилия и надеть почитаемые пояса[36]! Призываем Вас душой и телом сражаться на пути восстановления правильного государства Халифат! Призываем Вас действовать, учитывая удобные времена, для победы Ислама и для получения благословения Аллаха и достичь счастья!»

О том, как стать шахидомПод воздействием различных психологических методик «активисты» воспринимают собственную гибель, как религиозную привилегию, извращая представления об исламском толковании «шахидства», не имеющего ничего общего с самоубийством.

Несмотря на заявленную идеологическую борьбу и неприятие вооруженных методов борьбы, «партия» за последние 5-6 лет активно перестраивается и меняет свою структуру, становясь из «радикального идеологического движения» «боевым крылом» современного религиозного терроризма.

Выводы и прогноз

Военно-политические проблемы в Пакистане, Афганистане и рост участия в региональной политике США, Евросоюза, Ирана, Турции делает очень актуальным рычаги политического воздействия в виде государственного внешнего терроризма, когда «терроризм» сможет обслуживать интересы тех или иных игроков в Средней Азии.

Перераспределение потоков наркотрафика из среднеазиатского региона и дестабилизация из-за «цветных революций» и без того слабых политических институтов власти становится дополнительной возможностью для террористической деятельности. Финансирование, наличие баз и человеческих ресурсов — стандартный рецепт по которому создавали «Талибан» и другие ему подобные организации.

Освободившиеся финансовые потоки, которые ранее направлялись в «чеченские бандформирования» теперь ищут новые движения, которые готовы продолжать «военный джихад против неверных» по вышеописанному рецепту.

Как следствие происходит активизация деятельности «партии» на территории Российской Федерации в местах проживания «российской мусульманской уммы», с учетом того, что основные конкуренты по их виду деятельности в Чечне практически уничтожены, делает возможный прогноз развития террористических организаций крайне неблагоприятным для российской государственной системы.

16 миллионов россиян, которые исповедуют Ислам, становятся потенциальной целью для «Хизб-ут-Тахрира». Их семьи, религия и средства являются необходимым «кровавым ресурсом» для построения всемирного «Халифата». И как часто бывает, мы помогаем террористам  своими действиями во внутренней государственной и общественной жизни.

Вот некоторые примеры:

  • «Политические дрязги» внутри российского Ислама о главенстве того или иного духовного управления мусульман в стране, не создает восприятия единого религиозного мусульманского сообщества.
  • Проблемы с получением качественного исламского богословского образования приводят к тому, что будущие имамы получают образование во всемирных идеологических центрах «ваххабизма».
  • С другой стороны попытки некоторых традиционных религий «выторговать» у государства для себя специальные условия и стремление к статусу «госрелигии» лишь подхлестывает недоверие между представителями разных конфессий.
  • Недоверие и низкий уровень религиозных знаний формируют в среднестатистическом гражданине «исламофобию» и ксенофобию.

До тех пор пока ношение «хиджаба» и изучение Корана у большей части общества будет ассоциироваться с терроризмом, а сотрудники правоохранительных органов будут видеть во многих мусульманах источники наживы — мы будем открыты для различных террористических движений.

Противодействовать трансформации «российской мусульманской уммы» в филиалы «террористических сетей» и российского общества в «межрелигиозный бурлящий котел» можно лишь проводя скоординированную деятельность между государством, традиционными религиями и обществом.

Подобная деятельность должна строиться на принципах светскости государства, повышения религиозного уровня знаний граждан и тесном межконфессиональном сотрудничестве. В долгосрочной перспективе подобная деятельность приведет к тому, что в Российской Федерации будет целое и единое общество, где будет место для разных национальностей и религий[37].

Хотелось бы закончить статью цитатой выступления Министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова[38] на встрече членов Организации Исламской конференции (ОИК)[39] 13 марта 2008 года в Дакаре:

«Россия является не только союзником мусульманских стран, но и частью исламского мира. Россия как многонациональное и многоконфессиональное общество с многовековой историей никогда и никому не позволит поссорить себя с исламским миром, как бы этого кому-то не хотелось, как бы не складывались обстоятельства в тех или иных международных вопросах».

С надеждой на лучшее, Вершинин Михаил Валерьевич, социальный психолог, «консультант по выходу», Михаил Вершинин

26.03.2008 г.

Опубликованием этой статьи Автор не преследует коммерческих целей, а действует исключительно в рамках научного исследования, выражая субъективное мнение без цели дискредитации упоминаемых юридических (физических) лиц или религий, и сообщать заведомо ложные результаты.

Автор статьи благодарен авторам и коллективам проектов www.agentura.ru, www.inopressa.ru, www.fsb.ru, www.militantislammonitor.org, www.globalsecurity.org, www.eajc.org, www.iicas.org, www.i-r-p.ru, www.niiss.ru, www.russ.ru, www.4politika.ru, www.regnum.ru, www.centrasia.ru, www.lenta.ru, www.newsru.com, www.interfax.ru, www.eurasianhome.org, www.sektam.net, www.kommersant.ru, www.carnegie.ru, www.washprofile.org, www.worldwarfour.org, www.memo.ru,  www.islamnews.ru т.д., чьи материалы позволили написать данную статью.

В работе использовались пресс-релизы УФСБ по Самарской области; следственные материалы; Приговор суда РФ от 7 марта 2006 г. в отношении Кирасирова Ю.З.; Приговор суда РФ от 21 сентября 2006 г. в отношении Панина В.В.; Приговор суда РФ от 11 ноября 2005 г. в отношении Гайнутдинова Ф.Х., Маматкаримова А.А., Абдуллаева У.М., Булатова И.З.; и другие материалы закрытого характера.


[2] Прим. Автора: Джихад, отдача всех сил и возможностей ради распространения и торжества ислама — одна из главных обязанностей мусульманской общины. Военный джихад совершается лишь при необходимости: для дачи отпора напавшему врагу. Военный джихад ни в коем случае не ведется для распространения ислама, но всегда ведется против тех, кто открыто и воинственно выступает против распространения религии. Понятие военного джихада является второстепенным. Первостепенным же является джихад против зла собственной души. (см. здесь)

[3] Сайид Кутб (1906-1966) — богослов, марксист и идеолог, а так же член руководства террористической организации «Братьев-мусульман».

[4] Прим. Автора:  К сожалению, большая часть «духовных лидеров» в российской исламской общине в 90-е года были безальтернативны и часто назначены местной властью. Отсутствие, какой либо легальной конкуренции сформировало элиту, которая оказалась не готова к «сильному и ярому» этиологическому напору «партии» и борьбе за «умы общины».

[5] Прим. Автора:  иорданец палестинского происхождения и активный участник радикального движения, последние 15 лет.

[6] Хезболла, Хезболлах, Хизбалла («партия Бога», выражение взято из Корана (5:56): «Ведь партия Аллаха — они победят») — ливанская шиитское организация, выступающая за создание в Ливане исламского государства по образцу Ирана и борьбой с Израилем. (см. здесь)

[7] Прим. Автора: «Типология терроризма: 6 типов» (государственный, левый, правый, сепаратиский, анархический/антиглобалистский, религиозный). Терроризм — это метод, посредством которого организованная радикальная (асоциальная) группа стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия.

[8] Увеличение числа убитых и раненых прежде всего связано с активизацией «религиозных» террористических структур. В 1970-е-1980-е годы большинство терактов совершали «секуляристские» террористы — в основном, националисты, анархисты или неофашисты. В 1990-е годы «первую скрипку» в террористическом интернационале стали играть «религиозные» структуры, прежде всего исламисты. Если в результате теракта, организованного «светскими» террористами страдало, в среднем, 3.27 человек, то для «религиозных» террористов этот показатель почти в 9 раз выше — 27.05. Еще более разительна разница при оценке числа погибших в результате террористических атак: «террористы-секуляристы», в среднем, убивали 0.92 человека за теракт, «религиозные» террористы — 38.4. (см. здесь)

[9] Прим. Автора:  Про «Хизб-ут-Тахрир» можно сказать, что перед ней, как организацией стоят политические задачи, формы организации — религиозные, а методы их достижения — терроризм.

[10] Корпорация РЭНД (RAND) — всемирно известный американский стратегический центр и первая в мире организация, которую стали называть «фабрикой мысли» (think tank). (см. здесь)

[11] Журнал «ал-Ва‘й» — 1999 г. — № 143. — Апрель — стр. 7-8.

[12] Прим. Автора: «Умма» — община мусульман;

[13] Прим. Автора: Глава Федерального ведомства по уголовным делам (БКА) Йорг Цирке: «В Германии, цитирует Цирке ИТАР-ТАСС, продолжают «функционировать террористические ячейки», а «Аль-Каида» пытается обратить в ислам европейцев, которые не будут вызывать подозрений, благодаря своей внешности, чтобы затем подготовить их к совершению терактов.  Для этого им теперь не надо ездить за границу, так как можно обучиться методам подрывной деятельности с помощью «заочного террористического университета» по интернету». (см. здесь)

[14] Прим. Автора:  Директор ЦРУ Майкл Хайден: «Террористическая сеть «Аль-Каида» набирает в свои ряды террористов с «западной внешностью», которые смогут пересечь границы США, не привлекая внимания служб безопасности». (см. здесь)

[15] Прим. Автора:  «Победа исходит от Аллаха. <...> Как мусульмане мы делаем столько усилий, сколько можем, и не можем дискутировать о том, почему успех пока не угоден Аллаху (всемилостивому и всемогущему)» — выдержки из документа «партии».

[16] Игнатенко Александр Александрович — Президент Института религии и политики, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, член Общественной палаты РФ, главный эксперт НИИ социальных систем МГУ им. М.В. Ломоносова, старший эксперт ЗАО «НАМАКОН» ((см. здесь)).

[17] Прим. Автора: Радикализм — установка личности на радикальное, быстрое и решительное решение проблем. Под политическим радикализмом понимают иногда призывы к насильственному свержению существующего строя, категоричность и нетерпимость идеологической доктрины; иногда — экстравагантность политической практики. Победа радикалов возможна лишь в исключительных обстоятельствах, тогда маргинальные обычно настроения в обществе становятся активными и качественно доминируют (если таких обстоятельств нет, их можно создать).

[18] «Лишь единичные суицидальные террористические атаки были совершены одиночками по каким-то личным причинам и осуществлены спонтанно. Большинство подобных нападений совершались по ранее разработанному плану, претворенному в жизнь определенной организацией, считающей подобные атаки частью своей стратегии. Примерно 80% террористов-самоубийц последних лет принадлежали к исламистским террористическим структурам». (см. здесь)

[19] Прим. Автора: Глава разведки Германии Эрнст Урлау, в одном из своих последних интервью о росте террористической угрозы в его стране, обратил внимание: «Обобщение, будто ислам и мусульмане в целом опасны, на деле ведет скорее к отмежевыванию и радикализации, чем к деэскалации. Между тем, мы имеем в Германии дело с очень широко разветвленным исламом». (см. здесь)

[20] «Ряд исследователей доказывают, что одна из главных целей террористических организаций привлечение к себе внимания СМИ. Свободно предоставляя слово террористам и позволяя им привлекать к своим действиям внимание общества, средства массовой информации, фактически, выполняют роль пропагандистской машины террора. По их мнению, СМИ (особенно телевидение) и террористы вступают в своеобразный симбиоз, поскольку нуждаются друг в друге. Без телевидения террористы напоминают дерево, которое падает в лесу — оно производит какой-то шум, на что никто не обращает внимания».(см. здесь)

[21] Прим. Автора: Стоит отметить разницу между «активистами» и «учениками». Активисты это фанатично преданные организации индивиды. Ученики это завербованные участники на начальной стадии становления активистом.

[22] Прим. Автора: (перевод статьи «Фетва об угоне самолета» с арабского языка, которая была опубликована в «партийном» журнале «АЛЬ ФАРЖ» («Al-WAIE» или узбекско-язычная версия «Ал-ваъй»).

[23] Прим. Автора:  «Движение за национальное освобождение Палестины» (Harakat al-Tahrir al-Watani al-Filastini).

[24] Прим. Автора:  «Сеть международной террористической организации «Хизб ат-Тахрир аль-Ислами»(«Партия исламского освобождения»), ячейку которой в Нижнем Новгороде нейтрализовали сотрудники ФСБ и МВД, «охватывает все регионы Российской Федерации». Об этом в заявлении для прессы сообщил в июне прошлого года руководитель Центра общественных связей (ЦОС) ФСБ России Сергей Игнатченко. — 01.10.2004 г. 

[25] Фальков М. «Лидеры ИДУ: Джума Намангани (Ходжиев), Мухаммад Тахир Фарук (Юлдашев)» // «Независимая газета» — 2000 г. — 1 сентября.

[26] «Экстремизм в Центральной Азии». // Институт России и Китая. — Алматы, 2000 г.- стр. 66.

[27] Прим. Автора:  «И это далеко не весь список подобной литературы, распространяемой на территории Украины и особенно Крыма. В Крыму, как полагают некоторые, очагом распространения ваххабизма являются студенты медицинского университета — выходцы с Ближнего Востока. В Симферополе расположена организация «Ахрар» и «Фонд Крым-2000». Кроме этого, в столице Крыма находятся офисы следующих организаций, как утверждают некоторые, поддерживающие связи с экстремистами: «Бирлик» и «Замзам». В Крыму осуществляют свою деятельность «Джамаат ат-Таблиг» и партия «Хизб ут-Тахрир». Последняя организация занимается вербовкой, а также и обучением молодежи по книгам Набахания. Этот автор призывает к свержению государственной власти. Основной сферой деятельности «Замзам» является строительство мечетей, раздача продуктов, организация ифтаров.» «Строятся мечети в Крыму». «радикальная газета» «Аль-Баян».- 1999. — №4 и «В Крыму спокойно. Как в Багдаде?» Газета «Крымская Правда». — 2000, 4.августа

[28] «Однако, по данным исследовательской организации Council on Foreign Relations, издавшей книгу «Финансирование Терроризма\Terrorist Financing», суть проблемы заключается в том, что до 70% всех средств террористы получают из легальных источников (хотя для получения средств они активно используют контрабанду, рэкет, торговлю наркотиками, оружием и пр.). Однако большую часть средств террористы, прежде всего, исламские, получают от бизнесов, благотворительных фондов и частных спонсоров, которые зачастую не знают, на какие цели расходуются предоставленные ими средства». (см. здесь)

[29] Прим. Автора:  Подобную практику по изучению иностранного языка активно применяют, такие деструктивные культы, как «Свидетели Иеговы», «Мормоны» и т.п.

[30] Прим. Автора:  т.н. «пятерки». Часто «партия» выбирает для открытия «учебных заведений» города, которые находятся на стыке 2-3 областей. Подобная практика позволяет одной ячейке работать в нескольких регионах и долго находиться вне контроля «не халифатских» спецслужб.

[31] Прим. Автора:  Контроль сознания («незаконное влияние», «реформирование мышления», «программирование», «несанкционированное внедрение в психику») — это сознательное насильственное управление психикой и поведением человека, психологическое воздействие с целью достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого человека к совершению определенных действий (в пользу манипулятора), с использованием ненасильственного (насильственного) обращения в веру (внедрение убеждения), или техники модификации поведения без информированного (осознанного) согласия, или с индуцированного согласия того человека, к которому эту технику применяют.

[32] Прим. Автора: Более подробно на тему «Психологии терроризма»: (см. здесь)

[33] Прим. Автора:  «По оценкам экспертов, в сети Интернет находится порядка 4 тыс сайтов, которые напрямую используются террористами для проведения не только идеологической работы, но и обучения и рекрутирования новых членов в свои ряды». (см. здесь)

[34] Прим. Автора: Отказ в признании суда часто выражается в неуважении к суду, декларативные реплики, оскорбления и публичное цитирование политических лозунгов во время процесса.

[35] Прим. Автора: психологическая методика «контроля сознания», которая позволяет индивиду самостоятельно контролировать свою деятельность и не допускает «не догматического поведения», даже если это необходимо для его психологического здоровья.

[36] Прим. Автора: «Пояса шахидов».

[37] Прим. Автора: Совет ООН по правам человека: «Совет ООН по правам человека считает недопустимой «диффамацию религий и религиозных святынь» в средствах массовой информации. В резолюции, принятой в четверг на 7-й сессии Совета по инициативе Организации Исламская Конференция /ОИК/, подчеркивается «особая опасность преднамеренного формирования в общественном сознании стереотипов в отношении отдельных религий, в частности, ислама, и религиозных святынь». (см. здесь)

[39] «Организация Исламской конференции» создана в 1969 г. на конференции глав государств и правительств мусульманских стран в Рабате (Марокко). (см. здесь)

См. также:

Психологические особенности личности членов деструктивных и террористических групп

© , 2008 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора.

Канал в Telegram: @PsyfactorOrg
 
.
   

© Copyright by Psyfactor 2001-2017.
© Полное или частичное использование материалов сайта допускается при наличии активной ссылки на Psyfactor.org. Использование материалов в off-line изданиях возможно только с разрешения администрации.
Контакты | Реклама на сайте | Статистика | Вход для авторов