.
  

© С. А. Зелинский

Манипуляции массами и психоанализ.
(Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик)

««« К началу

9. Критическое начало. Переосмысление жизненных позиций — как позитивный аспект влияния психико-травматических (депрессивных) ситуаций.

Несмотря на кажущуюся абстракцию прогнозируемых результатов данного исследования (на самом деле каких-либо границ в исследовании психики — попросту не существует), мы, по всей видимости, все же подошли к рассмотрению тех ключевых (а в какой-то мере — подытоживающих) положений представленной нами теории, которые в какой-то мере могут свидетельствовать о, своего рода, разгерметизации уже имеющихся, (сформировавшихся, и устоявшихся) понятий. Тех понятий, которые, — по одним критериям: вполне уместны с ассоциированием с т. н. стереотипами. А по другим — способны, в какой-то мере, позволить выйти за рамки устоявшихся норм, позиционированными, по всей видимости, самой действительностью.

Однако, как бы не было, но в заключении нашего рассмотрения психической деятельности индивида, хотелось бы разобрать еще один мотив, связанный — с, если можно так выразиться — ломкой устоявшихся привычек (а значит — норм поведения). Рассмотреть — влияние, которое оказывает на психику индивида данное (ситуативное) поведение. Коснуться тех (возможных) — камней преткновения, которые (уже, так или иначе) — возникают на пути: исследования по данному пути.

Итак, перед нами лежит некая плоскость восприятия действительности, которая — в одном случае — требует: вполне лояльного — отношения к ней; а в другом — способствует возникновению особого рода противоречий, стоящих на пути данного вида взгляда на ту же самую действительность. Действительность, которая, в данном случае, будет одной и той же действительности, — особо и не изменившей свои ориентационные требования. А отличен, — в данном случае, — будет лишь: взгляд на них.

Однако, — это лишь одна сторона медали. Как мы уже разбирали раннее, — взгляд на одну и ту же проблему будет (порой) невероятнейшим образом различаться: в зависимости от выбранного сектора — осмотра. (Очень часто — число возможных вариаций может иметь поистине бесконечный порядок; и зависеть от значительного числа факторов, стоявших в числителе, и большей частью — имплицитно влияющих на возможное последующее мнение).

В какой-то мере, исходя из обозначенных нами факторов (и для того чтобы снизить возможное число ожидаемых погрешностей) в нашем случае мы будем ориентироваться на некую (достаточно абстрактную) величину; рассматривая, так сказать, ситуацию в целом. Ориентируясь, так сказать, на некую общую модель: поведенческой характеристики, ни в коем случае (вопрос  — на сколько оправдан такой шаг — должен быть понятен в контексте появившегося решения) не пускаясь в излишнею детализацию.

Итак, попытка заключительного раздела нашего исследования — выяснить: насколько влияет на психику индивида (с рассмотрением степени оказываемого воздействия) какой-либо слом устоявшихся норм, привычек, быть может — переориентации (а то и изменения) степени ценностей.

Индуцированное самой жизнью (характером возникающих на определенном этапе противоречий, вынуждающих найти способы адаптации; что может — в свою очередь — выражаться в вырабатываемой системе настройки. А значит — вполне уместен вопрос: что лучше: активно противостоять, сопротивляться — а значит, в последующем, и изменить ситуацию; ну или, хотя бы, отношение к ней; или же неким образом — подстроится: под действительность), — итак, индуцированный самой жизнью вопрос: адаптации к изменяющейся действительности — вынуждает к вырабатыванию, своего рода, норм противодействия.

В случае, если воспользоваться способом: не замечать данную проблему — то мы, в итоге, не изменим, а невероятно «запустим» проблему. Однако, несмотря на как будто бы явное ошибочное следование подобного рода «методу выхода из проблемы» — он до сих пор достаточно распространен среди индивидов с т. н. инфантильной психикой. Чему результатом является рост числа психических (и психосоматических) заболеваний у данной части населения.

Ошибочность следования подобной теории «лечения», тем не менее, (несмотря на явную доказываемость существования ошибки) не слишком заметна на первый взгляд. И, вероятно, то, что ее до сих пор выбирают в качестве основного способа лечения, — свидетельствует об исторических корнях. А значит косвенно подтверждает и существование коллективного бессознательного, и почти напрямую уводит нас к той части архаичной психики, которая в свое время позволила Фрейду и ряду его последователей, — сделать выводы об общем характере психики первобытного человека, дикаря,  — и современного гражданина цивилизованного общества.

А если еще убрать рамки цивилизации (с ее «навязываемым» окультуриванием), — то и вовсе не станет никаких различий.

Исходя из вышеприведенных ссылок на ряд ошибок, появлявшихся в результате стремления: «отдать проблему — во власть самой себе», — вполне уместным будет наше желание: воспользоваться (каким-либо) иным путем. Более, так сказать, научным.

И уже потому, мы будем рассматривать психику индивидов, которые — так или иначе — противодействовали возникшей перед ними проблеме. Посчитав его — не обстоятельством, которое можно обойти стороной, а, быть может, и возможностью: изменить себя.

Однако, если подобное желание и могло зародиться в какой-голове, — то мы должны утверждать: лишь о бессознательном характере подобного мотива следования собственным мыслям.

Но без всяких сомнений — достаточно правилен — общий характер выбранного направления: любая (возникающая перед нами) проблема, разрешение ее, так или иначе изменяет психику. И уже тут, вероятно, встает вопрос: отреагированности — на проблему.

Реакции, по всей видимости, отличаются — по характеру оказываемых воздействий. Своего рода, — проекции — на проблему. И своего рода — трансферентных отношений, по отношению: от проблемы (восприятия ее) — к индивиду.

Но уже как бы то ни было — в данном случае: вполне уместно говорить: о своего рода:

а). специфичности — существования (как — и в макрокосмическом: масштабе; так — и в касании, выявлении — частностей; деталей…);

б). особом характере травматичности — как (касаемо) психического восприятия, так и — даже в большей степени — последствий (подобного рода воздействий).

Остановимся, пожалуй, на втором.

Мы постулируем два основных (вытекающих, по сути, одно из другого) предположения:

Возникновение психической травмы — способно:

  • Вызвать зарождение симптоматики невротических (проявлявшихся в: истерии, тревожности, беспокойстве, фобических проявлениях, состоянии навязчивых состояний и т. п.) и патологических (шизофрения, галлюцинаторный бред, паранойя и т. п.) заболеваниях;
  • Привести — как к необратимым последствиям (начиная от изолированности от общества: искусственного, например, ограничения в коммуникативном контакте вследствие, например, агарофобии, или специального, — например, помещения в стационар вследствие, например, ярко выраженного психического характера заболевания способного поставить под угрозу сохранность жизни окружающих; и заканчивая — суицидальными попытками…), так и — способствовать изменению самосознания и мировоззрения (а значит — уже так или иначе: вызвать — являясь инициатором — духовный рост личности).

Первый (из предложенных) вариантов мы уже в какой-то мере разбирали. И уже тогда — нам любопытно будет рассмотреть: что же происходит с личностью (индивидом, психическим содержанием индивида), — в случае: если:

а). какая-либо жизненная драма — уже привела к психической травме;

б). явно наблюдается — зарождение: симптоматики психического (например, психопатического — более, чем психопатологического — хотя в каком ином — не нашем — случае: вполне возможно и наоборот) заболевания;

в). пациент — так или иначе — предотвратил обострение, и даже (в какой-то мере) — замедлил (в качестве вводного — ведем именно: замедлил, а не остановил) течение болезни.

Таким образом, мы подошли к возможному разрешению (нашим индивидом) конфликта между его бессознательным и сознанием (между: Я и Оно; или: Я и сверх-Я; или: сверх-Я — и Оно): посредством ситуационного отреагирования. Причем, на фоне — явно ожидаемой деструкции: в нашем случае — происходит т. н. эффект диспозиции. Т. е. наблюдается — результат, в какой-то мере, — обратный: предполагаемому (где: предполагаемость — выступает в роли: ожидаемого; типично прогнозируемого хода течения заболевания; от появления симптоматики — к следствиям — течения — болезни).

Прежде чем приступить к разрешению поставленного вопроса — заметим, что поиск какого-либо разрешения (случившегося с нашим индивидом невротического конфликта) — уже, как говорится, имеет место быть. Но начался он — уже после того, как болезнь — заявила о себе каким-либо симптомом. Причем, ситуация настолько оказалась не под контролем (расположенных к ведению подобного контроля сил), что ни один из видов защит (большей частью, как нам кажется, все же ориентированных на включение адаптивных механизмов сопротивления — до, — т. е. в начале болезни) — или: не «включилась»; или — не справилась со своими «обязанностями».

Попробуем подытожить. Раннее мы предположили, что:

а). невротический синдром — заявил о себе (развитием, например, тревожности; или каких-либо — фобических предрасположенностей);

б). механизмы защиты психики — (по каким-либо причинам) оказались бессильны;

в). индивид — решил самостоятельно изменить ситуацию. (Т. е. мы, в какой-то мере, можем говорить о том, что защитные процессы психики — не до конца девольвированы и, — по крайней мере, — присутствуют).

В результате (осуществления подобного рода действий) в психике нашего индивида стали происходить изменения. Причем, для лучшего понимания (и выявления) характера этих изменений — следует уточнить, что возможность их появления — была продиктована обострением (усилением влияния) невроза.

Другими словами, индивиду (в данном случае) — совсем не оставили шансов. Ему нужно — или оставлять все «на своих местах» (а значит — почти неминуемо — будет наблюдаться еще большее усиление симптомов), или — кардинально перестраивать систему жизненных ценностей.

Второй случай, кстати, еще и более предпочтителен — потому как: дает хоть какой-то шанс — на разрешение (образовавшегося) конфликта.

Далее. В результате оказания каких-либо действий на психику индивида, следует обратить внимание на факт возникновения: сопротивления. Вполне объяснимо, что психика, стремясь удержать свою целостность (а целостность, в данном случае, уместна в роли некой объединительной модели, независимого присутствия в психике — деления ее — на «больную», или «здоровую») — будет противостоять хоть каким-то образом. Выдвигая, зачастую, или меры контрперевеса, или же — задействуя ряд иных механизмов.

В данном случае, быть может, даже для кого покажется и уместным проведение некоей аналогии с развитием невроза так сказать классическим путем. Путем — вытеснения (неудовлетворенных желаний). Однако, на наш взгляд, — в нашей ситуации все же имеется ряд существенных отличий. Базирующихся, главным образом, на том, что в случае возникновения невроза посредством вытеснения в бессознательное ряда неудовлетворенных желаний, (либидо), мы вполне можем говорить — о дальнейшем продолжении развития болезни.

Тогда как, в случае возникновения нечто подобного в результате противодействия обострению заболевания — говорим: о перспективе излечения.

Психика индивида, в результате травматической ситуации — испытывает на себе достаточно сильное деструктивное влияние. Помимо (порой, достаточно четко выраженных) разрушительных последствий, возможен — и, своего рода, перцептивный инсайд; в данной ситуации появляющийся, вероятно, потому, — что психические механизмы регуляции не справляются с потоком поступающей информацией (в результате чего, наблюдается, своего рода, переполняемость эмоциями), — и происходит, своего рода, выброс энергии. Подобный всплеск — и возможно отнести к инсайду. Своего рода, озарению. Внезапному просветлению.

Данное состояние психики (возможность достижения подобного) нам любопытна в контексте предыдущего разговора о сломе устоявшихся стереотипов восприятия действительности (что и означает — смену мировоззренческих позиций). В соответствии с подобной ситуацией — действительно возможно некоторое воздействие на психические составляющие (вероятно — на сумму психических составляющих), выражающиеся в развитии симптоматики психических заболеваний (главным образом, по всей видимости, все же уместней вести речь о невротических проявлениях, нежели чем ссылаться на какую-либо патологию).

Однако, проявление подобного (легкой степени невроза, например) — на наш взгляд, — будет наоборот: как бы подстегивать (сопутствовать, если можно так выразиться, положительным изменениям; трансформации) психику. А значит — заметно быстрее (и, — в последующем, — ощутимее) попавшая «в тупик» психика — «проявит» себя состоянием инсайта. Причем — инсайт, в данном случае, вполне можно понимать и значительно шире. Это не только общее озарение, вспышка, рождение какой-либо гениальной идеи или откровение, но и в какой-то мере производное (в эклектическом понимании) от слова: «вдохновение» (точнее, — под смысловым значением слова «инсайт» — можно понимать и то, и другое, и третье; в зависимости от впечатления, испытываемого каждым, и от той эмоциональной составляющей, которую отдельный индивид вкладывает в значение — открывшейся перед ним тайны, внезапного преодоления своего рода — барьера). И в данном случае, мы можем наблюдать схожее состояние, когда психика, в результате травматической ситуации значительно интровертировало (способствовало еще большему погружению вглубь себя) индивида, а потом, в результате подобной мобилизации — разрядилась, явив состояние инсайда. Тем самым, произошел некий разряд (сконцентрированных, и сосредоточенных в одной точке энергий), и вызвавший, в свою очередь, то, что можно понимать под вспышкой, озарением, и т. п. …

Таким образом, мы вполне можем заключить, что наша психика (в случае возникновения какой-либо травматической ситуации) может отреагировать, как минимум двумя способами.

По одному из них, — будет то, что еще со времен Фрейда понимается как «бегство в болезнь». Т. е. погружение психики индивида в некий вымышленный, иллюзорный мир восприятия реальности, действительности. (Подмена реальных образов — несуществующими).

А в другом случае, в результате сопротивления (внутреннего протеста) психика справляется с симптоматикой (обострившихся) невротических заболеваний; в результате чего, — в рассматриваемой нами ситуации, — наблюдался духовный рост личности, выразившийся в переосмыслении жизненных позиций, изменению ценностных норм, — т. е. своего рода: произошло рождение новой личности.

В данном случае, можно также заключить, что индивиду удалось выйти из старого (прежнего, закрепившегося в нем) образа, по которому он позиционировался окружающим; а значит, произошла, своего рода, смена используемых образов, масок. Потому как, достаточно сложно отказаться вообще от существования у каждого индивида определенной маски. А то и — попросту невозможно. (Иначе — следовало бы совсем нивелировать значение стереотипичности мышления, что — в свою очередь — означало бы: или исключение индивида из социума; или — стирание в его памяти каких-либо эмоциональных переживаний пройденного жизненного опыта).

А значит, — мы вполне можем заключить: в зависимости от:

а) характера психической травмы (вызванной травматическим конфликтом);

б) специфики психического аппарата какого-либо индивида;

в) ряда еще каких-либо условий, — возможно не только разрешение душевного конфликта, но и — его ярко выраженный позитивный характер.

Другими словами, травматический (для психики) конфликт способствовал — духовному росту личности. Переориентации жизненных ценностей. Рождению, своего рода, новой личности. С новыми — запросами и формируемыми привычками. Что, — в принципе, — тоже результат.

(Другой вопрос, что в последующем, быть может, придется говорить о дальнейшем изменении. Потому как, по нашему мнению, если подобное с психикой индивида, случилось: раз, то почти наверняка, мы можем говорить о повторении чего-либо подобного в будущем. Но это уже, по всей видимости, совсем другой разговор. К которому, быть может, мы когда-нибудь и вернемся)

Список использованных источников.

  1. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я // Психоаналитические этюды. Мн., 2003. С. 422-481.
  2. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. СПб., 2003. 480 С.
  3. Фрейд. Недовольство культурой.
  4. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни // Психология бессознательного. СПб., 2002. С. 181—277.
  5. Фрейд З. Несколько замечаний по поводу понятия «бессознательное» // Основные психологические теории в психоанализе. Мн., 2004. С. 67-76.
  6. Фрейд З. Продолжение лекций по введению в психоанализ. Лекции 29-35 // Основные психологические теории в психоанализе. Мн., 2004. С. 212-390.
  7. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Психология бессознательного. СПб., 2002. С. 340—378.
  8. Фрейд З. Фрагмент анализа истерии (История болезни Доры) // Фрейд З. Избранное. Ростов/на/Д, 1998. С.177-336.
  9. Фрейд З. Человек Моисей и монотеистическая религия // Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992. С.135-256.
  10. Фрейд З. Тотем и табу // Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному; Страх; Тотем и табу: Сборник. Мн., 1998. С. 324-491.
  11. Фрейд З. Основные принципы психоанализа. М.; Киев, 1998.
  12. Фрейд З. Сопротивление против психоанализа // Фрейд З. Психоаналитические этюды. Минск, 1997. С. 525-535.
  13. Фрейд З. Бессознательное // Основные психологические теории в психоанализе. Мн., 2004. С.123-160.
  14. Фрейд З. Влечения и их судьба // Основные психологические теории в психоанализе. Мн., 2004. С.99-123.
  15. Фрейд З. Печаль и меланхолия // Основные психологические теории в психоанализе. Мн., 2004. С.176-194
  16. Фрейд З. О превращении влечений в особенностях анальной эротики// Основные психологические теории в психоанализе. Мн., 2004. С.203-212
  17. Фрейд З. Вытеснение // Основные психологические теории в психоанализе. Мн., 2004. С. 85-99.
  18. Фрейд З. Положение о двух принципах психической деятельности // Основные психологические теории в психоанализе. Мн., 2004. С. 76-85.
  19. Фрейд З. Метапсихологическое дополнение к учению о сновидениях // Основные психологические теории в психоанализе. Мн., 2004. С. 161-176.
  20. Фрейд З. Толкование сновидений. Мн., 2003. 576 С.
  21. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному; Страх; Тотем и табу: Сборник. Мн., 1998. 496 С.
  22. Фрейд З. Характер и анальная эротика // Психоаналитические этюды.—Мн.: Попурри, 2003. С. 151-156.
  23. Фрейд З. Из жизни детской души // Психоаналитические этюды. Мн., 2003. С. 269-273.
  24. Фрейд З. Некоторые типы характеров из психоаналитической практики // Психоаналитические этюды. Мн., 2003. С. 156-179.
  25. Фрейд З. Введение в психоанализ // Психоаналитические этюды. Мн.: Попурри, 2003. С. 5-151.
  26. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Психоаналитические этюды. Мн.: Попурри, 2003. С. 481-525.
  27. Фрейд З. Психоаналитические этюды // Психоаналитические этюды. Мн.: Попурри, 2003. С. 525-567.
  28. Фрейд З. Леонардо да Винчи. Воспоминание детства // Психоаналитические этюды.—Мн., 2003. С. 370-422.
  29. Фрейд З., Буллит У. 28-й президент США. Психолог. исслед. М.: Прогресс, 1999. 288 С.
  30. Фрейд З. Мотив выбора ларца // Классический психоанализ и художественная литература / Под ред. Лейбина В. М. СПб., 2002. С. 35 — 47.
  31. Фрейд З. Бред и сны в «Градиве» В. Иенсена // Классический психоанализ и художественная литература / Под ред. Лейбина В. М. СПб., 2002. С. 16-35.
  32. Фрейд З. Анализ фобии пятилетнего мальчика // Психология бессознательного. СПб., 2002. С.38—113.
  33. Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности // Психология бессознательного.—СПб., 2002. С. 113—181.
  34. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни // Психология бессознательного. СПб., 2002. С. 181—277.
  35. Фрейд З. О сновидении // Психология бессознательного. СПб.: Питер, 2002. С. 277—307.
  36. Фрейд З. О психоанализе // Психология бессознательного. СПб.: Питер, 2002. С. 308—340.
  37. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Психология бессознательного.—СПб., 2002. С. 340—378.
  38. Фрейд З. Я и Оно // Психология бессознательного. СПб., 2002. С. 378—390.
  39. Фрейд З. Конечный и бесконечный анализ // «Конечный и бесконечный анализ» Зигмунда Фрейда. М., 1998. С.15-28.
  40. Фрейд З. Отрицание // Венера в мехах. Л. фон Захер-Мазох. Венера в мехах. Ж. Делез. Представление Захер-Мазоха. Фрейд З. Работы о мазохизме. М., 1996. С.363-371.
  41. Фрейд З. Семейный роман невротиков // Фрейд З. Художник и фантазирование. М., С.135-137.
  42. Фрейд З. Фрагмент анализа истерии (История болезни Доры) // Фрейд З. Избранное. Ростов/на/Д, 1998. С.177-336.
  43. Фрейд З. Художник и фантазирование // Фрейд З. Художник и фантазирование. М., 1995. С.129-134.
  44. Фрейд З. Человек Моисей и монотеистическая религия // Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992. С.135-256.
  45. Фрейд З. Скорбь и меланхолия // Фрейд З. Художник и фантазирование, 1995. С. 252-259.
  46. Г. Ле Бон. Психология народов и масс. Макет,СПБ,1995.
  47. В. М. Бехтерев. Внушение и толпа. Библиотека ВАПП. vapp.ru
  48. С.Г. Кара-Мурза. Манипуляция сознанием. kara-murza.ru
  49. Медведев В. А. Сны о России. Психоанализ российской действительности и русской судьбы. СПб., 2004. Т.1. 240 С.
  50. Медведев В. А. Сны о России. Психоанализ российской действительности и русской судьбы. СПб., 2004. Т.2. 236 С.
  51. Юнг К. Г. Понятие коллективного бессознательного // Зарубежный психоанализ / Под ред. В. М. Лейбина. СПб.: Питер, 2001. С. 211-224.
  52. Хорни К. Культура и неврозы // Зарубежный психоанализ / Под ред. В. М. Лейбина. СПб.: Питер, 2001. С. 335-347.
  53. Хорни К. Психоаналитическая терапия // Зарубежный психоанализ / Под ред. В. М. Лейбина. СПб., 2001. С. 347-371.
  54. Хорни К. Невроз и развитие личности // Хорни К. Собр. Соч. в 3 т. Т.3. М., 1997. С.235-684.
  55. Хорни К. Наши внутренние конфликты // Хорни К. Собр. Соч. в 3 т. Т.3. М., 1997. С. 6-234.
  56. Куттер П. Современный психоанализ. СПб., 1997.
  57. Гартманн Х., Крис Э., Левенштейн Р. М. Заметки по теории агрессивности // Антология современного психоанализа. М., 2000. Т.1. С.107-219.
  58. Зеленский В. В. Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий. М., 2004. 256 С.
  59. Волошинов В. Н. Фрейдизм. М.190 С.
  60. Менцос С. Психоаналитическая теория неврозов // Ключевые понятия психоанализа / Под ред. Мертенса. СПб, 2001. С. 173-178.
  61. Гамбургер А. Перенос и конрперенос // Ключевые понятия психоанализа / Под ред. Мертенса. СПб, 2001. С. 240-246.
  62. Шмидт-Хеллерау К. Влечение к жизни и влечение к смерти. Либидо и Лета. Сводная формально-логическая модель психоаналитической теории влечений и структурной теории. СПб, 2003. 298 С.
  63. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ.Т.1.Теория. М., 1996. 576 С.
  64. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ.Т.2. Практика. М., 1996. 776 С.
  65. Гринсон Ральф Р. Техника и практика психоанализа. М., 2003. 478 С.
  66. Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. М., 2004. 848 С.
  67. Тэхкэ В. Психика и ее лечение: психоаналитический подход.—М., 2001. 576 С.
  68. Лейбин В. М. Словарь-справочник по психоанализу. СПб., 2001. 688 С.
  69. Нейфельд И. Достоевский. Психоаналитический очерк под ред. Проф. З. Фрейда // Классический психоанализ и художественная литература / Под ред. Лейбина В. М. СПб., 2002. С. 162-217.
  70. Юнг К. Г. Об отношении аналитической психологии к произведениям художественной литературы // Классический психоанализ и художественная литература / Под ред. Лейбина В. М. СПб., 2002. С. 106-130.
  71. Юнг К. Г. Дух в человеке, искусстве и литературе. Мн., 2003. 384 С.
  72. Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Мн., 2003. 496 С.
  73. Григорьев И. Психоанализ как метод исследования художественной литературы // Классический психоанализ и художественная литература / Под ред. Лейбина В. М. СПб., 2002. С. 326-349.
  74. Выготский Л. Искусство и психоанализ // Классический психоанализ и художественная литература / Под ред. Лейбина В. М. СПб., 2002. С. 349-369.
  75. Халецкий А. М. Психоанализ личности и творчества Шевченко // Классический психоанализ и художественная литература / Под ред. Лейбина В. М. СПб., 2002. С. 316-326.
  76. Ранк О., Закс Г. Бессознательное и формы его проявления // Зарубежный психоанализ / Под ред В. М. Лейбина. СПб., 2001. С.58-82.
  77. Штекель В. Исходы психоаналитического лечения // Зарубежный психоанализ / Под ред В. М. Лейбина. СПб., 2001. С. 82-108.
  78. Абрахам К. Исследование о самой ранней прегенитальной стадии развития // Зарубежный психоанализ / Под ред В. М. Лейбина. СПб., 2001. С. 108-127.
  79. Джонс Э. Значение деда в судьбе отдельного человека // Зарубежный психоанализ / Под ред В. М. Лейбина. СПб., 2001. С. 127-134.
  80. Ференци Ш. К вопросу о психоаналитической техники // Зарубежный психоанализ / Под ред В. М. Лейбина. СПб., 2001. С. 134-147.
  81. Юнг К. Г. Понятие коллективного бессознательного // Зарубежный психоанализ / Под ред В. М. Лейбина. СПб., 2001. С. 211-224.
  82. Юнг К. Г. Сознание, бессознательное и индивидуация // Зарубежный психоанализ / Под ред В. М. Лейбина. СПб., 2001. С. 224-243.
  83. Райх В. Предотвращение неврозов и проблема культуры // Зарубежный психоанализ / Под ред В. М. Лейбина. СПб.: Питер, 2001. С. 271-305.
  84. Райх В. Генитальный и невротический характеры // Зарубежный психоанализ / Под ред В. М. Лейбина. СПб., 2001. С. 251-271.
  85. Хорни К. Культура и неврозы // Зарубежный психоанализ / Под ред В. М. Лейбина. СПб., 2001. С. 335-347.
  86. Хорни К. Психоаналитическая терапия // Зарубежный психоанализ / Под ред В. М. Лейбина. СПб., 2001. С. 347-371.
  87. Хорни К. Невротическая личность нашего времени // Хорни К. Собр. Соч. в 3т. Т.1. М., 1997. С.272-488.
  88. Лакан Ж. Стадия зеркала и ее роль в формировании функции Я в том виде, в каком она предстает нам в психоаналитическом опыте // Зарубежный психоанализ / Под ред В. М. Лейбина. СПб.: Питер, 2001. С. 470-479.
  89. Лакан Ж. Психология и метапсихология // Зарубежный психоанализ / Под ред В. М. Лейбина. СПб., 2001. С. 479—493.
  90. Лакан Ж. Четыре основные понятия психоанализа. М.: Гнозис, Логос, 2004. 304 С.
  91. Кутер П. Современный психоанализ. СПб., 1997.
  92. Гартманн Х., Крис Э., Левенштейн Р. М. Заметки по теории агрессивности // Антология современного психоанализа. М., 2000. Т.1. С.107-219.
  93. Винникотт Д. В. Использование объекта // Антология современного психоанализа. М., 2000. Т.1. С. 447-454.
  94. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. М., 1997. 304 С.
  95. Калина Н. Ф. Основы психоанализа. М., 2001.—352 С.
  96. Зеленский В. В. Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий. М., 2004. 256 С.
  97. Соколов Э. В. Введение в психоанализ. — СПб.: Лань, 2002.—320 с.
  98. Волошинов В. Н. Фрейдизм. М.,190 С.
  99. Фрейд А. Введение в детский психоанализ; Норма и патология детского развития; «Я» и механизмы защиты: Сборник. Мн., 2004. 448 С.
  100. Благовещенский Н. А. Учитель и ученик: между Эросом и Танатосом. Психоанализ педагогического процесса. СПб., 2000. 224 С.
  101. Гамбургер А. Психоанализ и литература // Ключевые понятия психоанализа / Под ред. Мертенса. СПб, 2001. С. 287-294.
  102. Менцос С. Психоаналитическая теория неврозов // Ключевые понятия психоанализа / Под ред. Мертенса. СПб, 2001. С. 173-178.
  103. Шварц Ф. Психоаналитические исследования психозов // Ключевые понятия психоанализа / Под ред. Мертенса. СПб, 2001. С. 178-182.
  104. Капфхаммер Г. Психоаналитическая концепция психологического развития // Ключевые понятия психоанализа / Под ред. Мертенса. СПб, 2001. С. 182-188.
  105. фон Рад М. Психоаналитическая психосоматика // Ключевые понятия психоанализа / Под ред. Мертенса. СПб, 2001. С. 188-194.
  106. Кейп Х. Психоаналитическая социальная психология // Ключевые понятия психоанализа / Под ред. Мертенса. СПб, 2001. С. 194-202.
  107. Мертенс В. Психоанализ и аналитическая психотерапия // Ключевые понятия психоанализа / Под ред. Мертенса. СПб, 2001. С. 224-232.
  108. Кернер Ю. Психоаналитический лечебный альянс // Ключевые понятия психоанализа / Под ред. Мертенса. СПб, 2001. С. 232-235.
  109. Вертман Г. Психоаналитическое толкование // Ключевые понятия психоанализа / Под ред. Мертенса. СПб, 2001. С. 235-240.
  110. Гамбургер А. Перенос и конрперенос // Ключевые понятия психоанализа / Под ред. Мертенса. СПб, 2001. С. 240-246.
  111. Ясперс К. Стринберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Сведенборга и Гельдерлина. М., 1999. 238 С.
  112. Шмидт-Хеллерау К. Влечение к жизни и влечение к смерти. Либидо и Лета. Сводная формально-логическая модель психоаналитической теории влечений и структурной теории. СПб, 2003. 298 С.
  113. Кондрашенко В. Т., Донской Д. И., Игумнов С. А. Общая психотерапия. М., 2001. 464 С.
  114. Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990. 397 С.
  115. Лейбин В. М. Словарь-справочник по психоанализу. СПб., 2001. 688 С.
  116. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ.Т.1.Теория. М., 1996. 576 С.
  117. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ.Т.2. Практика. М., 1996. 776 С.
  118. Гринсон Ральф Р. Техника и практика психоанализа. М.: Когито-Центр, 2003. 478 С.
  119. Тэхкэ В. Психика и ее лечение: психоаналитический подход. М.: Академический Проект, 2001. 576 С.
  120. Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. М., 2004. 848 С.

««« Назад  К началу

© , 2005 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

Канал в Telegram: @PsyfactorOrg
 
.
   

© Copyright by Psyfactor 2001-2017.
© Полное или частичное использование материалов сайта допускается при наличии активной ссылки на Psyfactor.org. Использование материалов в off-line изданиях возможно только с разрешения администрации.
Контакты | Реклама на сайте | Статистика | Вход для авторов