Аннексия Крыма как война нового типа

Операция по захвату Крыма и действия России на востоке Украины свидетельствуют о создании конфликтных ситуаций нового типа.

Путин агрессор и захватчик

«Странная война», как о ней сейчас говорят, в отличие от той, которая была развязана Гитлером в 1939 году, характеризуется активной координацией многих элементов с целью захвата данной территории в кратчайшие сроки и с наименьшими потерями. Можно перечислить пять основных действий, которые использует агрессор.

Организация

Использование местных организаций и политических партий, получающих финансирование из Кремля, было одним из ключевых элементов операции по захвату Крыма. Политические и общественные группировки, получающие дотации из России, в течение многих лет направляли свои усилия на поддержку российского присутствия на Крымском полуострове и в восточных областях Украины. Самым ярким примером является организация «Украинский выбор» Виктора Медведчука, который в течение длительного времени выступает пропагандистом укрепления украинско-российских связей. Рекламные плакаты, прославляющие преимущества от вступления в Таможенный союз и критикующие присоединение к Европейскому Союзу, стали постоянным элементом городского пейзажа на Украине.

Пророссийские организации стали основным элементом операции по захвату Крыма. Аниматором переворота был лидер пророссийской партии «Русское единство» Сергей Аксенов, который назначен премьер-министром самопровозглашенного правительства. В рядах пророссийских активистов были деятели Союза крымских казаков «Крымский фронт», объединяющих казаков не только по названию, поскольку казаков в Крыму в историческом смысле просто не было (кроме тех, которые были захвачены в качестве татарского ясыря). Более того, на полуострове действуют также организации «Русский блок», «Народное Движение Освобождения и Союз Тавриды», пророссийская молодежная организация «Прорыв» и «Евразийский Союз Молодежи».

Подобным образом выглядит ситуация в восточных областях Украины, где действует организация Александра Кофмана, являющегося координатором «Народной миссии Донбасса», а также «Великая Русь» Юрия Апухтина из Харькова, призывающая к расправе с «недобитыми бандеровцами», «Русский восток» Артема Ольхина из Донецка, который признает, что акциями протеста на востоке Украины руководит Россия или «Русский союз Донбасса», которую координирует луганский активист Константин Миронченко.

(Дез)информация

Реализовать планы Кремля невозможно без информационной политики, которая обращена одновременно как к внешнему адресату (международное общественное мнение), так и к внутреннему (русскоязычные граждане бывшего СССР). В распространении контента, рассчитанного на первую категорию слушателей, особую роль играет телевидение «Russia Today», ведущее вещание на английском языке, А вот недавно созданное агентство «Россия сегодня» формально направлено на «повышение уровня эффективности государственных средств массовой информации», в действительности же оно занимается формированием российского взгляда на происходящее (агентством руководит кремлевский пропагандист Дмитрий Киселев, читайте подробнее о реформе СМИ).

«Russia Today» как оружие на фронте англоязычных СМИ построена по образцу лучших западных телевизионных станций, в которых работают многие западные журналисты, ведущие информационную войну с американскими и европейскими СМИ. Как утверждает Кшиштоф Сурдык, «русское BBC» представляет свой нарратив событий ненахальным образом — ее информация, оценки и анализ, не всегда основанные на фактах, содержат признаки достоверности, благодаря чему завоевывают благосклонность лиц с неустоявшимися взглядами. В информационную войну Россия вовлекает также известные пиар-агентства (например, американскую фирму «Ketchum»), которые за соответствующее вознаграждение улучшают ее имидж и убеждают в ее правоте.

Важным театром российских пропагандистских действий, наряду с телевидением, с недавнего времени стал Интернет. Как пишет Томаш Александрович, Путин начал холодную войну 2.0, делая особый упор на использование социальных сетей и блоггерской среды (рекомендую: „Putin. Wojna. Dezinformacja”). В сетевой информационной войне принимают участие не только официальные аккаунты российских учреждений, СМИ, политиков и деятелей, но также профили анонимных пользователей со всего мира, «которые или четко стоят на стороне России, или занимают решительно антиукраинскую позицию, или же просто антиамериканскую либо антиевропейскую». Ядвига Рогожа из Центра восточных исследований считает, что Россия — это настоящая пропагандистская Интернет-держава, вовлекающая в свою орбиту тысячи влиятельных блоггеров.

Дипломатия

Значительную часть дипломатической работы в связи с предпринятыми на востоке и юге Украины операциями взяло на себя Министерство иностранных дел России. Глава российской дипломатии Сергей Лавров выступает в роли глашатая интересов России, иногда (исключительно во время переговоров с наиболее важными политиками) высказывается Владимир Путин, почти никогда премьер-министр Медведев, а от случая к случаю звучат экстремистские высказывания Владимира Жириновского. Благодаря такой централизации усилий российской дипломатии, их посыл согласован и скоординирован, не взирая на определенные ошибки и неподконтрольные провалы.

Лучше всего оценить действенность российской дипломатии можно на примере того, как реагирует Запад на аннексию Крыма. Русские удачно блокируют введение экономических ограничений, используя дипломатические рычаги и сформированные ранее прочные экономические связи с Западом. До настоящего времени умелое ведение дипломатической борьбы позволяло Путину избегать реальных, а не символических санкций. Голоса западных политических элит, «обеспокоенных» действиями России в Украине, сопровождаются голосами действительно обеспокоенных представителей западного бизнеса. Символическим актом было одобрение, вызванное словами Джузеппе Виты, шефа UniCredit банка во время состоявшегося месяц тому назад в Берлине немецко-российского форума под названием «Шансы экономического пространства от Лиссабона до Владивостока» (sic!). Итальянский банкир, начавший свое выступление цитатой Ленина, остро раскритиковал возможность введения экономических санкций по отношению к России, за что получил громкие аплодисменты.

Специальная акция

Переговорно-дипломатические и прежде всего организационные действия (в самый кульминационный момент кто-нибудь должен обратиться к Владимиру Путину за помощью и спасением от кровожадных «фашистов») — это база для ввода в действие специальных сил. «Зеленые человечки», как стали называть российских солдат без опознавательных знаков из специальных военных формирований ГРУ, захватывают важнейшие административные помещения, здания милиции и украинских военных баз, куда затем запускают «общественных деятелей», формулирующих требования о проведении референдума и присоединения «спорной территории» к Российской Федерации. Однако стиль проведения акции, подготовка и экипировка «активистов» позволяет утверждать, что речь идет не о спонтанных действиях местной общественности.

Церемония

Глубоко продуманную конструкцию захвата чужих территорий венчает выступление Владимира Владимировича Путина. В подлинно византийском духе президент России сообщил жителям Крыма, гражданам Российской Федерации и всему миру о «возвращении полуострова на родину». Выступление лидера России — это словесная иллюстрация примененных в ходе операции приемов — оно переполнено фальшивыми обвинениями, полуправдой и непоследовательностью. Это своеобразное отражение российской власти и поддерживающего ее российского общества.

Перевод Людмилы Слесаревой

Источник: Eastbook.eu

25.04.2014

Предложить интересную новость, объявление, пресс-релиз для публикации »»»