Осторожно: игра. Об опасности игромании

Игроманию называют грядущей болезнью человечества. О ее опасности говорит само происхождение слова (от английского «геймблинг», геймбл — игра с плохими последствиями).

игромания

Это психологическое заболевание медики еще называют лудоманией (в переводе с латинского «лудус» — игра), российский аналог — игромания.

«Формально такой болезни нет, — говорит доцент кафедры психотерапии, медицинской психологии и наркомании НГИУВ Виктор Кубасов, — но фактически она приравнивается к наркомании, и ее социальные последствия не менее тяжелы. Люди, впервые заглянувшие в залы игровых автоматов, зачастую не знают, что на кого-то из них азарт может подействовать как наркотик. Человек начинает играть, появляются новые ощущения. От выигрыша, даже небольшого, он приходит в состояние эйфории, которое ему надо испытывать снова и снова. Впоследствии его постоянно тянет играть, и если он лишается этого, появляются тревога, плохое настроение, ухудшается самочувствие.

Ситуация осложняется тем, что человек выглядит вполне здоровым, но ему необходима помощь, потому что сам игрок уже не может себя контролировать. Он готов днями и ночами сидеть у игрового автомата, непрерывно подпитывая себя «гормонами радости» — эндорфинами.

При этом организм, испытывая нервное перенапряжение, истощается, человека начинают мучить кошмары, бессонница, гипертония, нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы. Возникает склонность к депрессиям, повышается риск психоза. У поклонников «одноруких бандитов», незаметно для них, начинается деградация, распад личности. При всем при этом они еще тратят деньги, нанося серьезный ущерб себе и бюджету семьи».

В некоторых странах игромания давно внесена в список психических заболеваний. Это та же наркомания, подтверждают биохимики, проведя исследования. Механизм появления болезни, формы ее развития и клинические стадии во многом идентичны тем, что наблюдаются у людей, употребляющих кокаин. В обоих случаях происходит выработка сверхдозы эндорфинов и последующая интоксикация организма. Похожи и методы лечения — это госпитализация, как правило, изоляция, нейролептики, которые прописывают при шизофрении, и гипновнушение.

«От компьютерной зависимости отучить проще, — утверждает Виктор Кубасов, — можно просто выключить компьютер. Огромное количество людей подергаются, понервничают и перестанут играть. В игровые залы, возникающие повсеместно, двери наглухо не закроешь, это можно сделать только в государственном масштабе. По большому счету наркомания, алкоголизм тоже проблемы не медицинские, а социальные.

Мы очень надеялись на жесткий запретительный режим. Пока же, к сожалению, проблему лудомании не замечают, а наоборот усугубляют. Игровые залы растут в геометрической прогрессии, уже говорят о строительстве крупнейших игровых зон в стране. Между тем так же быстро увеличивается количество игроманов. Иным людям достаточно 3-4 посещения, и они «попали». Все зависит от личностных качеств. Был у меня один клиент, пациентами мы их пока не называем, который проиграл 360 тысяч рублей. Пробовал отыграться (кстати, это совершенно бесперспективно), но яма становилась все глубже и глубже. Пришлось расстаться с квартирой.

Среди пациентов психиатрических и наркологических центров играющих на автоматах становится все больше. Последние годы болезненное пристрастие к игре приобрело характер эпидемии. Беда этих людей в том, что они прекрасно все понимают, но ничего с собой поделать не могут. Знают, что проиграют, но тянутся к игровому автомату снова и снова. Они окружены духовным вакуумом, им не дороги ни семья, ни друзья, все жизненные ценности отходят на второй план, затем вообще перестают играть какую-либо роль в жизни и уступают место автомату, карточному столу. Геймеры спешат наперекор всему окунуться в мир сверкающих огней, вечного веселья, им надо скорее получить удовольствие. Идеология потребительства: дай мне вот это и это, я возьму. На душе пусто, такие люди настроены на примитивные телесно-житейские удовольствия, когда им надо просто «убить время». Какое страшное словосочетание!

Очень важно, чтобы человек понял, что он подходит к краю пропасти. Сверкающие огни казино меркнут быстро, надо помнить, что вся игровая индустрия настроена на проигрыш. Сказочный мир оборачивается для многих не только потерей семьи, работы, денег, но и жизни. Увы, все чаще появляются истории с печальным концом. Сам человек, по идее, может справиться с этой зависимостью, но если он этого хочет. Насильно ни психолог, ни психотерапевт ничего сделать не смогут. Сначала человеку надо хорошо подумать и решить, для чего он живет, определиться со своим существованием. Когда люди приходят сами, мы им помочь можем. Даем психологическую формулу самоустановления, самопрограммирования. Они сами с нашей помощью должны перестроить свои эмоции, свое поведение. Помогаем также определиться с осмысленностью существования. Перевоспитать человека сложно, да это и не наша задача. Стараемся вникнуть в его духовный мир: веришь в бога — иди в церковь, во что-то другое — спеши туда.

Многие начинают играть из любопытства, когда возникает азарт, появляется гормональная встряска, происходит выброс адреналина, эндорфинов. Человек, заходя в игровой зал, на какое-то время становится сумасшедшим, логическое мышление полностью отключается, мозг работает только на эмоциональном уровне и требует, требует «продолжения банкета». По уму — выиграл, взял и ушел спокойно. Нет, там не до покоя. Не зря же говорят: за что отец сына бил? Не за то, что играл, а за то, что отыгрывался. Пенять на то, что это плохо, — бесполезно. К сожалению, в нашей среде, в нашем менталитете уговоры ни к чему не приводят. Ситуация переламывается порой только тогда, когда «жареный петух клюнет», то есть человеку надо в такие долги залезть, побывать на грани жизни и смерти, чтобы понять: так дальше жить нельзя. Наша особенность — все доводить до крайностей. Вот тогда мы начинаем суетиться. Многие так, между прочим, пить-курить бросают. Случится инфаркт или инсульт — вот он, сигнальчик! Пора, пора завязывать.

Попасть в группу риска лудоманов могут все: бедные и богатые, азартные и уравновешенные, бесшабашные и рассудительные. Страсть к легкой наживе, успеху присуща всем. Игра, как и все увлекательное, обладает бесконечной силой притяжения. Несмотря на то, что игровая зависимость пока не получила статус болезни, ученые уже заявляют: одни люди к ней предрасположены больше, чем другие. Впрочем, как и к любой зависимости».

Ольга Волкова, «Кузнецкий рабочий»

См. также:

Предложить интересную новость, объявление, пресс-релиз для публикации »»»