В секте идея и лидер приобретают одно лицо

Константин ЛисецкийОдним из громких событий последнего времени, кроме победы «Единой России» в выборах, стала история пензенских отшельников, замуровавших себя под землей в ожидании скорого конца света. И хотя группа последователей «отца Петра» относит себя к православию, поведение этих людей типично для членов секты. Константин Лисецкий, декан факультета психологии Самарского госуниверситета, рассказал порталу SAMRU.ru о том, что такое сектантство и какие люди могут попасть в секту.

Скажите, в секту может попасть любой человек или он должен обладать какой-то склонностью?

- В первую очередь надо сказать, что такое секта. Традиционные религии исповедуют общечеловеческие ценности. Но дело в том, что ценности нельзя объяснить, нельзя рассказать, их надо переживать. А секта как партия, что-то урезает, что-то сохраняет из ценностей. Этим она и отличается. Также в секте часто идея и лидер приобретают одно лицо, т.е. идея воплощается в одном человеке. Например, в Сибири строит город Солнца секта, в которой люди пошли за человеком — носителем идеи, который наделяет себя сверхчертами.

Кто может попасть в секту? Любой человек, если он находится в кризисе. Или же подростки, находящиеся на переходном возрастном этапе, когда идет мощная переоценка ценностей. Это что касается здоровых людей.

Но есть люди, не имеющие внутриличностной системы самоподдержки. Им трудно сделать выбор под собственную ответственность, поэтому они ищут покровителя. Когда ребенок растет, родители, естественно, являются его покровителями. Например, ползет ребенок за погремушкой, оборачивается и смотрит на маму — ищет поддержки, а она ему улыбается и кивает — и ребенок ползет дальше. Это нормально.

Но если человек взрослеет, а такие отношения со взрослыми сохраняются, то и сохраняется потребность в покровителе. Таким образом он не может самостоятельно принимать решения. Можно сказать, что у человека сохраняется подростковое сознание. Психологически взрослый человек не попадет в секту. А наличие подросткового сознания является устойчивым признаком и оно всегда находится в поисках покровителя.

И очень важный момент. Секта — это элемент суеверия, а суеверия в нашей стране в данный момент бушуют со страшной силой, причем во всех формах и видах. Это результат отстранения от научного атеизма.

Сейчас в школах и вузах надо вводить не православие, а научный атеизм. Не жестокий атеизм, который говорит, что Бога нет, а просвещенный. Если бы он присутствовал, то церковь от этого бы только выиграла. Потому что, они рассказывают про высшие силы в школе, а сектанты имеют больше возможностей приблизиться к человеку, войти домой и т.д. Они делают катастрофическую вещь, когда стараются внедрить в школу такой предмет.

Не надо путать научное мировоззрение и нравственную систему. А они пытаются, хоть и косвенным образом, подменить научное мировоззрение. И сектантское движение благодаря этому будет развиваться и дальше.

Отсутствие научного мировоззрения сейчас и разыгрывается. Придет кто-нибудь совершенно незнакомый и, глядя в глаза, скажет: «Я бога знаю лучше, чем священники» и поведет за собой людей, а все священники останутся на обочине дороги со всеми своими нравственными ориентирами и ценностями.

Поэтому сектантский бум — это результат потери научного атеизма в школе и в вузе. Научный атеизм преподавали еще в академиях Древней Греции. Платон ему учил, не смотря на огромное количество своих богов. Научный атеизм превращает религию в религию, в моральную, нравственную систему жизни, а не в секту.

Но надо помнить, что непросвещенный атеизм — это тоже суеверия.

Почему люди ищут покровителей, бегут в секты, и их легко схватить, обняв на лету? Атеист никогда не попросит у Бога то, что он может сделать сам. Здесь же приучают к тому, что если не попросишь, ничего у тебя не будет. Религиозное сознание формирует внушаемость людей. А поскольку внушаемость легче использовать на близком расстоянии, сектанты всегда оказываются рядом. Отсутствие научного атеизма и формирует внушаемость. Настоящий атеист в состоянии поступать нравственно не из страха перед Богом. Вообще нравственность из-за страха перед Богом — это не нравственность.

- Каким способом сектам удается вовлечь людей в свои ряды?

- Сегодня колоссально разработаны психологические технологии обработки людей. Такого уровня раньше не было. Страшно то, что они стали доступны. Но работают они только при приближении, а сектанты легко приближаются. Наличие таких технологий позволяет обрабатывать людей быстро и легко. Опасность сект в связи с этим возрастает.

- Как можно помочь людям, оказавшимся в секте?

- Глубоко ушедших туда вывести практически невозможно. Мне приходилось иногда быть экспертом при общении с сектантами. Кто-то попадает, родители жалуются в милицию и меня зовут выступить в качестве эксперта. Это очень тяжелая ситуация, когда человек в секте. Знаете что в первую очередь утрачивают сектанты? Они улыбаются, у них глаза светятся, но у них отсутствует чувство юмора. И это тонкий показатель.

Помочь может только очень конкретный человек, либо значимый, близкий, либо специалист высокого класса с действительно внутренними убеждениями, а не просто дядя, который говорит, что тебя обманывают, хотят отобрать квартиру и т.д. С попавшими в секту катастрофически трудно работать, потому что в принципе вытащить их оттуда, то же самое что раскодировать. Эти люди психологически закодированы.

14.12.2007

Предложить интересную новость, объявление, пресс-релиз для публикации »»»