.
  

© Рамиль Гарифуллин

Психология национальной самоидентификации

По статистике, большинство людей планеты, заглядывают в зеркало, чтобы сопоставить образ о себе с тем, что они реально видят в зеркале, находясь перед ним. Это важный акт, так как является физическим основанием существования

Я, хотя мы можем обнаруживать себя с помощью самообследования, то есть рассматривания и прощупывания составляющих своего тела, но не лица. Рассмотреть составляющие своего лица без зеркала невозможно. Максимум можно увидеть близко бок своего носа или свои губы, если их оттопырить.

Аналогичные процессы наблюдаются и при национальной самоидентификации.

Национальная самоидентификация, как и любая иная самоидентификация — очень важный психологический процесс личности.

С одной стороны, необходимо зеркало, а с другой образ о себе. Если нет зеркала для процессов национальной самоидентификации, то дальше носа своего нация увидеть не может. Если нет образа нации о себе, то вглядывание в зеркало, тоже ничего не даст и нация может себя не узнать в отражательной системе.

Таким образом, для того, чтобы в России были возможны процессы национальной самоидентификации, необходимы условия, при которых были бы, с одной стороны, соответствующие зеркала для национальной самоидентификации, а с другой, наличие образов о себе внутри самой нации.

Следовательно, возникает вопрос: есть ли такие зеркала в России для татар? Есть ли образ татар о себе, который позволял бы им самоидентифицироваться?

Эти зеркала конечно есть, но необходимо признать, что они мутные и мутнеют с каждым годом. У татарского народа есть желание подойти к этому зеркалу и разглядеть себя, но делает он это все реже и реже, в силу трансформации ценностей, вызванных современной эпохой и политико-экономическими процессами в России. Идут актуальные процессы, которые все чаще и чаще намекают татарам на то, что национальная самоидентификация не актуальный процесс и не стоит даже подходить к этому зеркалу, дескать самоидентифицируйтесь в другой сфере, далёкой от национальной.

Но это зеркало национальной самоидентификации трудно отбросить, в частности, трудно сразу отбросить Зеркало Татарского Языка, так как он живёт в душах татар. Кто-то уже чувствует, что это Зеркало Татарского Языка мутнеет, реже попадается под руки, реже используется и т. п. Очевидно, что благодаря этому национальная татарская самоидентификация может сойти на нет.

Теперь поговорим об образе татар о себе, который позволяет им узнать себя в зеркале татарской самоидентификации. Это образ также мутный.

Для того, чтобы понять причины этого помутнения, необходимо различать образ татар о себе «здесь и сейчас», от образа татар в историческом прошлом. Более того, необходимо определиться с тем, какой из этих образов более актуален для развития татарской нации в России. То, что образ татар в формате «здесь и сейчас» с каждым годом трансформируется и его трудно ухватить и сделать основанием для татарской национальной самоидентификации — это факт!

Поэтому, казалось бы, актуальнее для развития татарской нации полагаться на образ былого прошлого татар. И этот образ уже немало времени рисуется татарскими историками. Например, этот образ рисовался как образ волжских булгар или как образ потомков Золотой Орды (о других художествах историков упускаем) . Татары принимают эти образы в меру своих психологических особенностей, в частности, в меру наличия комплекса татарской национальной неполноценности. Поэтому этот образ татар для процессов татарской самоидентификации мутнеет и становится не пригодным для этого процесса. Развивать процессы татарской самоидентификации, основываясь только на комплексе татарской национальной неполноценности в золотоордынском формате было бы, на наш взгляд, бесперспективно. Тем более, татары не греки, у которые есть мощное фактологическое и историческое обоснование своего Великого Прошлого.

Золотоордынский крен в татарской самоидентификации удовлетворил бы какие-то частные интересы татар, но не способствовал бы развитию нации. При этом, необходимо признать, что комплекс неполноценности — ключевой психологический механизм развития личности, но не единственный! В психологии есть и иные механизмы. Поэтому некоторые татары игнорируют эти образы татар былого героического прошлого и полагаются при татарской самоидентификации на образы о себе в формате «здесь и сейчас». В любом случае, чтобы не происходило с татарами в процессе татарской национальной самоидентификации, основанием этого процесса является звучание в душе татар могучего и родного татарского языка. И татарский язык, как основание татарской самоидентификации, должен жить и развиваться.

См. также:

О татарском самосознании и его сохранении

© , 2019 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

Канал в Telegram: @PsyfactorOrg
 
.
   

© Copyright by Psyfactor 2001-2019.
© Полное или частичное использование материалов сайта допускается при наличии активной ссылки на Psyfactor.org. Использование материалов в off-line изданиях возможно только с разрешения администрации.
Контакты | Реклама на сайте | Статистика | Вход для авторов