© Рамиль Гарифуллин

О некоторых структурах и механизмах феномена Я и рефлексии

Основанием нашего Я является отношение Нечто, содержащегося в нашей психике к мыслям, которые посещают нашу психику. По сути, наше Я — это некий центр или наблюдательный пункт психики за мыслями, которые не мы сами «пригоняем». Ранее, нами было показано, что наше Я, в конце концов, тоже мысль, но она особая, так как является мыслью о мысле. Более того, ранее нами было показано, что работа сознания это психическое чередование мысли и мысли об этой мысли, то есть, чередование «свалившейся» мысли и отношенческой к ней мысли. Это чередование мысли и мысли о мысле и есть сознательный процесс. Первичные мысли сваливаются в нашу психику из бессознательного и сравнительно чужды по отношению к нашей психики. Это связано с тем, что эти мысли являются продуктом непредсказуемой внешней среды и непредсказуемой внутренней среды (бессознательного). А мысли о мысли, являясь основанием Я, не настолько чужды к нашей психике, так как они возникают в условиях истории нашей психики и внутрипсихической среды. То есть, наше Я развивается, благодаря нашим прошлым процессам психики. Наше Я, как программа, всегда работает и включается, благодаря своему прошлому и условиям, в которых наше Я развивалось.

Когда нами осознается, что пришедшая мысль грешная, то есть, когда эта мысль о мысле открывает для себя, что пришла грешная мысль, то это связано с прошлым нашего Я и его воспитанием и развитием. Поэтому мысль о мысле — это продукт особой программы, называемой нами Я, которая формировалась прошлыми процессами нашей психики. Эти процессы воспитали наше Я, то есть, научили психику включать эту мысль ( о мысле), причем включать в определенном качестве, задающем отношение к приходящим мыслям, о которых возникает мысль, то есть включается работа Я.

Таким образом, воспитание нашего Я — это воспитание отношенческой вторичной мысли к первичной «свалившейся» мысли. Воспитание Я — это воспитание мысли. Воспитание Я — это процесс развития прото-Я до более зрелого Я, которое на высшем этапе своего развития начинает знать о собственном существовании, тем самым перестав быть прото-Я. Именно это воспитание позволяет нашему Я оценивать не только явления внешнего мира, но и вторичные мысли, которые спонтанно «сваливаются» к нам, а также оценивать самое Я, а также Личность как более сложное психическое образование, делать самооценку и т п. Оценивать факт включения Я, само Я не может. Я как программа включается без участия самого Я. Его ведёт скрытая и неведомая Сила. Вот они истоки нашей религиозности!

У нашего Я как продукта сложнейших нейронных сетей и мозговых программ есть свой некий качественный психический контент, который изменяется и формируется в процессе развития и воспитания восприятием Мира. Этот контент необходимо различать от контента, который находится вне Я, и наше Я лишь обращается к этому некому количественно-накопительному контенту, изменяясь и формируясь благодаря ему. По-видимому, контент, который содержится в нашем Я имеет больше качественный формат, по сравнению с количественным контентом (накопитель информации), который находится вне Я. Таким образом, результат воспитания определяется качественным психическим контентом или содержанием, но не количественным. Воспитание Я не связано с количеством информации и связано лишь с ее качеством. Наше Я или прото-Я, имея изначально оптимальный объем для вместилища, ограничивает доступ ненужной и излишней информации, регулируя лишь ключевые информармации, становящиеся основанием и сущностью нашего Я. Если такая регулирующая способность Я утрачивается, наше Я теряет свое качество и это начинает выражаться в форме нарушений сознания и психики. В этом случае в нашем Я разрастаются большие объемы ненужных информацией и Я постепенно перестает выполнять свою психически-мозговую функцию. Не стоит путать это нарушение с тем, когда, наоборот, в Я имеет место недостаток информации и недоразвитость (например, инфантилизм). Проникновение ненужных потоков информации в мозговые структуры Я бывает связано с врождёнными нарушениями мозга (шизофренизация), с мозговыми травмами и др. Возможно, что некоторые формы биполярных расстройств связаны с расщеплением Я на две части под действием излишнего потока информации, которое стало возможным, благодаря изначальным структурам Я, регулирующим оптимальность проникновения информации. Информация в этом случае ведёт себя как информационный вирус, поражающий и расщепляющий структуры Я. Именно поэтому в такой психике имеют место не два нейронных зеркала, а более. Не в этом ли заключен механизм благодаря которому при биполярных и шизофренических расстройствах становится возможным мышление о мысле, причем последняя становится объектом и не исчезает как обычно, так как в мозгу в одно мгновение возможно нахождение только одной мысли ( двух мыслей одновременно быть не может)?

Ранее, М. Хайдеггером не был глубоко и структурно вскрыт механизм феномена сознания, но при этом, он поднимал вопрос о сущности мысли, как нечто невозможном, когда мысль как объект может обволакивать другая мысль. Мысль не может стоять как объект для другой мысли. Хайдеггер это отметил. Но дальше не пошел.

Чередование мысли и мысли о мысли... создаёт мысль как объект... Аналогично электрической лампочке, которая 50 раз выключается и включается в секунду. Но она как бы горит непрерывно. И точно также нам кажется, что мысль стоит и мы ее обозреваем. В действительности, она уходит, и затем возникает лишь мысль о ней. Затем опять она появляется как воспоминание, а затем включается программа отношения к ней и т. д.

При этом необходимо отметить, что включается работа Воли. То есть, наш наблюдательный пункт, это не просто Центр Сознания, но и Центр Воли. То есть, у программы Я есть две составляющие Воля и Сознание. Воля — это та самая бессознательная бездна, которая задаётся Нечто Сокрытым. При этом наши исследования показали, что у Воли есть свои этапы развития. К сожалению, Воля Человека Ничтожна по сравнению с давление потребностей. Это проверяется простой задержкой дыхания, которая капитулирует перед потребностями, но животные и на это не способны, так как не имеют Воли и Сознания.

Попытаемся теперь рассмотреть некоторые положения З. Фрейда на основании вышеизложенных представлений. Попытаемся понять о каком Я вел речь З.Фрейд, рассматривая феномен Я.

Анализ этих работ показал, что их автор, практически не рассматривал структуры Я. Феномен Я, в этих работах рассматривается лишь как составляющая в структуре психики и не более. Программа Я подчиняется принципу реальности, как продукту этой программы. Как работает эта программа, производящая принцип реальности, Фрейд не изучает. Фрейдом осознаваемая реальность принимается уже как совершившийся психический акт. Нами же была предпринята попытка раскрыть механизмы этого психического акта.

Доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин

© , 2019 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора