© И. Гольдберг
Графология: «По наклонной?» или секрет наклона почерка
Сегодня поделюсь с вами некоторыми профессиональными соображениями об одном из наиболее заметных и очевидных даже неопытному глазу, графологических признаков, который именно поэтому заслужил особое внимание и популярность, — о наклоне в почерке.
Чтобы не получилось поверхностного ответа в стиле «признакологии», которые чаще всего мы встречаем в Интернете и популярных источниках, с помощью данной статьи я хотела бы дать, если не исчерпывающее (нюансов всегда намного больше), то гораздо более верное представление об этом явлении.

Выражение «По наклонной» использовано мной не для красного словца, оно несет и более глубокий смысл, связанный с понятием наклона в почерке — и вы скоро в этом убедитесь, вникнув в использующиеся мной для объяснения, аналогии.
Итак, наклон в почерке. Чаще всего меня спрашивают о левом или правом, но обратим внимание — существует также и прямой наклон (почерк без наклона). У этих трех основных видов наклона бывают еще вариации, и мы учитываем хотя бы по три-четыре подвида у правого и левого наклона (легкий, средний, сильный, стелющийся) и возможные колебания «почти прямого» наклона.
Следует сказать, что любой признак в почерке, включая и наклон, не может интерпретироваться в отдельности от общей картины и сочетания с остальными «графическими обстоятельствами» конкретного почерка. Учитывая же это, можно получить очень много информации.
В целом, наклон «показывает» одну из основных тенденций в устройстве личности человека, его направленность, его природу и каким образом он ее проявляет. Взгляните внимательно на иллюстрацию выше, а теперь самое важное:
Психомоторно, правый наклон* является наиболее естественным и наименее энергозатратным. Это обеспечивает оптимальный канал как для высвобождения экспрессии, так и для наиболее эффективного достижения результата. Таким образом, обобщенно можно сказать, что правый наклон обеспечивает возможность наиболее продуктивной траты сил относительно развиваемой динамичности — по аналогии с «бегом с горы».
Однако я хочу подчеркнуть многофакторность признака — то, от чего будет зависеть интерпретация наклона. «Бег с горы» удобнее, легче и оптимальнее с точки зрения траты сил, но правый наклон — лишь «спуск», «гора», «благоприятное условие», и все известные нам «позитивные», здоровые и благополучные характеристики правого наклона будут верны и достоверны только при условии, что человек умеет относительно правильно «бегать» и применять усилия. Правого наклона мало, чтобы заключить о лучших качествах.
Если обладатель правого наклона использует его преимущества, чтобы «катиться кубарем», рваться вперед, не думая о последствиях, либо наоборот, использует этот «спуск» для пассивного, неподвижного скатывания по инерции — это другое.
«Беглость» почерка — происходит от «бег», т.е. от здоровой динамичности, а не от «одержимого мчания кувырком» или от «пассивного сползания вниз по инерции».

В случае (1) здоровой беглости, к которой располагает правый наклон, мы будем говорить о комплексе качеств, выражающих спонтанность личности, естественное проявление себя, живость, искренность проявления своих чувств, расположенность к людям, активную жизненную позицию и т.д. (значений много, некоторые из них можно найти в моих книгах).
В случае, когда правый наклон (2) провоцирует, точнее, сопровождает бурные, импульсивные, инстинктивные порывы — значения будут соответствующие — на первый план выйдут нетерпение, нетерпеливость, непостоянство, презрение норм и обязательств, влечения, несдержанность, человек крайностей и т.д.
В случае же правонаклонности (3) вялой, когда она служит лишь «путем наименьшего сопротивления» для инертного движения, будут иметь место совсем другие значения. Например, безволие, бесхарактерность, компромиссность, отсутствие углубленности, основательности, собственного мнения, а также глубины чувств, вовлеченности. Значений — многие десятки, все будет зависеть от дополнительных параметров в почерке.
В целом, правый наклон, повторим, — это наша
«природа», проявление чувств, инстинктов или вялости, и он связан с
динамическими параметрами почерка, с движением.
Прямой наклон — психомоторно располагает к сдержанности и большему
сознательному контролю, опосредованности, расчету или отслеживанию своего
поведения, рассудочности. Прямой наклон ближе связан (сочетается) со
структурными, либо дисциплинирующими параметрами в почерке — организацией и
т.д. Если это становится не просто рассудочностью и взвешенностью, а защитой
(просто расчет, рационализация, искусственность), то структура в почерке не
будет естественной, она будет искусственной, также может выйти на первый план
форма в почерке.
Если правый наклон — «спуск», то прямой можно сравнить с прямой поверхностью. Она не сильно затрудняет движение, но и не облегчает или ускоряет его. Каждый шаг производится «сознательно» и требует некоего усилия, «принятия решения». Человек более ведом внутренней логикой, целе-сообразностью или другими соображениями, нежели спонтанным проявлением своей природы. А дальше — опять смотрим, как прямой наклон проявляется у разных людей. Стабилен ли он, статичен, или — живой, вариативный, очень ли колеблющийся, или же навязчиво — обсессивный и т.д.
Аналогично анализ происходит и с левым наклоном, с той разницей, что мы можем условно представить себе его в качестве «сопротивления», «восхождения в гору». Многие привыкли читать в популярных статьях, что левый наклон — это «голос разума» или «голова». Традиционно, но совершенно необоснованно подразумевается, что правый наклон — «сердце», значит, левый — »рассудок», ну а прямой наклон, разумеется, «золотая середина». Это красиво и симметрично звучит, но исследования психомоторики говорят совсем другое, и «безупречная гармония математики» — далека от жизни.
«Восхождение в гору» — нерационально, условно «сизифов труд» (если нужно пройти, гору можно было просто обойти), это сосредоточение именно на «горе», на собственноручно сооруженном себе препятствии, барьере, отделяющем себя — от людей, социума, целей, прямого взаимодействия с окружающей средой.
Да, это закрытие своей природы и сдерживание себя, своих чувств, но здесь нет ничего «рационального», это не рассудок, а защита человека, которому трудно. Левый наклон = оппозиция, и позиционирование себя именно так, «супротив» окружению. Психомоторно, это наиболее неудобное движение при письме. Однако, если человек предпочитает именно его — значит, есть причины. Значит, состояние оппозиции, порой аутсайдерства или противостояния — важнее и служат ему защитными механизмами.
* Мы говорим про обычного правшу, левше «прощаются» несколько градусов наклона влево, после чего к нему полностью применимы все остальные правила анализа почерка.
Инесса Гольдберг,Институт Графоанализа Инессы Гольдберг,
inessa-goldberg.ru. © И. Гольдберг, 2012 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора.