© В. И. Лохоня

Моделирование поведения человека
при помощи новой технологии
Искусственного Интеллекта — MELOS

Продолжение темы. Начало см. Melos (motives evolution simulation).Изучение поведенческих механизмов психики человека

Введение

Задача моделирования человеческого поведения, в ее сегодняшнем представлении, отражает в себе основные проблемные моменты, сложившиеся в философии, психологии, социологии, кибернетике и в прочих науках. Очевидно, что вопросы, поднятые в ней, имеют фундаментальное значение как для познания человеком окружающего мира, так и самого себя. Также не вызывает сомнения, что ответы на эти вопросы могут быть найдены на пересечении разных научных дисциплин — путем объединения методов и принципов, изначально относящихся к разным областям формализованного знания.

Проблематика

Предыдущее столетие отмечено первыми попытками дать определение Искусственному Интеллекту, построить парадигму для его реализации и даже предвосхитить могущие от этого быть последствия. Однако, когда дело доходило до поверки практикой тех или иных теоретических построений — процесс упирался в тупик, который был обусловлен двумя причинами:

а) недостаточный уровень развития технических средств моделирования поведения человека;
б) отсутствие четких формальных определений признаков разумности и/или человечности поведения.

При этом, если первая причина в наши дни постепенно сходит на нет, то вторая продолжает оставаться препятствием на пути построения адекватных моделей человеческого поведения.

Два подхода к решению

Возникший кризис привел к бифуркации проблемы на две следующие:

;Первая: моделирование разумности, как воплощение функций восприятия и познавания (реализация рациональности).
;Вторая: моделирование интенциональности, как создание механизма индивидуальности и достижение персональности поведения (реализация ментальности).

Без сомнения, построение полноценного искусственного человека невозможно без реализации обеих задач. Однако, каждая из них имеет собственное значение и в значительной мере способна быть решена независимо от другой. Большинство имеющихся на данный момент разработок ориентированы на первую задачу (хорошо известные нейронные сети, применяемые в системах Искусственного Интеллекта). К сожалению, их результаты не были ни удовлетворительными, ни отвечающими как классической формулировке GOFAI (Good Old-Fashioned Artificial Intelligence), так и NFAI.

NFAI versus GOFAI

Анализ неудач и развитие представлений об интеллектуальности в поведении привели к отходу от символизма и появлению современного определения Искусственного Интеллекта — NFAI (New-Fangled AI), сделанного с позиций коннекционизма. Это сфокусировало внимание на следующей составляющей человеческого поведения (как и поведения любого разумного существа) — на его интенциональности.

Согласно работам Ф. Брентано (1874/1973), интенциональность является отличительным признаком ментальности. Более предметная формулировка положений Брентано была дана Д. Деннетом, который определил признаками интеллектуальности в поведении любой системы следующие черты:

;а) возможность истолкования поведения в контексте обстановки, в которой оно протекает;
;б) цельность всех элементов поведенческих реакций и их интегрированность в общую систему, подчиненную той или иной цели (критерии холистичности);
;в) соответствие последовательности всех поведенческих паттернов системы общей задаче наиболее оптимальной адаптации.

(тезисы A. Тюринга, Ф. Брентано, Д. Деннета приводятся по книге "Mind Design II" (Philosophy Psychology Artificial Intelligence (revised and enlarged edition)) © 1997 Massachusetts Institute of Technology)

Определение задачи

Требования, сформулированные Брентано и Деннетом, легли в концептуальный фундамент разрабатываемой модели. Для построения механизмов мотивообразования (контролирующих поведенческий аппарат модели) были использованы труды ряда психологов и социологов.

Целью нашей работы было создание самоуправляющейся системы, не только способной реагировать на посторонние раздражители подобно живому существу, но и приспосабливающей комплекс своих потребностей и целеполаганий к собственным возможностям и условиям среды обитания. Для реализации этой задачи нам потребовалось разработать качественно новый элемент в области Искусственного Интеллекта — аппарат Ego-концепции.

Основным функциональным ядром в системе моделирования служит уникальная технология саморегулирования мотивационных узлов, реализующая механизм достижения оптимального удовольствия и избегания фрустраций. Деятельность данного механизма регулируется аппаратом Ego-концепции, самостоятельно развивающим иерархическую структуру потребностей индивидуума в соответствии с его способностями, возможностями и условиями доступного для деятельности данного индивидуума окружения (набора контекстов).

Теоретическая база

Теоретической базой построения системы моделирования Melos послужили формализованные представления о мотивационной структуре, как об иерархической организации элементов, каждый из которых отвечает за обработку стимулов того или иного рода. Согласно работам А. Маслоу, Г. Мюррея, Р. Кэттела, Р. Бернса, К. Роджерса, Д. Узнадзе и пр. были разработаны механизмы, по которым возникает, видоизменяется и развивается иерархия мотивационных установок. В соответствии с теориями вышеупомянутых авторов главную роль в определении мотивационного портрета индивидуума должны играть не столько сами элементы, сколько структурные связи между ними (каналы распределения стимулов).

Основной акцент был сделан на контроль формирования Ego-концепции личности, так как именно она определяет плоскость самореализации индивидуума и ее предметную объективацию. Само же формирование Ego-концепции происходит на материале удовлетворяемых потребностей филогенетического происхождения, образующих группу Homeostasis.

Образец мотивационной иерархии

группа Гомеостаза (филогенетически унаследованная)

группа Ego-концепции (онтогенетически формируемая)

Поведение, как функция интенциональности

В ходе реализации собственных потребностей каждый субъект развивает уникальный мотивационный портрет. На его формирование влияют как собственные индивидуальные психо-физиологические характеристики субъекта, так и окружающие условия, в которых происходит удовлетворение им своих потребностей. Именно мотивационный портрет определяет интенциональность поведения живого существа (или его модели). Основное формирование этого мотивационного портрета происходит в раннем возрасте, хотя эволюция его узлов и перестройка связей между ними не прекращаются до самой смерти субъекта. Влияние же этого комплекса на поведение начинается с самых первых дней жизни субъекта. Все то, что в дальнейшем определяет поведенческие паттерны субъекта, управляется его уникальной Ego-концепцией, сформированной на материале его индивидуального опыта.

Роль Ego-концепции в определении интеллектуальности поведения

Иерархия мотивационных установок любого живого существа базируется на системе поддержания своей жизни и продолжения своего рода. Установки, сформировавшие этот комплекс (мы его назвали Homeostasis), закономерно приняли ведущую роль в определении деятельности любого живого организма. Однако лишь разумные существа помимо этого комплекса обладают еще одним образованием, возникшим на его материале. И — как справедливо полагают основоположники гуманитарной психологии — именно уровень развития этого образования (названного Ego-концепцией) определяет степень разумности, интеллектуальности этого существа. Обращаем внимание, что речь идет об интенциональном аспекте моделирования Искусственного Интеллекта и человеческого поведения.

Функция Ego-концепции

Любое существо, обладающее относительно развитой нервной системой, получает удовольствие от реализации своих потребностей. Однако лишь разумное существо способно направленно стимулировать имеющиеся потребности и/или создавать новые — с целью усиления удовлетворения и обогащения возможного спектра его реализации. В этом и заключается функция и содержание Ego-концепции в ракурсе интенционального подхода: самостоятельный поиск новых мотивационных узлов, способных принести удовольствие субъекту в результате их удовлетворения (с учетом окружающих условий), а также дополнительное стимулирование имеющихся (с учетом их возможностей).

Формирование Ego-концепции и ее влияние на поведение

Ego-концепция находится в постоянной прямой и обратной связи с врожденными (унаследованными) потребностями субъекта и с текущими условиями их удовлетворения. Отсюда, процесс адаптационной деятельности субъекта с одной стороны — происходит под управлением его мотивационного портрета (при рождении представленного исключительно группой Homeostasis), с другой стороны — управляет эволюцией Ego-концепции, вовлекая в данный комплекс новые "полезные" установки и исключая "вредные". Подобное балансирование между задачами: "поиск наибольшего удовлетворения" и "избегание фрустраций" — выражает индивидуальность и субъективность мотивообразования любого разумного существа.

Моделирование поведения человека на основе его мотивационного портрета

Реализовав алгоритмы образования и функционирования ведущих мотивообразующих аппаратов человеческой психики, мы получили в свои руки инструмент, который позволяет моделировать поведение самых разных персоналий, представленных в любых социальных условиях. Отличительной особенностью наших моделей от прочих, пытающихся повторить поведение реального субъекта или же создать Искусственный Интеллект, обладающий интенциональностью, является следующее: смоделированный в нашей системе "субъект" формирует собственные цели своей деятельности, обладая в силу этого уникальным, одному лишь ему свойственным — субъективным — отношением к средствам. При этом на механизмы целеобразования субъекта влияют как его индивидуальные способности и личный опыт, так и окружающие условия (к примеру, социальный контекст).

Один из вариантов практического применения такой модели продемонстрирует пример, который рассмотрен в разделе демонстрации рабочего образца модели.

***
Публикация статей, посвященных технологии моделирования человеческого поведения MELOS, в ближайшем будущем будет продолжена. Обратившимся непосредственно мы будем рады ответить на любые вопросы, относящиеся к вопросу моделирования поведения человека и его мотивационных механизмов. Также наш коллектив готов принять участие в других проектах, относящихся к данной сфере.

С уважением, В.И. Лохоня,
23.04.2006, Украина

© В.И. Лохоня, 2006
© Публикуется с любезного разрешения автора