© Роман Иванов

Научные основы судебно-психофизиологической экспертизы с применением полиграфа

В 2001 году полиграфологами государственного судебно-экспертного учреждения Института криминалистики ФСБ России по инициативе военной прокуратуры впервые в стране была проведена судебно-психофизиологическая экспертиза с применением полиграфа (далее — СПфЭ).

экспертиза на полиграфе

К середине 2013 года в регионах России уже проведены сотни СПфЭ, многие из них были признаны доказательствами судами различных инстанций, в том числе — военной коллегией и коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации [3, с. 314].

Всякое преступление является для дознавателя, следователя или судьи ретроспективным событием, независимо от того, сколько времени прошло после его совершения — сутки, месяц, год, а потому судить о нём возможно лишь по дошедшим до следователя (суда) признакам преступления, по которым это прошлое и надлежит восстановить, познать, представить [1, с. 52]. Преступление протекает в материальной среде и вызывает совокупность причинно связанных изменений — следы преступления. Это определяет то центральное место, которое занимают в криминалистике понятие «след» и механизмы следообразования.

Особенностью уголовно-процессуального расследования является то, что дознаватель, следователь, прокурор или суд наблюдают не само событие преступления, а изучают следы-отображения, возникшие в материальном мире и в памяти людей (обвиняемых, подозреваемых, свидетелей, потерпевших).

В криминалистке все следы преступлений делятся на два класса: материальные — представляющие результат взаимодействия различных материальных объектов и идеальные — мысленные образы, запечатленные и хранящиеся в памяти человека.

Идеальные следы преступления характеризуются следующими признаками: 1) идеальные следы (как и материальные) содержат в себе информацию об определенном событии применительно к процессу расследования, т.е. криминалистически значимую информацию; 2) содержащаяся в этих следах информация воспринята и отражена именно человеком; 3) человек воспринимает информацию с помощью органов чувств, в первую очередь с помощью зрения и слуха; 4) информация представляется в виде мысленных (памятных) образов (идеалов); 5) информация должна быть воспроизведена в доступной исследованию форме. Преимущественно информация передается (воспроизводится) в устной или письменной форме; 6) информация может быть извлечена из памяти человека средствами, допустимыми для использования в уголовном судопроизводстве, например, путем допроса, предъявления для опознания, в отдельных случаях с помощью полиграфа [5, с. 32].

Идеальные следы события преступления недоступны для непосредственного восприятия, поскольку содержаться в памяти человека. Их содержание может быть раскрыто в процессе получения информации от лиц, являющихся носителями следов памяти: в ходе допроса, очной ставки, предъявление для опознания и других следственных действий.

Процесс воспроизведения информации, содержащейся в идеальных следах, например, при даче показаний в ходе допроса, является субъективным актом, и контролировать его в полной мере внешний наблюдатель (дознаватель, следователь, судья) не может. Обладатель таких следов (обвиняемый, подозреваемый, свидетель и потерпевший) воспроизводит информацию бесконтрольно, по своему усмотрению и может умышленно её искажать. При отсутствии у следователя или судьи информации, поступившей из независимых источников, оценить качество воспроизведённой информации идеальных следов порой невозможно.

В подобных ситуациях применение психофизиологической экспертизы с применением полиграфа качественно изменило существовавшее положение. Появилась возможность выявлять в памяти человека информацию, которую несут идеальные следы скрываемых им обстоятельств или событий преступления, сделало эту информацию доступной объективному изучению, а также позволило обнаружить наличие (или отсутствие) умышленных её искажений при воспроизведении основных, принципиально важных обстоятельств для раскрытия и расследования преступления [6, с. 59].

Таким образом, вхождение СПфЭ в систему методов и средств криминалистики качественно изменило существовавшее ранее положение: полиграф дал возможность объективно выявлять и исследовать информацию, носителем которой являются идеальные следы событий прошлого, хранящиеся в памяти человека.

Судебно-психофизиологическая экспертиза с применением полиграфа — это криминалистическое исследование, направленное на обнаружение наличия (или отсутствия) в памяти человека информации, которую несут идеальные следы (мысленных образы) событий прошлого.

Память человека — сложное образование, которое являет собой совокупность тесно взаимосвязанных процессов, обеспечивающих восприятие, запечатление, хранение и извлечение информации. События (явления, предметы, объекты) внешнего мира воспринимаются человеком различными органами чувств и запечатлеваются в его памяти в виде тех или иных образов. Воспринятая информация в результате деятельности различных структур мозга трансформируется в совокупную активность множества нейронов, которые образуют нейрональный след того или иного события в виде энграммы (т.е. следа памяти, сформированного в результате получения какой-то информации). Это нейрофизиологическое отражение информации конкретного внешнего события предстает в сознании человека как образ этого события.

Среди основных задач, решаемых экспертами, по характеру основных целей экспертного исследования можно выделить идентификационные задачи — направленные на отождествление объекта по его отображениям (следам); и диагностические задачи — состоят в выявлении механизма события, времени, способа и последовательности действий, событий, явлений, не поддающихся непосредственному восприятию [4, с. 24-30].

Учитывая тот факт, что СПфЭ имеет дело с информацией идеальных следов событий прошлого, хранящихся в памяти человека, которые недоступны для непосредственного исследования и принципиально не подвержены идентификации, становится очевидным, что в ходе СПфЭ могут осуществляться исключительно диагностические исследования.

Объекты криминалистической диагностики, в зависимости от их роли в диагностическом процессе, подразделяются на два класса — диагностируемые и диагностирующие. Диагностируемыми объектами, с которыми приходится иметь дело в ходе СПфЭ, являются идеальные следы, несущее информацию о произошедших ранее событиях, и для поиска в памяти человека этих следов в диагностических целях могут использоваться диагностирующие объекты — вопросы тестов программы СПфЭ, каждый из которых охватывает отдельный элемент, обстоятельство или характеристику события; — предметы, связанные с событием преступления.

В случае обращения в ходе СПфЭ к памяти человека с помощью диагностирующего объекта (вопроса, предмета), несущего в себе информацию о юридически значимом событии прошлого и обращенного на поиск следов этого события, психика исследуемого лица воспринимает это воздействие и реагирует на него.

Если такое обращение к памяти происходит методически корректно, а человек скрывает информацию о юридически значимом событии прошлого, диагностирующий объект (вопрос, предмет) встречает соответствующий ему диагностируемый объект (идеальный след, образ), и происходит сравнение содержащейся в них информации (смысла). Результатом такого сравнения является активизация следа памяти (т.е. воспроизведение информации — процесс воспоминания) события прошлого. Это сопровождается дополнительной нейронной активностью структур мозга, участвующих в этом процессе, вследствие чего полиграф регистрирует у человека более выраженные физиологические реакции, которые свидетельствуют о наличии в памяти информации идеального следа юридически-значимого события прошлого.

Если обращение к памяти происходит методически корректно, но человек не причастен к устанавливаемому юридически значимому событию прошлого, диагностирующий объект не находит соответствующий ему диагностируемый объект, поскольку след в памяти об этом событии прошлого отсутствует. Таким образом, сравнение информации становится невозможным и процесс воспоминания обстоятельств устанавливаемого события прошлого не происходит. В результате нейронные структуры мозга не получают дополнительной активации и полиграф не регистрирует выраженные физиологические реакции при предъявлении человеку диагностирующего объекта, что свидетельствуют об отсутствии в памяти информации идеального следа юридически значимого события прошлого.

Количественные и качественные характеристики физиологических реакций, регистрируемых полиграфом при производстве СПфЭ, являются диагностическими признаками, свидетельствующими о наличии или отсутствии в памяти человека диагностируемого объекта [2; 9] — криминалистически значимой информации, которую несёт идеальный след события прошлого.

Обобщая всё сказанное выше, и учитывая, что эксперт-полиграфолог имеет дело с информацией, которую несут в себе идеальные следы событий прошлого, хранящиеся в памяти конкретного человека, можно констатировать:

  1. Предметом СПфЭ с применением полиграфа является установление фактических данных о наличии в памяти человека информации, носителем которой являются идеальные следы событий прошлого.
  2. Объектом СПфЭ с применением полиграфа является память человека, как неотъемлемая составная часть его психики.
  3. Экспертными задачами СПфЭ с применением полиграфа является диагностирование наличия в памяти информации, которую несёт в себе идеальный след события прошлого: 1) о совершении подэкспертным действий, связанных с событием преступления; 2) о каких-либо обстоятельствах события преступления [7, с. 25-33; 8, с. 50-59].

В соответствии со ст. 73 УПК РФ «Обстоятельства, подлежащие доказыванию», при производстве по уголовному делу подлежит доказыванию событие преступления: время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления. Таким образом, суду, следователю, дознавателю необходимо установить события прошлого (обстоятельства, подлежащие доказыванию), участником или свидетелем которых явился обвиняемый, подозреваемый, свидетель или потерпевший. Для достижения этих целей, лицам, осуществляющим производство по уголовному делу, требуется содействие эксперта в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию, то есть полиграфолог, в результате производства СПфЭ с применением полиграфа должен предоставить суду, следователю или дознавателю, сведения, на основе которых они смогут установить события прошлого.

Психическим процессом, непосредственно связанным у человека с событиями прошлого, является его память. Информация об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, воспринимается участником судопроизводства различными органами чувств, и запечатлеваются в его памяти в виде образов: энграмм — с точки зрения психофизиологии или идеальных следов события преступления — с точки зрения криминалистики. При производстве СПфЭ, с соблюдением корректных условий исследования (т.е. целенаправленного исследования памяти), полиграфолог выделяет и регистрирует физиологические реакции, связанные с активизацией идеального следа в памяти — энграммы, а также иных процессов, сопровождающих эту активизацию. Поскольку энграмма является носителем информации о событиях прошлого, то эксперт-полиграфолог, наблюдая динамику реакций подэкспертного лица, может установить, обнаруживается ли в его памяти информация об обстоятельствах преступления.

Выводы об обнаружении или о не обнаружении в памяти информации о событии преступления передаются лицу, назначившему СПфЭ с применением полиграфа. Далее, основываясь на общеизвестных принципах запечатления в памяти информации, суд, прокурор, следователь, дознаватель используют полученные выводы для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию.

Если в памяти участника судопроизводства обнаружена информация о событии преступления, то в его памяти имеется идеальный след этого события, что обусловлено восприятием органами чувств подэкспертного лица информации об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, и находится в прямой причинно-следственной связи с объективной реальностью этого события в прошлом.

Если в памяти участника судопроизводства не обнаружена информация о событии преступления, то в его памяти отсутствует идеальный след этого события, что обусловлено отсутствием восприятия органами чувств подэкспертного лица информации об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, и находится в прямой причинно-следственной связи с объективной реальностью отсутствия этого события в прошлом.

Иванов Р.С., полиграфолог-практик, руководитель Северо-Кавказского агентства детекции лжи 

Литература

  1. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М. 2001.
  2. Ефремов И.А. Есть ли у полиграфа научная основа? «Новая адвокатская газета», № 9/2011.
  3. Криминалистика. Учебник. Под ред. Волынского А.Ф., Лаврова В.П. Изд. «Закон и право». М. 2008.
  4. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. М. 2005.
  5. Суворова Л.А. Идеальные следы в криминалистике. М. 2010.
  6. Холодный Ю.И. Опрос с использованием полиграфа и компетенция полиграфолога. Вестник Академии экономической безопасности МВД России, № 8. 2009.
  7. Холодный Ю.И. Судебно-психофизиологическая экспертиза: период становления. Статья первая. Вестник криминалистики. Выпуск 1 (25). 2008.
  8. Холодный Ю.И. Судебно-психофизиологическая экспертиза: период становления. Статья вторая. Вестник криминалистики. Выпуск 1 (29). 2009.
  9. Шипшин С.С. К вопросу о предмете и объекте комплексной психолого-психофизиологической экспертизы // Материалы всероссийской конференции по юридической психологии (с международным участием) «Коченовские чтения «Психология и право в современной России», М.: МГППУ, 2012.

См. также:

  1. Влияние адаптации мозга к стимулам при исследовании на полиграфе их роль в оценке проводимых исследований.
  2. Судебная психофизиологическая экспертиза с использованием полиграфа
  3. Методика работы на полиграфе. Тест контрольных вопросов