© Сергей Смородин
Социально-психологические особенности представлений об отце у молодых людей
Актуальность исследования проблемы социальных представлений об отце приобретает сегодня не только теоретико-практическое, но и социальное значение. Известно, что наличие отца или отчима в семье оказывает влияние на полоролевую идентификацию, на интеллектуальное развитие (интерес к учёбе); на усвоение моральных норм; на эмоционально-личностную сферу, на развитие личностных особенностей. Отцовство в целом выступает как источник жизненного опыта человека. По мнению Р.В. Овчаровой, развитие личности будущих родителей обусловливает развитие общества, будущее общества — это сегодняшнее состояние родительства.
В психологии проблема социальных представлений об отце является слабо разработанной. В основном рассматриваются данные о роли отца в развитии ребенка, о негативных последствиях «безотцовщины», о доминировании материнского начала в семейном воспитании и о необходимости взаимодействия материнства и отцовства.
В настоящее время остаётся актуальным вопрос о природе, структуре отцовства, ведущих факторах, влияющих на формирование представлений об отцовстве. Так как учесть все эти факторы в одном исследовании не представлялось возможным, то цель работы заключалась в определении социально-психологических особенностей представлений об отце у молодых людей.
Предметом исследования были представления юношей и девушек о личностных особенностях реального и идеального отца, отношение к отцовству и к отцу, особенности детско-родительских отношений в семье.
В исследовании приняли участие 25 юношей (в возрасте от 18 до 27 лет) и 20 девушек (в возрасте от 19 до 21 года), не состоящие в браке и не имеющие собственных детей.
В качестве эмпирических методик использовались:
- Методика «Личностный дифференциал», адаптированная сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева.
- Методика ADOR (оценка детско-родительских отношений), адаптированная сотрудниками лаборатории клинической психологии Института им. Бехтерева Вассерманом Л.И , Горьковой И А., Ромициной Е.Е.
- Методика «Незавершенные предложения»», адаптированная нами в соответствии с задачами исследования.
Достоверность исследования обеспечена использованием методов математической статистики. При обработке данных применялись следующие методы: U-критерий Манна-Уитни, t-критерий Вилкоксона, корреляционный анализ по критерию Спирмена и метод описательных статистик.
Социальные представления об отце в сознании молодых людей формируются под влиянием отцовского воспитания в семье. Таким образом, наличие воспитательной модели отцовского влияния в семье способствует не только адекватному гендерному воспитанию юношей, способных четко отстаивать свои ценности и идеалы. Но и как будущих отцов, способных взять на себя ответственность в семье за воспитание собственного потомства, а также девушек как будущих матерей с правильной установкой на выбор подходящего отца своему ребенку. С другой стороны представления об отцовстве может формироваться и без наличия отца в семье, но при этом роль матери обретает новые значения и функции. Также ее отношение к мужчинам (т.е. к биологическому отцу ребенка и другим мужчинам, вхожим в эту семью) должны быть направлены на формирование адекватного, всесторонне развитого представления об образе отца в сознании ребенка. Кроме того, отцовство является элементом репрезентативной культуры общества, закрепляющей данные представления как должное.
На основании полученных данных по методике «Незавершенные предложения», мы сделали следующие выводы:
- Отношение к отцу у большинства участников исследования — юношей является положительным. Они считают отца «наставником/учителем», «примером для подражания» и «другом».
- Большинство юношей участников исследования продолжают поддерживать дружеские отношения и относятся с уважением к тем юношам, которые стали отцами.
- Отцовство большинством юношей рассматривается как ответственное поведение, связанное с продолжением рода.
- Позитивное отношение к отцу и к тем, кто стал отцом, не оказывает прямолинейного влияния на готовность юношей — участников исследования быть отцом.
Далее мы использовали методику ADOR для выяснения особенностей детско-родительских отношений в семьях участников исследования.
Нами были получены следующие результаты:
Было выявлено, что порядка 55% юношей имеют высокие значения по шкале POZ — «позитивный интерес», в свою очередь только у 30% девушек позитивный интерес имеет такие же значения. Это означает, что у юношей, приявших участие в исследовании, в семье более дружеские, теплые, доверительные отношения, чем у девушек.
По шкале DIR — «Директивность» более 65% девушек имеют высокие значения, тогда, как только у 4% юношей значение по этой шкале выше среднего. Это означает, что у девушек в семьях отец проявлял себя больше как лидер, человек который направляет на «путь истинный», чем в семьях юношей.
HOS — «враждебность», по данной шкале у 15% девушек и 4% юношей в семьях отец проявлял себя требовательно к детям, пытаясь воспитать в них «эталон ребенка». Такие отцы ориентированы на получение признания себя как хорошего отца, а не на то, чего хочет или к чему стремится ребенок.
По шкале автономности у 88% юношей и лишь у 30% девушек отец в семье выполнял формальную роль в воспитании. Т.е. в семьях юношей, более чем у девушек, отцы не были вовлечены в проблемы семьи, отношения с детьми были чисто формальными. В свою очередь у девушек в семьях отцы в большей степени были вовлечены в процесс воспитания, чем у юношей.
Шкала NED — «непоследовательность» свидетельствует о том, что у более 90% испытуемых в семьях отец был предсказуем в своих решениях и поступках. Колебания поведения незначительны, что приводит к уверенности детей в адекватности принятия решений их отцом и уменьшает тревожность по поводу ожиданий и представлений о поведении отца.
На основании полученных данных мы сделали вывод о том, что восприятие детско-родительских отношений девушками и юношами существенно отличается. Юноши воспринимают отношения с отцом более дружескими, теплыми, доверительными, менее лидерскими, направленными на решение воспитательных задач, чем девушки.
Также мы определили представления о личностных характеристиках отца-родителя и идеального отца у юношей и девушек с помощью методики «Личностный дифференциал». Мы составили портрет реального и идеального отца в представлении юношей и девушек участников исследования.
Представления юношей о реальном отце | Представления девушек о реальном отце |
добрый; деятельный; решительный; справедливый; сильный. |
упрямый; добрый; уверенный; сильный; добросовестный; дружелюбный; самостоятельный. |
Представление юношей об идеальном отце | Представление девушек об идеальном отце |
разговорчивый; добрый; деятельный; решительный; справедливый; уверенный; честный; сильный; добросовестный; независимый; отзывчивый; дружелюбный; самостоятельный. |
добрый; деятельный; решительный; справедливый; уверенный; честный; сильный; добросовестный; открытый; независимый; отзывчивый; энергичный; спокойный; дружелюбный; общительный. |
Содержание представлений девушек о реальном отце в большей степени отражает его деятельно-волевую направленность. Представления юношей о реальном отце в большей степени отражает те личностные характеристики, которые указывают на особенности отношений с людьми (добрый, дружелюбный, добросовестный).
Представления девушек и юношей об идеальном отце не имеют существенных содержательных различий. В представлениях девушек идеальный отец выглядит более открытым, общительным, энергичным, чем в представлениях юношей об идеальном отце.
Далее первичные баллы нами были обработаны с помощью ключа и распределены по трем шкалам: шкала оценки, силы и активности.
Проводя общий анализ ответов испытуемых на данный опросник, нами был выявлен ряд особенностей:
- по шкале оценки 40% юношей дали высокий балл при оценке реального отца-родителя, при этом высокий балл оценки идеального отца дали 64% испытуемых; среди девушек баллы распределились несколько другим образом, из них высоким баллом оценили 55% отца-родителя и 65% — идеального отца;
- по шкале силы 44% юношей и 65% девушек дали отцу-родителю высокий балл, а идеального отца высоко оценили 70% девушек и 64% юношей;
- оценки шкалы активности распределились следующим образом, отец-родитель был оценен высоким балом 36% юношей и 30% девушек, в свою очередь идеальный отец соответственно 42% юношей и 40% девушек;
- в 95% случаев испытуемые, как юноши, так и девушки, при оценке личностных характеристик отца идеального сознательно или нет, опирались на характеристики личности их отца-родителя.
Представления молодых людей о личностных характеристиках реального и идеального отца являются взаимосвязанными и, одновременно имеют существенные различия. Интенсивность взаимосвязей между представлениями о реальном и идеальном отце отличается у юношей и девушек. Представления девушек о реальном и идеальном отце имеют более сильные корреляционные связи.
Выводы:
- Отношение к отцу у большинства юношей является положительным. Они считают отца «наставником/учителем», «примером для подражания» и «другом».
- Большинство юношей продолжают поддерживать дружеские отношения и относятся с уважением к тем юношам, которые стали отцами.
- Отцовство большинством юношей рассматривается как ответственное поведение, связанное с продолжением рода.
- Позитивное отношение к отцу и к тем, кто стал отцом, не оказывает прямолинейного влияния на готовность юношей быть отцом.
- Восприятие детско-родительских отношений девушками и юношами существенно отличается. Юноши воспринимают отношения с отцом более дружескими, теплыми, доверительными, менее лидерскими, направленными на решение воспитательных задач, чем девушки.
- Представления молодых людей о личностных характеристиках реального и идеального отца являются взаимосвязанными и, одновременно имеют существенные различия. Интенсивность взаимосвязей между представлениями о реальном и идеальном отце отличается у юношей и девушек. Представления девушек о реальном и идеальном отце имеют более сильные корреляционные связи.
- Представления юношей и девушек о реальном отце отличаются по содержательным характеристикам.
- Представления девушек и юношей об идеальном отце не имеют существенных содержательных различий. В представлениях девушек идеальный отец выглядит более открытым, общительным, энергичным, чем в представлениях юношей об идеальном отце.
Результаты исследования и сделанные на их основе выводы могут быть использованы в социально-психологическом сопровождении семьи. А также, для психологической работы с молодыми людьми с целью коррекции представлений о будущем отцовстве.
Список литературы
- Абульханова К.А. Социальные представления и мышление личности. Изд-во "Институт психологии РАН", М.: 2002, с. 88-103
- Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-н/Д., 1998. — 448 с.
- Акивис Д. С. Отцовская любовь. — М., 1989. — 250 с.
- Архиреева Т.В., Федосова О.В. Психологическая готовность к отцовству у мужчин в возрасте от 16 до 35 лет //Семейная психология и семейная терапия. — 2008.— N 1.— С. 3-11.
- Борисенко Ю.В. Психология отцовства//Журнал практического психолога. — №1, 2007.
- Варга А. Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс. — СПб., 2001. — 144с.
- Гурко Т.Л. Вариативность представлений в сфере родитсльства// Социологические исследования. 2000. № II.
- Дружинин В. Н. Психология семьи. — Екатеринбург, 2000. — 208 с.
- Евсеенкова Ю.В. Отцовство как психологический фактор развития личности. Диссертация канд.психол.наук. — Новосибирск, 2006.
- Евсеенкова Ю.В. Система отношений в диаде отец — ребенок как фактор развития личности // Семейная психология и семейная терапия. 2003. 4. С. 30
- Кон И.С. Демоскоп-weekly № 237-238, 6-19 марта 2006 г.
- Кон И.С. Этнография родительства. — М., 2000.
- Левченко А.В. Аспекты личностной готовности современного мужчины к отцовству //Российский психологический журнал. — 2008.— Т. 5, N 3.— С. 93-95.
- Левченко А.В. Аспекты личностной готовности современного мужчины к отцовству //Российский психологический журнал. — 2008.— Т. 5, N 3.— С. 93-95.
- Макаров М. Л. Основы теории дискурса.— М.: ИТДГК «Гнозис», 2003.— 280 с.
- Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд / Психол. журн. 1995. № 1. С. 3-18, № 2. С. 3-14.
- Никандров НЦ. Россия: социализация и воспитание на оубеже тысячелетий. Махачкала: Издательство «Юпитер». 2000. — 1 89 с.
- Обухова Л. Ф., Шаграева О. А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. — М.: Жизнь и мысль, 1999. — 168 с.
- Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. — М., 2002. — 295 с.
- Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. — М.:ЗАО «Институт психотерапии», 2003. — 295 с.
- Овчарова Р.В. Психологической сопровождение семьи и семейного воспитания. — Курган, 2002. — 72 с.
- Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. — М.: Моск. Психолого-социальный ин-т, 2006. — 496 с.
- Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья.— М.: ООО Апрель Пресс; ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — Том 2. — С. 398-437.
- Туманова Е. В., Филлипова Е.В. Образ отца и образ себя у подростков (возрастные и гендерные аспекты) //Психологическая наука и образование. — 2007.— N 2.— С. 16-24.
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология.М., 1999.448 с.
Смородин С.А., Южный федеральный университет. Вопросы и предложения просьба присылать на почту: smorodin_sa@mail.ru
© С.А. Смородин, 2011 г© Публикуется с любезного разрешения автора