© Рамиль Гарифуллин
Выявление потенциальных террористов и колумбайнистов
Часто приходится видеть близорукие и необъективные экспертные мнения о возможности психологического выявления потенциальных террористов и колумбайнистов.
Существует ситуационная психология, которая не связана с прошлым человека и его сущностью. То есть, существуют непредсказуемые психологические бифуркации. Мы можем наблюдать за человеком, но не всегда мы можем спрогнозировать непредсказуемые действия. Личность, порой, способна измениться основательно в течении мгновения.
Я посвятил исследованию психологических кодов, то есть, ключевым информациям и воздействиям, которые в одно мгновение могут основательно трансформировать личность. Этому посвящены мои монографии и книги «Непредсказуемая психология» (2003), «Кодирование личности от алкогольной и наркотической зависимости» (2004), «Основы постмодернистской психологии» (2015), изданные в крупнейших федеральных издательствах.
Таким образом психологические основы выявления террористов на начальном этапе их развития — сложная тема.
Можно лишь обозначать контуры проблемы, но это может нанести моральный вред на тех, кто никогда не совершит опасных деяний.
Этим текстом я уменьшил надежду на разрешение этой проблемы. И все-таки, надеяться нужно!
Таким образом, настало время полностью пересматривать деятельность психиатров по выдаче разрешений на выдачу огнестрельного оружия. Не стоит полагаться на эти разрешения. Эту проблему нужно выводить из психиатрии в иные сферы.
Исходя из традиционных психологических подходов пока предполагаю, что главными факторами беды, произошедшей в казанской гимназии были:
- Обиженная шизофрения — вот истоки произошедшего!
- И уже потом идут комплексы Герострата (славы любой ценой) и всяческие нарциссические расстройства личности, которые направляют свои взоры на защищенного Царя, на незащищенный народ или на Себя ...и мы видим прибитые части тела на Красной площади.
А психиатрия всегда в тупике, так как не владеет глубоко теорией сознания, которая кстати до сих пор мутная тема в науке.
Прочитал немногочисленные статьи о развитии колумбайна в России. Вот моя оценка этих работ:
- В некоторых работах делается категоричное заявление, что у первых колумбайнеров (1999) не было психопатологических оснований деяний, но даже в Википедии указано, что они страдали депрессивным синдромом на почве психохимии. Поэтому это некорректная категоризация.
- Психопатологические истоки трудно не учитывать в феномене преступного и террористического рецидивизма.
- В некоторых статьях используется понятие «хулиганство», «шпана». Как бы есть чистый колумбайнизм без примеси психологических и психопатологических оснований, дескать, есть лишь деструктивное культурологическое влияние. Но чем оно подпитано? Подпитано психиками людей. Первична психика, а потом уже среда, влияющая на нее ( соц.сети, в частности).
- Многие положения не совсем новы. О деструктивном развитии и деградации в условиях извращенной эпохи с Интернетом и социальными сетями мною писалось еще в 2001 году в «Концепции российской психологической безопасности», которая обсуждалась на уровне администрации Президента РТ. Идея проблем социальной психиатрии и деградации общества мною была сформулирована в 2001 году. Это об опасности людей с психопатологическими проблемами. За это время лишь усилился инструмент этой деградации -интернет.
- Есть зыбкая грань между явной психиатрией (шизофрения и др) и нарциссическими расстройствами личности, в частности, комплексом Герострата (см. мою работу «Психология терроризма» (2010))
- Не прозвучало в этих работах четко о механизмах возникновения этого явления. Просто спихивать на деструктивную культурологию и интеренет-среду некорректно.
Таким образом, проблема развития колумбайна — мутная, но актуальна. Он еще себя проявит и нужно принимать меры. А как их применять если не выявлены ключевые механизмы.
Доцент Института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин.
© Р.Р. Гарифуллин, 2021 г.© Публикуется с любезного разрешения автора