© М. Слюсаревский, В. Татенко, Т. Титаренко и др.

Конформность: плюсы и минусы

Конформность, принятие готовых стандартов поведения и зависимость от группы, еще не так давно трактовалась преимущественно негативно — как зависимость, беспринципность, приспособленчество.

Благодаря Р. Мертону в конформном поведении стали видеть и позитив: законопослушность, стремление сохранить социальный порядок, избежать революционных потрясений. Конформизм сделали положительным полюсом, антиподом которого определили девиантное поведение.

Сейчас конформность как добросовестность, ответственность, дисциплинированность относится к пяти важнейшим факторам, которые воспроизводят популярную структуру личности П. Коста и Р. Мак Крае, так называемую Big Five («большая пятерка»).

Признаки конформизма

Главный показатель того, являются ли конформными действия индивидуума — это зависимость поведения от наличия или отсутствия группы.

Если вне группы вы меняете свое поведение, можно говорить о вашей конформности. Если же, несмотря на наличие или отсутствие свидетелей, вы ведете себя одинаково, ваше поведение не является конформным.

Конформные и нонконформные реакции могут трактоваться как защитные личностные механизмы: конформные способствуют избеганию конфронтации, а нонконформные выражают желание показать себя, оказаться в центре внимания. Благодаря этим реакциям человек достигает относительного равновесия с окружающими и с самим собой.

Конформная и нонкомфорная стадии развития личности

Конформность знакома каждому из собственного опыта, поскольку конформная стадия мировосприятия является закономерно возрастным этапом и приходится на младший школьный возраст. Такой мир сравнению с эгоцентричным миром дошкольника является более сложным, дифференцированным, многомерным. Ребенок теряет единственный центр в виде собственного «Я» с его актуальными потребностями и интересами. Усложнение происходит за счет потери определенной самостоятельности и монолитной целостности.

Детям-конформистам нравится быть такими, как все вокруг, выглядеть и вести себя, как большинство ровесников. На этой стадии развития происходит активная переориентация на групповые нормы, сходство, единообразие. Положительную оценку начинают получать не индивидуалистические поведенческие проявления, а проявления типичные — такие, как у других. Благодаря механизму идентификации усваиваются многочисленные правила и нормы группового взаимодействия. С возрастом склонность к конформным реакциям снижается, хотя в старости может снова нарастать.

Нонконформный период развития также в той или иной степени переживал каждый, пытаясь эмансипироваться от авторитета родителей. Жизненный мир старших подростков строится путем четкого разграничения собственного, «истинного» существования и внешнего, чужого, «ненастоящего» окружения. Реальные референтные группы дополняются, а иногда и подменяются группами воображаемыми — благодаря тому, что идеал ничем не отличается от реальности, имея ту же валентность.

Прежние стандарты взаимодействия становятся сомнительными, каждая норма требует обоснований, испытаний. Нормативные ограничения постепенно становятся объектом экспериментирования. Растет избирательность общения, и конформистская потребность быть «как все» перерастает в потребность быть «совсем не таким, как все».

Стремление всегда быть среди большинства, «прятаться» в толпе, как можно больше соответствовать ожиданиям всех и каждого так же делает невозможным самостоятельный жизненный выбор, как и желание во что бы противопоставлять себя группе. По мере личностного роста человек становится более уверенным в себе, более независимым, автономным, и тогда конформные и нонконформные реакции возникают в его поведении уже не так часто.

Источник:

М.М. Слюсаревский, В.О. Татенко, Т.М. Титаренко и др. Основы социальной психологии. Учебное пособие. — Киев: Миллениум, 2008.