Потребность в достижениях и жизненный успех
Проблема успеха, достижений, признания имеет большую историю, оставаясь остро актуальной и сегодня.
Научно-популярная литература предлагает современному читателю легкий успех в профессиональной, семейной, бизнесовой, политической и других сферах при усвоении определенных алгоритмов контроля собственного сознания, настройки ее на сугубо позитивный лад, алгоритмов продуктивного взаимодействия, доброжелательного или манипулятивного общения, достижения уверенности в себе, конструктивного разрешения конфликтов.
C жизненным успехом тесно связаны личностная эффективность и удовлетворенность жизнью.
В древней Греции был популярным так называемый агональный тип личности, ориентированный на развертывание внутреннего творческого потенциала, высокий уровень раскрытия способностей, эффективность в достижениях, победу в соревнованиях. Мотивы греков не были рациональными или утилитарными, и достижения возникали далеко не только там, где это действительно было жизненно важным или очень нужным. Главным считалось продемонстрировать свое мастерство в любых видах деятельности, что и обусловило «греческое чудо».
Гесиод считал, что социальные причины и личностная обусловленность богатства и бедности как успеха и неуспеха заключаются в способностях и усилиях личности, направленных на достижение высокого уровня жизни. Мотивы славы и признания отличал Платон, определяя славу как форму оценки обществом реальных и мнимых ценностей человека.
Идея успеха, одна из важнейших в американской культуре, тесно связана с известным феноменом массового сознания — «американской мечтой». В массовой культуре существует социально-психологический тип «личности, которая сама себя сделала» (self-made person). Она воплощает американскую мечту благодаря наличию таких свойств, как честолюбие, стремление побеждать, умение работать, дисциплинированность, склонность к риску, независимость, самостоятельность в достижении цели, практицизм.
По мнению Д. Мак Клеланда, стремление к успеху в больших и малых сообществах является едва ли не главным мотивом человеческой деятельности.
У. Джеймс, основатель прагматизма, еще в начале ХХ в. показал взаимосвязь между самооценкой личности, уровнем ее притязаний и стремлением к успеху.
Его классическая формула:
Успех зависит от самоуважения и притязаний личности:
успех = самоуважение / притязания.
Большой вклад в исследование проблемы успеха принадлежит представителям школы К. Левина, которые доказали, что не степень сложности задачи, а уровень притязаний личности становится решающим фактором определения какого-то результата как успешного или неуспешного. Если результат достигает ожидаемого благодаря уровню притязаний или превышает его, появляется ощущение успеха, если нет — человек переживает неудачу. Как правило, после успеха уровень притязаний человека повышается, а после неудачи снижается.
В последнее время в сознании постмодернистского общества старую формулу индивидуального успеха, что достигается в жесткой конкурентной борьбе, постепенно вытеснила новая формула с другим содержанием: не успех через соревнования, а успех через кооперацию. Люди осознали, что их успех может быть только общим и, реализуя эту новую модель, учатся избегать конфликтов, помогать друг другу, развивать доверие к партнерам. Такая модель оказалась психологически более комфортной и эффективной.
Успех является положительным результатом упорной и непростой деятельности, его традиционно понимают как реализацию определенного стремления человека в конкретной жизненной ситуации, достижения желаемой социальной позиции и переживания удовлетворенности и высокой самооценки.
Успех тесно связан с социальной природой человека, удачной структурированностью его психологического пространства и времени.
Чтобы добиться успеха, личность должна принадлежать социуму и одновременно быть обособленной от него.
Тогда она сможет и слиться с профессиональной группой, чувствуя себя с ней единым целым, и заодно выделиться, стать заметной, незаменимой, признанной. Кроме того, она должна чувствовать течение времени своей жизни, не откладывая на далекое будущее то, чего нужно достигать уже сейчас.
Модели успеха, транслируемые средствами массовой коммуникации или изымаются из мемуаров, биографий и интервью, содержат следующие элементы:
- сфера активности (одна или несколько, публичная-частная),
- жизненные обстоятельства (препятствия, кризисные ситуации),
- социальные индикаторы успеха (общественное признание, финансовые достижения, авторитет, власть),
- индивидуальные индикаторы успеха (новая идентичность, самоуважение, удовлетворенность жизнью),
- внутренние ресурсы (деловые, моральные, творческие, социально психологическая компетентность, стратегии копинга и т.д.),
- ресурсы среды (поддержка, помощь, протекция, везения).
Мотивация успеха
Шансы стать успешным больше у человека, который имеет соответствующие способности и мотивы, выраженные диспозиции к достижению, который уже знаком с победами и верит в себя. Как правило, соответствующая структура личности формируется еще в детские годы, и первые успехи радостно переживаются именно в семье. Хотя возможны и контрсценарии, когда человек, которого никогда не поддерживали родители и учителя, вопреки жизненным обстоятельствам доказывает себе и своему бывшему окружению, чего он стоит.
Концепция мотивации достижений в течение последних десятилетий получила в социальной психологии широкое распространение, хотя не существует единого мнения относительно того, что важнее для достижения успеха: способности, знания, умения, навыки или сила мотивации, характер цели, желание работать, старания.
Мотив успеха нередко рассматривают как автономную потребность, практически не связанную с ценностными ориентациями личности.
Ф. Мак Клалланд определяет мотивацию достижений как стремление как можно ярче проявить свои способности и усилия, чтобы добиться успеха. Дж. Аткинсон, который впервые описал в структуре мотивации наличие не только мотива успеха, но и мотива избегания неудачи, подчеркивает способность переживать гордость за собственное трудолюбие.
Мужской и женский успех
Успех мужчины чаще всего одобряют, воспринимая как то, что ожидалось, и объясняют прежде всего его способностями. Женский успех комментируют иначе: женщина или очень старалась, или ей просто повезло. Даже приложения собственных усилий и целеустремленность имеют в глазах окружающих определенный негативный подтекст, который как бы подчеркивает отсутствие способностей, которые приходится компенсировать «вечными» женскими добродетелями: тщательностью и терпением.
Такие устоявшиеся стереотипы не могут не влиять на женские и мужские интерпретации собственных достижений. Мужчины больше воспринимают себя как успешных, больше ценят свои победы, чем женщины, которым кажется, что ничего особенного в их жизни не происходит. Главное, чтобы все были здоровыми и жили мирно, а собственные достижения не так уж велики, чтобы о них вспоминать.
Среди личностных характеристик человека, которые способствуют его успеху, по данным контент-анализа, чаще всего упоминаются следующие: внешние данные, мастерство, талант, настойчивость, преданность своему делу. В описаниях женщин наибольшее внимание привлекает внешность, а в описаниях мужчин говорят прежде всего об их мастерстве. Среди индикаторов успеха у мужчин преобладают имущество и деньги, тогда как у женщин — признание близкого окружения и чувство внутреннего удовлетворения.
Успешной женщине приписывают такие черты, как доброту, вкус, чувство прекрасного, терпение. В отношении мужчин чаще всего говорят о выдержке, энергичности, взглядах, убеждениях, ценностях.
Для мужчин важнее внешние — социальные — индикаторы успеха (признания, финансовые достижения), тогда как для женщин — внутренние — индивидуальные (самоуважение, новая идентичность). Мужчины более склонны относиться к себе как к успешным, фиксируя свой успех прежде всего в публичной сфере, а женщины до сих пор не очень ориентируются на оценку себя как успешных, разве что в замкнутой для посторонних частной сфере.
Подробно проанализированный в многочисленных публикациях женский страх успеха в последнее время в развитых странах уже не фиксируется, хотя и остается пока отечественной реальностью, на которые непосредственно влияют устойчивые стереотипы массового сознания.
Литература:
- Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. В. А. Лабунской: Учеб. пособие. — М., 2001.
- Социальная психология. Энцикл. слов. в 6 т. / Под ред. М. Ю. Кондратьева. — М., 2005.
- Основы социальной психологии. Учебное пособие // Под ред. М.М. Слюсаревского. — К., 2008.
- Психология личности: Словарь-справочник // Под ред. П. П. Горностая, Т. М. Титаренко. — К., 2001.