.
 

Анна Фрейд (1895-1982).
Защитные механизмы «Я» в психоанализе

Анна Фрейд, Anna FreudПродолжение. Начало см. здесь

Анна Фрейд попыталась классифицировать различные защитные механизмы в связи с конкретными ситуациями, которые провоцируют тревожность. Она была убеждена в существовании связи между защитными действиями «Я» против внешней и внутренней опасности.

Перечислим эти механизмы, чтобы потом привести их к логико-психологическим началам. Это регрессия, вытеснение, формирование реакции, изоляция, уничтожение, проекция, интроекция, борьба «Я» с самим собой, преобразование, сублимация.

Общий смысл регрессии заключается в возвращении человека к предыдущим психических состояниям или способу действия. Субъект пытается избежать тревоги через возвращение на самую раннюю стадию либидозного и эго-развития. Возможность такого акта объясняется тем, что более ранние паттерны поведения остаются альтернативными способами функционирования. В то же время регрессия не является жизнеспособным и эффективным защитным процессом, поскольку она заставляет индивида переживать тревогу, свойственную той стадии, в которой он совершил регрессию. Поэтому регрессия вызывает дальнейшие защитные средства, которые должны сохранить «Я» от ее последствий. Рисование превращается в загрязнение материала, любознательность — в вуайеризм или жадность.

Вытеснение — это переход нежелательного импульса к сфере бессознательного, что иногда приводит к галлюцинаторному исполнению желаний. Вытеснение напоминает дамбу, которая сдерживает поток реки.

Формирование реакции является таким защитным процессом, с помощью которого неприемлемый импульс преодолевается путем усиления (гипертонии) противоположной тенденции. Формирование реакции является основой сублимации, когда инфантильный импульс не вытеснен, а трансформирован.

Изоляция предстает в совокупности действий, когда субъект изолирует определенное неприятное событие, чтобы оно не стало частью его опыта. Изоляция связана с расщеплением и диссоциацией. Человек осуществляет временную паузу, в течение которой ничего не воспринимает и не делает. Тогда ассоциативные связи подавляются или прерываются, а переживание лишается своей силы и не воспроизводится в обычных процессах мышления.

Уничтожение — защитный механизм, который позволяет субъекту делать так, как будто предыдущей мысли или действия не было. Уничтожение обычно имеет место в навязчивых ритуалах.

Проекция (буквально — бросание от себя) — термин, который в психиатрии и психоанализ означает восприятие психического образа как объективной реальности. Происходит локализация в воображении внутреннего во внешнем объекте. Перед проекцией осуществляется отрицание, то есть индивид не признает, что у него есть определенные чувства, желания, и утверждает, что есть они у кого-то другого. Проекция внутренних объектов состоит в приписывании чувств к себе кому-то из окружения. Например, параноидный больной проецирует свои гомосексуальные чувства на другого и отрицает, что любит человека мужского пола, утверждая, что тот ненавидит его и т.д. При этом, например, М. Клайн толкует проекцию как нормальный способ развития.

Интроекция — процесс, при посредничестве которого функция внешнего объекта берет на себя его психическое представление, в результате чего отношение с объектом «снаружи» заменяются отношениями с воображаемым объектом «внутри себя». Соответствующую психическую структуру называют по-разному: интроект, интроэцированный объект.

Интроекции предшествует интернализация, которая может сопровождаться (или нет) фантазией информации. За ней может идти вторичная идентификация «сверх-Я», образуя интроекцию родительских фигур, и объект можно разложить на составляющие интроекты: хороший (плохой), внутренний отец (мать). Интроекция является и защитой, и нормальным прогрессом развития: защита — поскольку уменьшает сепарационную тревогу, прогресс развития — поскольку способствует автономизации субъекта.

Борьба «Я» с самим собой выступает как процесс, в котором наблюдаются противостояние и определенное противодействие на внешнем и внутреннем уровнях функционирования «Я» . На внешнем уровне (имеется в виду уровень, внешний относительно самой структуры «Я», однако охватывающий субъективный психологический пласт бытия человека) происходит противостояние между мотивировкой и действиями, ожиданиями и достигнутым и т.п. На внутреннем уровне имеет место противодействие (активное и пассивное, актуальное и потенциальное т.д.) между структурами самого «Я», «ид», «эго» и «суперэго».

Преобразование связано прежде всего с содержательным или структурным изменением психической энергии, которая актуально переживается субъектом и имеет отрицательный знак, на тот вид психической энергии, который признается субъектом как более гармоничный и привлекательный. Процесс преобразования может осуществляться как вполне неосознаваемый, а также как специально организованный и «технологически» (через определенную систему средств и приемов) обеспеченный субъектом.

Сублимация — связанный с развитием процесс, с помощью которого инстинктивные энергии получают разрядку в неинстинктивних формах поведения. Сублимация включает в себя:

а) перемещение энергии из действий и объектов первичного (биологического) значения на действия и объекты меньшего инстинктивного значения;

б) преобразование качества эмоции, сопровождающей деятельность, при котором она становится «десексуализированной» и «деагрессифицированной»;

в) освобождение деятельности от диктата инстинктивной напряженности.

Некоторые определения сублимации содержат элемент социального, а именно: настоящие сублимации являются социально приемлемыми. Так, интеллектуальная любознательность рассматривается как сублимация сексуальных инстинктов, поскольку:

а) она обращена на несексуальные предметы;

б) удовлетворение, которое ее сопровождает, имеет несексуальный характер;

в) изменение ее интенсивности не зависит от инстинктивной напряженности.

Понятие сублимации направлено на объяснение развития высших функций из низших, и за основу берется два вида доказательства:

1) возникновение новых интересов и способностей во время курса психоаналитического лечения;

2) возникновение регрессивных симптомов у лиц с невротическими расстройствами.

В случае интеллектуальной любознательности сублимация означает или увеличение этой любознательности, что связано с угнетением в детстве, или рецидив тенденций вуайеризма, или, скажем, переедание у пациента, который до невротического срыва проявлял исследовательский склад ума.

Исходными понятиями для понимания защиты является понятие агрессии, нападения, сложных ситуаций и тому подобное. Агрессией иногда называют гипотетическую силу инстинктивного характера, которая является причиной тех или иных действий и чувств. Еще агрессию рассматривают как антитезу либидо и в этом смысле расценивают ее как разрушительное влечение. Есть определение агрессии как реакции на фрустрацию. У аналитиков есть тенденция приравнивать агрессию к ненависти, деструктивности и садизму. Известно также и традиционное ее понимание как динамизма, самоуверенности, экспансивности, влечения. В поздних работах З. Фрейда агрессия уже берется как производная инстинкта смерти. Эгопсихология использует термины агрессификации и деагрессификации сообразно либидизации и делибидизации. Биологию агрессивного поведения подробно изучал К. Лоренц .

Защитный механизм (или, более точно, защитные формы поведения) является результатом невозможности обычного ответа организма человека на требования и обстоятельства среды — как природной, так и социальной.

Термин «защита» выражает своеобразную оборону живого существа и имеет различные формы своего проявления. Речь должна идти о том, чтобы подать защитные механизмы в их логической последовательности, что Анна Фрейд в свое время считала невозможным. Однако феноменологическая логика дает в руки исследователя надлежащее руководство для решения данного вопроса.

Первая форма ответа — это попытка активного противодействия со стороны человека неблагоприятным раздражителям среды, чтобы сохранить достоинство своего существования (что-то вроде «общего адаптивного синдрома» в толковании Г. Селье). Аналогично этому можно говорить о «защитном синдроме», который объединял бы в себе все феномены защиты как своеобразные формы поведения.

Поскольку субъект психической жизни воспринимает от окружающей среды ее угрожающие феномены и акты, он наполняется решимостью категорически преодолеть их, что выступает идеальной формой такого преодоления. Угрозу следует уничтожить целиком, в какой бы форме она выступала. Речь идет о сокрушительном отпоре агрессивным намерениям среды, об их ликвидации — бескомпромиссной и окончательной. Это становится возможным из-за решительных тотальных действий, которые формируются как:

1) агрессия, или превентивное нападение, имеющее своей целью полное уничтожение противника, а также использование его потенциала в своих намерениях. Поскольку полное уничтожение противника избавит исходный субъект его жизненной опоры, агрессия отступает в своей решимости и стремится к

2) регрессии в мотивационной и действующей форме, а также в оценке ситуаций и последействий.

Достоинству личности нанесен серьезный удар. Она обращается к проявлению ранних форм поведения. Это и есть определенная форма отступления — отступления несчастного индивида с его несчастным сознанием. Облегчение этого состояния возможно благодаря его определенному непониманию или метаморфозе индивида до уровня шута. Речь идет о ликвидации любой претензии на доминирование в мире.

Достоинство личности может быть сохранено именно из-за

3) вытеснения жизненных претензий и намерений доминирования в бессознательное. Однако, согласно магистральной концепции фрейдизма, вытеснение продолжает делать свое коварное дело и приводит к неврозу как результату сдерживания, блокирования влечений. Вытеснение не остается равнодушным к проявлениям активности и вносит в нее определенную дезорганизацию. Поэтому

4) формирование реакции осуществляется под давлением двух сторон: потребности проявлять свои влечения и блокировки прямого и откровенного их проявления.

Тогда возникают, по З. Фрейду, ошибочные действия. Ошибочность — это только их внешний признак. Следует говорить о поведенческом равновесии, связанным с определенными уступками, компромиссами и т.п.

Неудачи жизненных проявлений, блокирование активности в выражении неповторимости индивида приводят к его вынужденной

5) изоляции, ведь индивид не имеет возможности продуктивного общения с другими.

Поскольку человек не может проявлять себя в изоляции от других, речь может идти об

6) уничтожении его индивидуальности как потере самобытного выражения в собственных поступках. То, что индивид может еще делать, — это осуществлять

7) проекцию своих нереализованных сил на других людей.

Речь должна идти также о проекции в человеке злого начала любых существ. Эти тенденции выталкиваются из субъективности исходного субъекта, чтобы потом увидеть их в других. Осознание существования самой проекции может привести человека к самонегативизации, к всеобщей враждебности.

Обратным явлением будет

8) интроспекция, когда отношение с внешним объектом замещаются объектом мнимым, что может способствовать увеличению ощущения автономности субъекта.

Феноменологически это означает, что человек строит свой автономный внутренний мир, давая ему преимущество над миром внешним, убегает, в частности, в мир своих грез, надежд и т.д.

Уже в границах проекции выступают моменты

9) сублимации: перенаправленность действий из одной сферы в другую.

Сублимация позволяет человеку на почве естественных влечений создавать вокруг себя культурный ореол, то есть превращать естественную энергию в культурную.

Такова внутренняя связь защитных механизмов между собой. Их феноменология заключается в том, чтобы осуществлять переход от естественного к культурному, но при этом устанавливается связь между самыми культурными феноменами.

Речь может идти не просто о защитных феноменах, когда сила внешнего мира преобладает над силами внутреннего, а о механизмах преобразования внешнего мира на почве механизмов внутренних так, чтобы этот внешний мир соответствовал потребностям субъекта.

Источники:

  1. Фрейд А. Психология «я» и защитные механизмы. — М., 1993
  2. Роменець В.А., Маноха И.П. История психологии XX века. — Киев, 2003.
 
.
   

Контакты | Реклама на сайте | Статистика | Вход для авторов
Политика публикации | Пользовательское соглашение

© 2001–2021 Psyfactor.org. 16+
© Полное или частичное использование материалов сайта допускается при наличии активной ссылки на Psyfactor.org.
 Посещая сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве.
 Размещенная на сайте информация не заменяет консультации специалистов.