.
 

© Александр Щипин

 Русские своих не бросают!..
(«Брат-2»)

Брат-2В конце восьмидесятых и начале девяностых годов никто в нашей стране не имел ни малейшего понятия, что такое патриотическое кино. Люди щеголяли в раскрашенных под звездно-полосатый флаг футболках и наслаждались видеосалонными подвигами Рэмбо в Афганистане.

Это был золотой век, Эдем до грехопадения. Страна была открыта всему: американцы перестали быть стратегическими противниками, немцы перестали быть фашистами, украинцы оставались пока украинцами. Казалось, в бывшей империи вот-вот реализуется один из самых смелых прогнозов — государственный патриотизм исчезнет окончательно, уступив место незлобивому и уютному патриотизму малой родины. Государство же станет чем-то вроде большой фирмы, к которой, конечно же, нужно быть лояльным, пока в ней работаешь, но и уйти, в общем, тоже ничто не мешает.

Если бы в то время в стране снималось больше полутора картин в год, патриотические фильмы были бы примерно такого же характера. Патриотизм в кино перестал бы быть любовью к большой и сильной Родине, став нежностью к маленьким городкам, жалостью к зацветающим речкам, влюбленностью в пятнистые тени на лесных тропинках. Ведь даже в эталоне советского патриотизма — в картинах про войну — самыми убедительными всегда были истории про то, как нужно защищать дом, где солдата ждет мать, госпиталь, где работает медсестрой его невеста, землянку, где лежит без сознания раненый друг. И пускай они вставали в бой с криками «За Родину! За Сталина!» — сражались они и за ту самую малую родину. Вот и теперь мы могли бы смотреть патриотические фильмы про городские переулки с грязным мартовским снегом и проселочные дороги, про квартиры в хрущевках и деревянные скрипучие дома, про друга из другого квартала и девчонку из соседнего села. Не вышло.

Бессмысленно выяснять, кто виноват. Это как в известной рекламе про фигуриста на льду во время хоккейного матча: жалко тебя, мужик, конечно, но мы-то тут по другим правилам играем, верно? Так что извини. Вот и досталось нам со всех сторон сразу. Американцы врагами быть, конечно, перестали, но снимать с себя последнюю рубаху для новоиспеченных друзей отказались. Немцы оказались бюрократами, добрыми, правда, и щедрыми, но это даже как-то подозрительно. Украинцы... Ну все понятно.

А народ у нас гордый. И захотелось ему патриотизма. Ну есть же у всех чувство патриотизма, правильно? А мы что, хуже людей? Вот и покажите нам какую-нибудь патриотическую трагикомедию, чтоб мы прониклись и тоже ощутили.

Проблема же, на самом деле, заключалась в том, что никакого другого патриотизма, кроме патриотизма малой родины, в человеке просто так родиться не может. Ну не полюбит житель Петрозаводска окрестности сибирского поселка Итака, не видя их и не представляя себе, где это хотя бы находится. Нужно было ему это как-нибудь объяснить. И тогда кинематографисты задумались. Во всех учебниках написано, что нации основываются на единстве языка, территории, экономической жизни и психического склада. Кинематографисты, видимо, учебники эти тоже читали и, отбросив единство языка и экономической жизни как сложно экранизируемые, а единство территории как вызывающее излишне бурную реакцию на Западе, сосредоточились на прославлении единства психического склада, он же национальный характер, он же загадочная русская душа.

Здесь, собственно говоря, тоже возможны варианты: либо мы очень хорошие, но странные, и если вы нас узнаете поближе, то обязательно проникнетесь, либо мы хорошие и странные, а вы все подонки, только и ждущие, как бы нам гадость какую-нибудь устроить. Так по одну сторону баррикад оказалась странная пара Рогожкин-Михалков (с «Особенностями национального всего» и «Сибирским цирюльником»), а по другую — одинокий волк Балабанов, сам себе брат. Самое забавное, что никто из них не оказался в состоянии показать патриотизм, не сравнивая нас с заграницей. Понятно, что так оно гораздо доходчивее получается, но это все-таки на определенные мысли наводит: что же это за патриотизм такой, который сам по себе, без внешнего врага ли, друга ли не существует? При этом в зависимости от решаемых задач режиссеры выбирают одну из двух схем: иностранец в России (Рогожкин, Михалков) или русский за границей (Балабанов). В первом случае иностранцев обычно даже жалко — ущербные они какие-то, не понимают здесь ни черта, хотя люди они в целом симпатичные, а к концу фильма таки и просто стремительно обрусевают. Во втором, когда главный герой оказывается во враждебном окружении, иностранцев не жалко ничуть и мочить их надо в санузлах, что в «Брате-2», как известно, и происходит. («Вы нам еще за Севастополь ответите!»)

Самое грустное, что эту заочную дуэль выиграл Балабанов. Конечно, он не фашист и даже не националист — он просто великий режиссер с обостренным чутьем на конъюнктуру, которым, к чести его, практически не пользуется. Он играл на грани фола: «Русские на войне своих не бросают». А кто, интересно знать, бросает? Американцы? Евреи? Но все равно ведь приятно... Да и человеку с лицом и голосом Сергея Бодрова можно простить все, что угодно, включая поджог детского сада во время тихого часа. Снимись Бодров в роли коменданта концлагеря, евреи, я думаю, простили бы ему Холокост.

Просто Балабанов, почти не целясь, попал в яблочко. Национальный характер — это, конечно, хорошо, но нам надоело носиться со своей загадочной душой, когда нас пинают и унижают на каждом шагу. Все правильно. Только вот у поколения Балабанова есть воспоминание о советской власти — самая лучшая прививка от фашизма. У людей, родившихся после восьмидесятого года, такой прививки уже, скорее всего, нет. Так что когда мы хватаемся за пистолеты и городошные биты, защищая свое национальное достоинство, это, конечно, справедливо. Но грустно. Очень-очень грустно.

«Факел», № 8, 2002 г.

 
.
   

Контакты | Реклама на сайте | Статистика | Вход для авторов
Политика публикации | Пользовательское соглашение

© 2001–2021 Psyfactor.org. 16+
© Полное или частичное использование материалов сайта допускается при наличии активной ссылки на Psyfactor.org.
 Посещая сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве.
 Размещенная на сайте информация не заменяет консультации специалистов.