© Вероника Грана
Психолог, лингвист Вероника Грана: терапевтическая сила медитации
Медитация — термин, знакомый многим. И также многими в его сути до конца так и не понятый.

Что скрывается за этой терминологией? В чем сущность (ядро) практики?
Зачем? Известен ли заранее искомый желаемый результат, «точка прибытия», «место назначения»?
С помощью каких техник и инструментария достигается состояние «х»?
Почему вместо курса терапии антидепрессантами врачи все чаще прописывают своим пациентам курсы медитации?
Какова цель миллионов медитирующих людей на «востоке и западе»?
Можно ли практиковать медитацию самому в гордом одиночестве, вне массовки, без участия учителя? Или, все же, «гуру» — неотъемлемый атрибут, обязательное условие для продуктивности процесса?
Обо всем по порядку
Принято считать, что медитация — термин, пришедший во многие современные языки с латыни, обозначающий буквально «размышление», «обдумывание».
Самые ранние упоминания о «Дхьяне» (медитации) мы обнаруживаем в Ведах (древнеиндийских текстах).
У большинства наших современников медитация ассоциируется с некой духовной практикой, индийской философией йоги, буддийскими мантрами, призванными освободить неуспокоенный ум от блужданий во тьме невежества, потока несвязных мыслей, а душу от эмоциональных и чувственных неконтролируемых всплесков, дабы обрести умиротворение и покой еще при жизни, чтобы наиболее плавно и гармонично пройти переход в тонкие миры (индийская философия), пространство «бордо» (буддийская космогония); сбросив однажды белковое тело, удачно воплотиться в следующей жизни, или, вовсе, выйти из «круга сансары», если очень повезет…
Опираясь на учения древних, высшая цель практики — стать беспристрастным наблюдателем, — один из путей обретения мудрости, осознанности, контроля над телом и эмоциями — что достигается и становится возможным только при условиях ровного спокойного состояния пси и сомы.
Наблюдатель, осознанно диссоциируется от тела и воздействий на него внешнего мира; без осуждения, без вожделения, без выставления умозрительных и эмоциональных оценок, без определения что есть что, без называния (без присвоения словесных кодов) способен созерцать саму суть вещей.
Медитация — управляемое осознаваемое практикующим измененное состояние сознания, достигаемое постоянной тренировкой ума, целенаправленным волевым усилием, удерживаемым на время вниманием на «объект», внутрь или вовне своего биологического организма, результатом которого является диссоциация личности от его тела и обретение способности (совершенства) беспристрастного проживания сути вещей вне времени и пространства. — Это и есть состояние «х».
Побочным эффектом таких тренировок является приобретение навыка контроля и управления своими психическими реакциями и возможность ощутимо влиять на биологические процессы белкового тела — возможный искомый результат, «место назначения».
Научные круги так и не пришли к единому определению медитации. Не удивительно, ведь техники и цели практики разняться в зависимости от религиозной традиции или философской школы практикующего, а само состояние медитирующего не поддается детальной расшифровке.
Тем не менее, ученые по всему миру констатируют видимые невооруженным глазом факты и показатели электронных приборов в экспериментальных исследованиях медитирующих, — увеличение плотности серого вещества в отделах головного мозга, отвечающих за самообладание, самосознание, радость, уверенность, анализ и запоминание поступающей информации, обучаемость, внимательность, креативность. Напротив, уменьшение плотности серого вещества в отделах головного мозга, активируемых при беспокойстве, страхе, стрессе, панике, раздражительности, гневе, депрессивных состояниях.
Так, после ряда экспериментов в Калифорнийском, Мечиганском, Университетах Мэдисон и Джонса Xопкинса исследователи пришли к выводу, что практика медитации успокаивает эмоциональный фон, улучшает настроение, помогает избавится от неконтролируемых тревожных состояний, снимает мышечные зажимы, напряжение в теле; восстанавливает утраченные и активно формирует новые нейронные связи, что приводит к значительной ретрасформации качества жизни, способствует адаптивности индивида, тем самым в когнитивно-поведенческой терапевтической практике может и должна использоваться для лечения психических, психоневрологических и психосоматических недугов.
На сегодняшний день степень эффективности излечения от таких недугов как хроническое депрессивное состояние, послеродовая депрессия, посттравматическая депрессия, синдром повышенной тревожности, панические атаки, синдром дефицита внимания и гиперактивности, бессонница, алкогольная и наркотическая зависимость, аллергия, астма, артрит, воспаление кишечника, боли в мышцах и сухожилиях, головные боли, предменструальный синдром, сердечно-сосудистые заболевания, ожирение — клинически апробированный и научно доказанный факт.
Как работает медитативная терапия?
Медитация — это всегда самоконтроль движений ума. Практика требует предельной фокусировки и удержания внутреннего внимания на каком-либо одном объекте, мысли, чувстве, эмоции либо действии.
Удержать беспокойный ум от хаотичных прыжков с объекта на объект, абстрагироваться от потока неконтролируемых мыслей и внешних раздражителей очень не просто. Необходимы целенаправленное волевое усилие, расслабленность сомы и эмоциональное равновесие.
Контроль над эмоциональными, чувственными, физиологическими, автоматическими реакциями тела обретается не сразу, а через ежедневные плановые тренировки «мышц» сознания. Со временем нарабатывается психическая устойчивость, эмоциональный интеллект, способность не застревать на нежелательных образах, мыслях, ощущениях, а переключать и удерживать внимание на выбранном объекте.
В этом «особом состоянии сознания» человек (пациент) имеет возможность ощутить, увидеть, визуализировать, осознать корень (причины) своих недугов, углубиться и перепрожить травмирующие события прошлого. Осознанно, самостоятельно или с помощью терапевта перепрограммировать мешающие здоровой жизни установки, трансформировать ограничивающие, дисфункциональные убеждения в более эффективные и адаптивные для здоровой счастливой радостной жизни.
Какие бы ни были применяемые техники, — пассивное созерцание ощущений в теле, активное созерцание объекта, повторяемая самовнушаемая мысль, визуализация чувства, проекция будущих возможных событий, — все они способны перенастроить человеческий биологический организм на желаемое, автоматически корректируя химический состав клеток и стимулируя гены, поддерживающие иммунную систему. (На основе работ Петра Гаряева «Лингвистико-волновой геном» и исследований влияния мыслеформ, медитаций и йогических практик Гарвардской медицинской школой).
Техник и инструментария для обретения «особого состояния сознания» множество. Йогические практики предлагают особые виды дыхания с концентрацией на мысли «я не есть мое тело» и «я не есть мой разум», при неоднократном мысленном повторении которых достигается диссоциация с физической оболочкой.
Особые «асаны» (позы тела) с концентрацией внимания на определённых точках тела, дают тот же эффект.
Випассана в сочетании с медитацией созерцания заслуживает пристального внимания публики, — это уникальный терапевтический инструмент, способный нейтрализовать стресс, снять тревогу и излечивать депрессивные расстройства с той же эффективностью и интенсивностью, что и лекарственная терапия антидепрессантами. (Публикация в JAMA Internal Medicine по исследованиям Университета Джонса Xопкинса и независимым исследованиям Национального центра биоинформационных технологий).
Випассана в сочетании с медитацией может стать незаменимой при необходимости хирургического вмешательства без применения химического обезболивания. Практикующие медитацию созерцания показывают увеличение болевого порога в значительной степени. (Исследования Университета Монреаля)
Значительное резистенция к боли через применение медитации созерцания подтверждена в ходе эксперимента Баптистского медицинского центра. Было выявлено, что медитация оказывает более мощное воздействие, нежели морфин или другие обезболивающие препараты.
«Тратака» — йогическая практика созерцания огня, — прекрасный инструмент для тренировки концентрации внимания, успокоения пси и сомы, побочным эффектом от которой может стать улучшение зрения, снятие психического и физического напряжения, чувство умиротворения и здоровый сон.
Существуют практики созерцания воды, ветра, света, звука, цвета, образа, чувства — все они есть подручный инструментарий для тренировки «мышц» сознания и обретения контроля над реакциями тела.
Медитацию, по праву, можно считать терапией души. Ведь она способна спасти от одиночества, успокоить, придать сил, настроить позитивно и оптимистично, расслабить, порадовать, активировать мышление, творческие способности, раскрыть потенциал…
Если Вы не считаете себя полноценно здоровым человеком, страдаете психосоматикой, хотели бы отказаться от химических или седативных средств, подсознательно понимаете или чувствуете, что с Вами что-то не так, ведь могло быть и лучше... Если Вы стремитесь улучшить концентрацию внимания, способность к обучению, разогнать оперативную и долгосрочную память, расширить сознание, уравновесить пси и сому… Если Вам не хватает уверенности в себе, радости, мучают страхи, по ночам не спится, тело в постоянном напряжении, а расслабиться не получается — займитесь осознанной медитацией.
Для заинтересованных начать практиковать медитацию — лучше обратиться к специалисту, зарекомендовавшему себя мастеру, терапевту, способного Вас направить. Есть резон практиковать с группой единомышленников, — так наблюдая за медитирующими со стороны, имитируя позы, действия, прислушиваясь к советам бывалых практиков, дискуссируя и обмениваясь мыслями по уже достигнутому и еще не понятому, вы за более короткие сроки обретете основу для дальнейшего развития в этом направлении.
И, все же, помните! Процесс медитативной практики очень индивидуален. Главное, правильно подобрать технику и инструментарий, который подходит именно Вам. А когда почувствуете уверенность и силы в том, что созрели и готовы к единоличным экспериментам — не бойтесь экспериментировать.
Ведь осознание приходит в уединении, а мудрые мысли — в тишине.
Всем здоровья и добра!
© Автор психолог, лингвист Вероника Грана. Страница на Facebook и Instagram