© П.С. Гуревич

Психоистория

Психоистория — это психологическая дисциплина, которая родилась на стыке истории и психологии. Ее создателем считается американский психолог Эрик Эриксон (1902-1994). Психоисторики считают, что жизнь человека обусловлена его историческим контекстом, но при этом огромную роль играет и внутренний мир человека. Психология эпохи, которая порождается во многом психологией личности, оказывается важнейшим фактором социальной истории.

Психоистория сложилась под влиянием идей эго-психологии (Г.Гартман), которая подчеркнула роль адаптивных функций психики, и сравнительной культурной антропологии (М.Мид), показавшей культурную специфику и разнообразие биологически обусловленных форм поведения человека. На формирование психоистории огромную роль оказала также клиническая практика в США. Психоисторики поставили задачу изучить социокультурные параметры исторической эпохи, прежде всего характерные особенности ее духовной атмосферы.

Продолжая традиции психобиографий выдающихся деятелей мировой культуры и политики, созданные Э.Фрейдом, и биографики К.Ясперса, психоисторики совершили примечательный поворот в этой области. Они отказались от функций классического исторического анализа. Задача психоистории сводилась к тому, чтобы показать, что отдельные личности обеспечивают духовный климат эпохи. Внутриличностные конфликты творческих людей — М.Лютера, Т.Джефферсона, М.Ганди, Б.Шоу, М.Горького — Э.Эриксон изучал как выражение социально-психологических проблем их времени и культуры. Главной методологической установкой психоистории стал своеобразный принцип, который постулировал принцип психосоциального соотношения интимно-личностных и социально-исторических коллизий. Таким образом, фиксировался важнейший «исторический момент», который определял судьбы истории.

Психоистория получила достаточно бурное развитие. В Германии вышло немало трудов о нацизме. Психоистория исходит из положения, что существуют бессознательные императивы человеческих действий. Это предполагает наличие более ранних уровней психического, которые уже не осознаются субъектом, но в то же время способны воздействовать на его поведение. При этом мы часто оказываемся свидетелями конфликтов между сознательными установками и бессознательными стремлениями на индивидуальном и на массовом уровнях. Социально-политическая история часто не получала адекватного объяснения. Однако применение методов психоанализа, культурной антропологии и социальной психологии изменило положение.

Психоисторический метод часто называют генетическим, поскольку он подчеркивает значение предшествующего опыта. Такой подход предполагает, что реальности настоящего непрерывно динамически взаимодействуют на бессознательном уровне личным и коллективным прошлым.

Для психоисторика важно не только понимание неких вне временных универсальных фантазий, но и выявление их специфических выражений в данном месте и времени. Они показывают, как социальные травмы — война, голод, экономические кризисы, эпидемии — отличаются по своему воздействию друг от друга, обусловливая вместе с тем характер функционирования группы и стиль лидерства. Американские специалисты не раз применяли методы культур-антропологии, и в частности концепцию «модельной личности», к изучению германского национального характера. Психоистория оказалась также полезной для понимания массовых фантазий и движений.

П.С. Гуревич. Политическая психология. — М., 2008