© Сергей Романюха

Эмоциональное выгорание: точка зрения

«Встревоженный и затравленный индивид, который не в состоянии приспособиться к жестокому реальному миру, разрывает всякий контакт с окружающей средой и уходит в свой собственный вымышленный мир» (Д.Карнеги).

эмоциональное выгорание и стресс

Сегодня в мире на синдром эмоционального выгорания обращают пристальное внимание не только специалисты из сферы психологии, психиатрии, нейробиологии и т.п., но и многие представители бизнеса, т.к. данный синдром уже стал для них причиной значительных экономических потерь.

Недавно я выложил в ФБ небольшой пост о том, как в США в IT-компании «FullContact» мотивируют сотрудников к профилактике эмоционального выгорания через простые и понятные правила, при соблюдении которых они могут быть премированы работодателем в сумме 7500$. В комментариях некоторые написали — это не для нас и не про нас. Сразу вспомнил, как примерно такое же в свое время говорили и про другие общемировые тенденции в разных сферах деятельности, а потом старались догнать и соответствовать. И если неэффективность некоторых теорий и подходов можно было списать на особые ментальные отличия, культуру и т.п., то в случае с эмоциональным выгоранием так поступить не получится, потому как человеческий мозг одинаков у любого жителя планеты Земля, а, следовательно, и реакции на типичные для homo sapiens раздражители у всех тоже одинаковы. И просто отмахнуться от этой проблемы в ближайшем будущем точно не получится.

Сегодня известно, что к «выгоранию» приводит постоянный и неразрешимый стресс. По свидетельствам исследователей в психиатрии, поведенческой психологии, нейробиологии, депрессивная реакция в ответ на стрессовую ситуацию вследствие неблагоприятной обстановки в любой сфере человеческой деятельности, например, на работе, является основным стессообразующим фактором для современного человека, потому как выгорание проявляется в формировании дисфункциональных установок.

Социум сегодня ставит все более высокие планки, формируя новые виды социальных страхов несоответствия образу успешного и востребованного человека. Потребность иметь «второе Я» в виде «Я-идеальный» внутри системы социальных сетей толкает людей на выпячивание только положительных фактов и ситуаций, когда кратковременный успех или единичное достижение выдается за стиль жизни. В итоге создается порочный круг, который ограничивает человека ситуативными флажками активированных страхов и проблем несоответствия. В результате многие из них все больше разочаровываются в собственных силах и возможностях, живя в постоянном стрессе ожидания одобрения от малозначимых людей в сети ФБ, что еще больше толкает их в объятия страха несоответствия образу «Я-успешный». И этот страх имеет тенденцию разрастаться в условиях вымышленных ограничений. Так создается замкнутый круг стресса, начинается бесконечная мысленная пытка в виде постоянных внутренних диалогов об истоках проблем. В итоге он попадает в состояние стрессового дисбаланса, когда возникает разница между реальными и воспринимаемыми требованиями социума и своей способностью справиться с ними. И часто возникает ситуация, когда человек «назначает» себя виноватым и начинает борьбу с самим собой, а точнее, с своими мыслительными процессами в рамках созданного им конструкта «Меня не ценят» и потому все так плохо.

Слово «стресс» очень распространено в нашем обиходе, но каждый склонен вкладывать в него свой смысл и значение. На базовом уровне стресс связан с биологической реакцией человеческого организма на определенные ситуации. Например, в доисторический период люди каждый день сталкивались с ситуациями, грозившими им смертью, а за выживание приходилось бороться. С первых дней существования человечества врожденная стрессовая реакция являлась эффективным средством защиты в экстремально опасных обстоятельствах. И если человек в те времена испытывал стресс в среднем в течении около 90 минут, то в настоящее время стрессовые реакции у многих могут длиться до 24 часов в сутки. Опасность быть съеденным тигром осталась в прошлом, но биология человека не изменилась и она не делает различий между опасностями физическими и психологическими. 

Чтобы понять суть синдрома эмоционального выгорания, стоит обратить внимание на выводы современных нейробиологов. А они утверждают, что нейробиологические аспекты выгорания связаны, в первую очередь, с работой миндалевидного тела (структурой мозга, которая отвечает за эмоции), которая «запускает» основную формирующую поведенческую реакцию «бей, беги или замри». Нейробиологи выяснили, что миндалина у выгорающих людей заметно увеличена, потому как ее ядро вовлекается в процесс постоянного выброса гормонов стресса.

Считается, что основными гормонами «работающими» на решение стрессовой ситуации являются адреналин, норадреналин и кортизол, и у каждого из них в данной ситуации «прописаны» определенные функции. Биохимические процессы в нейронах, в соответствии с субъективным восприятием ситуации вызывают угнетение одних участков мозга, и активизацию других. При активизации симпатической нервной системы происходит так называемая стрессовая реакция. Симпатическая нервная система синтезирует адреналин и норадреналин. Другой важный класс гормонов реакции на стресс называют глюкокортикоидами, из них наиболее известен гормон кортизол. Повышенный уровень кортизола может быть связан не только с явной опасностью для человека, но и с некоторыми изменениями в окружающей действительности, которые организм воспринимает как опасность. Социальный страх несоответствия работает по той же схеме, что и реальная опасность.

Стресс, как известно, есть реакция организма на непредвиденную ситуацию, которую мозг опознал как потенциально опасную и запускает гормональные механизмы защиты. В результате, мозгу подается сигнал, что текущая структура нейронных связей не приспособлена для новых условий и нужно срочно их перестраивать для реагирования на ситуацию. Но чтобы построить новые нейронные связи и активировать новые нейронные кластеры, — нужно разрушить старые связи между ними, которые существовали до появления опасной ситуации. Этим разрушением «назначен» заниматься кортизол. Т.е. при выгорании много кортизола, который разрушает, но недостаточно норадреналина, который отвечает за концентрацию внимания и реакцию на новое, а также участвует в тормозной регуляции сенсорных потоков, что позволяет нам сосредоточиться на значимых сигналах «здесь и сейчас». Норадреналин также занимается коррекцией работы адреналина, который как известно, «готовит» организм к ответной реакции в рамках инстинкта «бей, беги или замри», включая соответствующие системы жизнеобеспечения и функционирования организма с целью его максимальной защиты. И если в целом, стресс — это природная реакция организма на опасность, позволяющая включать его защитные механизмы, то эмоциональное выгорание — это  реакция на вымышленную опасность, но вызывает такую же реакцию мозга, как и опасность реальная. И эта опасность присутствует постоянно в виде эмоционального триггера в течении дней, недель, месяцев, лет. В таком случае, цикличный процесс возбуждения в миндалине приводит к появлению признаков износа в других нервных структурах и впоследствии к истончению коры головного мозга. У выгорающего человека ухудшается память и снижается способность регулировать негативные эмоции и отсутствие понимания — где же правильный выход из данной ситуации? Ведь объективной угрозы жизни на данном этапе как бы и не существует, но биохимические реакции организма, тем не менее, соответствуют «бей, беги или замри», но: если бить — то кого?; если убегать — то от кого?; если замереть — то с какой целью?

В итоге появляется убеждение, что причина череды неудач в самой личности. У человека падает самооценка, возникают вредные обобщения вроде того, что для меня неуспех постоянен и охватывает разные сферы жизни. Человек в целом замкнут в рамках ложного обобщения — я неудачник и не достоин места в «высшей лиге» успешных людей, т.к. мне даже нечем похвалиться перед своими «друзьями» в ФБ или Инстаграм. Но так как именно такой мыслительный коктейль является питательной средой и стимулом для реагирования мозгом на стресс — ситуация с гормональной реакцией на него принимает циклическую форму — много кортизола, адреналина и мало норадреналина. Также, норадреналин вызывает в человеке ощущение злобы, ярости, вседозволенности. И если его мало, то агрессия вовне намного меньше, чем вовнутрь, т.к. внешнего врага, в реальности не существует. И человек принимает состояние плывущего по течению безвольного бревна.

То есть все довольно сложно, особенно в вопросе поиска различий между ситуативным стрессом и выгоранием. Например, точно известно, что при стрессе эмоции чрезмерно активны, так как идет поиск и разрушение «нежелательных» связей в мозге в целях максимальной его защиты. А при выгорании эмоции притупляются, так как причины для построения защитного механизма мозг не может определить однозначно — все вроде нормально, опасности нет, а эмоции соответствующие. При стрессе у человека возникает возбуждение и гиперреактивность, а при выгорании — беспомощность и безнадежность. В стрессе человек со временем теряет энергию, а при выгорании — теряет мотивацию, идеалы, надежды. Стресс, как известно может убить раньше времени, а вот при выгорании человеку может показаться, что жизнь не стоит того, чтобы так жить.  Рационализируется это словами «все равно ничего не достигнуть, все бесполезно и бессмысленно». Как правило, причину выгорания сам человек обозначает как внешнее влияние непреодолимых сил и обстоятельств. Но это лишь защитная реакция, потому что человек не готов признать, что он сам виноват, сам себя привел туда, где все враги и все вражеское. Ведь когда есть внешние враги — физиологическая реакция на них — ударная доза адреналина, возбуждение, состояние агрессии во вне, а не на себя. А в состоянии выгорания — наоборот. И жизнь начинает казаться окончательно беспросветной. Самое интересное, — наиболее подвержены выгоранию те, кто заняты однообразным, монотонным выполнением задач. Т.е. работой, которая через определенный период воспринимается ими как скучная, не вызывающая чувства новизны. Потому что скука — это характеристика состояния мозга, а не задачи. И мозг постоянно пытается переключиться на задачу, а у него не получается, т.к. задачи просто не существует. В результате возбужденная миндалина блокирует дофамин, несмотря на отсутствие стресса, и как итог —  отсутствие предвкушения достижения и ощущение бессилия и безысходности. В первую очередь на такое состояние влияет внутренняя мотивация человека, которая идет изнутри и связана с нашей потребностью в достижениях и подпитывается дофамином. Чем сильнее удовольствие, тем больше образуется нейронных связей, которые, как известно, составляют основу наших когнитивных (психических) способностей.

Система подкрепления всегда реагирует на новизну и разнообразие, а не на скуку и монотонность. Наши дофаминергические нейроны со временем привыкают к знакомым наградам, даже к тем, которые нам очень нравятся и тогда внутренней мотивации уже недостаточно. Требуется другая, внешняя мотивация для того, чтобы возникло ожидание новой награды. Но парадокс в том, что внешняя мотивация, создаваемая поощрением, как правило, приводит к уменьшению внутренней мотивации. И круг замыкается, особенно тогда, когда все происходящее не имеет другого значения, кроме как скука и отсутствие ожидания перемен и, соответственно, награды за достижения. В состоянии эмоционального выгорания человек перестает ждать и надеяться на перемены, все поощрения и награды воспринимает как незаслуженные или слишком малозначительные, внутренняя мотивация катастрофически падает, в внешняя воспринимается как укор или наказание.

Так что же делать с выгоранием? Все рекомендации однообразны и просты — полноценный отдых, жесткое разграничение рабочего и личного времени, хобби, новые впечатления, избегание многозадачности и уход от ложного социального заблуждения в виде «работаю 24/7 — значит успешный, востребованный и признанный». И если за соблюдение этих простых правил некоторые компании за рубежом УЖЕ готовы платить премии, то за выгоревшего сотрудника никто не заплатит даже цента. И каждому из нас дано сделать выбор — на какой стороне ему нужно быть и какое из своих многочисленных «Я» считать наиболее жизнеспособным. И главное — вовремя опознать рождающегося из собственного водоворота мыслей вымышленного врага, чтобы потом не тратить зря свои жизненные ресурсы на бессмысленную борьбу. Современному человеку постоянно нужно прикладывать усилия для того, чтобы следить за своим организмом, пытаться контролировать те процессы, которые поддаются контролю. И не пропустить нужный момент, чтобы предотвратить накапливание негативных эмоций и развитие стадий стресса, приводящего к выгоранию.

«Если вы испытываете стресс, мозг фактически перенаправляет кровь из центров мозга вниз по телу, включая так называемый режим выживания, — объясняет нейробиолог Тара Сварт . — В этом состоянии вы можете встать и прийти на работу, посидеть за своим столом и выглядеть так, будто вы эффективно выполняете свою работу, но вряд ли вы действительно будете продуктивны или хорошо работать в команде». Она считает, что знание и понимание уникальных человеческих особенностей может эффективно и надежно  защитить в будущем человека от выгорания. Нейробиолог добавляет, что работа с максимальным использованием врожденного потенциала человека, понимание его основных психофизиологических процессов, ознакомление с новейшими открытия нейробиологов в области изучения человеческого мозга, позволит компаниям использовать на практике их рекомендации для заботы о каждом своем сотруднике и приведет к осознанию значимости ежедневной профилактики выгорания.

По мере эволюции рынка труда меняются и требования к навыкам, необходимых для успешной реализации человека в ходе его профессиональной деятельности. Тара Сварт убеждена, что «истинно человеческие навыки», «укорененные в эмоциональном интеллекте», постоянно растут в цене на сегодняшнем рынке труда. Сознательное или бессознательное игнорирование открытий современных нейробиологов и психофизиологов, относящиеся к управлению персоналом наносит вред не только компаниям, но и их будущему развитию и существованию в целом.

«Около 20 лет назад считалось действительно важным быть стратегом, а не тактиком, — говорит она. — Сегодня, я полагаю, знание и понимание когнитивных наук — это то, что может сделать людей стать более успешными».

И все таки, — что еще можно сделать с своим беспокойством и как профилактировать свое эмоциональное выгорание дополнительно?

Еще в 1948 году Дэйл Карнеги впервые опубликовал свою книгу «Как перестать беспокоиться и начать жить». Думаю, большинство из вас найдет там «свои» практические советы и рекомендации, соответствующие потребностям, если вы не хотите запустить биохимические механизмы саморазрушения.

Из книги Д.Карнеги: «Деловые люди, не умеющие бороться с беспокойством, умирают молодыми».

Примечание. Выражаю огромную благодарность авторам многочисленных публикаций, которые я использовал для написания данной статьи.

См. также:

© 2021 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора