Социальные сети как средство исцеления

Сегодня активно изучают влияние социальных сетей на различные сферы нашей жизни: журналистов они интересуют как способ общаться с аудиторией, маркетологов — как возможности для рекламы и продвижения товаров и услуг.

стресс от катастроф

На некоторые эффекты социальных сетей обратили внимание и исследователи в области медицины и психологии. «Роль социальных медиа в психиатрии катастроф (или как я стал сторонником Facebook)» — так называется статья, которую недавно опубликовал психиатр, доктор медицины Шейле Джейн (Shaili Jain), который изучает вопрос посттравматического стресса и нервных расстройств. В статье обобщены результаты ряда исследований о том, как социальные сети помогают пострадавшим от катастроф пережить стресс.

Таких исследований в последние годы проводилось много, большинство в США. Неудивительно, что психологи и психиатры обратили внимание на такой аспект соцсетей. Один из первых инстинктов (наряду с самосохранением), которые срабатывают после беды или катастрофы, — это объединиться. Люди стремятся убедиться, что их семья и друзья в безопасности, хотят рассказать, что видели, узнать больше о том, что случилось, и найти других, кто пережил то же.

Поэтому обращение к инструментам социальных медиа во время кризиса становится все более распространенным явлением, и организациям, которые помогают пострадавшим, необходимо принять во внимание. Как сообщал Forbes, интернет ныне третий по популярности источник, откуда люди черпают информацию во время чрезвычайных событий (18% — с Facebook — данные по США).

Последствия катастроф для психического здоровья и ценность социальной поддержки в предотвращении психических расстройств (из статьи Шейле Джейна)

Катастрофы — как природные бедствия или как последствия разрушительной человеческой деятельности — оказывают значительное влияние на потерпевших и часто приводят к состоянию беспомощности и нервных расстройств. Эпидемиологические исследования зафиксировали: у тех, кто пережил катастрофу, часто наблюдается состояние тревоги, посттравматический стресс и злоупотребление алкоголем.

Кроме такой необходимой помощи как вода, пища и кров, не менее важным является общение с людьми — то членами семьи или с коллегами, друзьями. Такая поддержка может обеспечить пострадавшим серьезную защиту от возможных психологических и психических проблем. Есть пострадавшие от стихийного бедствия или катастрофы чувствуют себя лучше, если они будут чувствовать принадлежность к определенному сообществу.  

Ключевой вопрос: могут ли социальные сети укреплять связи между потерпевшими и предотвращать негативные психические проявления?

Социальные медиа (блоги, чаты, дискуссионные формы, каналы YouTube и, конечно, Facebook, Twitter) в последние годы играют все более важную роль в менеджменте катастроф. Их используют как пути для распространения важной информации (за доступом к чрезвычайной информации сайты социальных медиа одни из самых популярных).

Кроме того, социальные сети становятся полезным инструментарием в менеджменте чрезвычайных ситуаций: благодаря им можно получать запросы о помощи от жертв, или мониторить ситуацию на местах, это способствует осведомленности работников спасательных служб.

Еще рано делать окончательные выводы о роли соцсетей в развитии социального капитала после катастроф, однако некоторые наблюдения стоят того, чтобы обратить на них внимание:

  1. Исследователи предполагают, что социальные сети дают психологическое облегчение пострадавшим в катастрофе, поскольку онлайн-общение удовлетворяет их потребность во взаимодействии и коммуникации. Например, после землетрясения в Гаити 2010 очевидцы и потерпевшие использовали социальные сети для того, чтобы рассказать свои истории, и это, в свою очередь, спровоцировало мощную реакцию в СМИ;
  2. Также было проведено исследование о последствиях урагана Катрина в Нью-Йорке. Согласно ему, онлайн-пространство становится будто бы виртуальным воплощением реального мира — ведь часть из окружающей обстановки повреждено или разрушено. Эти виртуальные воплощения физических сообществ используются как точки связи и места для поддержки;
  3. Исследование относительно того, почему публика использует социальные сети во время катастроф, свидетельствуют: главные причины — это стремление сохранить ощущение группы, поиск эмоциональной поддержки и психологического исцеления;
  4. Исследователи коммуникационных технологий определили новую онлайн-практику в реагировании на катастрофу — виртуальные воспоминания отражаются в «агрегаторах фотографий» — например, сразу после катастрофы создаются новые группы в Flickr;
  5. После стрельбы в Виргинском политехническом институте студенты много времени проводили онлайн, обсуждая трагедию. Студенты чувствовали, что делиться горем и поддерживать друг друга через интернет — это полезно для психологического восстановления (хотя у нас нет доказательства, что такое использование интернета действительно сказалось на их самочувствии).

Старое вино, новая бутылка?

Вряд ли кто-то будет спорить, что люди издавна стремились собираться вместе после печального события или катастрофы, обмениваться воспоминаниями и чувствами. Каждый, кто работает с пострадавшими, подтвердит: человеку необходимо выговориться, без этого не будет и физического выздоровления.

Возможно, социальные сети только изменили то, КАК мы это делаем, а не то, ЧТО мы стараемся делать? Но я бы сказал, что здесь дело в другом. Специалисты-психотерапевты хорошо знают, как важно улучшить доступ к тем, кто нуждается в помощи в период после бедствий и катастроф, — а социальные сети могут предложить уникальные возможности.

Социальные медиа основываются на личностных, децентрализованных связях — потенциал этой уникальной коммуникации для помощи пострадавшим в катастрофах остается неиспользованным. Плюс соцсетей также в том, что они не требуют денежных затрат, информация может мгновенно распространиться в большом сообществе.

Конечно, есть много потенциальных минусов социальных сетей: дезинформация, неизвестное авторство, презентация мысли как факта, проблемы с приватностью. Кроме того, имеет место «цифровое распределение» — для социальных сетей необходим доступ к интернету. Люди с низким социально-экономическим статуcом (которые обычно после катастроф больше всего нуждаются в помощи) как раз не могут приобрести технологии для доступа к соцсетям.

В статье «Как Facebook и Twitter изменили помощь после катастроф» писатель Джесси Хемпел (Jessi Hempel) пишет и о других недостатках социальных сетей на примере урагана Сэнди: «Facebook и Instagram сделали с каждого, кто имеет смартфон, документалистов. Ураган Сэнди стал самой задокументированной катастрофой всех времен — точнее, его последствия.

Фото с челноком по центру района Рокуей появлялось в моей Facebook-ленте почти ежедневно, от разных друзей. Но больше прозрачности не означает больше точности — на самом деле, наоборот. Увлекательная картинка может стать интернет-мемом независимо от ее правдивости, в то время как менее удивительные изображения не привлекут внимания. Кроме того, интернет не дает контекста к событиям, происходящим в реальном времени. Фотография, сделанная утром в среду, может измениться радикально к пятнице».

Автор однако приводит и положительные примеры — после урагана в Facebook были созданы многочисленные группы вроде Rockaway Relief (9,757 участников) или Giving Back to those Affected by Sandy (4432 участников), — тут люди предлагали друг другу разнообразную помощь после урагана.

Если брать во внимание не психологические аспекты, а именно конкретную помощь, упомянутый «менеджмент катастроф», то социальные сети действительно здесь имеют огромный потенциал. Во время прошлогоднего визита в Японию Марк Цукерберг на встрече с премьер-министром сказал, что цунами 2011 стимулировали его искать больше способов, как социальная сеть может помочь людям во время стихийных бедствий. Цукерберг считает, что именно Facebook можно использовать для того, чтобы во время катастроф или стихийных бедствий помогать людям оставаться на связи и получать критически важную информацию.

См. также:

06.04.2013

Предложить интересную новость, объявление, пресс-релиз для публикации »»»