.
 

Мозг, предвзятость и влияние авторитета

Не секрет, что на восприятие нами какой-либо информации влияет оценка источника, из которого она поступает. Этот феномен (т.н. когнитивная эвристика — смещение оценок и суждений определенным образом) известен давно. Он был сформулирован еще древними философами и неоднократно исследован психологами в поведенческих экспериментах.

психология восприятия музыки

Мы заранее готовы полюбить то, что исходит от какого-нибудь всеми признанного великого мастера: композитора, артиста или художника. Или новую модель гаджета от всемирно известного коммерческого бренда. А вот начинающий творец еще должен постараться, чтобы убедить нас в ценности создаваемого им продукта. Мы склонны верить авторитетам. Особенно в тех областях, в которых сами плохо разбираемся. Когда мы выбираем, какой компьютер купить, в какой банк отнести деньги на депозит и каким новостям верить... Никто ведь не может знать всего. Поэтому, так или иначе, приходится обращаться к опыту людей, которые глубоко погружены в ту или иную тему. И доверять их суждениям.

Издревле эту особенность активно используют реклама и пропаганда. Отсылка к авторитету считается одним из самых эффективных методов влияния и манипуляции. Авторитет, на которого ссылаются может быть религиозным, это может быть весомая политическая фигура, деятель науки или другой профессии. Вспомните людей в белых халатах из рекламных роликах, которые «авторитетно» убеждают купить новое суперэффективное и супердорогое лекарство, ссылаясь на результаты научных исследований. Или политических комментаторов на ТВ, которых титруют гордым именем «эксперт». Все это — эксплуатация данной когнитивной эвристики.

Недавнее исследование дает новое представление о нейронных механизмах этого явления.

В этот раз ученые решили разобраться с восприятием музыкальных произведений.

Исследователи из Университета Коннектикута и Университета штата Аризона пригласили двадцать человек без специального музыкального образования. Они должны были слушать набор фортепианных отрывков. Каждый музыкальный отрывок давали в двух исполнениях. Про одно исполнение говорили, что это играет какой-то студент, про другое — что это всемирно известный пианист.

Было два типа музыкальных записей. Одни действительно принадлежали начинающему студенту, другие — известному и заслуженному мастеру.

Однако суть эксперимента заключалась в подмене. Психологи время от времени вводили испытуемых в заблуждение: про студенческую запись говорили, что, она принадлежит всемирно известному гению, и наоборот.

нейроисследование памяти
Участники слушали пары музыкальных фрагментов. Для каждой пары им сказали, что один из них играет профессионал, а другой — студент (A). Оценка «удовольствия» (B)(z = 2.750, p = 0.006,).

От участников эксперимента требовалось оценить удовольствие от музыки по десятибалльной шкале. Кроме того, во время прослушивания их мозг исследовал аппарат магнитно-резонансной томографии. Ученые наблюдали, как ведут себя мозговые центры, отвечающие за обработку звуковой информации, удовольствие и когнитивный контроль.

Кто будет исполнять музыку, студент или знаменитость, объявляли заранее. Как и предполагалось, многие слушатели, узнав, что якобы «играет знаменитость», говорили потом, что именно это исполнение им понравилось больше. Даже если на самом деле слышали студенческую игру.

Но были и такие, которые, наоборот, высказывались в пользу «студента» (хотя на самом деле играл знаменитый пианист). Они преодолевали смещение восприятия, вызванное авторитетом. И оценивали музыку исходя из «профессиональности» исполнения, а не статуса исполнителя.

Ученых заинтересовала активность мозга у обоих групп слушателей.

У тех, кто предпочитал «музыку в исполнении гения», наиболее активными были те участки, которые первыми обрабатывают звуковую информацию (первичная слуховая кора), а также зоны, отвечающие за чувство удовольствия. Интересно, что активность в этих зонах повышалась еще до того, как начиналась собственно музыка — еще с момента объявления исполнителя. И продолжалась в течение всего музыкального фрагмента. Мозг как бы заранее готовился воспринимать нечто гениальное, и оставался настроенным на него все остальное время.

А вот у тех, кто все-таки отдавал предпочтение «студенту», повышенная активность фиксировалась в мозговых структурах, ответственных за когнитивные процессы и сопоставление разнородной информации. Когнитивный контроль работал все время, пока человек слушал музыкальный отрывок.

Другими словами, те, кто слушал именно музыку, а не авторитетного исполнителя, слушали ее осознанно.

Auditory Cortex - vmPFC
Разница мозговой активности в случае, когда выбор сделан в пользу «профессионала» и когда «студента» (A, B). В первом случае «профессиональный» пианист вызывал значительно большую активность в первичной слуховой коре тех, кто отдавал ему предпочтение (C, D). Большая активизация была также обнаружена в vmPFC (вентромедиальной префронтальной коре)

Кроме того, контролирующие зоны у них были теснее связаны с зонами удовольствия — то есть осознанность помогала пробудить удовольствие тогда, когда оно того стоило.

(Авторы уточняют, что все перечисленные участки мозга работали у обеих групп слушателей, здесь речь идет об относительной активности у тех и других.)

Ученые считают, что активация культурной категории «авторитета», такой как профессионал или новичок, может повлиять на восприятие и оценку стимула, даже в течение относительно большой продолжительности. Хотя эксперимент проводили с музыкой, то же самое, скорее всего, происходит и тогда, когда мы смотрим кино, читаем книгу, или оцениваем вкус блюда в ресторане.

Последующее исследование с использованием высококвалифицированных пианистов в качестве испытуемых могло бы выяснить, подвержены ли этим предубеждениям люди, обладающие опытом в рассматриваемой области (в данном случае — профессиональным музыкальным образованием; напомним, что участниками нашего эксперимента были люди без такового).

Сами авторы эксперимента считают, эти психологические особенности у двух групп слушателей зависят от особенностей их мозга. У кого-то центры когнитивного контроля от рождения связаны с центрами удовольствия сильнее, у кого-то слабее.

Однако полученные данные свидетельствуют о том, что «сознательное мышление» может смягчить предвзятость восприятия, возникающую в результате аффективных реакций на стимул.

Эти выводы будут актуальны для поведенческих экономистов, психологов и людей искусства, поскольку они демонстрируют, что «осознанность» может сыграть решающую роль в преодолении когнитивных эвристик, связанных с социальными стереотипами.

Ведь влияние авторитета — лишь частный случай нашей общей склонности необдуманно следовать каким-то социальным установкам. И достижения нейробиологии здесь могут помочь.

Результаты исследования опубликованы Scientific Reports:

Overcoming Bias: Cognitive Control Reduces Susceptibility to Framing Effects in Evaluating Musical Performance

22.05.2018

Предложить интересную новость, объявление, пресс-релиз для публикации »»»

 
.
   

Контакты | Реклама на сайте | Статистика | Вход для авторов
Политика публикации | Пользовательское соглашение

© 2001–2021 Psyfactor.org. 16+
© Полное или частичное использование материалов сайта допускается при наличии активной ссылки на Psyfactor.org.
 Посещая сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве.
 Размещенная на сайте информация не заменяет консультации специалистов.