© Виктор Сороченко
ПРИМЕЧАНИЯ
— 2 —
Психоаналитические теории агрессии. Теория З. Фрейда
В основе воззрений Зигмунда Фрейда (1856-1939) о причинах войн и насилия в человеческой истории лежит т.н. гидравлическая модель психики. Согласно ей агрессия обусловлена самой человеческой природой и имеет свойство накапливаться,
создавая психическое напряжение. А для того чтобы не произошло неконтролируемого насилия или самодеструкции, нужно, чтобы агрессивная энергия постоянно разряжалась (сбрасывалась вовне).
В работе «Я и Оно» (1923), а также во всех последующих трудах Фрейд выделяет дихотомическую пару: влечение к жизни (эрос) и влечение к смерти (танатос).
Он пишет: «Размышляя о происхождении жизни и о развитии разных биологических систем, я пришел к выводу, что наряду с жаждой жизни (инстинктом живой субстанции к сохранению и приумножению) должна существовать и противоположная страсть — страсть к разрушению живой массы, к превращению живого в первоначальное неорганическое состояние. То есть наряду с эросом должен существовать инстинкт смерти. Инстинкт смерти направлен против самого живого организма и потому является инстинктом либо саморазрушения, либо разрушения другого индивида (в случае направленности вовне). Если инстинкт смерти оказывается связан с сексуальностью, то он находит выражение в формах садизма или мазохизма» [Фрейд, 1923].
Таким образом агрессивность тесно связана с влечением к смерти. Хотя Фрейд неоднократно подчеркивал, что интенсивность этого инстинкта можно регулировать, основная его теоретическая посылка гласит: человек одержим одной лишь страстью — жаждой разрушить либо себя, либо других людей, и этой трагической альтернативы ему вряд ли удастся избежать.
Из гипотезы о влечении к смерти следует вывод, что агрессивность по сути своей является не реакцией на внешнее раздражение, а представляет собой некий постоянно присутствующий в организме импульс, влечение, обусловленное самой природой человеческого существа. Наша страсть к насилию (в том числе к военному противостоянию) обусловлена биологическими факторами, не подлежащими нашему контролю.
Фрейд считал, что враждебность между группами неизбежна, так как конфликт интересов между людьми в принципе разрешается только посредством насилия. Враждебность к какой-либо группе является и способом объединения для других: во время войн создаются объединения племен или союзы государств, в пределах которых налагается запрет на противоборство, что происходило, например, в период борьбы греческих государств против варваров. Именно благотворность враждебности для человека, групп и объединений, по мнению Фрейда, приводит к неизбежности насилия.
Вернуться к тексту статьи «Принципы военной пропаганды»
© В.А. Сороченко, 2003 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора