© Сергей Макаренко
Силы психологических операций (на примере ВС США)
Фрагмент монографии С.И. Макаренко. Информационное противоборство и радиоэлектронная борьба в сетецентрических войнах начала XXI века. — СПб., 2017.
Вооруженные силы практически всех развитых государств имеют в своем составе специальные структуры, отвечающие за информационно-психологическое воздействие на военнослужащих и население противника. В ФРГ такая структура представлена органами оперативной информации, в Великобритании и Италии — психологических операций, в Китае — пропаганды среди войск и населения противника [393].
Наиболее мощным аппаратом ведения психологических операций располагают США. Их высокая эффективность в значительной мере связана с тем вниманием, которое уделяется этому вопросу военно-политическим руководством и командованием страны, а также гибкой организационно-штатной структурой и самым современным техническим оснащением [393].
Военно-политическое руководство США неоднократно использовало силы и средства психологических операций в вооруженных конфликтах различной степени и интенсивности, а также в миротворческих операциях. По мнению американских военных специалистов, психологические операции являются частью системы боевого обеспечения и должны быть органично «встроены» в сетецентрическую систему ведения войны. Это позволит оперативно реагировать на изменение обстановки и увязывать ПсО с боевыми действиями, в ходе которых физическое уничтожение противника сопровождается подавлением его морального духа, в результате чего победа достигается быстрее и с меньшими затратами сил и средств. [389, 393].
При возникновении чрезвычайных (кризисных) ситуаций, в которых задействованы ВС США, на базе 4-й группы ПсО в зависимости от масштабов конфликта, задач и потребностей войск (сил) создаются оперативные формирования, а также подразделения ПсО корпусной, дивизионной и бригадной поддержки и тактические команды [389].
В случае возникновения одновременно двух или более крупномасштабных конфликтов на базе резервных групп ПсО может быть сформирована оперативная группа ПсО. При необходимости она усиливается подразделениями ПсО других видов ВС и преобразовывается в объединенную оперативную группу ПсО. После официального объявления об окончании операции эта группа обычно расформировывается [389].
Оперативное формирование ПсО применяется в операциях меньшего масштаба. Как правило, это формирование, которое возглавляет командир одного из региональных батальонов ПсО, включает штаб, часть подразделений соответствующего регионального батальона ПсО, батальона подготовки и распространения информационных материалов и батальона ПсО (тактического). Основной упор в своей деятельности оперативное формирование ПсО делает на ведение печатной, устной и радиопропаганды с использованием штатных технических средств — мобильных типографий, радиои звуковещательных станций [389].
Секция планирования ПсО используется в качестве временного штабного органа ПсО для усиления штаба объединенных ВС на ТВД или оперативной разработки плана ПсО и оценки обстановки в регионах (странах), где они заранее не планировались [389].
Оперативное формирование военно-информационной поддержки является подразделением быстрого развертывания, располагающим широкими возможностями по информационно-психологическому воздействию. Оно перебрасывается к месту назначения самолетами типа С-141 и обеспечивается компактными СВи УКВ-радиопередатчиками, телепередатчиком (1 кВт), мобильной полиграфической техникой, 3–6 звуковещательными станциями [389].
Подобные команды, в частности, регулярно направляются в страны Южной Америки для информационно-пропагандистской поддержки воинских контингентов США, местных армейских и полицейских формирований [389].
Если оперативная группа (формирование) и секция планирования ПсО отвечают за подготовку и проведение психологических операций на стратегическом и оперативном уровнях, то тактические психологические операции на уровне корпуса и ниже обычно проводятся батальонами и ротами ПсО [389].
Тактические психологические операции — это комплекс мероприятий, проводящихся непосредственно на линии соприкосновения с противником для оказания поддержки боевым частям. Они организуются и проводятся подразделениями ПсО корпусной, дивизионной и бригадной поддержки, а также звуковещательными командами [389].
Подразделение ПсО корпусной поддержки предназначено для организации и планирования ПсО в интересах корпуса и руководства действиями подчиненных формирований тактических ПсО [389].
Конкретный состав подразделения корпусной поддержки зависит от предназначения и задачи поддерживающего штаба корпуса. Как правило, подразделение корпусной поддержки состоит из командования батальона ПсО, оперативного отделения и отделения разведки, а также ряда офицеров других штабных специальностей. Подразделение дивизионной поддержки координирует свои действия с оперативной группой ПсО по вопросам подготовки и выпуска материалов информационно-психологического воздействия, так как имеет ограниченные возможности в этом плане [389].
Подразделение ПсО бригадной поддержки состоит из управления и трехпяти звуковещательных команд. В зависимости от плана ПсО бригады эти команды могут находиться под контролем штаба бригады или придаваться батальонам [389].
В основе оперативной структуры формирований ПсО Вооруженных сил США лежит модульный принцип. В зависимости от обстановки и стоящих перед ними задач создаются соответствующие подразделения ПсО.
Существует 27 типов команд с различными функциями, которые разделены на 3 группы [389]:
- штабная группа управления
- оперативная группа;
- группа снабжения и обслуживания.
По мнению американских военных аналитиков, в ближайшей перспективе психологические операции должны стать действенным средством оперативной доставки необходимой информации, подстроенной с точки зрения технических возможностей восприятия под предполагаемого противника в районе боевых действий ВС США. Они смогут достичь максимальной эффективности, если будут начинаться еще до начала конфликта и вестись как в ходе, так и после завершения активной фазы боевых действий. Проводимые в угрожаемый период ПсО будут способствовать формированию благоприятной для ВС США обстановки в регионе [389].
В будущем в ходе проведения тактических ПсО уменьшится роль обычных звуковещательных средств. Тактические группы ПсО уже широко используют новейшие электронные средства получения и передачи информации. Во избежание риска для жизни военнослужащих прекращено использование переносных звуковещательных станций. Вместо них звукопрограммы передаются по беспроводным сетям не на автоматические громкоговорители, а на базовые радиотрансляторы, смонтированные на наиболее защищенной бронированной технике (например, бронеавтомобили типа «Хамви») [389].
Основной задачей тактических групп ПсО станут сбор видеоматериалов и их отправка для дальнейшей обработки в специализированные центры по обработке соответствующих материалов и выпуску фильмов и видеороликов о ВС США в целях создания их положительного образа при работе с населением. При этом планируется активно использовать новейшие цифровые средства коммуникации в режиме реального времени. Собранные материалы будут отсылаться напрямую в объединенный штаб ПсО и использоваться в телепередачах госдепартамента, транслируемых во всемирной сети Интернет. Для распространения данных материалов в мирное время будут заключаться контракты с местными СМИ [389].
Таким образом, несмотря на то, что в настоящее время органы ПсО в ВС США являются наиболее оснащенными и боеспособными среди аналогичных структур ВС других зарубежных стран, американское военно-политическое руководство продолжает предпринимать активные меры по дальнейшему повышению эффективности всей системы операций в целях достижения информационного психологического превосходства над противником [389].
В июне 2010 г. директивой министра обороны США наименование подразделений психологических операций PSYOP (Psychological Operations) было изменено на более нейтральное — «информационное обеспечение», или MISO (Military Information Support Operation). По замыслу командования, такое переименование связано с некоторой подозрительностью, зачастую проявляемой как за рубежом, так и внутри страны, к термину «психологические операции», что часто приводит к превратному толкованию задач, решаемых этой службой. Другими словами, введение нового термина отражает опасения американских специалистов в области информационно-психологического противоборства в недопонимании командирами на местах сути и содержания их деятельности [393].
Высокая эффективность подразделений ПсО Вооруженных сил США является результатом боевого опыта, полученного в ходе войн, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций (Корея, Вьетнам, Гренада, Балканы, Колумбия, Филиппины, Афганистан, Ирак, Ливия и др.). Практически ни одна операция с участием ВС США не проходила без применения этих формирований [393].
Объединенное командование сил специальных операций ВС США постоянно работает над совершенствованием форм и методов психологического воздействия, отвечающих конкретной обстановке и условиям применения войск.
Например, столкнувшись с низкой эффективностью проведения обычных военных операций (на тактическом уровне) для стабилизации обстановки в Афганистане, американское командование решило добиваться своих целей не «огнем и мечом», а путем «завоевания сердец и умов» афганцев. Для этого были организованы мобильные группы гражданских специалистов, которые под охраной воинских подразделений занимались восстановлением коммуникаций и инфраструктуры, оказывали помощь местному населению и содействовали стабилизации обстановки в стране. Эти подразделения получили название «команды по восстановлению провинций». На разных этапах военной операции в каждую такую команду входили от 50 до 100 военнослужащих, а также около сотни гражданских экспертов и советников. Задачами этих команд были: обеспечение безопасности в регионах, восстановление и укрепление влияния центрального афганского правительства в провинциях, мониторинг обстановки и оказание содействия властям на местах в решении информационно-пропагандистских и социально-экономических задач. Успех проведения этой операции доказал, что и на тактическом уровне использование подразделений ПсО может быть достаточно эффективным [393].
На стратегическом же уровне подразделения ПсО успешно действовали с самого начала операции «Свобода Ираку». В целях достижения ее поддержки мировым сообществом Пентагон основной упор сделал на целенаправленную работу с представителями СМИ [393].
Эксклюзивные права на освещение боевых действий были предоставлены мощным информационным медиа-компаниям — агентствам CNN и BBC. Кроме того, журналисты «прикреплялись» к подразделениям, участвовавшим в боевых действиях. В зону их ведения были направлены лучшие американские репортеры. Эффективность этого решения подтвердилась в первые дни операции, когда в сети Интернет можно было в режиме реального времени наблюдать кадры наступления коалиционных войск с телекамер, установленных на американских танках. Расчет делался на то, что «акулы пера», преодолевающие тяготы и лишения боевых действий вместе с солдатами, не смогут критически отозваться о своих «сослуживцах». Всего к боевым частям и подразделениям американской армии были «прикреплены» 662 журналиста, еще 95 находились в британских подразделениях. Эта новая форма участия журналистов в информационно-психологическом обеспечении, по оценкам западных специалистов, позволила добиться существенной поддержки боевых действий со стороны общественности стран коалиции [393].
Во втором десятилетии XXI века психологические операции, проводимые ВС США, вышли на качественно новый уровень. Наряду с такими традиционными методами, как печатная пропаганда, устная агитация, телеи радиовещание, американские специалисты ПсО стали активно использовать современные технологии социальных сетей в Интернете (Египет, Ливия, Сирия). Это позволило значительно повысить степень эффективности информационно-психологического воздействия стратегического уровня [393].
За последние несколько лет в ВС США введены в действие десятки документов, в числе которых — новая редакция наставления КНШ ВС США JP 3-13.2 «Психологические операции» от 7 января 2010 г. В этом документе отражены взгляды американского военного руководства на подготовку и ведение ПсО в ходе совместных военных операций с участием государственных и негосударственных структур как в мирное, так и в военное время. Наставление представляет собой общее руководство для командующих крупными группировками войск (сил) ПсО, а также командиров соединений и частей в области организации и ведения психологических операций [393].
Согласно этому документу, Пентагон окончательно переходит к преимущественному использованию современных медиатехнологий распространения материалов информационно-психологического воздействия, в том числе в сети Интернет. Наряду с этим предусматривается тесное взаимодействие с гражданскими структурами, занимающимися организацией поддержания связей с общественностью. В число государственных ведомств, с которыми осуществляются координация и взаимодействие, входят: ЦРУ; Бюро по международным информационным программам Госдепартамента США; Бюро международного вещания; Совет управляющих по вещанию, министерства торговли, внутренней безопасности, транспорта, энергетики и юстиции; Управление по борьбе с наркотиками и береговая охрана [393].
Психологические операции также могут осуществляться в рамках программ связи с общественностью, предусматривающих [2]:
- доведение «точной и своевременной информации» до целевых аудиторий и личного состава вооруженных сил, а также до иностранной общественности, содержания целей и задач военных компаний и операций,
- информирование заинтересованных аудиторий о касающихся их важнейших изменениях,
- обеспечение командованию возможности посредством СМИ довести до потенциального противника сведений о намерениях и возможностях вооруженных сил.
Кроме того, в интересах психологических операций осуществляются программы по работе с гражданским населением, трактующиеся как действия командиров по установлению и поддержанию отношений между подчиненными им войсками и гражданскими властями, организациями и местным населением в дружественных, нейтральных и враждебных районах развертывания формирований ВС [2].
Рассматривая средства реализации психологических операций, необходимо отметить высокую роль информационных агентств. Сами они, как правило, не занимаются передачей информации непосредственно ее конечным потребителям, а собирают информацию, обрабатывают ее и передают СМИ. На сегодняшний день информационные агентства являются главными инструментами оперативного сбора и передачи информации, а также средством реализации психологических операций [2].
Так, под непосредственным руководством Совета национальной безопасности США функционирует Информационное агентство Соединенных Штатов USIA, директор которого одновременно является главным советником президента страны по вопросам информации. Располагая штатом около 10 000 человек и выпуская информационные программы на 62 языках мира, USIA имеет более 200 своих отделений в 120 странах мира. Более 2000 сотрудников французского агентства «Франс-Пресс» работают в 13 отделениях во Франции и в 163 отделениях в различных регионах мира. Занимающее ведущее место на немецком информационном рынке германское агентство печати «ДПА» имеет свои бюро и корпункты в 80 странах, причем половину расходов на их содержание берёт на себя федеральное правительство [2].
Таким образом, в настоящее время мировые державы благодаря наличию соответствующей правовой базы, органов и средств формирования и реализации информационной политики располагают широкими и разнообразными возможностями для достижения своих политических и военных целей, защиты государственных интересов посредством влияния на общественное сознание как внутри страны, так и за рубежом.
См. также:
Средства информационно-психологического воздействия в военных конфликтах (на примере средств ВС США)
Способы информационно-психологического воздействия в военных конфликтах
© Макаренко С.И., 2017 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора