.
 

Психологическое воздействие в тоталитарных сектах

Тоталитарные секты покоятся на эффективных коммуникативных технологиях, что позволяет им увлекать за собой большое число сторонников. Любое государство относится к ним с определенными опасениями, поскольку они представляют собой источник неконтролируемых обществом коммуникативных потоков, а любое общество всегда отдает предпочтение «культуре согласия».

Сегодняшняя Россия также видит серьезную опасность своей информационной безопасности в тоталитарных сектах. А на Западе уже достаточно давно отмечают серьезную сближенность религиозных и политических движений. Дж. Браун видит следующие параметры эквивалентности между ними:

  1. Все массовые движения вербуют своих сторонников из одного типажа людей, обращаясь к тем же особенностям ума человека.
  2. Такие движения часто конкурируют друг с другом, тем самым привлечение сторонников к одному движению приводит к их потере другим.
  3. Все массовые движения взаимозаменяемы и легко могут трансформироваться одно в другое. Возможно, с этим связано серьезное неприятие властью религии в бывшем СССР. На определенном уровне возникает конкуренция между двумя массовыми организациями.

Тоталитарные секты эксплуатируют достаточно серьезные механизмы воздействия на человеческое сознание, среди которых можно выделить следующие:

  1. Монологичность — первым делом объявляются «дьявольскими» любые другие источники информации (СМИ, родители, друзья), тем самым достигается однонаправленность воздействия.
  2. Понижение сопротивления — здесь используются чисто физиологические механизмы: отсутствие белковой еды, уменьшение числа часов сна делают человека более внушаемым. Повторение бессмысленных словосочетаний, осмысленных молитв неограниченное количество раз также понижает сопротивляемость.
  3. Опора на апробированную мифологию — лидеры сект объявляют себя новым пришествием бога на землю, чем включают уже проверенные мифологические схемы.
  4. Коллективизм — воздействие всегда осуществляется в коллективе, где человек автоматически начинает копировать правильное поведение с помощью других членов сект.
  5. Эмоциональность — секта эксплуатирует эмоциональную составляющую бытия, к ней приближается человек, не получающий удовлетворения в своем окружении.
  6. Контраргументация — лидеры сект заранее приводят своей пастве контраргументацию на возможные возражения, заготовки ответов на стандартные вопросы.
  7. Целевая аудитория — она также достаточно точно определена, как правило, это люди с разорванными социальными связями (типа горе в семье), либо с еще не сформированными социальными связями (молодежь).

Институт Гэллапа в свое время издал тесты, ставшие в США настольной книгой, которые призваны помочь в определении, является ли секта тоталитарной. Вот ряд таких правил:

  1. Есть ли в секте иерархия? Армейский принцип «начальник — подчиненный» должен внушить опасения.
  2. Есть ли материальные требования к членам секты? Обязательность, а не добровольность пожертвований является плохим признаком.
  3. Существует ли в секте принуждение? Обязательное выполнение заповедей и ритуалов, когда вам это не нравится, является признаком тоталитарности.
  4. Какими стали отношения с окружающими? Появление признаков нетерпимости и раздражительности показывает, что выбранный путь неправилен.
  5. Уважаются ли в секте права личности? Особо опасно, когда возникают требования сменить работу или семейное положение.
  6. К чему зовут руководители секты? Скорый конец света, насильственное изменение общественного строя должны несомненно насторожить.

При этом авторы призывают не пытаться переубеждать сектантов, поскольку они гораздо более подготовлены к этому. Их совет состоит в том, чтобы попытаться найти в учении и практике секты то, что явно противоречит цели близкого вам человека. Если человек стремится к духовному развитию, то акцент на имеющихся в секте нетерпимости, фанатизме, раздражительности может помочь.

Источники:

  1. Brown J. From Propaganda to Brainwashing. — Harmmondsworth, 1963. — P. 105-106.
  2. Почепцов Г. Психологические войны. — «Рефл-бук». М., 1999 — Стр. 53-55.

Подготовил: Игорь Молчанов

 
.
   

Контакты | Реклама на сайте | Статистика | Вход для авторов
Политика публикации | Пользовательское соглашение

© 2001–2021 Psyfactor.org. 16+
© Полное или частичное использование материалов сайта допускается при наличии активной ссылки на Psyfactor.org.
 Посещая сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве.
 Размещенная на сайте информация не заменяет консультации специалистов.