© С.В. Познышев

Криминальная психология. Преступные типы

Познышев С.В. Криминальная психология. Преступные типы. — Ленинград, Государственное издательство, 1926.

Сергей Викторович Познышев. Криминальная психология
С.В. Познышев

Сергей Викторович Познышев (1870-1943) — российский юрист и психолог, профессор Московского университета, Московского психоневрологического института и Международной академии наук в Тулузе. Внес вклад в развитие юридической и криминальной психологии, пенитенциарной науки. Разработал теорию преступных типов личности. Сам Познышев называл свои идеи этико-социологическим направлением и определял их как синтез классического, антропологического и социологического направлений в уголовном праве.

Познышев делит преступников на два основных типа: эндогенных (прирожденных, внутренне предрасположенных к преступной деятельности) и экзогенных (совершивших преступления под влиянием обстоятельств и социальных условий).

Содержание книги:

  1. Предисловие
  2. Введение. Криминально-психологическое изучение преступника, его задачи, необходимость и значение.
  3. Глава 1. Преступный тип.
  4. Глава 2. Два основные преступные типа: эндогенные и экзогенные преступники. Общая их характеристика.
  5. Глава 3. Основные и дополнительные признаки преступного типа.
  6. Глава 4. Экзогенные преступники.
  7. Глава 5. Эндогенные преступники. Главные их разновидности. Общая характеристика.
  8. Глава 6. Импульсивные преступники.
  9. Глава 7. Эмоциональные преступники.
  10. Глава 8. Преступники расчетливые рассудочные. Резонеры и идейные преступники.
  11. Глава 9. К вопросу о программе криминально-психологического исследования.

Предисловие

Изучение преступников не только представляет очень серьезный теоретический интерес, но и имеет громадное практическое значение. Преступный мир очень пестр по своему составу. В нем встречаются разнообразнейшие типы, глубоко интересные как с психологической точки зрения, так и в культурно-бытовом отношении. Каждый из них требует особого к себе подхода как со стороны органов уголовного розыска, следствия и суда, так и со стороны исполняющих судебные приговоры пенитенциарных деятелей. Судебные и пенитенциарные работники все чаще и сильнее чувствуют потребность в криминально-психологических знаниях, которые помогли бы им разбираться в тех лицах, с которыми им приходится иметь дело в своей практической деятельности, и выяснять, в какой степени и в каком отношении эти люди социально опасны, а следовательно, что следует с ними делать для защиты общества от их вероятных посягательств. Мало сказать, что человек социально опасен. Надо выяснить, что именно в нем есть такого, что делает его опасным, и в какой степени он опасен. Мало посоветовать наблюдать преступников. Надо выяснить, что именно должно быть предметом наблюдения и изучения в преступнике, ответов на какие именно вопросы надо искать в данных наблюдения и как, соответственно этому, вести самое наблюдение. Преступник должен быть не предметом простого любопытства, при котором бессистемно собирается то, что представляется курьезным, в роде, например, разных, иногда замысловатых и странных, татуировок, отдельных слов жаргона и т. п. Необходимо методическое, научное изучение, которое направлялось бы, прежде всего на то, что, действительно, важно и нужно знать о преступнике для правильной постановки борьбы с преступностью и возможного прогресса уголовного правосудия. Необходимо изучение, которое знало бы, что и для чего оно ищет в преступнике, было бы проникнуто ясным сознанием относительного значения и внутренней связи решаемых задач, выдвигало бы на первый план то, что, действительно, важно, отводя деталям подобающее им заднее место.

О необходимости систематического криминально-психологического изучения преступников автор высказывался давно. Постепенно у него сложился план такого изучения, наметился круг важнейших вопросов, подлежащих исследованию, и накопился большой материал, почерпнутый им при постоянных посещениях мест заключения и зал судебных заседаний. Некоторая часть этого материала найдет себе место на страницах этой книги и подвергнется теоретическому освещению. Одно изложение отдельных случаев, без освещения теоретическими положениями их жизненного значения, лишено цены и интереса, оставляя читателя с невыясненными вопросами: «ну, что же из этого, что отсюда следует? Какое значение имеет та или иная сторона обрисованного случая?» и т. д. Поэтому изложению отдельных обследованных случаев автор предпосылал известные теоретические положения, которыми, затем, пользовался при объяснении этих случаев.

Основная мысль, которая руководила автором, заключается в том, что глубочайшие корни преступности сокрыты в конституции преступника, которая создается и изменяется под влиянием, с одной стороны, окружающих личность внешних и, прежде всего, социальных условий, а с другой стороны, — того, что организм данного субъекта получил в наследство от предков. Понятие конституции, как известного постоянного остова, на котором зиждутся отдельные переживания личности и вообще проявления ее функционирования, завоевало себе прочное место в сфере естествознания, в частности, — в науках медицинских. Для того, чтобы исследование преступления стояло на высоте, вполне соответствующей уровню современных научных требований, рядом с изучением самого преступления, его природы и порождающих его причин, должно стоять тщательное и возможно всестороннее изучение личности преступника, в котором понятию конституции и конституциональным факторам преступности должно быть отведено центральное место.

Планомерное, систематическое изучение заключенных московских мест заключения автор начал три года тому назад, в чем ему оказывали ценную помощь его ассистенты: М. К. Александров-Дольник, С. Л. Воронов, А. С. Иванов, Н. Г. Кельберер, А. А. Климушкин, Б. М. Наумов, О. С. Познышев, М. П. Ревидцев, О. А. Скворцова, В. С. Спановский, И. Й. Станкевич, Н. В. Терзиев и П. С. Цветков. Автор считает своим приятным долгом выразить им здесь свою благодарность. Вместе с тем автор приносит свою благодарность и Главному Управлению Местами Заключения, в лице его прежнего и настоящих руководителей — Л. А. Саврасова, Е. Г. Ширвиндт и Л. Я. Корнблит; за любезное предоставление свободного доступа в места заключения для научных исследований.

Содержание  Вперед »»»