© Елена Францева

Григорий Чаусовский: последний романтик-изобретатель

Изобретатель, пожалуй, самая бескорыстная профессия (конечно, при условии, что не поставлена цель коммерциализации идеи). Ну чем не герои эти неугомонные самоделкины, которых встретишь теперь разве что в фэнтези-фильмах да книжках?

«Новая газета» озадачилась поиском реального представителя этой редкой и нужной профессии, дабы расспросить о преимуществах и трудностях работы, сравнить наш стереотип образа современного кулибина с оригиналом.

Оказалось, все самые забавные новинки, начиная от «психотронной косметички для женщин» и «реализатора Новогодних пожеланий» до «говорящего унитаза» и знаменитого так называемого музыкального презерватива, ведут к доценту биологического факультета Запорожского национального университета Григорию Чаусовскому. Каждой банальной вещи Григорий Александрович может придумать самое неожиданное применение, перемонтировать до неузнаваемости, оснастить нехитрыми подручными средствами и направить на благо человечества.

«В Украине далеко не у каждого есть финансовая возможность обратиться к психоаналитику, а многие хотят самостоятельно (без вмешательства извне) гармонизировать душевное состояние. Вот я и создаю приборы, которые позволяют, образно говоря, «навести порядок» в своей душе»

Думаю, изобретателем при желании может стать каждый.

Обязательное при этом условие — так называемое состояние спокойного разума. Если же мы погрязнем в постоянных наших проблемах — экономических, бытовых, у кого-то политических, — места для изобретений просто не останется. Я родился в послевоенное время в Гуляйполе, где даже детского сада не было. Родители работали и были вынуждены на весь день запирать меня дома одного. Думаю, эти моменты одиночества, предоставленности самому себе инициировали мою склонность к фантазированию и повлияли на выбор дальнейшей деятельности. Теперь считаю, что с раннего детства нужно поощрять в человеке самые невероятные фантазии, стремление ребенка разобрать все, что попадает в руки, чтобы узнать, как все устроено, — это главная изобретательская функция.

Очень важное качество для изобретателя — неравнодушие ко всему, что происходит. 

Как рождается изобретение? Знания плюс желание решить актуальную проблему. Только при их соединении рождается что-то кардинально новое. Если проследить мой изобретательский путь, можно заметить, что все время менялась тематика, направления исследований: от техники до биотехнологии и медицины, от медицины до психофизиологии и инструментальной психотерапии. Я живу в Запорожье, и, естественно, первым моим изобретением было устройство для определения запыленности и загазованности воздуха. Но потом я осознал, что самое дорогое для каждого человека — здоровье. Поэтому в последние годы занимаюсь исследованиями в области психофизиологии и инструментальной психотерапии. В Украине далеко не каждый имеет финансовую возможность обратиться к психоаналитику, а многие хотят самостоятельно (без вмешательства извне) подвергнуть самокоррекции свою поведенческую деятельность, гармонизировать душевное состояние. А я создаю приборы, которые позволяют мобилизовать свои внутренние возможности, «навести порядок» в своей душе.

Не могу сказать, что все изобретатели — чудаки или что их мозги как-то по-другому, нежели у обычных людей, устроены.

Наверное, у нас больше активизировано творческое полушарие мозга. Ведь каждому творческому человеку, чтобы что-то создать, нужно уметь сосредоточиться, абстрагироваться. Может, со стороны это и выглядит, как маленькая симптоматика странности, уход от действительности.

У меня есть определенные претензии к прессе. Из всех моих изобретений почему-то самый бурный отклик вызвал «музыкальный презерватив» — так окрестили это изобретение журналисты. Исковерканная до кощунства новость пошла по просторам Интернета (только на английском языке 800 ссылок!), и до сих пор тема продолжает муссироваться. На самом деле, никакого «музыкального» презерватива не было, был презерватив акустический, который дает сигнал в дни овуляции у женщины. Это очень актуальная проблема, вы знаете, что каждая вторая-третья пара сегодня страдает от бесплодия, и определение овуляции — очень значимое достижение для решения этой проблемы. Все-таки журналистам стоило бы быть более корректными в таких вопросах. Они же меня не видели и не слышали, а такого насочиняли. Эти сплетни, как минимум, наносят ущерб престижу нашей науки.

Первый шаг каждой моей работы — определение проблемы, которую стоит решить. Я просматриваю Интернет — новости науки, техники, медицины — и вижу проблему. А потом, насколько позволяют компетенция и материальные возможности, прилагаю свой объем знаний и творческую интуицию для ее решения. Что кается деталей, используемых в разработках, к сожалению, это за счет моего семейного бюджета. Не знаю, как все это терпит моя жена, но периодически я езжу на радиорынок и запасаюсь, в сущности, простыми деталями, которым потом нахожу применение. Может, поэтому конструктивное оформление моих разработок не превышает 20—30 гривен. Вообще, я думаю, что со мной очень тяжело жить. Благодарен своей супруге за то, что она меня терпит, потому что для быта я не представляю никакой ценности. Но она ученый — кандидат химических наук, поэтому где-то меня понимает, а где-то — жалеет, ведь каждый человек имеет право на жизненные удовольствия от творческих успехов.

Я и сам пользуюсь теми своими изобретениями, которые нейтрализуют любую душевную смуту, гармонизируют мое душевное состояние.

У меня, например, есть «антистрессовые очки». Их уже около 20 моделей, у каждой — своя функция: для коррекции психоэмоционального состояния, снятия стресса, активизации творческих способностей… Там выставляются различные красочные цветовые миражи на фоне генерирования запахов, элементы управляемой ароматерапии (синхронно с биением сердца или с дыханием распыляются ароматы, музыка, «сочиненная сердечным ритмом», и т.д.). Мне самому они помогают.

Кто-то может подумать, что дом изобретателя похож на фантастическое жилище, описываемое в фильмах-сказках: что он напичкан диковинными машинами, что все здесь функционирует само по себе. 

Нет, не все, конечно, но что-то функционирует. Американские психологи установили: если есть какая-то порочная зависимость (алкогольная или, скажем, склонность к обжорству), надо побороть себя и продержаться 66 дней. Выдержал этот срок — победил себя. Как только я почувствовал, что у меня интернет-зависимость, установил на двери счетчик, который ежедневно «говорил»: «Еще один день прошел». А далее шла фраза: «Я побеждаю себя, побеждаю свои пагубные склонности и слабости» — и так все 66 дней. После курса самокоррекции своего поведения я стал отключать Интернет ровно в одиннадцать. Но многие изобретения неудачно преподносят журналисты, хотя они имеют право на жизнь. Как тот же «говорящий унитаз», при нажатии кнопки слива на котором произносится: «Вода смывает все мои неприятности». После такой установки вы действительно идете на работу обновленным. Были критики, которые говорили: все изобретения Чаусовского — это любая вещь со встроенным диктофоном. Но хочу напомнить, что Павлов открыл присущую человеку вторую сигнальную систему: слово как лечебный фактор. Слово рождает эмоцию, а эмоция меняет биохимию человека. А значит, мы можем управлять собой целенаправленно. Нужно пользоваться этой возможностью. Этот принцип в основе многих моих изобретений.

На сайтах, где опубликованы мои статьи, часто оставляют комментарии. Нередко агрессивные. Звучат и такие упреки: «Теперь я понимаю, куда уходят наши налоги». Но, позвольте, я не использую ничьи налоги — я сам себя финансирую. Или: «А не лучше ли автору заняться высокими технологиями?» Отвечаю: конечно, лучше! Но для этого требуется соответствующий бюджет. Поэтому на данном этапе я занимаюсь прикладными проблемами, практическая реализация которых мне (в рамках самофинансирования) «по карману». Сейчас готовлю к реализации электронно-бытовой прибор чисто прикладного характера, позволяющий даже бабушке на кухне определить, не остались ли на вымытой посуде поверхностно-активные ядовитые вещества от моющего средства… Главное, чтобы любое изобретение стало полезным, пригодилось человеку. Наверное, отношение ко мне зависит от внутренней культуры пишущих. Я против анонимной критики — она часто злобная и несправедливая.

Я отношусь к категории изобретателей-одиночек. 

 не вижу коллег, потому что работаю на стыке наук (медики техническими изобретениями занимаются редко, а техники и инженеры занимаются другими, может быть, более масштабными, разработками). Но меня приглашают в Москву на разные международные конференции, и я горжусь, что в области инструментальной психотерапии (которой я на данный момент занимаюсь) Украина имеет приоритет, претендует на мировую новизну. Странно, но по отношению к моим исканиям интерес и заботу проявляют россияне. Украина молчит. Сам я активности не проявляю, да и мои разработки, возможно, не столь актуальны. Я в некотором роде «аномальный» изобретатель. На протяжении только последних трех лет еженедельно выдаю по одному своему изобретению. Заметьте, не на уровне идеи или фантазии, а реализованный проект в завершенном виде (действующем экспериментальном образце). Каждое новое изобретение публикую с подробным описанием и фотографиями готового продукта, которому нет аналогов в мире. Наверное, это как-то не вписывается в общепринятые нормы. Считается ведь, что настоящий изобретатель должен годами «вынашивать» свою идею, потом в муках ее родить, долго искать спонсоров… Но это же так мучительно! Если у меня есть идея и в течение нескольких дней я ее не реализовал, чувствую дискомфорт. Поэтому и задумываю только то, что без труда можно воплотить.

Григорий Чаусовский

Считаю, что невоплощенные идеи тормозят рождение новых идей.

Только лишь зобретательством, наверное, можно прокормиться, но нужно учитывать, что сначала ты придумываешь, пытаешься внедрить (а на это уходит время), потом за свои деньги еще и с кем-то судишься. И потом, может быть, за всю жизнь появится одно революционное изобретение, которое в будущем тебя прокормит, но истории известны лишь единицы состоятельных изобретателей. Разве что ты можешь соединять два качества — менеджера и изобретателя. Лично я не могу. Мне очень приятно, что многие изобретения не уступают японским ни по оригинальности, ни по тем проблемам, которые они решают. Думаю, они уже сейчас пользовались бы гораздо большим спросом, номеня просто не интересует рутинный процесс внедрения, мне интересен только творческий процесс — процесс создания.

В социальном плане это очень благородно — создавать средства для лечения людей, а в экономическом они, конечно, изобретателю ничего не дадут. У меня есть «Будильник-антиэнурез» для детей, которые страдают от недержания мочи во время сна, занимался решением таких прикладных проблем, как борьба с храпом, сигнализацией утечки воды в кранах, автоматического сообщения по мобильному телефону о затоплении квартиры и т.д. Люди же звонят, просят помочь! Потому у меня и нет никаких профессиональных тайн. Более того, я открыто публикую на сайте фотографии изделия и подробное описание. И уже нет проблемы для любого желающего повторить мое изобретение. Авторские права, конечно, выгодная штука, но если дело касается здоровья (психотерапия рака, нейтрализация стресса и различных фобий), ты не сможешь спасительное изобретение держать под подушкой.

«Новая газета», 2010 г.