© Л.В. Шалагинова

Влияние на людей с помощью харизмы. Харизматическое лидерство

Сегодня для понимания динамики социального процесса наибольший интерес вызывает «харизматическое лидерство». В наше время харизматическая теория лидерства активно используется для объяснения политических процессов. Особенно в развивающихся странах, где часто происходит обожествление лидеров и превращение их в диктаторов.

политическая харизма political charisma

Содержание

Харизма как притягательная сила

Слово «харизма» происходит от древнегреческого языка и означает «притягивать к себе внимание». Оно восходит к слову «хариты», которым в древнегреческой мифологии именовались три богини красоты и изящества. Еще в Древней Греции люди, обладающие харизматическими качествами, счи тались любимцами богов, которые помогали своим избранникам добивать необыкновенных успехов.

Харизма есть не что иное, как притягательная сила, излучаемая личность; искусство завораживать других людей. Это объясняет, почему так расходятся мнения людей о том, кто обладает харизмой, а кто нет. Человек, в присутствии которого возникает чувство комфорта, к словам которого внимательно прислушиваются, который вдохновляет и увлекает за собой, в котором ее некая искра, обязательно наделен харизматическими качествами.

Но каждому человеку свойственно индивидуальное восприятие другого. Чем больше обще на эмоциональном уровне человек обнаруживает у себя с другой личность тем больше он воспринимает ее как харизматическую. Если человек вызывает симпатию, если возникает ощущение духовной близости, партнеры испытывают большую готовность к открытым и искренним отношениям. Конечно при этом можно легче поддаться влиянию, особенно влиянию, выражающемуся в воодушевлении и мотивации.

«Политическая харизма» — одна из те категорий, дискуссии о которой идут практически постоянно. В них можно встретить и «за» и «против». Одни ученые говорят о неадекватности и нецелесообразности использования данного понятия, другие широко использую его в исследованиях современных политических процессов. Большая част объяснительных моделей феномена харизмы так или иначе основывается на подходе Макса Вебера, который ввел это понятие в научный оборот.

Концепция харизматической личности М. Вебера

Харизма, по Максу Веберу, выступает основой одного из типов легитимного господства — харизматического (наряду с легально-рациональным и традиционным). Макс Вебер указывает, что понятие «харизма» «применяется к определенному качеству личности индивида, благодаря которому он отличается от обычных людей и воспринимается как обладатель сверхъестественных, сверхчеловеческих или исключительных способностей». Также он поясняет, что «эти качества не свойственны обычному человеку, они приписываются божественному происхождению или воспринимаются как образцовые, благодаря чему индивид считается вождем».

Харизматическое господство, по Веберу, предполагает — со стороны подвластных — выходящие за рамки обыденной личную преданность, вызванную наличием особого дара или доблести у вождя, и доверие к порядку как его творению. В то же время харизматический тип господства опирается и на личные отношения между правителем и подчиненными, и в этом отношении они противостоят легально-рациональному как безличному.

Вебер достаточно осторожно говорит о правомерности требований вождя. Харизматиком является всякий, кто способен воздействовать на массу с большой эмоциональной силой. Это могут быть как пророки и мудрецы, так и демагоги. Однако обладание особыми качествами не гарантирует, что господство будет установлено, а лишь повышает шансы на подчинение. В концепции Вебера харизма не отождествляется с историко-психологической традицией «великого человека». Таким образом, основное внимание он уделяет не столько политическому вождю, сколько его управленческому штабу, и в особенности — тем отношениям, которые складываются между ними. Массы, по его мнению, иррациональны и эмоциональны. Политические мнения формируются главным образом «наверху», а не передаются лидеру избирателями в ходе делегирования полномочий. В итоге «народу» в политическом процессе отводится пассивная роль.

По Веберу, как признание последователей, так и признание вождя фундаментально амбивалентны. С одной стороны, харизма является внеобыденным личным даром и не требует подкрепления. Справедливость открывается только через личность лидера, который управляет верой последователей в то, что он обладает экстраординарными качествами. Поэтому лидер требует от других послушания и следования за ним в силу своей миссии. Миссия может быть адресована определенной этнической, политической, профессиональной или иной группе и означает, что харизма будет ограничена рамками этой группы.

С другой стороны, «харизматические требования вождя могут не признаваться, если его миссия не признана теми, к кому он чувствует себя посланным». Только через признание качеств вождя последователями происходит признание идей лидера. Для этого харизматический вождь должен обосновывать свои требования, непрерывно доказывать свои способности путем преодоления испытаний, вызванных внешними обстоятельствами, а также демонстрировать, подчинение ему ведет к счастью и благосостоянию. И «если его долгое время преследуют неудачи, да к тому же его лидерство перестает приносить выгоду последователям, то, вероятно, его харизматическое господство исчезнет».

«Религиозная» концепция харизмы

Религиозная концепция харизмы строится на следующих основных положениях. Во-первых, подразумевается, что харизматический лидер действительно обладает особыми экстраординарными качествами, дарованными е «свыше». Необходимо отметить, что подобная вера всегда основана на факте личного переживания, которое невозможно доказать или проверить. Во-вторых, проводится четкое разделение «обладателей» харизмы в зависимости последствий их лидерства для общества.

Согласно религиозному подходу, подлинные харизматики в сфере политики в высшей степени моральны и религиозны, что отличает их от «псевдохаризматических». Так, Дороти Эммет критикует Вебера и сторонников е концепции за игнорирование различий между двумя типами:

  1. Лидер, который обладает «гипнотической» властью над последователями и получает от этого удовлетворение.
  2. Лидер, способный повысить силу воли подвластных его влиянию людей и стимулировать их к самореализации.

В религиозной концепции харизмы истинный харизматик, во-первых, обладает особой «вдохновляющей» способностью, то есть оказывает значительное влияние на людей, мобилизуя их на экстраординарные усилия и действия. Во-вторых, его экстраординарные способности находятся в зависимости от внутренних качеств, которые отличаются высшей моральностью и духовностью. В-третьих, побудительным мотивом выступает стремление «разбудить» мораль других людей, а не желание лидера стать объектом слепого послушания преданности. В результате происходит усиление воли последователей, которые остаются свободными для реализации собственных целей.

Теория Хауса

Теория Роберта Хауса (1977) — хороший пример интерактивного подхода к изучению харизмы. Хаус подчеркивает, что харизма связана с особым типом отношений между лидером и последователями.

Последователи считают:

  • идеи лидера правильными;
  • безоговорочно принимают лидера;
  • чувствуют к нему привязанность, доверие;
  • эмоционально вовлечены в выполнение миссии организации;
  • ставят перед собой высокие цели;
  • полагают, что могут внести вклад в успех организации.

Данная теория рассматривает черты лидера, его поведение и ситуации, способствующие проявлению харизмы.

Черты харизматического лидера включают:

  • сильную потребность во власти;
  • высокую уверенность в себе;
  • убежденность в своих собственных представлениях.

Поведение харизматического лидера предполагает прежде всего:

  1. Управление впечатлением: лидер создает у последователей впечатление о своей компетентности. Примеры: разговор о прошлых успехах, проявление уверенности в себе и преуменьшение значения неудач как не относящихся к делу или тривиальных.
  2. Предоставление примера, которое предполагает нечто большее, чем возможность копировать поведение или на его основе моделировать свое. Пример помогает разделять убеждения и ценности лидера и означает, что лидер может оказать значительное влияние на поведение, мотивацию и удовлетворенность последователей. Лидерство с помощью собственного примера может включать сверхурочную работу или использование делегирующего, консультативного стиля в формальных организациях. В неформальной группе, например в банде, это может быть кража, хулиганство или запугивающие действия.
  3. Задание ожиданий высокого уровня, связанных с работой последователей. Выражение уверенности, что подчиненный может решить задачу; создание привлекательного образа будущего или видения, связанного с ценностями и надеждами последователей; актуализация мотивации последователей, соответствующей видению, путем апелляции к их стремлениям через воодушевляющие речи или регулярный контакт, который подчеркивает эмоциональную привлекательность перспектив работы. Это могут быть мотивы, в основе которых лежат потребности в достижении или присоединении, потребность достигнуть наивысших результатов в работе или нанести поражение врагу либо конкуренту.

Для возникновения харизматического лидерства должны быть соблюдены соответствующие условия. Харизматические лидеры полагаются на обращение к «идеологическим целям» последователей. Они связывают видение будущего или миссию с базовыми, глубинными ценностями, идеалами и стремлениями подчиненных. Хаус считает, что харизма с наибольшей вероятностью проявляется в стрессовых ситуациях, когда возникают повышенные нагрузки или кризисы, лидеры, отличающиеся выделенными выше чертами и формами поведения, с большей вероятностью будут замечены как харизматические. Таким образом, харизматическое лидерство будет свойственно скорее политическому лидеру в военное время или в период кризисов мирного времени, чем менеджеру на производстве.

Апеллировать к идеологическим целям работников особенно трудно, когда задача повторяется или не имеет для них большого значения. Но даже здесь тем не менее это возможно.

Было проведено несколько исследований, в которых предпринимались попытки проверить теорию Хауса и которые в целом подтвердили ее.

На концептуальном уровне в адрес теории Хауса высказывалась критика на том основании, что она определяет харизматическое лидерство, исходя из следствий или результатов, а не уделяет внимание тому, как оно воспринимается людьми. Проблема в том, что нехаризматические лидеры могут быть столь же эффективны, как и харизматические.

В исследовании Подсакоффа с коллегами (1990) последователей просили описать их менеджера путем заполнения опросника. У тех менеджеров, которые ясно формулировали свое видение будущего, моделировали желательные формы поведения и имели высокие ожидания относительно работы подчиненных (имели все три характеристики поведения харизматических лидеров), подчиненные больше доверяли своему начальнику, были более лояльны и более мотивированы выполнять дополнительную работу или брать на себя больше ответственности.

Интересное исследование харизматического лидерства было проведен Хаусом с коллегами относительно бывших президентов США (1991). Они пытались проверить три гипотезы теории Хауса:

  • Харизматические американские президенты будут иметь высокую потребность во власти.
  • Харизматическое поведение будет связано с эффективностью президентов.
  • Харизматическое поведение будет более распространено среди президентов последнего времени по сравнению с президентами из более отдаленного прошлого.

Они выделили 31 президента, которые, по крайней мере, два года продержались на своей должности в течение первого срока президентства. Затем Хаус с коллегами провели контент-анализ инаугурационной речи президентов касательно тем и образов, связанных с властью. Для оценки харизматического поведения президентов они изучили биографии членов кабинета, чтоб выявить, демонстрировали ли президенты высокий уровень уверенности в себе, веры в подчиненных, высокие ожидания от подчиненных и выраженную приверженность идеологии. Эффективность лидерства измерялась на основе оценок престижа и власти, которые были сделаны группой историков, а также анализа экономических и социальных решений президентов.

Данное исследование обеспечило надежные данные в поддержку теории Хауса. Потребность во власти в значительной мере предсказывала уровень харизматичности президентов. Харизматическое поведение, как и частота кризисов, было положительно связано с оценками эффективности президентов. Харизматическое лидерство чаще было связано с теми президентами, которые занимали пост в недавнем, а не в более отдаленном прошлом.

Харизматические качества

Диапазон качеств, входящих в понятие «харизма», достаточно широк. Ответ на вопрос о том, кого можно считать харизматической личностью, во многом зависит от субъективного восприятия.

Харизматик всегда находится в центре внимания, он покоряет сердца, окружающие как завороженные внимают каждому произнесенному им слову, угадывают по глазам каждое его желание, его сотрудники ради него добиваются поразительного успеха. Он излучает уверенность и оптимизм, веру, воодушевление, и это находит отклик у окружающих. Харизматическая личность запрограммирована на достижение успеха — мысленный настрой на достижение успеха становится привычкой.

К харизматическим качествам относятся:

  • личная магнетически притягательная сила;
  • воодушевление, испытываемое от выполнения жизненной задачи;
  • отождествление себя с выполняемой работой (это производит впечатление, что человек находится на своем месте);
  • раскрытие собственных способностей;
  • уверенность в своих силах и душевное равновесие;
  • умение сосредоточивать свое внимание на самом главном;
  • коммуникабельность и умение устанавливать долговременные и прочие межличностные отношения;
  • умение мотивировать себя и других;
  • способность находить правильный подход;
  • умение ставить перед собой и другими четкие цели;
  • обаяние;
  • активность и энергичность, умение принимать решение;
  • умение служить образцом для подражания;
  • положительное восприятие жизни.

По материалам книги Л.В. Шалагиновой «Психология лидерства». С-Пб., 2007

См. также: