.
 

© Рамиль Гарифуллин

Психология искусства и творчества

В учебном пособии представлен курс лекций по психологии искусства и художественного творчества, прочитанный автором в Казанском государственном университете культуры и искусства в 2003-2004 г.

Учебное пособие рекомендовано для студентов творческих специальностей.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1.

  • Лекция 1. Введение в психологию художественного творчества
  • Лекция 2.Введение в психологию художественного творчества (продолжение). Рациональное и интуитивное в творческом процессе
  • Лекция 3. Психологические характеристики личности художника и их отражение в творчестве
  • Лекция 4. Проблема таланта и стресс

Глава 2. Психологические подходы художественного творчества.

  • Лекция 5. Психоаналитический подход художественного творчества
  • Лекция 6. Психодраматический (эмпирический) подход художественного творчества
  • Лекция 7. Манипулятивный подход художественного творчества
  • Лекция 8. Диалектико-материалистический подход художественного творчества
  • Лекция 9. Постмодернистский подход художественного творчества
  • Лекция 10. Принцип всемогущества и феномен тщеславия в художественном творчестве
  • Лекция 11. Архетипический подход художественного творчества
  • Лекция 12. Духовно-смысловой подход художественного творчества
  • Лекция 13. Магия как подход художественного творчества

Глава 3.

  • Лекция 14. Психология комического
  • Лекция 15. Проблема таланта в художественном творчестве
  • Лекция 16. Психология воображения

Главная задача данного курса — дать такое понимание художественно творческого процесса, чтобы вы вошли в стезю настоящего художественного творчества. Чтобы открыли в себе способность заниматься творчеством не ради, а вопреки. Потому, что художественное творчество — это основа нашего духовного выживания. Это то, что позволит вам стать творческой личностью.

Художественное творчество — это создание новых эстетических ценностей, вещей и художественных образов, которые радуют своей красотой и порождают эстетические и духовные переживания. Теперь прибавляем к “художественному творчеству” слово “психология” и получается психология художественного творчества — психология создания новых эстетических и духовных ценностей. С одной стороны, это психология, а с другой стороны, это часть традиционной эстетики. И все-таки, чем же отличается эстетика от того, что мы с вами будем изучать? В эстетике творчество представлено без особых психологизмов. Эстетика обобщает нечто вне личности, вне автора, вне его переживаний, вне подходов, которые позволяют человеку творить писать, создавать. Иными словами, в ней больше анализа художественного в творчестве как возможной модели творческой деятельности в более широком смысле. В отличие от эстетики, психология художественного творчества изучает психологические подходы художественного творчества, постигает характер художника, включение его в творческий процесс, психологические закономерности, которые происходили и происходят внутри художника.

В художественном творчестве необходимо различать субъективное и объективное. Когда у вас что-то получается и вы открываете для себя (но не для других) нечто новое, что в вас не было, то в этом, чаще всего заключается элемент субъективного творчества. А есть объективное творчество, когда вы в процессе художественного творчества, создаете нечто новое, не для себя, а для всех, для общества.

Скачать полный текст в ZIP-архиве (Word-файл, 280 kb) »»»

© , 2004 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

 
.
   

Контакты | Реклама на сайте | Статистика | Вход для авторов
Политика публикации | Пользовательское соглашение

© 2001–2021 Psyfactor.org. 16+
© Полное или частичное использование материалов сайта допускается при наличии активной ссылки на Psyfactor.org.
 Посещая сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве.
 Размещенная на сайте информация не заменяет консультации специалистов.