© Рамиль Гарифуллин
Феномен Чуда Нового года школьников в условиях Интернета и виртуализации
Обнаружил, что благодаря компьютерной виртуализации жизни школьников, у них падает способность воображать, и задался вопросом: а не влияет ли это на восприятие Чуда Нового года, в основании которого лежит воображение? Как преобразовывается феномен Чуда у нынешнего поколения по сравнению с теми, кто учился в условиях без Интернета и такой мощной виртуализации жизни.
Радость Нового года — сложное психологическое явление, но в основании его лежит психология Чуда Нового года. Нас интересовало не то, насколько радость Нового года утрачивается или уменьшается, а чем больше всего теперь наполняется эта радость у школьников, в связи с виртуальными образами, в которых пребывает школьник все больше и больше?
Феномен Чуда Нового года — это феномен и психология ожидания и, наконец, его пик — явления Нового года. Ожидание — основание этого Чуда.
Как трансформируются эти ожидания, если школьник уже и так хронически и ежедневно пребывает в ожидании потока Чудес, идущих из виртуальных интерактивных игр и образов? Именно интерактивность виртуальность делает реальной!
Насколько Чудо Нового года уступает или не уступает потоку чудес из компьютера? Мы опрашивали родителей, которые наблюдали и оценивали это явление по сравнению с тем, как они сами раньше воспринимали зимний праздник.
Немалая часть родителей (31 процент) признались, что Новый год все чаще и чаще становится для детей не Чудом, а возможностью выйти на более крупные Чудеса благодаря компьютерным играм и виртуальным образам. Прагматические и реальные установки на жизнь у школьников с каждым годом растут. Значительная часть из них лишь подыгрывает Чуду нового года, чтобы заполучить более сильное Чудо из компьютера и не в одну волшебную новогоднюю ночь, а каждый день и ночь. Процент ночных школьных игроманов растет.
В процессе своих исследований и наблюдений обнаружил, что Интернет со своими динамичными образами, представленными в формате Интернет-играм и различных виртуальных образов уменьшает у школьников способность воображать. Компьютер это делает вместо самого школьника. Школьнику остается только быть пассивным наблюдателем или активным субъектом кнопочного сознания, то есть активно давить на клавиши компьютера.
Недавно был в театре оперы и балета им. Мусы Джалиля на оперетте «Летучая мышь». Отличная постановка. Заметил, что она уже создана по виртуальным принципам. Я смотрел на эту оперетту как на гигантский монитор. Сверху шли тексты. Были экран. Была вуаль, создающая иллюзию того, что все происходящее на сцене, происходит на гигантском киноэкране или мониторе. Школьники с удовольствием тоже смотрели «Летучую мышь», но при этом, видимо, не забывали, что дома их ждет мышь компьютера.
Доцент кафедры дошкольного и начального образования Казанского федерального университета, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин
© Р.Р. Гарифуллин, 2018 г.© Публикуется с любезного разрешения автора