.
 

© Рамиль Гарифуллин

О феномене графоманства

Тема графоманства вызывает бурную критическую реакцию у многих профессиональных писателей.

психология графомана

Истинный критерий оценок современных писателей и авторов, на мой взгляд, не в понятии графоман, а в понятии литературный успех. Не стоит анализировать структуру текста, а нужно анализировать реакцию глубокого и достойного читателя. При этом учесть и успех у массового читателя, как бы его не дооценивали литературные критики. И наконец, истинный критерий заключается и в том, насколько литературное произведение стало частью культуры и даже культовости.

Понятие графомании введено в связи с оценками работников редакций. Это один из многих фильтров потока испражнений авторов. Это понятие должно быть вторичным, так как история литературы показала, что некоторые издательства промахивались, оценивая некоторых авторов как графоманов, а затем, в рамках иных издательств эти же авторы приобретали мощный мировой успех.

Актуальность анализа структуры текста там, где изучаются проблемы психологии искусства (см. работы Л. Выготского) . Это вопрос о том, как текст сам по себе на знаковом уровне вызывает эстетическую реакцию. Но истоки литературного успеха связаны не только с этими механизмами.

Творческий потенциал и талант писателя в настоящее время стал все чаще и чаще измеряться его способностью писать сценарии для кинематографа. В кино это умение образно, кратко, но при этом глубоко передавать эстетику происходящего. Это умение формировать значимые диалоги, которые, порой, становятся ключевым выражением времени и даже эпохи. Это способность к формированию динамики в кадре. Это динамика в самовыражении. Это знание психологии читателя и зрителя, но при этом способность развивать их.

Многие выдающиеся киносценаристы — хорошие писатели, но не всякий хороший писатель является киносценаристом.

Таким образом, голый семантический анализ текста не всегда может быть критерием выявления графоманства.

Порой, достаточно провести профессиональную редакцию над текстом и автор, который идентифицировался как графоман, может стать талантливым писателем. Самое главное, чтобы в тексте автора была некая тематическая, стилистическая, сердобольная, актуальная, антагонистическая, эпохальная, новаторская, универсальная изюминка.

Доцент Института психологии и образования КФУ, писатель, публицист Рамиль Гарифуллин

© , 2020 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

 
.
   

Контакты | Реклама на сайте | Статистика | Вход для авторов
Политика публикации | Пользовательское соглашение

© 2001–2021 Psyfactor.org. 16+
© Полное или частичное использование материалов сайта допускается при наличии активной ссылки на Psyfactor.org.
 Посещая сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве.
 Размещенная на сайте информация не заменяет консультации специалистов.