.
 

© Александр Тузиков

Рационально-психологические идеи в книгах Карлоса Кастанеды

Часть 1: воин, его борьба и отрешенность

В 1968 г. Карлос Кастанеда (1925-1998) опубликовал первую книгу («Учение дона Хуана») из своего знаменитого 12-ти томного цикла. В основе сюжета лежит история общения со старым мудрым индейцем доном Хуаном Матусом. Дон Хуан рассказывает о необычных жизненных принципах, а также комментирует их на различных примерах.

идеи Карлоса Кастанеды

Книги Кастанеды сильно повлияли и продолжают влиять на нашу культуру. Это настоящий кладезь множества интересных и полезных идей, которые могут пригодиться и в поиске способов саморазвития, и в решении проблем повседневной жизни.

Сразу оговоримся, что речь не будет идти о мистике («видение энергии», «двойники», «союзники», «Орел»). Произведения Кастанеды вполне можно и нужно изучать как огромный набор самой разной информации, в том числе практически полезной. Итак, мистические представления по возможности не затрагиваем, а вот идеи и образы, которые можно трактовать в рационально-психологическом ключе, давайте рассмотрим.

Среди них: образ воина, чувство собственной важности, индульгирование, отрешенность.

Образ воина — это объединяющая, смыслоообразующая идея книг Кастанеды. Воин — человек, живущий согласно принципам учения дона Хуана. Подчеркивается, что воин воюет не с внешними врагами, а с внутренними. Вместо того, чтобы увязать в конфликтах с обществом, с другими людьми, следует сосредоточиться на войне со своими собственными слабостями, недостатками. Борьба с индульгированием, избыточным внутренним диалогом, чувством собственной важности не быстрая, она может растянуться на очень долгое время. В новых жизненных ситуациях казалось бы побежденные недостатки снова могут проявить себя, пусть и в  новой форме. Но воин настроен бороться до конца, пока жив, пока «смерть не коснулась его».

«Бесполезно пребывать в печали и ныть, чувствуя себя вправе этим заниматься, и верить, что кто-то другой что-то делает с нами. Никто ничего не делает ни с кем, и особенно — с воином» (3-я книга, «Путешествие в Икстлан»).

Смысл образа воина можно лучше понять, сопоставив его с идеями психологов Джулиана Роттера, Виктора Франкла и Абрахама Маслоу. Роттер известен теорией локуса контроля, в основе которой лежит то, что люди по-разному трактуют причины происходящих событий. Одни делают акцент, выделяют внутренние причины — то, что зависит от них самих, усматривают в событиях прежде всего свою личную роль. «Я поскользнулся, потому что был невнимателен», «пуговица оторвалась потому, что я забыл ее лучше пришить» — примеры интернального локуса контроля. И наоборот, акцент на внешних факторах и недооценка своих личных действий означает, что у человека экстернальный локус контроля («я поскользнулся, потому что дорога скользкая», «пуговица оторвалась, потому что мне не везет»). Чтобы образ воина «подействовал» на сознание и поведение человека, необходимо принятие «интернальных» убеждений и отказ от «экстернальных». Экстерналы готовы тратить всю жизнь на обвинения, осуждение, сожаления, поскольку верят в то, что их жизнь зависит прежде всего от окружающих. Но если человек согласен верить прежде всего в себя, он сосредоточится на развитии своих способностей и на борьбе с тем, что мешает ему укрепить силы.

Виктор Франкл известен как основатель логотерапии — психологической системы, в основе которой лежит идея смысла. Человек, который умеет находить смысл жизни в самых разных ситуациях (сам Франкл сумел выжить в условиях концлагерей, несколько лет находясь на грани смерти), сохранит сильную жизненную мотивацию и душевное здоровье. И наоборот, потеря смысла всегда оборачивается чувством отчаяния, безысходности, потерей воли к жизни. Идея воина претендует как раз на такую воодушевляющую, смысловую роль.

Американский психолог А. Маслоу прославился как создатель «пирамиды потребностей» — иерархической модели ценностей человека. Помимо физиологических потребностей (в жилье, пище, одежде), социально-психологических (общение, карьера, статус) и эстетических, есть и другая, самая главная, без которой даже имея все остальное, человек будет ощущать себя несчастным. Это потребность в самоактуализации, в проявлении своего внутреннего потенциала, в саморазвитии. Лишь развив свои способности, человек способен ощутить душевное удовлетворение и комфорт. А для этого следует знать своих внутренних врагов и ориентироваться на то, чего можно достичь, идя по пути воина.

Индульгирование (от лат. indulgeo — «терпеть, позволять») — потакание собственным слабостям, недостаткам. Здесь подчеркивается: мы вольны потакать или не потакать своим внутренним «врагам». Если мы опять позавидовали, пожадничали, потратили время попусту — значит сделали такой выбор, выбрали поддаться. Пусть в глубине души, но каждый человек всегда знает, когда ошибается, когда сам себе ставит палки в колеса, создавая ненужные ограничения.

Индульгирование тесно связано с защитными механизмами, которым отводится большая роль в психоанализе (учении Фрейда). У каждого человека есть свои способы защиты от неприятной информации, которые он предпочитает применять. Например, вымещение — когда люди выплескивают накопившуюся злость на удобный объект (животных, детей), хотя причина появления злости заключается в другом (начальник на работе, ссора, болезнь и т.д.). Или вытеснение — когда человек «выдавливает» неприятные впечатления, мысли, эмоции в свое подсознание, стараясь забыть о них. Или регрессия — возвращение к детским моделям поведения, когда взрослый человек начинает ныть, капризничать с целью поманипулировать окружающими. Выявлено и исследовано довольно много защитных механизмов (несколько десятков), и все они основаны на нежелании адекватно воспринять ситуацию, на попытке самообмана. Соответственно, осознание своих личных защитных механизмов — одна из основных составляющих саморазвития.

Идея индульгирования подразумевает выбор: когда мы действуем во вред себе, делаем глупости, то тем самым даем себе «индульгенцию», разрешение, моральную лицензию на эти глупости. Индульгирование — это потакание чувству собственной важности, которое является источником внутренних и внешних конфликтов.

Жалость к себе, основанная на чувстве собственной важности, — еще один очень мощный фактор разбазаривания жизненной силы человека. Чрезмерно сожалея о прошлых ошибках или завидуя другим, можно потратить очень много времени и сил. Кроме того, это сильно мешает адекватности восприятия — ведь зацикленный на бесплодных сожалениях человек просто не способен увидеть многие полезные варианты, окружающие его. Избавление чувства жалости к себе означает, что выработана безжалостность, одна из форм отрешенности.

Чувство собственной важности — упрощенно говоря, это завышенная самооценка. Стремление всегда поддерживать свой высокий статус в глазах окружающих побуждает тратить массу сил и времени. А эти ресурсы можно было бы потратить на саморазвитие, на полезные дела, на достижение действительно важных целей. «Чувство собственной важности делает человека безнадежным: тяжелым, неуклюжим и пустым. Человек знания должен быть легким и текучим» (2-я книга, «Отдельная реальность»).

Чувство собственной важности сильно ограничивает человека, мешает раскрыть свой потенциал. Интересно, что и во многих религиях осуждается завышение самооценки, например, в христианстве «гордыня — первый грех». 

В системе Альфреда Адлера самооценке также придается большое значение. Адлер считал, что у каждого человека есть врожденное бессознательное стремление к превосходству. Но оно наталкивается на ограничения общества, в результате чего возникает чувство неполноценности и желание компенсации. В результате люди тратят массу времени и сил, добиваясь славы, денег, власти. В негативном сценарии это приводит к тому, что человек становится тираном, агрессором, в его характере формируются подозрительность, жестокость и мстительность. Позитивный исход — когда компенсация выражается в деятельности на благо общества.

У Кастанеды акценты расставлены несколько иначе. Для него чувство собственной важности — в любом случае «канал утечки», фактор растраты личной силы человека, независимо от того, причиняют его действия вред другим людям, или приносят пользу..

Отрешенность — умение нейтрально, безразлично относиться к чему-либо. Вместо энергозатратного эмоционирования (чрезмерной, головокружительной радости или сильного гнева, страха) возможно научиться воспринимать происходящее спокойно, с «нулевыми» эмоциями.

Отрешенное восприятие жизни — способ избежать многих проблем и при этом сберечь ресурсы для решения по-настоящему важных жизненных задач (укрепление физического здоровья, долголетие). «Воин приходит в мир для того, чтобы учиться и в результате тренировки стать отрешенным наблюдателем, постичь тайну нашего бытия и насладиться торжеством знания нашей истинной природы» (7-я книга, «Огонь изнутри»).

Отрешенность позволяет достичь состояния безупречности — когда человек не может «упрекнуть себя» в индульгировании, жалости к себе, самовозвеличивании.

Отрешенность дает свободу от защитных механизмов, человек перестает использовать вымещение, вытеснение, проекцию и другие бессознательные установки.

Интересно отметить, что к развитию данного качества призывали и древнегреческие философы (Аристотель, Эпикур, стоики) — они подчеркивали, что бесстрастие, невозмутимость (атараксия) лежит в основе спокойной счастливой жизни. Кроме того, отрешенно-безмятежное состояние ума, достигаемое в процессе медитации, является одной из основ буддизма, даосизма и ряда других восточных учений.

Представления о пути воина, индульгировании, чувстве собственной важности и отрешенности лежат в основе идейной системы книг Кастанеды. В следующих статьях проанализируем еще несколько понятий, связанных с ними (перепросмотр, остановка внутреннего диалога контролируемая глупость, совет со смертью, сталкинг, стирание личной истории и др.).

См. также:

Пустота — онтологическое, гносеологическое и психологическое значение

© , 2017 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

 
.
   

Контакты | Реклама на сайте | Статистика | Вход для авторов
Политика публикации | Пользовательское соглашение

© 2001–2021 Psyfactor.org. 16+
© Полное или частичное использование материалов сайта допускается при наличии активной ссылки на Psyfactor.org.
 Посещая сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве.
 Размещенная на сайте информация не заменяет консультации специалистов.