© В.В. Луцкович
Проблема смысла жизненной направленности личности как одна из актуальных проблем современной психологической науки
Интерес к проблеме смысла вызван тем, что это понятие может претендовать на «методологический статус», на роль центрального понятия в новой постмодернистской психологии (Д.А.Леонтьев), психологии «изменяющейся личности в изменяющемся мире» (А.Г.Асмолов). Для измерения общего уровня осмысленности жизни современной подростковой и юношеской молодёжью нами были использованы конструкты теста смысложизненных ориентаций Д.А.Леонтьева. Итоги сравнивались с ранее полученными автором эмпирическими общностями понимания, выявленными в письменных текстах респондентов по проблемным вопросам авторской анкеты со свободным конструированием текстов.
В эмпирическом исследовании 2005-го года в заполнении теста смысложизненных ориентаций (СЖО) приняли участие в 411 человек (176-м и 235-ж). Из всех пунктов теста СЖО эмпирически выделено 30 высоко значимых для испытуемых пунктов, характеризующих их отношение к жизни. В результате факторного анализа методом главных компонент, с последующим ортогональным вращением матриц данных, были выявлены пять главных компонент (факторов). В качестве критериев уровня значимости использовался факторный вес rs=0,36 при p(0,05 и rs=0,47 при p(0,01, с учётом которых 30 пунктов опросника теста СЖО объединились в факториальные структуры следующим образом:
I фактор — девять пунктов под общим названием «Управляемость жизнью». Имеет суждения, как: «моя жизнь не подвластна мне, она управляется внешними обстоятельствами» (rs=0,61; p(0,01); «мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности» (rs=0,57; p(0,01); «если бы подводить итог, то моя жизнь не имела смысла» (rs=0,54; p(0,01); «человек лишён возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обязательств» (rs=0,52; p(0,01); «моя жизнь бессмысленная и бесцельная» (rs=0,49; p(0,01); «я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни» (rs=0,48; p(0,01); «я бы построил свою жизнь совершенно иначе» (rs=0,44; p(0,01); «в осуществлении жизненных планов нет успеха» (rs=0,42; p(0,01); «жизнь складывается совсем не так, как представлял её в мечтах» (rs=0,35; p(0,06). Отображается черта «фатализм и безысходность».
II фактор — семь пунктов под общим названием «Самоконтроль и регулирование хода жизни». Это суждения с положительным весом — «я осуществил многое из запланированного в жизни» (rs=0,64; p(0,01); «мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни» (rs=0,55; p(0,01); «моя жизнь вполне осмысленна» (rs=0,52; p(0,01); «я сам управляю своей жизнью» (rs=0,41; p(0,01); «повседневные дела мне приносят удовольствие и удовлетворение» (rs=0,42; p(0,01); «прожил бы жизнь так же, как живу сейчас» (rs=0,36; p(0,05). С отрицательным весом — «всё складывается именно так, как я себе представлял» (rs=-0,52; p(0,01). Воспроизводится черта «самоконтроль и регулирование жизненного процесса».
III фактор — пять пунктов (из них два с отрицательным факторным весом) объединённые под названием «Цели в жизни». Суждения, как: «у меня ясные цели и намерения» (rs=0,67; p(0,01); «моя жизнь осмысленная и имеющая цель» (rs=0,64; p(0,01); «каждый имеет возможность осуществить жизненный выбор по своему желанию» (rs=0,36; p(0,05) характерные для респондентов свыше 23 лет, с незаконченным профессиональным высшим образованием. В этой компоненте с отрицательным весом суждения — «нет определённых целей и намерений в жизни» (rs=-0,53; p(0,01); «моя жизнь пуста и неинтересна» (rs=0,-43; p(0,01), которые в большей мере свойственны испытуемым от 15 до 17, и от 19 до 20 лет, имеющим базовое образование. Черта «целенаправленность — бесцельность».
IV фактор — четыре пункта (из них два с отрицательно значимым факторным весом) под названием «Результативность жизни». Содержит суждения: «еще не нашёл своего призвания и ясных целей» (rs=0,57; p(0,01); «мои жизненные взгляды ещё не определились» (rs=0,52; p(0,01), которые в большей степени присущи испытуемым 14, 15, 16 и 17 лет, проживающим в г. Минске, имеющим базовое образование. И суждения — «в жизни я нашёл своё призвание и ясные цели» (rs=-0,56; p(0,01); «мои жизненные взгляды вполне определились» (rs=-0,54; p(0,01) в большей мере типичные для респондентов 18 лет, из Минской области, со средним образованием. Черта «успешность — неспешность в жизни».
V фактор — пять пунктов (из них два с отрицательно значимым факторным весом) объединились под названием «Интерес и эмоциональная насыщенность жизни». Содержит такие суждения, как: «каждый день жизни новый, не похожий на другой» (rs=0,59; p(0,01); «моя жизнь наполнена интересными делами» (rs=0,51; p(0,01); «моя жизнь волнующая и захватывающая» (rs=0,45; p(0,01), которые больше свойственны для испытуемых с базовым образованием. И суждения «каждый день похожий на все другие» (rs=-0,67; p(0,01); «моя жизнь спокойная и рутинная» (rs=-0,62; p(0,01) характерные в большей степени для респондентов с незаконченным профессиональным высшим образованием «см. табл. П.2.33.2.10». Отображается черта личности «высокий — низкий интерес к жизни».
Таким образом, рассматривая главные компоненты в целом, можно сделать следующие выводы: На 2005-й год по результатам опроса по тесту СЖО, различий между юношами и девушками не обнаружено. Установленная неопределённость в выборе целей жизни и профессионального призвания в большей мере характерна для испытуемых с базовым образованием, в возрасте от 14 до 18 лет. Так в 18 лет, с приобретением среднего образования, взгляды респондентов вполне определяются, а к периоду свыше 23 лет уже вырабатываются ясные и осмысленные цели жизни. Максимальный интерес к жизни наблюдается у групп испытуемых с базовым образованием, а снижение интереса у групп с незаконченным профессиональным высшим образованием.
В процессе сопоставление общностей понимания установленных по свободным текстам респондентов с эмпирически выявленными качествами, полученными посредством теста СЖО было выявлено. Наблюдается статистически высоко значимая обратная зависимость между качеством «Управляемость жизнью» и пониманием смысла жизни в реализации через детей — самореализации (p(0,01). Следовательно, увеличение самоконтроля и саморегуляции способствует самореализации, а снижение увеличивает стремления к реализации в жизни через детей. Существует значимая обратная связь этого качества с пониманием благоприятного жизненного уровня в наличии семейного экономического благополучия (p(0,05); благополучия близких и реализации себя (p(0,05). Возможно, это значит, что высокая экономическая зависимость от близких людей приводит к уменьшению способности управлять собственной жизнью. Рост самоуправления благоприятствует индивидуальной экономической самостоятельности. Качество «Результативность в жизни» имеет прямую связь с понимание благополучия близких и реализации себя (p(0,05). Следовательно, чем больше неопределенность у подростка в жизни, тем больше он зависит от близкого окружения, а с выбором призвания и сложившимися взглядами, уже как молодой человек, он констатирует, что реализовал себя. Обратная зависимость между качеством «Интерес и эмоциональная насыщенность жизни» и пониманием материального благосостояния (p(0,05). Следовательно, можно констатировать, что стремление подростков и юношей к высокому уровню материального достатка связано, со стремлением разнообразить жизнь, сделать её интересней и эмоционально насыщенней.
Отмечается высоко значимая обратная связь между качеством «Результативность в жизни» и пониманием значимой сферы жизнедеятельности с одной стороны в сфере музыки или искусства и других общеразвивающих сфер, а с другой в обыденной трудовой деятельности (p(0,01). Поэтому можно сказать, то что подростки от 14 до 17 лет, которые не нашли своё призвание, интересуются общеразвивающими сферами, а юноши 18 лет, которые нашли, видят своё призвание в будущей трудовой деятельности. Между качествами «Управляемость жизнью» (прямая), «Цели в жизни» (обратная связь) и негативным пониманием непрестижных сфер жизнедеятельности связанных с черновым трудом (p(0,01). Вероятно, это указывает на то, что подростки, не имеющие цели жизни, зависят от внешних обстоятельств, безразлично относятся к окружающему и их, как правило, всё устраивает. Подростки же, которые имею чёткие цели, желая независимости от внешних условий жизни, негативно воспринимают не престижную деятельность. Высоко значимые корреляции имеются между качеством «Управляемость жизнью» и пониманием преграды в недостаточном материальном положении (обратная связь при p(0,01 доверительности). Это показывает на понимание подростком и юношей важности наличия капитала для того, чтобы управлять своей жизнью самостоятельно. Между качеством «Результативность в жизни» и пониманием необходимости изменений в сфере самопознания и идеологии (обратная связь при доверительном уровне p(0,01). Подросток понимает, что в процессе работы над собой складывается определённая система мировоззренческих взглядов способствующих индивидуальному выбору призвания, приобщение к определённому образу мысли.
Значимые корреляции (p(0,05) обнаруживаются между гипотетической чертой «фатализм и безысходность» и «образованность или обучаемость — социальный негативизм» (обратная). Выявляется закономерность, что безысходность положения порождают отчаяние и социальный негативизм, а знания развивают возможность самостоятельного осуществления жизненного выбора. Чертой «целенаправленность — бесцельность» и личностными эмпирическими чертами «изменчивость образа мысли» (прямая), «целенаправленная профессиональная реализация — нерешительность» (прямая зависимость). В данной позиции отмечается тенденция подростковой и юношеской молодёжи к целенаправленной жизнедеятельности и рациональному жизненному планированию.
Соотнося выявленные эмпирическим путём виды понимания с качествами личностного смысла жизни. Была установлена прямая зависимость между эмоционально созерцательно интуитивным пониманием и пониманием не подвластности жизни сознательному контролю (чертой «фатализм и безысходность») (p(0,01), испытывают неудовлетворенность жизнью (p(0,05). Между рационально реалистическим пониманием и пониманием целей жизни, и умственной способностью влиять на ход собственной жизни (черты самоконтроль и регулирование жизненного процесса; целенаправленность — бесцельность) (p(0,01). Характеризуя вышеуказанное можно предположить, что, так как девушкам больше свойственно эмоционально интуитивное понимание, то они в большей мере, чем юноши склоны к фатализму и жаловаться на свою судьбу. Насколько юношам больше характерно рационально реалистическим понимание, настолько они в большей мере склоны контролировать свою жизнь и управлять судьбой, целенаправленно двигаться к задуманной мечте. Вышеуказанные эмпирические данные целесообразно учитывать в педагогическом процессе.
См. также:
Психологические особенности
жизнепонимания личности
Психологические
особенности жизнепонимания личности в зрелом возрасте
© 2006 В.В. Луцкович
© Публикуется с любезного разрешения автора