.
 

© Владимир Наумов

Альтернативная психодидактика для корпоративного образования

Построение системы бизнес-обучения предполагает создание специфической образовательной среды. Эта среда должна, с одной стороны, отвечать возрастным и индивидуальным особенностям зрелых людей, севших за корпоративную парту, и, с другой, содействовать достижению организационных целей. Неотъемлемая составляющая такой среды — учебные курсы и тренинги. Концептуальное решение по их созданию и любопытный опыт практической реализации был предпринят усилиями двух компаний. Их название и местоположение мы не будем обнародовать, дабы не превращать научно-методический материал в рекламный. Скроем участников этого масштабного инновационного проекта, результаты которого, думается, заслуживают пристального внимания и беспристрастного изучения, под условными именами «Исполнитель» и «Заказчик».

Речь пойдет о следующих мультимедийных программах для корпоративного университета Заказчика:

1. О тренинге «Навыки продаж в открытых офисах» для смешанного обучения специалистов отделов продаж. При этом очному тренингу должна предшествовать работа с тренингом электронным;

2. О тренинге-игре «Креативность. Инициативность. Ответственность» («КИО») для сотрудников колл-центров;

3. О курсах «Деловая командировка» и «Корпоративный стандарт по английскому языку компании «Заказчик» (оба для дистанционного изучения английского языка).

По замыслу «Заказчика», эти курсы должны были не просто пополнить электронную библиотеку корпоративного университета, но и на деле продемонстрировать выгоды и преимущества e-Learning как такового, переломить настороженное и даже скептическое отношение менеджмента и рядовых сотрудников к компьютерному и дистанционному обучению.

Необходимость разработки инновационных курсов, напрямую нацеленных на HRM-результат: профессиональный рост, личностное развитие, карьерное продвижение, адаптацию и мотивацию персонала — потребовала поиска нетривиальных подходов. «Исполнитель» остановился на альтернативной педагогике, ведущий постулат которой гласит:

содержанием образования являются наличные знания и опыт самого учащегося.

Академические знания, находящиеся вовне по отношению к сознанию и трудовой деятельности обучаемого, рассматриваются как средство совершенствования индивидуальных знаний и опыта.

Иными словами, в основу учебного процесса кладутся те знания, умения и навыки (а с ними — потребности, эмоции и чувства, ожидания и цели и др.), которыми располагает сам сотрудник. В ходе обучения эти знания и умения, с одной стороны, испытываются на прочность, применимость и, при необходимости, корректируются. С другой, конкретизируются, пополняются и развиваются в ходе столкновения с теми недостающими сведениями, которые необходимы для эффективной деятельности в организации.

При разработке продуктов «Исполнитель» руководствовался следующими психолого-педагогическими принципами альтернативной психодидактеки:

1. Учебное средство выполняет наставническую функцию. Поскольку в условиях электронного обучения отсутствует прямой контакт преподавателя (тренера) и обучаемого, сам учебный (тренинговый) курс должен взять на себя роль наставника, т.е. обеспечивать немедленную обратную связь по результатам решения всех кейсов, а также управление эмоциями и чувствами, а не только чисто познавательными процессами. Отдельные задания курсов специально направлены на устранение неконструктивных стереотипов, представлений и переживаний обучаемых.

2. Активность учащегося предшествует активности обучающего. Суть этого принципа в том, что обучаемый имеет возможность осуществлять, планировать и модифицировать свою деятельность, высказывать свою точку зрения, оценивать характер и качество предлагаемых заданий и выдвигать собственное решение тех или иных вопросов до того, как ему будет предложен правильный или приемлемый «академичный» ответ.

Так, одна из задач тренинга-игры «КИО» — помочь рядовому сотруднику выдвинуть и презентировать реальную деловую инициативу и воплотить ее в компании. С этой целью он проводит маркетинговое исследование своей инновации, составляет план ее реализации и оформляет в письменном виде в соответствии с корпоративными требованиями. После этого инициатива работника изучается и оценивается менеджментом компании.

3. Теоретические сведения (если таковые присутствуют в продуктах) выполняют лишь справочную и вспомогательную функции. Сначала обучаемый решает ту или иную учебную задачу и лишь затем сопоставляет ее решение с тем, как это «делает» теория. В результате теоретические сведения «падают» на уже «взрыхленную» в ходе самостоятельной работы «почву». Такой подход соответствует особенностям обучения взрослых людей, предпочитающих познавать в процессе делового общения или эксперимента. Так обеспечивается индивидуализированное, критическое или творческое восприятие знаний, минимизируются угрозы механического заучивания, догматизма, стереотипизации умений и навыков.

4. Содержание курсов должно быть доступным и посильным независимо от уровня базовой компетенции учащегося. Обучаемый ставится в такие учебные ситуации, которые ему под силу разрешить самостоятельно с той или иной степенью точности и полноты. Здесь нет и не может быть верных или неверных действий обучаемого. Они могут быть лишь более или менее верными (полными, точными, оптимальными).

Учебные ситуации иносказательно или буквально имитируют повседневную деятельность и требуют решения проблемных, игровых или поисковых задач. Поскольку между наличными знаниями и опытом и их применением в нестандартной ситуации существует «разрыв» (между знанием–незнанием или умением–неумением), возникает состояние неопределенности, творческое напряжение, связанное с необходимостью выбора той или иной поведенческой реакции. Благодаря этому обеспечивается активность обучения, уходит страх ошибиться. Стремясь же к более высоким результатам, обучаемый вступает в соревнование с самим собой.

5. Принцип «самоуничтожения игры». Игровая форма в созданных продуктах — не самоцель, а инструмент развития персонала. Ее назначение не в том, чтобы позабавить сотрудников. Так недолго заразить их «игроманией», превратив обучение в дармовое развлечение. Назначение игры — «умереть», поскольку она призвана в вымышленных (и безопасных) условиях развить необходимые знания, отработать умения и навыки так и в такой степени, чтобы они из «ненастоящих» игровых действий легко и незаметно перенеслись в реальную организационную деятельность. Игра — это полигон, тяжкие маневры на котором облегчают жизнь в бою. Игра — всегда предшественник практической деятельности, поскольку последней в норме предшествует целеполагание и/или планирование, являющиеся не чем иным, как игрой ума.

Все перечисленные мультимедийные продукты внедрены в систему корпоративного университета «Заказчика» и довольно успешно эксплуатируются уже около года. К примеру, около 50% всех сотрудников, работавших с «Навыками продаж…» изъявили желание «пройти» тренинг во 2-й и даже в 3-й раз.

Опыт использования продуктов в «Заказчик Университете» показал, что поставленная сверхзадача — разработка и внедрение средств дистанционного обучения, приближающихся по эффективности к очному — в целом достигнута. Удалось это прежде всего благодаря двум обстоятельствам:

1. опоре на альтернативную психодидактику, которая позволяет повернуться лицом к персоналу, опираться на индивидуальные особенности каждого из сотрудников, безболезненно адаптируя их к нормам организационной деятельности в ходе корпоративного обучения;

2. теснейшему взаимодействию и согласованности действий «Заказчика» и «Исполнителя» на всех этапах реализации проектов: от замысла до внедрения и сопровождения электронных тренингов. К примеру, многие тренеры «Заказчика» принимали участие в обсуждении продуктов еще на стадии их разработки, а сейчас успешно работают с ними в ходе смешанного обучения.

Разработка и использование обучающих и тренинговых программ в русле концепции альтернативной психодидактики продемонстрировали ее эффективность и возможность построения на ее основе полномасштабного и полноценного корпоративного обучения. Не только дистанционного, разумеется.

Владимир Валентинович Наумов,
методист, тренер-консультант
Компания «МедиуМ»
www.amedium.ru, www.etrainings.amedium.ru
naumov@amedium.com

Продолжение темы: 
Общение и дистанционное обучение
Творческий eLearning, или Как создавался тренинг креативности
Имитатор креативности: от практики к теории

© В.В. Наумов, 2006 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора.

 
.
   

Контакты | Реклама на сайте | Статистика | Вход для авторов
Политика публикации | Пользовательское соглашение

© 2001–2021 Psyfactor.org. 16+
© Полное или частичное использование материалов сайта допускается при наличии активной ссылки на Psyfactor.org.
 Посещая сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве.
 Размещенная на сайте информация не заменяет консультации специалистов.