© Рамиль Гарифуллин

Постмодернизм в психологии
9. Постмодернисткая психология и Путин

««« К началу

Некоторые СМИ переживают, дескать, Владимир Путин, в настоящее время находится в невротическом состоянии, которое вызвано его преемником Дмитрием Медведевым. Но так ли это на самом деле? Если предположить, что это так, то было бы интересно и полезно разобраться (для Президента и читателей) в причинах невроза нашего Президента. Часто невротическое состояние вызывается подвешенностью между двумя чувствами. Личность в таких случаях как бы застревает и не может вырваться из этой психологической ловушки. Между чем и чем застрял наш Президент?

Анализ, проведённый мною, показал, что Путин застрял между двумя противоположными верами: верой в модернистскую (традиционную и классическую) психологию и верой в постмодернистскую психологию. И, действительно, с одной стороны, Путин сильно верит в модернистскую психологию, согласно которой прогнозы о личности можно делать на основе анализа её прошлого (преданности и иных позитивных поведенческих заслуг Д. Медведева), на основании устойчивых психологических характеристик преемника (его личностных смыслов, установок, ценностей). Согласно такой психологии, в которой есть причинно-следственные связи, смыслы, начало и конец, системность, логичность и т.п., можно прогнозировать будущее на основе исходных, прошлых данных личности Д.Медведева (например, скрытая агрессия преемника, выражаемая некоторыми её музыкальными пристрастиями). С другой стороны, Путин, живёт в эпоху возникновения постмодернистской философии (во всяком случае, о ней знают консультанты Кремля), и поэтому догадывается, что не всегда можно доверять психике другого, полагаясь лишь на прогнозы, основанные на прошлых её проявлениях и характеристиках. Практика показывает, что психика чаще всего бывает непредсказуемой, в силу того, что появляются факторы и ситуации, которые порой настолько основательно перечёркивают её прошлое, что она начинает противоречить своей изначальной сути. В таком случае психика начинает проявлять себя не на основе своих прошлых свойств, а на основе внешней ситуации (ситуационная психология), удивляя окружающих своими основательными трансформациями. Психика «играет в кость или рулетку», забыв о всех своих прошлых установках. Всё это работа постмодернистской психологии.

В своих исследованиях по постмодернистской психологии мною был сформулирован принцип единства модернистской и постмодернистской психологии, как формула, согласно которой, животворящая и непредсказуемая психика не может существовать только на основе своей модернистской или постмодернисткой составляющей. Смерть одной приводит к смерти другой, и, в конце концов, к исчезновению человеческой психики. Таким образом, живая душа всегда подвешена (как и душа Путина) между модерном и постмодерном. От этого не уйти никуда.

Так в какую психологию верит наш Президент? Получается, что в обе, и, в этом живость и страдание души нашего президента. И это прекрасно.

Тогда на что же надеется президент? Пожалуй, на торжество постмодернизма не во внутреннем мире (психике), а во внешнем, где имеет место глобализация всего и вся, исчезновение и рассеяние сути всех мировых институтов политики, экономики, религии, спорта, искусства и др. (всё перемешалось и превратилось в «ад того же самого», заправляемого прагматизмом и долларом), где имеет место Смерть Автора (Президент теперь не автор своей страны, а продукт мировой глобализации и объективных экономических условий, где отсутствует его политическая воля в своей стране и в мире).

Верить в то, что Путин спустится на уровень премьера и с большой мотивацией будет работать наивно. Предполагать, что Медведев в силу каких либо причин Путина уволит тоже наивно. Согласно современным постмодернистским реалиям, Путин теперь уже не автор России, то есть уже не Президент и поэтому может легко отдать этот симулякр. Путин, по-видимому, заранее подготовил себе самые значительные в России бизнес-позиции, превратившись не в автора России, а в её скрытого скриптора — монтажёра нефтедолларовых капиталов, которые, к счастью, пока определяют дыхание России, а не институт её президентства. Путин верит, что возврата к модерну не будет никогда, а значит автором России не будет уже никто, то есть никакие преемники. Роль скриптора России позволит Путину нанимать различных талантливых менеджеров эконимики и политики (коим явился Д. Медведев) и называть различными «президентами всего мира», просто президентами, премьер-министрами, министрами и т.п., но это будут слепые менеджеры капиталов, а не руководители животворящей и непредсказуемой нашей Родины.

10. Два года Медведева привели к тупику модернизации. Спасёт постмодернизация

Похоже этап наивного двухлетнего модернизма (так называемой модернизации) в политике Медведева заканчивается. Наивную модернизацию Медведева легко проследить на примере потуг президента в отношении науки. При взаимодействии с ней президент напоминает того самого менеджрёнка, карманы которого набиты лёгкими деньгами, который засовывает в аппарат с одной стороны денежные купюры, а с другой, стороны ждёт выхода продукта. Такие аппараты работают в России, например, выдающие напитки. Эта наивная линейность срабатывания системы оправдана только в примитивных бизнес-системах, которые уже внедрены в России. Вывоз этих систем с Запада (Макдональд, Икеа и др.) состоялся. Телевизионщики завозят в коробках готовые телепроекты и переводят их на русский язык, но они отторгаются. Россия это не Макдональд. Россия страна с непредсказуемым, нелинейным поведением. Поэтому учёные быстро и оперативно на большие деньги не среагируют, причём даже те, которых хотят завлечь обратно в Россию (отравленные Западом наши учёные могут забрать эти «медведевские» деньги и продолжать работать на западную науку так как за этим не уследишь). Наука — это прежде всего творческий процесс, возможный не только при наличии вдохновения, которого не купишь, но и научных школ, которые уже давно прекратили своё существование (оставшиеся из них посредственности делают вид, что существуют, выживая за счёт сдачи в аренду своих апартаментов и т.п.) Популистские потуги Медведева в отношении науки в 2010 году поубавились. Обидно, что он не прислушивается к дыханию времени, отрабатывая на территории России модернистские западные проекты, которые совершенно не адаптируемы к России. Засовывать с одной стороны в чёрный ящик России деньги, а с другой, ждать отдачи наивно. Здесь модернизация не поможет. Нужна постмодернизация.

Ранее в своих исследованиях мною было показано, что животворящая и непредсказуемая Россия не может существовать только на основе своей модернистской составляющей, хотя она тоже необходима. Необходимо внедрение постмодернистских проектов. В противном случае, смерть одной приводит к смерти другой, и, в конце концов, к исчезновению России. Таким образом, живая Россия всегда подвешена между модерном и постмодерном. От этого не уйти никуда. Прогнать этот гнусный постмодерн уже невозможно и делать вид, что его не существует, прикрываясь модернизацией, тоже невозможно. Существует диалектика модерна и постмодерна, которая как маятник. Путин был в постмодерне (впустил в Россию вместе со своим предшественником мировую постмодернистскую стихию). Маятник качнулся в другую сторону модерна и началась медведевская модернизация, которая зрела в период постмодерна Путина. Далее маятник качнётся в сторону вольностей Путина и опять будет постмодерн. Потом опять Медведев и т.д. Вот такой «вечный» политический двигатель-тандем Медведев-Путин. Вот такие, по-видимому, колебания-биения России будут происходить в ближайшие двадцать лет. Вот такая тандемо-мания. Хочется верить, что она не будет развиваться по динамике наркомании, всегда ведущей к концу. Хочется верить, что эта колебательная динамика не будет конвульсивной.

Благодаря вкладу постмодернизма в России уже давно идёт глобализация всего и вся, исчезновение и рассеяние сути всех Российских институтов политики, экономики, религии, спорта, искусства и др. (всё перемешалось и превратилось в «ад того же самого», заправляемого прагматизмом и долларом), где имеет место Смерть Автора (Президент теперь не автор своей страны, а продукт мировой глобализации и объективных экономических условий, где отсутствует его политическая воля в своей стране и в мире.) Медведев теперь уже не автор России, и поэтому может легко отдать симулякр президента обратно Путину (Именно поэтому он его раньше получил от Путина). Медведев должен учитывать, что Путин, по-видимому, уже был не в автором России, а её скрытым скриптором — монтажёром нефтедолларовых капиталов, которые, к счастью, пока определяют дыхание России, а не институт её президентства. Медведев должен осознать, что возврата к голому модерну не будет никогда, а значит автором России не будет уже никто. Именно поэтому модернизация не главное, что может спасти Россию. Роль скриптора России позволит Медведеву нанимать различных талантливых менеджеров экономики, политики, науки и называть различных «вексельбергов» различными «президентами от наук», но это будут слепые менеджеры капиталов, а не руководители животворящей и непредсказуемой нашей Родины. Только объективное понимание постмодернизации России (несистемное понимание, уход от структур, децентрализация, оптимальная открытость, прогноз социальных бифуркаций, деконструкция российского сознания и др.) позволит в нужной мере быть в диалоге с её модернизацией, которая должна быть нашей доморощенной.

 ««« Назад К началу  

© , 2010 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора