Как бедность влияет на мозг
Из-за постоянного стресса возникает «замкнутый порочный круг», подпитывающий себя. Но это можно изменить.

Люди, живущие в нужде, мыслят иначе. Чтобы изменить образ мышления бедных, общественная организация Бостона использует три инструмента: один для взрослых, второй для детей, а третий для всей семьи. С помощью них меняется мышление людей об их личной и коллективной жизни.
Об этом говорится в статье The Atlantic. Ее изложение предлагается вашему вниманию.
Перегрузка «логической» части мозга
Все мы видели эти рисунки на уроках анатомии или биологии в школе: изображения мозга с разными функциями, за которые отвечают разные его части. Передняя часть сразу за лбом — это префронтальная кора. Она отвечает за решение проблем, постановку целей и выполнение задач. Работает она вместе с лимбической системой, расположенной почти в центре мозга. Лимбическая система обрабатывает эмоции и запускает эмоциональные ответы — отчасти из-за того, что в ней сохраняется долговременная память.
Как показывает все больше научных исследований, когда человек живет в нищете, лимбическая система постоянно посылает в префронтальную кору сигналы страха, тревоги и стресса. Это перегружает те части мозга, которые отвечают за решение проблем, постановку целей и выполнение задач наиболее эффективным способом.
Рано или поздно такое происходит со всеми, независимо от материального статуса. Эта перегрузка может быть вызвана большим количеством различных факторов: от чрезмерного стресса в определенный день на работе до чрезвычайной ситуации в семье.
Люди, живущие в нищете, несут дополнительный груз постоянного стресса.
Они всегда должны сводить концы с концами, а кроме того, часто сталкиваются с предубеждениями относительно себя, что добавляет дополнительное напряжение и даже психотравмы в их повседневную жизнь.
Современная наука говорит: когда ресурсы мозга постоянно используются этим переживаниями и страхами — у него просто не остается значительного запаса для других вещей.
Проект экономической мобильности или EMPath (Economic Mobility Pathways) создал на основе этих данных целую модель, описанную в отчете 2014 года под названием Using Brain Science to Design New Pathways Out of Poverty (Использование науки о мозге для разработки новых путей выхода из бедности). Эта бостонская неправительственная организация сосредоточилась на улучшении экономической самодостаточности семей.
EMPath годами учила взрослых и следила за тем, как это передается детям. Ныне организация ставит в центр своей модели детей. Она предлагает новые пути выхода из нищеты, которая передается из поколения в поколение. Для этого используется наука о мозге.
Дети в центре внимания
Глава организации Элизабет Бебкок (Elisabeth Babcock) говорит, что люди, живущие в бедности, часто застревают в порочном круге, когда стресс приводит к принятию ошибочных решений. Эти решения накладываются на другие проблемы и усиливают у людей убеждение в том, что они не могут улучшить свою жизнь.
«Мы пытаемся создать положительные круги, когда люди видят, что они могут совершить что-то, во что, возможно, сами не верили — и после этого чувствуют себя увереннее», — говорит Бебкок.
Возможно, этот шаг позволяет заработать больше денег или решить проблему ухода за детьми, улучшить их поведение. Или же просто позволяет почувствовать контроль над собственной жизнью. Все эти вещи уменьшают стресс, высвобождая больше умственных ресурсов для дальнейших позитивных шагов.
Постоянное переживание стрессов и опасностей, связанных с бедностью, по-настоящему изменяет мозг людей.
Эл Рейс (Al Race), заместитель директора Центра по детскому развитию в Гарвардском университете, который давно сотрудничает с EMPath, говорит: «Дети, которые вырастают в бедности и остаются в нищете, испытывают двойное влияние. Однако те части мозга, о которых идет речь, известны своей особой пластичностью. Они могут усиливаться и улучшаться также и во взрослом возрасте».
Проект EMPath по межпоколенческой мобильности называется Intergen. Он использует три инструмента: один для взрослых, второй для детей, а третий для всей семьи. С их помощью формируется мышление людей об их личной и коллективной жизни.
Инструменты для детей и взрослых используют метафору моста для иллюстрации того, как разные сферы важны для окончательного успеха: в соответствии с этой метафорой, если ослабла хоть одна опора моста, он весь может рухнуть.
- «Мост самодостаточности» для взрослых разъясняет родителям, что нужно иметь в виду стабильность семьи, благосостояние, управление финансами, образованием и повышением квалификации, работу и мнения о карьерных перспективах.
- «Детский мост к лучшему будущему» подобным образом учит детей мыслить в терминах здоровья и благосостояния, социального и эмоционального развития, контроля над собой, подготовки к независимости, образовательного развития.
- «Семейный трос для буксировки авто» («Family Carpool Lane Tool») помогает родителям и детям согласовывать индивидуальные и семейные цели. Чтобы, работая вместе, они могли «избежать пробок и проехать по скоростной полосе».
Менторы-наставники программы Intergen посещают семьи, участвующие в программе, и помогают детям и взрослым принимать решения, ориентированные на будущее с учетом реального контекста. Их цель — помочь взрослым стать наставниками как для себя самих, так и для собственных детей. В конце концов, надеются менторы программы, потребность в них самих отпадет.
Например, Стефани Брюк (Stephanie Brueck), старшая координатор проекта межпоколенческой мобильности, недавно работала с матерью-одиночкой Джинель, которая попросила не называть ее фамилии, и с ее четырьмя дочерями и одним сыном в возрасте от детсадовского до университетского.
Брюк помогла членам семьи сформулировать как личные, так и общие цели. Самая молодая девочка, 5-летняя Сайрес, имеет медицинскую проблему и нуждается в инвазивной хирургии, но медицинское вмешательство можно отсрочить с помощью упражнений. Семейный врач дал список из десятков упражнений, большинство из которых Сайрес самостоятельно выполнять не может. Однако эти упражнения стали целью для Сайреса (и ее матери) в рамках проекта Intergen.
Брюк создала упрощенный план, который помог Джинель подумать о постепенном достижении цели: начать с пяти отжиманий, чтобы наконец достичь рекомендованных 25. Впоследствии Джинель рассказала, как странно, что тогда в стрессе она сама до такого не додумалась. «Я ведь взрослая, у меня есть свой мозг», — говорит она. Однако описывает, как из-за перегрузки просто сдалась и отказалась от упражнений для дочери.
«В зависимости от того, насколько занят твой ум или насколько загружена жизнь, ты часто начинаешь видеть мир как черное против белого. «Я должен это сделать» или «Я не могу этого сделать». Вместо того чтобы начать делать то, что нужно — хотя бы частично, если не можешь выполнить полностью. На самом деле жизнь серая», — говорит Джинель.
В семьях, участвовавших в проекте Intergen по крайней мере в течение года, 86% детей продемонстрировали увеличение успеваемости. По самооценке почти девять из десяти семей заявили о росте «порядка» в доме — на основе другого внешнего оценивания, которое просило сообщить об уровне «домашнего хаоса».
Упомянутая выше клиентка программы Джинель говорит, что обучение определению и достижению семейных целей не просто усиливает близость в семье (хотя и это является особым преимуществом).
«Это дает им возможность понять, что они могут что-то изменить».
Возможно, речь идет частично о психотерапевтическом эффекте, но Бебкок называет эти результаты поразительными. «В наших программах участвуют люди, которые полностью вырвались из бедности, работают и зарабатывают достаточно, чтобы содержать семью», — сказала она.
Позднее EMPath создала пилотные проекты, подобные бостонскому, в городах Джексон (штат Миссисипи) и в Сиэтле (штат Вашингтон).
Большинство организаций, работающих с семьями с низким доходом, пытаются привязать их к определенной работе. Остальные — к определенному месту жительства. EMPath пытается сделать так, чтобы эти семьи смогли сами поддерживать себя.
Менторы EMPath изучают работу мозга, а их вмешательство направлено на то, чтобы, прежде всего, преодолеть негативное влияние прошлого на мозг и попытаться изменить поведение в будущем.
Бедность объективно создает барьеры, в частности для контроля над собственной жизнью. Если невозможно изменить все обстоятельства, в которых оказался человек или семья, то можно хотя бы сломать психологические барьеры, разбить обстоятельства на части и начать решать проблемы хотя бы частично, как описано выше.
Как показывает опыт EMPath, понимание работы человеческого мозга можно использовать для создания длительных изменений в положительную сторону.
См. также: